Народные традиции в гражданском воспитании младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 10:15, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: необходимость включения народных традиций в воспитание гражданственности младших школьников.
Цель и предмет исследования определили необходимость решения в ходе работы следующих задач:
1. Определить сущность, функции и система гражданского воспитания.
2. Проанализировать с исторической точки зрения развитие гражданского воспитания в отечественной педагогике.
3. Определить место воспитания гражданственности в современной школе.
4. Выявить особенности гражданского воспитания в начальных классах.
5. Проанализировать УМК, обеспечивающие приобщение младших школьников к культуре гражданственности.
6. Определить совместную деятельность школы и семьи по гражданскому воспитанию младших школьников.
7. Рассмотреть гражданское воспитание школьников и пути его совершенствования в г. Казани.
8. Выявить особенности народных традиций как средства гражданского воспитания младших школьников.
9. Определить осуществление гражданского воспитания младших школьников посредством народных традиций на примере средней школы № 98 Вахитовского района г. Казани РТ.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование необходимости гражданского воспитание в младших классах 8
1.1. Сущность, функции и система гражданского воспитания 8
1.2. Исторический анализ развития гражданского воспитания в отечественной педагогике 11
1.3. Воспитание гражданина в современной школе 25
1.4. Особенности гражданского воспитания в начальных классах 32
Глава 2. Приемы и методы по воспитанию гражданственности в младших классах 40
2.1. Анализ УМК, обеспечивающих приобщение младших школьников к культуре гражданственности 40
2.2. Совместная деятельность школы и семьи по гражданскому воспитанию младших школьников 45
2.3. Гражданское воспитание школьников и пути его совершенствования в г. Казани 50
Глава 3. Гражданское воспитание младших школьников посредством народных традиций 61
3.1. Народные традиции как средство гражданского воспитания младших школьников 61
3.2.Осуществление гражданского воспитания младших школьников посредством народных традиций на примере средней школы № 98 Вахитовского района г. Казани РТ 66
Заключение 71
Список использованной литературы 73

Работа содержит 1 файл

Диплом Народные традиции в гражданском воспитании младших школьников.docx

— 388.73 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение 3

Глава 1. Теоретическое обоснование необходимости гражданского воспитание в младших классах 8

1.1. Сущность, функции и система гражданского воспитания 8

1.2. Исторический анализ развития гражданского воспитания в отечественной педагогике 11

1.3. Воспитание гражданина в современной школе 25

1.4. Особенности гражданского воспитания в начальных классах 32

Глава 2. Приемы и методы по воспитанию гражданственности в младших классах 40

2.1. Анализ УМК, обеспечивающих приобщение младших школьников к культуре гражданственности 40

2.2. Совместная деятельность школы и семьи по гражданскому воспитанию младших школьников 45

2.3. Гражданское воспитание школьников и пути его совершенствования в г. Казани 50

Глава 3. Гражданское воспитание младших школьников посредством народных традиций 61

3.1. Народные традиции как средство гражданского воспитания младших школьников 61

3.2.Осуществление гражданского воспитания младших школьников посредством народных традиций на примере средней школы № 98 Вахитовского района г. Казани РТ 66

Заключение 71

Список использованной литературы 73

Приложения 77

 

Введение

Гражданское общество - общество граждан высокого социального, экономического, культурного  и морального статуса, создающих  вместе с государством развитые правовые отношения. Это бесконечный процесс  совершенствования общества и человека, охватывающий все стороны жизни.

Наличие гражданского общества - важнейший  признак и условие существования  демократического государства, строительство  которого является главной задачей  современной жизни. Основной и наиболее активной производительной силой такого строительства должны выступать  молодые поколения наших сограждан.

Сущность  понятия «гражданственность» в  его высоком личностном смысле, сводится в основном к способности убежденно  и ответственно сознавать свои права  и обязанности и, руководствуясь ими, действовать на пользу родине, народу. Гражданственность - это высшая ступень развития нравственного  сознания личности. Педагоги выражают по этому поводу беспокойство: нельзя растить детей «отчужденных» от жизни и интересов своего государства, людей без Отечества.

Гражданское самосознание - важная составная часть  общественного сознания и общественного  мнения. Являясь одной из основ  социального сознания и ориентиром гражданского поведения, гражданское  самосознание окрашивает в специфические  тона социальное воспитание, формирование впечатлений о соотнесенности социальных событий.

Самосознание  ребенка усиленно формируется в младшем школьном возрасте. Его представления о себе, наряду с личными качествами, включает характеристики, которые связаны у взрослого с осознанием своей принадлежности к разным социальным группам: определенному полу, семье, народу, государству. Обычно акцент в разговоре о гражданском воспитании ставится на том, насколько важно для общества растить активных в будущем его членов, готовых участвовать в управлении этим государством.

