Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 10:15, дипломная работа
Цель исследования: необходимость включения народных традиций в воспитание гражданственности младших школьников.
Цель и предмет исследования определили необходимость решения в ходе работы следующих задач:
1. Определить сущность, функции и система гражданского воспитания.
2. Проанализировать с исторической точки зрения развитие гражданского воспитания в отечественной педагогике.
3. Определить место воспитания гражданственности в современной школе.
4. Выявить особенности гражданского воспитания в начальных классах.
5. Проанализировать УМК, обеспечивающие приобщение младших школьников к культуре гражданственности.
6. Определить совместную деятельность школы и семьи по гражданскому воспитанию младших школьников.
7. Рассмотреть гражданское воспитание школьников и пути его совершенствования в г. Казани.
8. Выявить особенности народных традиций как средства гражданского воспитания младших школьников.
9. Определить осуществление гражданского воспитания младших школьников посредством народных традиций на примере средней школы № 98 Вахитовского района г. Казани РТ.
Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование необходимости гражданского воспитание в младших классах 8
1.1. Сущность, функции и система гражданского воспитания 8
1.2. Исторический анализ развития гражданского воспитания в отечественной педагогике 11
1.3. Воспитание гражданина в современной школе 25
1.4. Особенности гражданского воспитания в начальных классах 32
Глава 2. Приемы и методы по воспитанию гражданственности в младших классах 40
2.1. Анализ УМК, обеспечивающих приобщение младших школьников к культуре гражданственности 40
2.2. Совместная деятельность школы и семьи по гражданскому воспитанию младших школьников 45
2.3. Гражданское воспитание школьников и пути его совершенствования в г. Казани 50
Глава 3. Гражданское воспитание младших школьников посредством народных традиций 61
3.1. Народные традиции как средство гражданского воспитания младших школьников 61
3.2.Осуществление гражданского воспитания младших школьников посредством народных традиций на примере средней школы № 98 Вахитовского района г. Казани РТ 66
Заключение 71
Список использованной литературы 73
Оформление, оборудование.
1. Выставка книг и открыток о ВОВ.
2. Запись
голоса Левитана с объявлением
о начале войны, песня “
На доске тема классного часа и эпиграф.
И смотрит на сынов своих Россия,
Как будто лишь вчера закончен бой.
Проходят победители седые,
Победа остаётся молодой.
Ход классного часа
Ребята, посмотрите внимательно на тему классного часа. Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь?
Звучит фонограмма песни “22 июня ровно в 4 часа”.
- 9 мая 2009 года в 64 раз прогремит салют Победы. А в памяти народной и поныне живы безмерные страдания военных лет и безмерное мужество народа.
Год 1941, июнь… Страна жила мирной жизнью, надеясь, что пожар войны, который разгорелся в Европе, не затронет нашу страну. (Начинается сама песня.)
1 ученик.
Июнь… Клонился к вечеру закат,
И белой ночи разливалось море,
И раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя.
2 ученик.
Июнь…Тогда ещё не знали мы,
Со школьных вечеров шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в 45-м, в мае.
Звучит запись голоса Левитана (Объявление о начале войны).
- Так, с голоса известного диктора Информбюро Левитана началось утро 22 июня для русского народа.
Фонограмма песни “Священная война”.
- Эта
песня тревожным набатом
Но сегодня разговор о 1941-1942-м.
Ученик. Не удаётся фашистам прорваться к Москве ни с юга, ни с севера.
- Брать её штурмом, брать её в лоб! – отдают приказ фашистские генералы.
И вот
вечер накануне нового наступления.
Обер-лейтенант Альберт
“Дорогой дядюшка! – строчит Найгман. – Десять минут тому назад я вернулся из штаба нашей гренадёрской дивизии, куда возил приказ командира корпуса о последнем наступлении на Москву…” Пишет Найгман, торопится: “Москва наша! Россия наша! Европа наша! Тороплюсь. Зовёт начальник штаба. Утром напишу из Москвы”.
