Методы, формы и средства воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 12:27, контрольная работа

Описание работы

Цель: охарактеризовать понятия „методы воспитания”, „средства воспитания”; показать основные возможности различных методов и форм воспитания, особенности их содержания и применения; сформировать представление об основных подходах и их выбору и применению.
Основные вопросы темы
Понятие о методе и средстве воспитания.

Работа содержит 1 файл

2_semestr.doc

— 790.50 Кб (Скачать)

б) опыт выполнения известных способов практической деятельности, реализуемый в умениях и навыках;

в) опыт творческой деятельности, направленной на поиск и решение нестандартных задач и тем самым на дальнейшее развитие науки, техники,  культуры;

г) опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности как основа подготовки к активному участию в жизни общества, формирование гражданской позиции, этических и эстетических принципов.

В педагогической теории были разработаны  следующие основные принципы и идеи формирования содержания образования:

  • соответствие главной цели образования, каковой является всестороннее свободное развитие личности, учет запросов современной жизни;
  • соответствие знаний последним достижениям научного, социального и культурного прогресса в контексте разных человеческих цивилизаций;
  • при сохранении систематичности и преемственности учет возможности комплексно-проблемного (интегрированного) и других способов представления, учебного материала;
  • связь с жизнью как способ верификации (проверки) действительности изучаемых знаний и формируемых умений;
  • дифференциация, предусматривающая осуществление индивидуализированного обучения;
  • взаимосвязь отдельных разделов курсов, отдельных тем (обязательно основного), определение базисного компонента обучения;
  • вариативность, содержание образования, обеспечивающее молодежи выбор направления дальнейшей учебы или практической деятельности;
  • регионализация содержания образования, предусматривается отражение в содержании учебного материала тенденций и достижений конкретного региона.

Процесс демократизации образования  не может быть нерегулируемым; а  опасность разрушения единства образовательного пространства поставила наиболее остро вопрос о стандарте образования. Понятие стандарта означает норму, образец. Под стандартом образования понимается система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающих общественный идеал и учитывающих возможности реальной личности и системы образования но достижению этого идеала.

В законе «Об образовании» (ст. 7) перечисляются  основные понятия стандарта: «Обязательный  минимум содержания образовательных  программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников».

Свое выражение стандарт нашел  прежде всего в базисном учебном  плане (БУП), разработанном в соответствии с концепцией В.С. Леднева. БУП –  основной государственный нормативный  документ, в котором определяются:

  1. Перечень образовательных областей и предметов.
  2. Распределение образовательных предметов по годам обучения.
  3. Общее количество часов, отводимых на изучение образовательных областей по годам обучения.
  4. Недельная учебная нагрузка для базовых дисциплин и вариативного" компонента.

В структуре БУП выделяется инвариативная  часть (ядро), обеспечивающая приобщение к общекультурным и национально значимым ценностям, формирования личностных качеств, соответствующих общечеловеческим идеалам; и вариативная часть, которая обеспечивает индивидуальный характер развития школьников, учитывая их личностные особенности, интересы, склонности. Данные две части в учебном плане представлены тремя основными видами учебных занятий: обязательные; обязательные по выбору, факультативные. Также в БУП выделены три компонента:

а) федеральный – включает ту часть содержания образования, в которой выделяются учебные курсы общекультурного и общегосударственного значения. В полном объеме их представляют русский язык, математика, информатика, физика, астрономия, химия;

б) национально-региональный компонент – включает ту часть содержания образования, в которой отражено национальное и региональное своеобразие культуры. Федеральным и национально-региональным компонентом представлена история и социальные дисциплины, искусство, Земля, биология, физическая культура, трудовая подготовка;

в) школьный компонент (обязательные занятия по выбору, факультативные занятия) отражает специфику образовательного учреждения и позволяет самостоятельно разрабатывать содержание образования. В основе БУП – линейно-циклическая структура курсов, представляющих отрасли области.

