Методы, формы и средства воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 12:27, контрольная работа

Описание работы

Цель: охарактеризовать понятия „методы воспитания”, „средства воспитания”; показать основные возможности различных методов и форм воспитания, особенности их содержания и применения; сформировать представление об основных подходах и их выбору и применению.
Основные вопросы темы
Понятие о методе и средстве воспитания.

Работа содержит 1 файл

2_semestr.doc

— 790.50 Кб (Скачать)

Главным критерием полезности, жизненности, эффективности, любых инноваций  в образовании должна быть их направленность на благо личности, ее и следует рассматривать в качестве ведущего признака любой прогрессивной педагогической концепции.

Реальные угрозы дегуманизации, ценностного  упрощения человека, ограбление природных ресурсов, разрушение природной среды и, наконец, гибели человечества в огне ядерной междоусобицы — все это вместе вызывает настоятельную необходимость пересмотра „технократической парадигмы ”, сущность которой проявляется в том своеобразном мировоззрении, существенными чертами которого являются примат средств над целью, цели над смыслом и общечеловеческими интересами, техники над человеком.   Технократизм был объективно обусловлен...

Человек стал рассматриваться, по сути, в качестве элемента единой технологической цепи, обеспечивающей воспроизводство материальных ценностей, а образование – не столько как средство развития человека, сколько в качестве условия его технологической подготовки для выполнения инструментальных задач общественного развития.

По-видимому, единственной альтернативой  технократическому вызову может стать гуманистическая ориентация, объявляющая человека высшей ценностью на Земле и на этой основе решающая проблемы „человек и мир ”, „человек и природа ”, „человек и общество ”, „человек и человек ”...

Гуманистический подход вовсе не отрицает роль науки, техники и технологий в развитии человечества. В рамках гуманистической парадигмы знания приобретают новый смысл. Они выступают в качестве средства, значимость которого оценивается в системе „человек – мир ”; что предполагает ориентацию на социальные, экологические и вообще человеческие императивы. Поэтому в наше время необходимость гуманизации школы и системы образования вряд ли у кого-нибудь вызывает сомнение. (Глейзер Г.Д. Общее образование и образующееся общество // Педагогика. - 2000. - № 6. - С. 6-7).

    • Проанализируйте позиции авторов.
    • Можно ли соединить свободное развитие ребенка с общественным характером его бытия? Почему?
    • Может ли существовать гуманистическая педагогика в тоталитарном обществе?
    • О чем говорит пример Я. Корчака, В.Сухомлинского?

Форма отчета: тезисный конспект.

Задание 5. Охарактеризуйте новаторский и исследовательский характер педагогического опыта педагогов И. Иванова, Е. Ильина, В. Караковского, С. Лысенковой, Р.  Хазанкина, М. Щетинина, Е. Ямбурга и др.

Форма отчета: тезисный конспект.

Задание 6. Соотнести понятия «творчество», «инновация», «креативность», «новшество», «нововведение».

Форма отчета: сравнительный анализ.

Задание 7. (данное задание оценивается в 2 балла) Проанализировать с учетом выделенных критериев одну инновационную образовательную технологию (по выбору студентов).

Критерии педагогических инноваций (по В.А. Сластенину):

- новизна, которая имеет несколько уровней ( уровень конкретизации, т.е.  конкретизируются отдельные теоретические и практические положения, этот уровень в педагогической науке называют модифицированным типом новизны (М.М. Поташник), содержанием его являются усовершенствование, рационализация, видоизменение, модернизация того, что имеет аналог (программ, методики, структуры и так далее; уровень дополнения, новшество не меняет картину, а дополняет ее; уровень преобразования характеризуется принципиально новыми идеями, подходами, которых ранее не было в теории);

- оптимальность, свидетельством которой выступает достижение высоких результатов при наименьших физических, умственных и временных затратах;

- результативность означает определенную устойчивость положительных результатов в деятельности учителя;

- возможность творческого применения инновации в массовом опыте.

Форма отчета: текст анализа.

Задание 8. Разработать анкету для педагогов  по выявлению их отношения к инновациям.

Форма отчета: текст анкеты.

Задание 9. Изучите программу опытно-экспериментальной работы одной из школ г. Луганска или области (района), выскажите свое мнение о выборе проблемы и темы, методах исследования, этапах подготовки и проведения опытной работы. Прокомментируйте результаты.

Форма отчета: конспект с комментарием.

Задание 10.  Изучите основные инновационные тенденции в системах экологического (экономического и др.) образования нашей и зарубежных стран. Создайте банк инновационных идей современной школы.

