Методы, формы и средства воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 12:27, контрольная работа

Описание работы

Цель: охарактеризовать понятия „методы воспитания”, „средства воспитания”; показать основные возможности различных методов и форм воспитания, особенности их содержания и применения; сформировать представление об основных подходах и их выбору и применению.
Основные вопросы темы
Понятие о методе и средстве воспитания.

Работа содержит 1 файл

2_semestr.doc

— 790.50 Кб (Скачать)

По итогам изучения данной темы вы должны уметь:

  • анализировать возможности конкретных организационных форм и методов обучения для индивидуализации и гуманизации обучения учащихся;
  • выделять виды и структуру инновационных процессов;
  • подбирать формы индивидуально-дифференцированного подхода с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учеников.

Литература

  1. Алексюк А.М. Педагогіка вищої школи: Курс лекцій: Модульне навчання/А.М.Алексюк.  
    – К, 1993. –220с.
  2. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике/Ш.А.Амонашвили. – М., 1996.
  3. Ангеловски К. Учителя и инновации/К.Ангеловски. – М., 1991.
  4. Байкова Л.А., Орлова Е.А. Гуманизация школы: Теория и опыт/Л.А. Байкова, Е.А. Орлова. – Рязань, 1999.
  5. Берулава М.Н. Основные направления гуманизации образования /М.Н.Берулава // Гуманизация образования. – 2001. – № 1.
  6. Бим-Бад Б.М. Педагогические течения в начале двадцатого века/Б.М.Бим-Бад. – М., 1994.
  7. Вазина Н.Я. Модульное обучение/Н.Я. Вазина.– Горький, 1990. – 14 с.
  8. Вазина Н.Я. Саморазвитие человека и модульное обучение/Н.Я.ВАзина. – Н. Новгород, 
    1991. – 122с.
  9. Выготский Л.С. Педагогическая психология/Л.С.Выготский. – М., 1991. – 480 с.
  10. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня / Под ред. Н.Л. Селивановой. – М., 1998.
  11. Джуринский А.Н. Зарубежная школа: история и современность/А.Н.Джуринский. – М., 1992.
  12. Дробязко П.І. Українська національна школа: витоки і сучасність: Навч. вид./П. І. Дробязко.  –К.: Видавничий центр "Академія", 1997. – 184 с.
  13. Дусавицький   О.К.   Система   розвивального   навчання:   засади   оновлення /О.К. Дусавицький //Початкова школа. – 1996. – №11. – С. 4 – 6.
  14. Кальф Т. Технологія створення сценарію навчального модуля/Т.Кальф //Рідна школа. – 1994. – №8. – С. 49 – 53.
  15. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта)/ М.В.Кларин. – Рига, 1995.
  16. Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных поисках/М.В.Кларин. – М., 1994.
  17. Комплекс методик изучения и обобщения педагогического опыта на диагностической основе /Под ред. Я. С. Трубовского. – М., 1989.
  18. Лапчинская В.П. Средняя общеобразовательная школа современной Англии. – М., 1978.-216с.
  19. Мельник   В.В.   Дидактичні   засади   проектування   модульно-розвивальних занять у загальноосвітній школі: Автореф. дис. ... канд.пед.наук, 13.00.01 /Івано-Франківськ: Держ. пед. ун-т, 1997. – 16с.
  20. Мельник В.В. Управлінська діяльність керівника школи: критеріальний аналіз підготовки вчителя до модульно-розвивальних занять /Освіта і управління. – 1997. – Т.1. – №2. – С. 139 –146.
  21. На пути к 12-летней школе. Сб. науч. Трудов /Под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского. – М., 2000.
  22. Найн А. Я. Инновации в образовании/А.Я.Найн. – Челябинск, 1995.
  23. Национальная доктрина образования // Учит. газ. – 2000. – № 42.
  24. Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий/Н.Д.Никандров. – М., 2000.
  25. Никандров Н.Д. Современная высшая школа капиталистических стран/Н.Д.Никандров. – М.: Наука, 1978. – 279с.
  26. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров /Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под ред. Е. С. Полат.  – М., 2000.