Новую свою
попытку прорваться к Москве фашисты
начали с самого кратчайшего, Западного
направления. Прорвали вражеские дивизии
фронт под городом Наро-
Торжествуют фашистские генералы:
- Путь на Москву открыт!
Посылают депешу в Берлин:
- Путь на Москву открыт!
Ученик.
Подошла война к Подмосковью.
Ночь в накале зарев долга.
Будто русской жертвенной кровью
До земли намокли снега.
По дорогам гремят тачанки,
Эскадроны проходят вскачь,
Приготовились к бою танки
Возле стен подмосковных дач.
- Гитлеровцы
собирались стереть нашу
Вокруг столицы спешно рыли окопы, возводили проволочные заграждения, устанавливали “ежи” - противотанковые сооружения в виде скрещённых железных брусьев. На подступах к Москве были взорваны мосты, установлены мины. Чтобы обмануть немецких лётчиков, бомбивших Москву, были сделаны неузнаваемыми важнейшие исторические памятники и объекты столицы: Кремль, Большой театр и другие. На Кремлёвской стене нарисовали дома и деревья, появились дома из фанеры и полотна с нарисованными окнами и дверьми на Красной площади. Не блестели купола Кремля. Их покрыли чёрной краской, а стены замазали чёрными и зелёными полосами. На плоских крышах домов, в парках и скверах поставили сотни зенитных орудий для уничтожения бомбардировщиков. В ночное время низко спускаться к земле и прицельно метать бомбы немецким лётчикам мешали аэростаты – огромные воздушные шары из прочного материала, наполненные газом.
Ученик.
Вражеским самолётам
Почувствовав опасность, немецкий лётчик дал очередь из пулемёта. Но поздно.
Раненный
в правую руку, Талалихин, управляя
самолётом левой рукой, протаранил
бомбардировщик, и тот рухнул на
землю. Виктор благополучно на парашюте
спустился на землю. И в честь
отважного лётчика названа
Ожесточённые бои шли и на земле. На подступах к Москве, то есть в Московской области сражалась дивизия под командованием генерала Панфилова. Во время одного боя герои-панфиловцы подбили 14 танков, остальные повернули обратно, а подбить танк очень непросто. Вдруг…они видят новую лавину танков, солдаты приготовились к бою. Встал тут Василий Клочков (политрук) и, обращаясь к солдатам, сказал: “Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва”. Эта фраза стала легендарной, она была в уме каждого солдата, придавала сил каждому воину. Позади Москва, столица, не пропустить. Почти все герои-панфиловцы погибли, но не пропустили врага.
Ученик.
Москва! До последних патронов,
До дольки последней свинца
Мы в битвах! Твоя оборона идёт через наши сердца!
- Взвился “Тайфун”, как ястреб. Рухнул, как камень, в пропасть. Укротили его советские солдаты.
Ну, а как же с письмом Найгмана? Дописал ли его офицер? Нет, не успел. Погиб лейтенант, вместе с письмом остался в снегах Москвы.
Миллионы людей погибли, чтобы на Земле был мир, поэтому так щемит сердце, когда слышишь сообщения о войнах.
Звучит фонограмма песни “В защиту мира”.
Ученик.
Я не хочу, чтоб голос орудийной канонады
Услышал мой ребёнок, мой и твой.
Пусть мир взорвётся криком: “Нет! Не надо!
Мне нужен сын не мёртвый, а живой!”
Цели и задачи:
- развитие нравственно-патриотического воспитания студентов;
- воспитание любви и уважения к своему народу, истории страны, бережного отношения к ветеранам и воинам-интернационалистам;
- привитие священного чувства любви к своей Родине, постоянной готовности к ее защите;
- показать воинскую доблесть, несгибаемое мужество и стойкость русского народа, акцентируя внимание на своих земляках – ишимбайцах.
Оборудование:
- компьютер;
- видеопроектор;
- проекционный экран.
Музыкальное оформление:
- аудиозапись песни “Священная война” (муз. А.Александрова, сл. В.Лебедя-Кумача);
- аудиозапись песни “Богатырская сила” (муз. А.Пахмутовой, сл. Н.Добронравова);
- музыка из кинофильма “Семнадцать мгновений весны”;
- музыка из кинофильма “9 рота”.