Форма отчета: банк идей.

Задание 11.   Укажите литературу, которой вы пользовались при выполнении практической работы…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

 

 

Тема 13-14: Использование  проектных технологий   обучения в практике современной школы

(для самостоятельного изучения)

Цель: изложить теоретико-методический аспект создания современного педагогического инструментария, совместной деятельности педагогов и учащихся при реализации образовательного проекта; обучить навыкам проектирования и построения педагогических технологий совместной деятельности.

Основные вопросы  темы:

  1. Цели и особенности проектной деятельности.
  2. Понятие « учебный проект», основные принципы составления учебного проекта.
  3. Структура учебного проекта.
  4. Классификация  учебных проектов.

Что записать в ваш педагогический словарь:

проект, понятие «учебный проект», структура  учебного проекта, принципы проектной  деятельности, образовательный стандарт, формы   организации учебной деятельности, имитация деятельности, методический паспорт проекта.

Блок самоконтроля

По  итогам изучения данной темы вы должны знать:

  • что означает понятие «учебный проект»;
  • как связан учебный проект и образовательный стандарт;
  • каким образом можно конструировать формы организации обучения и воспитания;
  • какие возможности конструирования форм организации различных видов деятельности учащихся в системе работы школы;
  • какова структура учебного проекта;
  • какие формы организации могут улучшать восприятие личностной ориентации образования;
  • какие противоречия возникают в обучении при использовании учебного проекта?

По  итогам изучения данной темы вы должны уметь:

  • описывать учебный проект (УП), спроектированный на основе социально-ролевого принципа;
  • описать учебный проект по предмету (иностранный язык и зарубежная литература);
  • характеризовать систему педагогического взаимодействия;
  • давать описание форм обучения по заданным содержаниям: АО, рекламное агентство, биржа труда, живая газета, деловые игры, импровизация, театрализованное представление;
  • овладеть навыками проектирования и конструирования ОП, используя творческие задания.

Литература

  1. Акция школьников «Я – Гражданин России» // Учитель. – 2003. – № 6. – 125 с.
  2. Валеев Г.Х. Объект, предмет и тема научного исследования // Педагогика. – 2002. – № 2. – 31 с.
  3. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. М., 1996.
  4. Дворецкий С. Формирование проектной культуры // Высшее образование в России. – 2003. – № 4. – 193 с.
  5. Джуринский А.Н. История педагогики: Учебное пособие для студентов пед. вузов. М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 1999. – 431 с.
  6. Дубенский Ю.П. Исследование и конструирование в процессе обучения физике. Омск, 1996. – 87 с.
  7. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Народное образование. – 2003. – № 9. – 98 с.
  8. Ломакина О.Н. Этапы проектирования деятельности // Высшее образование в России. – 2003. – № 3. – 168 с.
  9. Леонтьева О. Школа, где учатся общению и занимаются без всяких отметок // Директор школы. – 2003. – № 1. – 97 с.
  10. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / Е.С. Полат и др. / Под ред. Е.С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 1999.
  11. Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности // Учитель. – 2000. – № 4.
  12. Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: методология поиска // Учитель. – 2000. – № 1.
  13. Палецкий С.В. Педагогическая технология освоения учащимися исследовательской деятельности: Учебно-методическое пособие. Омск, 2004. – 71 с.
  14. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989. – 1630 с.
  15. Тарасова И.П. Метод проектов в образовательном учреждении // Приложение к журнал «Профессиональное образование». – 2004. – № 12. – 110 с.
  16. Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула // Директор школы. – 1998. – № 3.
  17. Щербо И. Бросок вперед, или второе пришествие метода проектов // Директор школы. – 2003. – № 7. – 110 с.
  18. Ястребцева Е.Н. Пять вечеров. Беседы о телекоммуникационных образовательных проектах. М.: «Проект Гармония» и ЮНПРЕСС, 1998.

Теоретический блок

Метод учебных проектов позволяет внести в современную технологию обучения два существенных дополнения – изменение в функции знаний и способов организации процесса их усвоения. Процесс усвоения знаний перестает носить характер рутинного заучивания и организуется в многообразных формах поисковой, проектной, мыслительной деятельности как продуктивный творческий процесс. Основой учебного проектирования становится усвоение как знаний, так и способов самого усвоения, развитие познавательных сил и творческого потенциала обучающегося. Этот метод отвергает бесполезные знания ради знаний, навыки, ради навыков и умения ради умений. Следующая существенная черта метода учебных проектов – решительное выдвижение на первый план социальной природы всякого обучения и развития личности, с чем связана ориентация на групповые формы обучения, совместную деятельность, на многообразие форм взаимодействия, межличностных отношений и общения.