  27. Образование: традиции и инновации в условиях социальных перемен.  – М., 1997
  28. Огнев'юк В.О. Середня освіта в Україні: проблеми, пошуки та перспективи розвитку /В.О. Огнев'юк // Освіта і управління. –1998.1 – Т. 1. – №4. – С. 7 – 11.
  29. Огнев'юк В.О., Фурман А. В. Принцип модульності в історії освіти/ В.О. Огнев'юк, А.В.Фурман. - 4.1. – К.: УІПК-ККО МО України, 1995. – 84 с.
  30. Орлов А.А. Инновации в региональной системе образования/ А.А.Орлов // Тульская школа. – 1994. – № 2.
  31. Педагогика: Учебник для вузов /Н. Бордовская, А. Реан. – СП6., 2003.
  32. Петровичев В.М. Региональное образование: организация, управление развитием/В.М.Петровичев. – М., Тула. 1994.
  33. Прокопенко Й. Модулна система за усьвьршенствуване на руководни кадри на низова и средни звена/Й. Прокопенко//Проблеми на труды. – 1985. – №2. – С. 11 – 21.
  34. Семенюк Т.В. З досвіду реалізації наукової програми "Школа Розуміння /Актуальні   проблеми   теорії   і   практики   післядипломної   освіти   керівних   і педагогічних кадрів: Матеріали звітної наук. конф. / Т.В. Семенюк. – К., 1998. – С. 145 – 148.
  35. Семенюк Т.В. Наукове проектування і використання граф-схем навчальних курсів  у   загальноосвітній  школі/ Т.В. Семенюк //Актуальні   проблеми   теорії   і   практики післядипломної освіти керівних і педагогічних кадрів: Мат. звітної наук. конф. – Київ, 1998. – Ч. II. – С. 188 – 191.
  36. Семенюк Т.В. Творчий пошук педагога – дослідника/ Т.В. Семенюк //Рідна школа. – 1997. – №2. – С. 14 – 18.
  37. Сенновский  И.Б. Модульная  педагогическая технология  в  школе:  анализ условий и результатов освоения/И.Б. Сенновский. – М., 1995. – 206 с.
  38. Сікорський П.І. Модульно-рейтингова система навчання в ліцеї / П.І. Сікорський //Педагогіка і психологія. – 1997. – №1. – С.31 – 37.
  39. Сковин Е.В. Объединение школьных модулей. – М., 1992. - 86с.
  40. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность/В.А.Сластёнин, Л.С. Подымова. – М., 1997.
  41. Степанов Е.Н.,  Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания/Е.Н.Степанов, Л.М. Лузина. – М., 2002.
  42. Третьяков П.И., Сенновскии Й. Б. Технология модульного обучения в школе: Практико-ориентированная монография /Под ред П.И.Третьякова. – М.: Новая шк, 1997. – 352с.
  43. Федеральная программа развития образования // Вестн. образования. – 2000. - №12. -С. 3-70.
  44. Фурман     А.В.     Модульно-розвивальне     навчання:     принципи,     умови, забезпечення: Монографія. - К.: Правда Ярославичів, 1997. - 340 с.
  45. Фурман А. В., Гуменюк О.Є. Модульно-розвивальне навчання: передумови, новації, впровадження //Освіта і управління. - 1997. - Т.1. - №4. - С. 94-120.
  46. Фурман А.В. Модульно-розвивальна система навчання: два підходи до експериментування / А.В.Фурман //Освіта і управління. – 1997. – №1. – С. 20 – 25.
  47. Хуторской А. В. Современная дидактика: Учебник для вузов/ А.В.Хуторской. – СП6., 2001.
  48. Юцявичене П.Я. Принципы модульного обучения/ П.Я. Юцявичене //Сов.педагогика. – 1990. – №1. – С. 56 – 60.
  49. Юцявичене П.Я. Теория и практика модульного обучения/ П.Я. Юцявичене. – Каунас: Швиеса, 1989. – 271 с.
  50. Якиманская   И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М., 1996. – 96с.

 

1.Основной доклад: Гуманизация образования: проблемы и пути решения

Теми  для содокладов и сообщений:

  • Кто такой гуманный учитель?
  • Как соотносятся гуманизация образования с развивающим характером обучения?

2.Основной доклад: Педагогическая инновация

Теми  для содокладов и сообщений:

  • История педагогических инноваций в Украине.
  • Основные зарубежные педагогические инновации.
  • Инновационные образовательные учреждения Луганского региона.
  • Карта педагогических инноваций Луганского региона (опыт создания наглядного пособия).