Учебная программа – нормативный документ, который фиксирует содержание учебного предмета. Программа состоит из следующих частей: объяснительная записка, в которой формулируются цели и задачи предмета, основные требования к знаниям и умениям учащихся, указываются рекомендуемые формы и методы обучения; тематическое содержание учебного материала с количеством часов, отводимых на изучение разделов, тем, отдельных вопросов; перечень учебного оборудования, наглядных пособий; рекомендуемая литература. В связи с дифференциацией образования разрабатываются альтернативные варианты учебных программ. В одном учебном заведении могут применяться одновременно несколько вариантов программ по одному предмету. В альтернативных учебных заведениях широко применяются авторские программы.

Учебник – систематическое изложение учебного материала по определенному учебному предмету. Учебники отражают, с одной стороны, состояние образования в той или иной области знания, с другой — влияют на него. Школьный учебник является одним из основных источников базисных знаний и ориентации самостоятельного учебного труда учащихся. В настоящее время общие концептуальные основы учебной программы и учебника разработаны в педагогической теории Д. Зуевым, Л.  Зориной, В. Монаховым и др.

Сущность концепции сводится к  следующему: учебную программу и  учебник должны объединять предметное содержание и виды деятельности преподавателя и учащихся. Отражая их, содержание образование призвано быть средством обучения и развития творческой деятельности человека, способности его к самостоятельному мышлению.

В какой степени базисный учебный  план отражает доминирующую тенденцию  современного образования: переход от технократической к гуманистической парадигме? Аргументируйте свой ответ, приведите примеры.

Форма отчета: тезисный конспект.

Задание 9. Формирование умений   отбора и конструирования конкретного содержания образования для уроков с помощью следующих заданий:

  • создайте  наглядное пособие для урока (по выбору);
  • подберите учебные тексты разной сложности для развития у детей умений учебного труда (выделять главное, планировать, находить ответы к  вопросам и пр.);
  • разработайте на материале конкретной темы кроссворд, лото, домино или другую дидактическую игру данного типа;
  • подберите учебные тексты разной сложности для развития у детей умений учебного труда (выделять главное, планировать, находить ответы к вопросам и пр.);
  • составьте индивидуальные или дифференцированные карточки с заданиями, упражнениями, примерами и пр. для разных этапов урока.

Форма отчета: в соответствии с выбранным заданием

Задание  10.   Анализ педагогических ситуаций

  Ситуация 1. В последние годы в структуре общеобразовательных учебно-воспитательных заведений Украины созданы новые образовательно-воспитательные учреждения – гимназии, лицеи, колледжи.

    • Выразите свое мнение относительно этой проблемы.
    • Нужно ли для разных видов учебно-воспитательных заведений системы общего образования иметь общий базовый план, или каждое такое заведение имеет право работать по  автономному учебному плану?

Ситуация 2. В организации учебно-воспитательной работы в общеобразовательных учебно-воспитательных заведениях, действующих в соответствии учебным планам, наблюдается перегрузка учеников обязательными классными занятиями, что ведет к ухудшению их здоровья.

    • Ознакомьтесь с действующим учебным планом и попробуйте определить недельную нагрузку  учеников разных классов.

Форма отчета: анализ ситуаций

Задание 12.   Укажите литературу, которой вы пользовались при выполнении практической работы

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….........................................

 

 

 

Тема 9: Процесс обучения. Закономерности и принципы обучения

(практическое  занятие)

Цель: сформировать у студентов понятие о процессе обучения, его структуре; развивать представления о мотивах обучения и способах активизации познавательной деятельности учащихся.

Основные вопросы темы

  1. Дидактика как область педагогических знаний.
  2. Сущность процесса обучения, его методологические основы и движущая сила.
  3. Функции процесса обучения, связь между ними.
  4. Структура процесса обучения.
  5. Закономерности принципы и правила обучения.
  6. Виды обучения.