Для осуществления проектной деятельности учащихся необходимо, чтобы ею владел сам учитель. Есть пословица, ясно выражающая сущность проектного метода обучения: «Расскажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, сделай вместе со мной – и я научусь» (китайская пословица). Метод проектов требует от учителя высокого мастерства, умения работать по ситуации, одновременно организовывать и направлять различные виды деятельности детей, в совершенстве владеть проектной технологией. Но, как и в любом большом интересном деле, возможны ошибки, о которых хотелось бы предупредить:

    • упрощение и банальная трактовка проекта в качестве некоего алгоритма, автоматически ведущего к развитию творческой личности, так как сама по себе реализация проектов, особенно если это происходит «массово», не решает проблем развития творческого мышления, не создает мотивации к учению, не прививает навыков самообразования и саморазвития;
    • косность, которая может проявиться в том, что метод учебных проектов будет рассматриваться в качестве единственного средства обучения. Это неверно, так как необходимо рациональное сочетание всех имеющихся средств и методов обучения. И только высокая профессиональная подготовка учителя позволяет расширить перспективу и результативность проектного метода;
    • использование учебного проекта в рамках одного предмета, который не учитывает того, что «знание в современном мире, став «третьей социальной силой» (после денег и власти), даст человеку возможность занять место в современной культуре и цивилизации лишь будучи представлено в оценке современного информатизированного общества, т. е. системное, междисциплинарное, обобщенное»;
    • преувеличенный оптимизм, учитывающий исключительно новые позитивные возможности, открываемые методом проектов, так как в этом случае существует опасность «успокоиться» и перестать искать новые идеи, перспективы и возможности развития метода учебных проектов.

Проектирование возможно только в отношении, в рефлексии уже совершаемой вами деятельности, проектирование есть форма управления развитием деятельности. Поэтому, прежде чем перейти к описанию структуры проекта, необходимо дать определение деятельности.

Деятельность человека может быть организована в различных режимах: как функционирующая и как развивающаяся. Если в основе организации деятельности лежит жесткое выполнение правил и норм, ориентация на прототипы (на традицию и опыт), стремление к определенному продукту, то она организована как функционирующая. Если деятельность организована как ответ на возникшую проблемную ситуацию, в которой преобладает неопределенность в выборе средств, вариантов организации деятельности, разное понимание целей и задач. Если приходится двигаться на ощупь,  методом проб и ошибок с возможными и негативными и позитивно уникальными результатами, то такая деятельность носит развивающийся характер.

Вот управление развивающейся  деятельностью и является проектированием. Итак, есть знание и понимание правил организации деятельности – функционирующая деятельность. Эти знания надо добыть – развивающаяся деятельность, проект.

Широко распространенным явлением в социальном мире является имитация деятельности. Имитация деятельности – это невозможность реализовать заявленную деятельностную позицию. Имитация деятельности возникает из-за того, что существующее многообразие норм деятельности одни люди могут исполнить, а другие - нет, т.е. разные люди обладают разными способностями к разным видам деятельности.  Случаи имитации деятельности:

1. Тексты (программы, концепции,  планы работ) не подтверждаются  последующими действиями авторов.  Таким образом, представленные  документы носят фиктивный и  безответственный для всех участвовавших  в их создании людей характер. Демонстрируемая цель является ложной, действия выдают другую, тщательно скрываемую цель (чаще всего утилитарную). Такой тип самоопределения можно назвать «интеллектуальной нечестностью».

2. Ценности реализуются  в деятельности. Но исполнение  идет явно по более нижележащей  норме, чем декларировалось, т.е. не может быть ожидаемого результата из-за отсутствия соответствующих способностей. В такой ситуации, чтобы сохраниться приходится оберегать свое место в деятельности от сравнения с аналогичными случаями, специально «организовывать» рефлексию, строить мифы, использовать и другие методы для протезирования самосознания причастных к этой ситуации людей.

3. Кооперация с имитационными  позициями внутри системы деятельности. Стремление расширить масштаб  деятельности, приводит к тому, что в нее включаются люди, самоопределяющиеся иначе. После чего начинает резко падать качество исполнения деятельности. Еще более бессмысленно расширение масштаба проекта с использованием методов административного принуждения и манипулирования.

Информация о работе Методы, формы и средства воспитания