3.Основной доклад: Индивидуально-дифференцированный подход в обучении

Теми  для содокладов и сообщений:

  • В чем заключается специфика работы с трудными детьми? С одаренными учениками?
  • Как дифференцировать учебное содержание предмета для работы с учениками разного уровня интеллектуального развития?
  • Возрастные и индивидуальные особенности детей и их влияние на характер и результаты учебной деятельности.

4.Основной доклад: Модульно развивающее обучение

Теми  для содокладов и сообщений:

  • Зарубежные версии модульного обучения.
  • Каково отличие между модульным обучением (зарубежная версия) и модульно-развивающим обучением (украинская версия).
  • Украинская экспериментальная модель А.В. Фурмана.

Форма отчета: текст доклада с приложением списка использованной  литературы.

Самостоятельная работа студентов   по теме

„Гуманизм и инновации в педагогике. Индивидуально-дифференцированное и

модульно развивающее обучение”

Задание 1. Составьте опорный конспект по основным вопросам темы (данное задание является обязатательным).

Задание 2. Заполните таблицу

«индивидуализация образования» и  «дифференциация образования»

Общее в этих понятиях

Различия в этих понятиях

   
   
   
   
   
   
   

Правильно ли утверждение: „По выполняемым функциям мы можем считать педагогическую диагностику тождественной психологической диагностике ”?

Да, потому что…

Нет, потому что…

   
   
   
   
   
   

Охарактеризуйте педагогические особенности работы учителя с  учащимися разного возраста. Заполните  таблицу:

Возраст

Педагогические особенности

Младшие школьники

 
 
 
 
 

Подростки

 
 
 
 
 

Старшие школьники

 
 
 
 
 

Форма отчета:

Задание 3. (данное задание оценивается в 2 балла) Подберите материал в периодических изданиях, рассказывающий об экспериментальных школах и образовательных учреждениях г. Луганска и Луганской области. Составьте список (см. образец):

  1. Адреса эксперимента // Тульская школа. – 1994. – № 4.
  2. Борискина Н.Л., Шлыков И.Д. Экологическое образование; первые этапы экспериментальной работы // Тульская школа. - 1994. - № 4.
  3. Ветрова Л.В. Образовательно-оздоровительное детское учреждение (детский центр) // Тульская школа. – 1996. – № 3.
  4. Жданова Н.И. Тульский лицей № 1 пять лет спустя // Тульская школа. – 1996. – № 3.
  5. Краснова М.И. Становление системы развивающего обучения в тульских школах // Тульская школа. – 1996. – № 2.
  6. Орлов А.А. Инновации в региональной системе образования // Тульская школа. – 1994. – № 2.)
  7. Петроченкова Е.П. Первые результаты эксперимента по модели „Экология и диалектика ” // Тульская школа. – 1996. – № 3.
  8. Пономарев А.В. Опыт возрождения классического образования // Тульская школа. – 1996. – № 2.
  9. Толстовские школы // Тульская школа. – 1995. – № 3.
  10. Филатова О.И. Первая Российская христианская гимназия // Тульская школа. – 1996. – № 2.
  11. Экологические школы//Тульская школа. – 1996. – № 1.

Подобрав  литературу, выделите соответствующие  данные и внесите их в таблицу.

Экспериментальные школы  и площадки _________________________________

(регион, город)

Школа

Название

Суть педагогической инновации

Особенности учебно-воспитательного  процесса

       

Форма отчета: текст таблицы с комментариями.

 Задание 4.  Работа с текстами:

Проблемы гуманизации  образования

Я побаивалась семиклассников. Особенно мальчиков. Высокие, широкоплечие акселераты, они казались могучими рядом со мной. Среди ребят особым авторитетом пользовался Вася М., весельчак, острослов, забияка.

Однажды я дала письменную работу по стилистике: описать, не называя  имени, портрет известного всему  классу человека так, чтобы все узнали, кто именно описан. Когда ребята кончили писать, сосед Васи, заговорщически блеснув глазами, предложил:

  • Пусть Васька читает.
  • Пусть, – согласилась я.

