Народные традиции в гражданском воспитании младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 10:15, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: необходимость включения народных традиций в воспитание гражданственности младших школьников.
Цель и предмет исследования определили необходимость решения в ходе работы следующих задач:
1. Определить сущность, функции и система гражданского воспитания.
2. Проанализировать с исторической точки зрения развитие гражданского воспитания в отечественной педагогике.
3. Определить место воспитания гражданственности в современной школе.
4. Выявить особенности гражданского воспитания в начальных классах.
5. Проанализировать УМК, обеспечивающие приобщение младших школьников к культуре гражданственности.
6. Определить совместную деятельность школы и семьи по гражданскому воспитанию младших школьников.
7. Рассмотреть гражданское воспитание школьников и пути его совершенствования в г. Казани.
8. Выявить особенности народных традиций как средства гражданского воспитания младших школьников.
9. Определить осуществление гражданского воспитания младших школьников посредством народных традиций на примере средней школы № 98 Вахитовского района г. Казани РТ.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование необходимости гражданского воспитание в младших классах 8
1.1. Сущность, функции и система гражданского воспитания 8
1.2. Исторический анализ развития гражданского воспитания в отечественной педагогике 11
1.3. Воспитание гражданина в современной школе 25
1.4. Особенности гражданского воспитания в начальных классах 32
Глава 2. Приемы и методы по воспитанию гражданственности в младших классах 40
2.1. Анализ УМК, обеспечивающих приобщение младших школьников к культуре гражданственности 40
2.2. Совместная деятельность школы и семьи по гражданскому воспитанию младших школьников 45
2.3. Гражданское воспитание школьников и пути его совершенствования в г. Казани 50
Глава 3. Гражданское воспитание младших школьников посредством народных традиций 61
3.1. Народные традиции как средство гражданского воспитания младших школьников 61
3.2.Осуществление гражданского воспитания младших школьников посредством народных традиций на примере средней школы № 98 Вахитовского района г. Казани РТ 66
Заключение 71
Список использованной литературы 73

Работа содержит 1 файл

Диплом Народные традиции в гражданском воспитании младших школьников.docx

— 388.73 Кб (Скачать)

2 вед.–  Гость доволен – хозяин рад!

 

7. Классный вечер, посвященный Дню защитника Отечества.

Цели:

1. сплочение классного коллектива и формирование традиций класса;

2. развитие творческих способностей детей, их самостоятельности и инициативы;

3. приобщение к традициям страны.

Участники: учитель, учащиеся, родители.

Процесс подготовки:

1. Создание творческих микрогрупп:

• группа оформителей газеты;

• группа помощников, ответственных за сектора;

• группа, оформляющая открытки;

• группа, изготавливающая медали.

2. Сбор-старт с родителями: распределение  заданий, решение проблем с  оформлением, решение организационных  вопросов.

3. Создание настроя на подготовку  праздника.

4. Оформление кабинета.

Ход вечера

Ведущий. 23 февраля Россия со всей полагающейся торжественностью отметит  День защитника Отечества. Почему? Да потому, что для каждого гражданина Российской Федерации эта дата свята  и непреложна. Как и люди, которые  выполняли, выполняют и будут  выполнять долг перед Родиной.

У этого праздника было несколько  названий отражающих историю российского  воинства: День Красной Армии, День Советской Армии и Военно-Морского Флота. Современный вариант называния  праздника - День защитника Отечества.

Защитник Отечества – мир  на Земле,

Вода в роднике, свежий хлеб на столе,

Надежда, уверенность в завтрашнем дне,

Стабильность и счастье в  огромной стране.

В этот священный день, отдавая  память погибшим защитникам Отечества, мы низко склоняем голову перед подвигами  ныне живущих ветеранов войны. Мы гордимся теми, кто сегодня несёт  боевую службу в рядах Вооружённых  Сил России.

Хотя главные герои этого  праздника – люди военные, по традиции этот день считается праздником всех мужчин. А ведь все мужчины когда-то были такими же мальчиками, как и  те, которые сегодня сидят пред нами. Именно им и посвящён наш сегодняшний  праздник. Ведь пройдёт несколько  лет, и многие из вас пополнят ряды Вооружённых Сил России. Увы, детство  пролетает очень быстро.

Девочки исполняют песню “Детство, детство, куда ты бежишь?” и зачитывают стихи о каждом мальчике из класса.

Итак, начинаем наш праздничный  вечер. Как он будет развиваться, не знает пока никто. Вы видите игровое  поле, в центре поля – юла с  закреплённой на ней указательной стрелкой. Вращая юлу, мальчики определят игровой  сектор. Игровые поля секторов обозначены буквами, а что означают эти буквы, вы узнаете в ходе игры.