«Присвоение»  родной культуры - важнейшая задача развития ребенка, но она же и есть составляющая процессов патриотического  и гражданского воспитания. Другая их составляющая - воспитание гражданина цивилизованного общества, гражданина своей страны.

Педагогическая  наука выявила изменчивый характер отношений детей и взрослых, вызванный  социальными переменами, расшатыванием  традиционных механизмов передачи гражданских  и нравственных ценностей. Многообразие методик гражданского воспитания, целей  и методологических оснований воспитательных систем образовательных учреждений требуют от науки обозначения  существенных положений, знание которых  позволит воспитателю планировать  и оценивать свою деятельность в  области воспитания гражданских  добродетелей у младших школьников.

Изменившиеся  социально-культурная и педагогическая ситуации обозначили следующие проявления актуальности исследования, которая определяется необходимостью развития социально и индивидуально-ориентированного воспитания, использованием взаимосвязи педагогики с народными традициями для построения основ применения гражданских добродетелей в гражданском воспитании младших школьников.

В теоретическом  плане актуальность определяется необходимостью гражданского воспитания у младших школьников.

Взаимосвязь целей, принципов, содержания, форм и  средств гражданского воспитания школьников представлена значительным количеством  теоретико-педагогической литературы (В .И. Кожокарь, Е.В. Известнова, И.М. Дуранов, Даваа Жагдагийн, О.И. Волжина, P.P. Бандура, Н.А. Шатунова, Л.К. Фомичева, Л.Н. Щербакова, Д.С. Яковлева, Ю.А. Маришкина, В.В. Мартынова, А.К. Нургалиева и др.), но остается нерешенным вопрос интеграции народных традиций в гражданское воспитание младших школьников.

В практическом плане актуальность определяется условиями  предоставления педагогу права выбора того, как следует осуществлять воспитание юного гражданина, современные педагоги (учителя) не осознают необходимости использования народных традиций в гражданском воспитании юных граждан Российской Федерации.

Вышесказанное определило цель исследования: необходимость включения народных традиций в воспитание гражданственности младших школьников.

Предмет исследования: Народные традиции в  гражданском воспитании младших  школьников.

Объект  исследования: процесс гражданского воспитания учеников начальных классов.

Цель  и предмет исследования определили необходимость решения в ходе работы следующих задач:

1. Определить  сущность, функции и система гражданского воспитания.

2. Проанализировать  с исторической точки зрения  развитие гражданского воспитания в отечественной педагогике.

3. Определить  место воспитания гражданственности  в современной школе.

4. Выявить  особенности гражданского воспитания в начальных классах.

5. Проанализировать  УМК, обеспечивающие приобщение младших школьников к культуре гражданственности.

6. Определить  совместную деятельность школы и семьи по гражданскому воспитанию младших школьников.

7. Рассмотреть  гражданское воспитание школьников и пути его совершенствования в г. Казани.

8. Выявить  особенности народных традиций как средства гражданского воспитания младших школьников.

9. Определить  осуществление гражданского воспитания младших школьников посредством народных традиций на примере средней школы № 98 Вахитовского района г. Казани РТ.

Для решения  поставленных задач был использован  комплекс исследовательских методов: теоретический анализ философской, психологической, педагогической литературы в аспекте изучаемой проблемы; педагогический эксперимент; наблюдение за игровой деятельностью детей; изучение продуктов детской деятельности; опросные методы.

Базой экспериментального исследования явилось общеобразовательное учреждение: средняя школа № 98 Вахитовского района г. Казани.

Научная новизна исследования заключается  в следующем: теоретически оформлена и практически доказана необходимость воспитания основ гражданственности у младших школьников путем интеграции элементов народных традиций в образовательный процесс.

Теоретическая значимость исследования состоит в  том, что:

- на основе  историко-логического анализа определены  концептуальные подходы исследуемой  проблемы и конкретизировано  понятие «гражданственность в  младшем школьном возрасте» с позиций интегративного подхода;

- разработана  и теоретически обоснована педагогическая  технология воспитания основ  гражданственности у младших школьников путем внедрения в образовательный процесс элементов народного творчества.

Практическая  значимость исследования заключается  в апробировании педагогической технологии воспитания основ гражданственности  у младших школьников в возможности внедрения данной технологии в практику начального образования. Результаты опытно-экспериментальной работы могут быть рекомендованы родителям, включены в спецкурсы и спецсеминары, преподаваемые на факультетах начальной педагогики в педагогических вузах, колледжах, училищах, а также на курсах повышения квалификации работников образовательных учреждений.