Вася встал и серьезно, я бы сказала проникновенно, начал читать... В некрасивом облике человека с испуганными глазами, с копной вихрастых волос, с красными пятнами на шее я узнала... себя! Ничего не упустил внимательный взгляд Васи: ни выпяченного подбородка, ни родимого пятна на мочке уха, ни чуть приподнятой треугольником левой брови... И хотя я, не отрываясь, смотрела на Васю, я чувствовала, как все впились в меня взглядами, слышала нарастающее оживление класса, узнавала шепот одобрения в Васин адрес. Хотелось закричать: „Замолчи! ”, затопать ногами, выгнать вон из класса злого мальчишку и его восторженных товарищей, хотелось головой упасть на учительский стол, спрятать лицо от этих всевидящих глаз, убежать...

„Если бы учительницей была не я, а  другой, мудрый и бесстрашный человек... ”, – подумала я.

Вася кончил.

Я сказала, медленно бросая слова в заинтересованную напряженность класса:

– Что же, Вася, ты создал правдивый портрет человека с  отталкивающей внешностью, точно  подметил все его черты, в которых  вы без особого труда узнали знакомую вам личность. За работу ты, Вася, заслужил оценку „пять ”. Садись, – и я четко вывела в журнале отметку „пять ”, потом добавила: – Только я, видимо, опрометчиво поступила, дав вашему классу такое задание...

 –Нет! – вдруг вспыхнул  Вася. – Вы – не опрометчиво... Это я... это я... – И он, торопясь, стал рвать свою тетрадь.

Мы все молча провожали глазами  падающие на пол клочки (Львова Ю. Л. Педагогические этюды. – М.: Просвещение, 1990. – С. 12 –13).

    • Проанализируйте эту ситуацию.

О гуманистической  педагогике

Несомненно, для гуманистической  педагогики присуща тенденция приспособить содержание, формы и методы образования к ребенку. Однако неизбежно существует ряд императивов, ориентируясь на которые, учитель осуществляет руководство развитием детей (система общечеловеческих ценностей, стремление дать целостное представление о картине мира, о месте человека в системе природы и общества, стремление развить способность творчески преобразующей деятельности, умения самостоятельно приобретать и использовать информацию и т. д.). Так как сам педагогический процесс представляет собой некую организацию жизни человека, то он по необходимости привносит в нее определенные жизненные ценности, определенный стиль, на который ориентируется педагог. При этом сама педагогически организованная жизнь ребенка воспринимается им как естественная только тогда, когда он имеет возможность в ее рамках свободно самореализоваться, т. е. жить в соответствии со своими внутренними законами. Педагог, таким образом, с помощью специально отобранного содержания, форм и методов обучения обеспечивает корреляцию „внутреннего ” и „внешнего ”. Причем происходит и постоянная корреляция конкретных целей педагогического процесса, осуществляемая в русле антропоорганизованной педагогической парадигмы. Образовательные средства отбираются исходя из целей и возможностей ребенка. Они, в свою очередь, подвергаются педагогической коррекции со стороны учителя. Ребенок образовывается, живя, и живет, образовываясь. Поэтому образовательную парадигму гуманистического типа на современном этапе мы можем назвать „школой жизни ”.

Гуманистическая педагогика – это  педагогика, в полной мере учитывающая диалектику воспитательно-образовательного процесса, основанную на необходимости соединения свободного развития (саморазвития) ребенка с педагогическим руководством этим процессом; на необходимости приспособления целей, содержания, форм и методов образования к ребенку; на признании самоценности человека в сочетании с учетом общественного характера его бытия, что требует вполне определенных ценностных установок и норм поведения. Однако гуманистическая педагогика рассматривает эту диалектику сквозь призму человека, стремясь „очеловечить ”  образование и ориентируясь на общество „с человеческим лицом ” (Корнетов Г.Б. Гуманистическое образование: традиции и перспективы. – М., 1993. – С. 119 –121).

Гуманизация образования

Гуманизация образования  – ответ на технократический вызов. В СССР в  бытность тоталитаризма  общие цели образования, как ни странно, никогда не были предметом специальных исследований. Они декларировались партией и правительством, а педагоги довольствовались в лучшем случае ролью комментаторов спускаемых сверху формулировок...

Информация о работе Методы, формы и средства воспитания