Игровое поле разделено на 8 секторов:

• П.О.;

• Д.Д.;

• Н.Н.Г.;

• Ш.;

• В.Н.;

• В.О.;

• С.Н.Д .;

• П.П.

Мальчики вращают юлу, выбирают игровой сектор, которому соответствует  определённый конкурс. Ответственные  за сектора назначались из девочек  заранее, до праздника. Затем вращением  юлы выбирается следующий игровой сектор и т.д.

Конкурсы.

Сектор П.О. – поздравительная  открытка.

Ведущий. Все девочки нашего класса хотели от всего сердца поздравить вас, мальчики, с мужским праздником. Но слова на нашей общей открытке получались какие-то казённые, формальные. Мы договорились хорошенько подумать дома, а сегодня с утра дописать. Да не успели, забот перед праздником было много. Пожалуйста, давайте вместе завершим начатое. Мальчики, помогите подобрать нужные прилагательные для  поздравительной открытки, прилагательные должны быть яркими, звонкими, точными. Я впишу их в текст и затем  прочитаю, что получилось. Пожалуйста, предлагайте! Больше выдумки, больше чувства!

Мальчики называют прилагательные.

Итак, вот какая получилась поздравительная  открытка:

Замечательные и фантастические наши мальчики!

В этот спортивный и забавный день мы от всей души поздравляем вас  с задорным и вкусным праздником! Мы осознаём, что вы представляете  самую громкую часть нашего класса. Мы гордимся, что учимся с такими громадными и бородатыми людьми. Мы нисколько не сомневаемся, что в  прикольном будущем вы сумеете сделать  жизнь класса и школы ещё более  умной и красивой. Желаем вам экзотических оценок, беззубых радостей и сумашедших успехов в личной жизни. Оставайтесь  такими же сильными и смешными, какими мы вас знаем.

Ваши яркие одноклассницы.

Сектор Д.Д. – дороги, дороги.

Ведущий. Сколько дорог исхожено, сколько сапог изношено русским  воином. Куда только не забрасывала  его военная судьбина! Недаром  говорится: “Солдату в походе, что  ни день, то новоселье”. О нём с  уважением и любовью народ  говорит: “Бывалый! Везде побывал, всё  повидал. Многое рассказать может”. Ко всему привычен защитник Отечества: шилом бреется, дымом греется, кашу из топора сварить может.

Эх, дороги! Сколько их осталось позади, а дорога к родному порогу такая  длинная.

Обычный ратный путь начинается с  развилки трёх дорог, с былинного  камня-указателя (ведущий указывает  на рисунок камня-указателя):

Ехать направо - деньги и слава, (зелёная  стрелка).

Ехать налево – конь пропадёт, (жёлтая стрелка).

Если упрямо двинешься прямо  –

Голову сложишь. Значит вперёд! (красная  стрелка)

Ну что ж, по какой дороге вам  идти, каких спутников пошлёт вам  судьба?

Мальчикам предлагается выбрать, не глядя, разрезанные полоски разноцветной бумаги, на которых написаны строки из стихотворений:

на полосках зелёного цвета:

 

Среди нехоженых путей

Один – пусть мой.

Среди не взятых рубежей

Один – за мной.


( В. Высоцкий)

на полосках жёлтого цвета:

Эх, путь-дорожка фронтовая,

Не страшна нам бомбёжка любая.

Помирать нам рановато,

Есть у нас ещё дома дела.


(Б. Ласкин)

на полосках красного цвета:

Солнце скрылось за горою,

Затуманились речные перекаты.

А дорогою степною

Шли домой советские солдаты.


(Н. Ковалёв)

Вот вы и определили себе спутников, объединитесь с ними по цвету ваших  полосок, соберите в целое стихотворение  отдельные строки и зачитайте, что  у вас получилось.

А теперь обратите внимание на цвет стрелки. Она и укажет направление движения. Всем участникам желаем удачи в пути.

Мальчики поделились на три группы. Каждая группа получает своё задание

Зелёная группа – ловкость рук. Многими  качествами должен обладать военный. Ловкость - одно из них. Мальчикам “зелёной”  группы необходимо завязать бант на голове девочки, при этом на руках мальчиков  надеты варежки.

Жёлтая группа – ориентировка на местности. Для выполнения этого  задания понадобятся погремушки, свистки, колокольчики и т.д. Мальчики “жёлтой” группы выстраиваются в  одну линию, им завязывают глаза. Ведущий  даёт команды: “Смирно! Три шага вперёд марш! Кругом! Кругом! Шагом марш!”  Необходимо найти своё место и  погреметь, посвистеть, позвонить.

Красная группа – десерт в пути. На столе тарелка с плиткой  шоколада. Мальчики “красной” группы по очереди бросают кубик. У кого выпадает шесть очков, надевает шляпу, шарф, перчатки, отрезает при помощи ножа и вилки одну дольку шоколада и съедает её. Затем он имеет  право отрезать и съесть следующую  дольку. Участники тем временем продолжают бросать кубик. Если у кого-то выпадет  шесть очков, тот отнимает все  атрибуты и сам принимается за десерт.