Записать в  педагогический словарь:

 дидактика,    процесс обучения,    функции процесса обучения,    закономерность, принципы обучения,  дидактическое правило, преподавание, учение, виды обучения.

 

Блок  самоконтроля

По итогам изучения данной темы вы должны знать:

  • сущность процесса обучения, его двусторонний характер, движущие силы и структуру;
  • характеристику закономерностей и принципов обучения;
  • сущность и индивидуальные черты видов обучения.

По итогам изучения данной темы вы должны уметь:

  • выделять и раскрывать функции обучения: образовательную, воспитательную и развивающую;
  • анализировать действия учителя и учащегося в рамках различных видов обучения;
  • соотносить закономерность принципы и правила обучения.

Литература

  1. Алексюк А.М. Педагогіка вищої освіти України. Історія. Теорія: Підручник. – К.: Либідь, 1998, - 560с.
  2. Гончаренко С.У. Український педагогічний словник. - К.: Либідь, 1997.
  3. Державна   національна   програма   "Освіта:   Україна   XXI   століття".   -    К.: Райдуга, 1994.
  4. Дидактика средней школы /Под ред. Онищука В.А. - К., 1987. - Гл.2.
  1. Закон України "Про освіту". - Голос України, 1996. -25 квітня.- С. 1-3.
  1. Касьяненко М.Д. Педагогіка співробітництва, - К., 1993. - Ч.З.
  1. Кондрашова Л.В. Сборник педагогических задач. - М., 1987.
  1. Куписевич Ч. Основы общей дидактики /Пер. с польск. - М., 1986.
  2. Концепція середньої загальноосвітньої школи України /Інформ. збірник МС України. - К., 1992. - №4. - С.4-12.
  3. Лозова В.І., Москаленко П.Г., Троцко Г.В. Педагогіка. Розділ "Дидактика". - К., 1993.-С.3-9.
  4. Марев М. Методологические основы дидактики /Пер. с болг. - М., 1986.
  5. Моляко В.О. Концепція виховання творчої особистості //Радянська школа. - К., 1991. -№5.
  6. Педагогіка /Под ред. Ю.К. Бабанского. - М., 1988. - Гл.20.
  7. Педагогика /Под ред. В.А.Сластенина. - М., 1997.
  8. Педагогіка /За ред. М.Д.Ярмаченка. - К., 1986.- 544 с. - Розд.4, 6, 7.
  9. Подласый В.И. Педагогика. Новый курс. - В 2-х кн. - Кн. 1: «Общие основы. Теория обучения». - М., 1999.
  10. Положення   про   середній   загальноосвітній   навчально-виховний   заклад. Освіта. - 1993.-З вересня.
  11. Савченко   О.Я.   Дидактика   початкової   школи: Підручник   для   студентів педагогічних факультетів. - К.: Абрис, 1997. - 416с.
  12. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. - М., 1999.
  13. Стельмахович М.П. Народна педагогіка. - К., 1985. -С.226-231.
  14. Фіцула М.М. Педагогіка. -Тернопіль, 1997. - С.106-116.
  15. Харламов И.Ф. Педагогика. - М., 1999.-С. 122-193.
  16. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе. - М., 1979.-Гл.1,2.

1.Основной  доклад: Характеристика процесса обучения и его целей

Теми  для содокладов и сообщений:

  • Развитие представлений о дидактике как науке.
  • Процесс обучения как единство преподавания и учения.
  • Гносеологические основы процесса обучения.
  • Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения.  

2.Основной  доклад: Закономерности и принципы обучения

Теми  для содокладов и сообщений:

  • В чем заключается связь принципов обучения с закономерностями обучения.
  • Каково значение принципов обучения для учителя?
  • Система принципов обучения и раскрывающих их правил обучения (таблица, составленная студентом)

3.Основной  доклад: Виды обучения

Информация о работе Методы, формы и средства воспитания