Оформление зала:
слова эпиграфа:
Есть в голосе моём звучание металла.
Я в жизнь вошёл тяжелым и прямым
Не всё умрет. Не всё войдет в каталог.
Но только пусть под именем моим
Потомок различит в архивном хламе
Кусок горячей, верной нам земли,
Где мы прошли с обугленными ртами
И мужество, как знамя, пронесли.
плакат “И мужество, как знамя, пронесли”;
плакат “С праздником”;
цветы, воздушные шары.
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
Звучит музыка из кинофильма “Семнадцать мгновений весны” (приглушенно).
Ведущий: (на фоне песни) Все может родная земля! Может накормить теплым и вкусным хлебом, напоить родниковой водой, восхитить своей красотой. И только защитить сама себя она не может… Поэтому защита Отечества и родной земли – долг тех, кто ест ее хлеб, пьет ее воду, любуется ее красотой.
Ведущая:
Сегодня, мы собрались, чтобы поговорить
о русской воинской доблести. В
самом названии этого дня –
День Защитника Отечества – заложено
благородное призвание и
Ведущий:
На протяжении многих веков не раз
приходилось русским людям
Ведущая: Обратимся к истории России и нашего государства.
Вопрос 1. В каком году был принят Закон о праздновании Дня Защитника Отечества? (1995 год).
Вопрос 2. Кто главный герой русских былин? (Богатырь).
Вопрос 3. Назовите самые известные имена былинных богатырей. (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич).
Вопрос 4. Назовите старинное название русского войска. (Рать).
Вопрос 5. Назовите главное сражение Отечественной войны 1812 года. (Бородинское сражение).
Ведущая:
Тебе не раз враги грозили.
Тебя сметали – не смели.
Любовь моя, земля Россия,
Тебя порушить не могли.
Тебя топтали – не стоптали.
Тебя сжигали – не сожгли.
Мы все с тобою испытали
И даже больше, чем могли.
Звучит аудиозапись песни “Богатырская сила” (приглушенно).
Ведущий: (на фоне музыки) Народ помнит своих легендарных героев-стражей: Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алешу Поповича.
(На экране
проецируется картина “Три
Ведущая: В веках осталась и по сей день живет добрая память о русском воине, как о самом мужественном бесстрашном, честном, преданном Отечеству, и верном в дружбе. О русском князе Игоре Святославовиче и храбрости воинов его дружины сохранено и рассказано в русском эпосе “Слово о полку Игореве”.
(На экране
проецируется репродукция
Ведущий: И вновь в 1830 году войско великого князя Дмитрия Донского разбило татаро-монгольские полчища на Куликовом поле.
Ведущая: О подвиге солдат и русского дворянства во время Отечественной войны 1812 года рассказал великий русский писатель Лев Толстой в романе “Война и мир”.
(На экране
проецируется репродукция
|
|
Ведущий: Но не долго отдыхали от ратных дел русские солдаты.
Звучит аудиозапись песни “Священная война”.
Ведущая:
Сорок первый! Июнь.
Год и месяц борьбы всенародной.
Даже пылью времен
Затянуть эту дату нельзя.
Поднималсь страна
И на фронт уходила поротно,
Кумачевые звезды
На полотнах знамен унося.
Звучит, приглушенно, аудиозапись песни “Эх, дороги”.
Ведущий:
Впрочем, это было так давно,
Что как будто не было – и выдумано…
Может быть, увидено в кино,
Может быть, в романе вычитано.
Ведущий: Вы помните этот день?
Ведущая: А вы?
Ведущий: Я не помню
Ведущая: Война, более 60 лет прошло…
Ведущий: Война… от Москвы о Берлина – две тысячи шестьсот километров.
Ведущая: Так мало, правда? Это, если поездом, то менее двух суток, самолетом – три часа.
Ведущий: Перебежками и по-пластунски – четыре года…
Ведущая: Четыре года…
Информация о работе Народные традиции в гражданском воспитании младших школьников