Структура работы: Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

 

 

Глава 1. Теоретическое  обоснование необходимости гражданского воспитание в младших классах

1.1. Сущность, функции и система гражданского воспитания

Гражданское воспитание представляет собой систему  общечеловеческого ценностного  отношения к глобальным проблемам, социальным группам, отдельным личностям, их деятельности, к явлениям общественной жизни и сознания. Оно гражданское потому, что определяется принципиальными общегосударственными, конституционными мировоззренческими позициями, воплощающимися в реальную практику общественных отношений [1].

Система гражданского воспитания включает в  себя: комплекс целей-функций, формируемых с учетом возрастных возможностей усвоения общегражданских и общечеловеческих политических идей детьми; содержание и формы гражданского воспитания в школе, внешкольных и общественных организациях, средств массовой информации, трудовых коллективов. Ей присущи противоречия и «механизмы» их разрешения, обеспечивающие также определенные критерии гражданской воспитанности.

Цели-функции  гражданского воспитания разделяются  на образовательные, воспитательные и  развивающие [3, c.11-12].

Образовательная цель-функция заключается в том, чтобы раскрыть школьникам общечеловеческие и общегражданские ценностные ориентации перестройки и обновления общества, вооружить школьников умениями политического диалога и культурного ведения дискуссии, ораторского и организаторского искусства, четкого и ясного изложения мысли в свободной устной речи. Оно развивает способность эмоционального, убедительного, аргументированного монолога, обращенного к слушателям, формирует у школьников устойчивую систему привычного ответственного гражданского сознания, умения отстаивать свои убеждения, учит жить в условиях демократии и гласности.

Воспитательная  функция гражданскоой работы с детьми проявляется по мере включения учащихся в посильную и доступную общественно-гражданскую  деятельность. Именно в ней происходит формирование у школьника таких  чувств высшего порядка, как патриотизм и интернационализм, а также высоких  морально-политических качеств: порядочности, морально-политической чистоплотности в отношениях с людьми, к общественному достоянию, сознательной дисциплинированности, ответственности, политического чутья, критичности, способности исправить свои ошибки.

Развивающая функция гражданской работы с детьми вытекает из образовательной и воспитательной. Гражданское познание и деятельность формируют способность политического мышления, умения каждый общественно важный факт, событие осмыслить с позицией нового мышления.  Школьники учатся самостоятельно разбираться в потоке информации, давать ей оценку, противостоять манипулированию их сознанием.

Цели-функции  гражданского воспитания реализуются  в целостном педагогическом процессе с учетом возрастных возможностей и особенностей детей. В современном мире вся атмосфера общественной и личной жизни людей насыщена политической информацией, противоречивыми установками, оценками, ценностными ориентациями. Дети любого возраста, живя и действуя в этой атмосфере, не изолированы от политических влияний и воздействий. Политическая идеология преломляется в их сознании под влиянием взрослых. Это требует от педагогов и родителей быть вооруженными знанием особенностей детского восприятия политической информации, сознания и осмысления фактов и событий [5, c.38-41].

Школьники среднего возраста, подростки еще  склонны к  восприятию конкретного  и яркого в жизни, но начавшийся процесс самосознания побуждает их к политическому осмыслению происходящего в мире и определению своего отношения к нему. Они окрашенных в их воображении романтикой, стремятся заслужить внимание и уважение старших товарищей. Эти особенности подростков лежат в основе требования самодеятельного характера общественных организаций. В них мальчишки и девчонки проходят школу гражданского воспитания благодаря активной общественно полезной деятельности [28, c.87].

Старшие школьники, юноши и девушки стремятся  к выработке собственных идеалов, определению жизненных целей, которые  помогают найти место в жизни, выбрать профессию и реализовать себя как личность и индивидуальность. Основная масса современных юношей и девушек способна к глубокому освоению идеи гражданственности и политических демократических ценностей, отстаиванию своих убеждений, к самостоятельной оценке политической информации.

Цели  и функции гражданского воспитания школьников достигаются и реализуются благодаря богатому содержанию целостного учебно-воспитательного процесса. Гражданский воспитательно-образовательный характер имеют все предметы учебного плана. Современные дисциплины сегодня прямо выходят на проблемы глобальной политики. В свете глубоко революционных научных открытий миролюбивая полтика России предстает перед учащимися как политика борьба за выживание человечества, сохранение жизни на Земле. Просчеты в воспитании, кризисные явления в жизни общества порождают у некоторой части молодежи политическую инфантильность и индифферентность, современную обломовщину, стремление замкнутся в кругу узколичных эгоистических интересов. Переживание школьникам психологического состояния отчуждения от общества, неполноценности, незрелости, непричастности, непригодности, обусловленного плохой организацией трудового и нравственного воспитания, порождает гражданский вакуум, готовит в сознании молодежи благоприятную почву для воспитания антиобщественных, антиконституционных влияний [12, c.183-189].

Информация о работе Народные традиции в гражданском воспитании младших школьников