Сектор Н.Н.Г. – награда нашла  героя.

Ведущий. Данный сектор связан с вручением  наград за особые заслуги, которые, безусловно, имеются у всех присутствующих “виновников” торжества.

Всем известно авторитетное мнение народного героя и бывалого солдата  Василия Тёркина:

Нет, ребята, я не гордый.

Не загадывая вдаль,

Так скажу: зачем мне орден?

Я согласен на медаль.

Вот и у нас сегодня есть комплект медалей. Приступим к награждению!

Вручаются медали: “Самому галантному”, “Самому весёлому”, “Самому оптимистичному”, “Самому эрудированному”, “За умение выходить сухим из воды” и т.д.

Сектор Ш. – шифровка.

Ведущий. “Плох тот солдат, который  не мечтает стать генералом” –  гласит народная мудрость. Дослужиться  до генерала, продвигаясь по службе благодаря своим деловым и  личностным качествам – вот задача каждого военного. А значит, очень  важно обладать:

смекалкой и находчивостью,

ответственностью и точностью,

отличной физической подготовкой,

весёлым нравом и прочее и прочее.

Это задание позволит выявить самых  сообразительных и находчивых, т.к. будущие воины должны уметь помимо всего и расшифровывать тексты секретных  донесений:

Т У Н В Ч Н И Е К В  О 

Р Д О У Е И Л Г О  Б Ю


(Ответ: трудно в учении, легко  в бою).

В Д Е И Т М Б 

О Е Л Ч Ь Ы Ы

Е О О У – Т Т

Н Н Н Е Б И Ь


(Ответ: военное дело не учить  – битым быть).

ЩА Щ И 

И Н А П 

Д А Ш А

А К А Ш


(Ответ:  щи да каша – пища наша).

Сектор  В.Н. – внеочередной наряд.

Предлагается  мальчикам, например, пришить пуговицу.

Сектор  В.О. – вопрос-ответ.

Заранее готовятся два конверта с карточками:

а) для  мальчиков:

• Генерал

• Полковник

• Лётчик

• Танкист

• Снайпер

• Разведчик

• Пограничник

• Младший лейтенант

• и т.п.

б) для  девочек:

• Я хочу познакомиться с генералом.

• Я хочу познакомиться с полковником.

• Я хочу познакомиться с лётчиком.

• Я хочу познакомиться с танкистом.

• и т.п.

Мальчики  и девочки достают себе по одной  карточке.

Также заранее  готовятся ещё три конверта с  карточками:

а) с вопросами  для мальчиков:

• Верите ли вы в мужскую дружбу?

• Часто ли вы обманываете родителей? 

• и т.п.

б) с вопросами  для девочек:

• Часто ли вам дарят цветы? 

• Вы любите готовить?

• и т.п.

в) с ответами:

• Так точно.

• Не скрою, да.

• В редкие минуты слабости.

• Никогда!

• Пожалуй, да.

• и т.п.

Ведущий. Не секрет, что военные пользуются особой популярностью у девушек. Кому бы из нас не хотелось познакомиться  с капитаном корабля или с  лётчиком-асом? Пустые мечты – скажете  вы. Но сегодня возможно всё! Ведь у  нас в гостях присутствуют: генерал, полковник, лётчик и т.д. С кем  бы вы, девочки, хотели познакомиться? Итак, вы можете получше узнать друг друга при помощи вопросов и ответов.

Пары, образовавшиеся в результате жеребьёвки, обмениваются вопросами и ответами, доставая по очереди карточки из конвертов.

Сектор  С.Н.Д. – слово нашим девочкам.

Девочки показывают номер самодеятельности, например, танец.

Сектор  П.П. – полевая почта.

Ведущий. Куда бы не забросила судьба военного, как бы далеко от дома он не находился, он всегда вспоминает о своей семье, о своих близких. С нетерпением  ждут солдаты вестей из родного дома. А уж если получают посылку, то особая радость. Вот и у нас сегодня  работает полевая почта.

Под музыку мальчики передают друг другу посылку, завёрнутую в несколько слоёв  бумаги. Когда музыка останавливается, тот, у кого в руках свёрток, снимает  первый слой и т.д. Содержимое достаётся  тому, кто снимет последний слой.

 

8. Классный  час "Память, за собою позови..."

Цель: развивать  патриотические чувства и формировать  чувство гордости за свою Родину.

Задачи:

- познакомить учащихся с исторически значимыми для страны датами и событиями,

- прививать интерес к истории,

- формировать чувство любви и гордости за Родину, за подвиг, совершенный русским народом.

Информация о работе Народные традиции в гражданском воспитании младших школьников