Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 12:27, контрольная работа
Цель: охарактеризовать понятия „методы воспитания”, „средства воспитания”; показать основные возможности различных методов и форм воспитания, особенности их содержания и применения; сформировать представление об основных подходах и их выбору и применению.
Основные вопросы темы
Понятие о методе и средстве воспитания.
Главным критерием полезности, жизненности, эффективности, любых инноваций в образовании должна быть их направленность на благо личности, ее и следует рассматривать в качестве ведущего признака любой прогрессивной педагогической концепции.
Реальные угрозы дегуманизации, ценностного упрощения человека, ограбление природных ресурсов, разрушение природной среды и, наконец, гибели человечества в огне ядерной междоусобицы — все это вместе вызывает настоятельную необходимость пересмотра „технократической парадигмы ”, сущность которой проявляется в том своеобразном мировоззрении, существенными чертами которого являются примат средств над целью, цели над смыслом и общечеловеческими интересами, техники над человеком. Технократизм был объективно обусловлен...
Человек стал рассматриваться, по сути, в качестве элемента единой технологической цепи, обеспечивающей воспроизводство материальных ценностей, а образование – не столько как средство развития человека, сколько в качестве условия его технологической подготовки для выполнения инструментальных задач общественного развития.
По-видимому, единственной альтернативой технократическому вызову может стать гуманистическая ориентация, объявляющая человека высшей ценностью на Земле и на этой основе решающая проблемы „человек и мир ”, „человек и природа ”, „человек и общество ”, „человек и человек ”...
Гуманистический подход вовсе не отрицает роль науки, техники и технологий в развитии человечества. В рамках гуманистической парадигмы знания приобретают новый смысл. Они выступают в качестве средства, значимость которого оценивается в системе „человек – мир ”; что предполагает ориентацию на социальные, экологические и вообще человеческие императивы. Поэтому в наше время необходимость гуманизации школы и системы образования вряд ли у кого-нибудь вызывает сомнение. (Глейзер Г.Д. Общее образование и образующееся общество // Педагогика. - 2000. - № 6. - С. 6-7).
Форма отчета: тезисный конспект.
Задание 5. Охарактеризуйте новаторский и исследовательский характер педагогического опыта педагогов И. Иванова, Е. Ильина, В. Караковского, С. Лысенковой, Р. Хазанкина, М. Щетинина, Е. Ямбурга и др.
Форма отчета: тезисный конспект.
Задание 6. Соотнести понятия «творчество», «инновация», «креативность», «новшество», «нововведение».
Форма отчета: сравнительный анализ.
Задание 7. (данное задание оценивается в 2 балла) Проанализировать с учетом выделенных критериев одну инновационную образовательную технологию (по выбору студентов).
Критерии педагогических инноваций (по В.А. Сластенину):
- новизна, которая имеет несколько уровней ( уровень конкретизации, т.е. конкретизируются отдельные теоретические и практические положения, этот уровень в педагогической науке называют модифицированным типом новизны (М.М. Поташник), содержанием его являются усовершенствование, рационализация, видоизменение, модернизация того, что имеет аналог (программ, методики, структуры и так далее; уровень дополнения, новшество не меняет картину, а дополняет ее; уровень преобразования характеризуется принципиально новыми идеями, подходами, которых ранее не было в теории);
- оптимальность, свидетельством которой выступает достижение высоких результатов при наименьших физических, умственных и временных затратах;
- результативность означает определенную устойчивость положительных результатов в деятельности учителя;
- возможность творческого применения инновации в массовом опыте.
Форма отчета: текст анализа.
Задание 8. Разработать анкету для педагогов по выявлению их отношения к инновациям.
Форма отчета: текст анкеты.
Задание 9. Изучите программу опытно-экспериментальной работы одной из школ г. Луганска или области (района), выскажите свое мнение о выборе проблемы и темы, методах исследования, этапах подготовки и проведения опытной работы. Прокомментируйте результаты.
Форма отчета: конспект с комментарием.
Задание 10. Изучите основные инновационные тенденции в системах экологического (экономического и др.) образования нашей и зарубежных стран. Создайте банк инновационных идей современной школы.
Форма отчета: банк идей.
Задание 11. Укажите литературу,
которой вы пользовались при выполнении
практической работы………………………………………………………………
Тема 13-14: Использование проектных технологий обучения в практике современной школы
(для самостоятельного изучения)
Цель: изложить теоретико-методический аспект создания современного педагогического инструментария, совместной деятельности педагогов и учащихся при реализации образовательного проекта; обучить навыкам проектирования и построения педагогических технологий совместной деятельности.
Основные вопросы темы:
Что записать в ваш педагогический словарь:
проект, понятие «учебный проект», структура учебного проекта, принципы проектной деятельности, образовательный стандарт, формы организации учебной деятельности, имитация деятельности, методический паспорт проекта.
Блок самоконтроля
По итогам изучения данной темы вы должны знать:
По итогам изучения данной темы вы должны уметь:
Литература
Теоретический блок
Метод учебных проектов позволяет внести в современную технологию обучения два существенных дополнения – изменение в функции знаний и способов организации процесса их усвоения. Процесс усвоения знаний перестает носить характер рутинного заучивания и организуется в многообразных формах поисковой, проектной, мыслительной деятельности как продуктивный творческий процесс. Основой учебного проектирования становится усвоение как знаний, так и способов самого усвоения, развитие познавательных сил и творческого потенциала обучающегося. Этот метод отвергает бесполезные знания ради знаний, навыки, ради навыков и умения ради умений. Следующая существенная черта метода учебных проектов – решительное выдвижение на первый план социальной природы всякого обучения и развития личности, с чем связана ориентация на групповые формы обучения, совместную деятельность, на многообразие форм взаимодействия, межличностных отношений и общения.
Для
осуществления проектной
Проектирование возможно только в отношении, в рефлексии уже совершаемой вами деятельности, проектирование есть форма управления развитием деятельности. Поэтому, прежде чем перейти к описанию структуры проекта, необходимо дать определение деятельности.
Деятельность человека может быть организована в различных режимах: как функционирующая и как развивающаяся. Если в основе организации деятельности лежит жесткое выполнение правил и норм, ориентация на прототипы (на традицию и опыт), стремление к определенному продукту, то она организована как функционирующая. Если деятельность организована как ответ на возникшую проблемную ситуацию, в которой преобладает неопределенность в выборе средств, вариантов организации деятельности, разное понимание целей и задач. Если приходится двигаться на ощупь, методом проб и ошибок с возможными и негативными и позитивно уникальными результатами, то такая деятельность носит развивающийся характер.
Вот управление развивающейся деятельностью и является проектированием. Итак, есть знание и понимание правил организации деятельности – функционирующая деятельность. Эти знания надо добыть – развивающаяся деятельность, проект.
Широко распространенным явлением в социальном мире является имитация деятельности. Имитация деятельности – это невозможность реализовать заявленную деятельностную позицию. Имитация деятельности возникает из-за того, что существующее многообразие норм деятельности одни люди могут исполнить, а другие - нет, т.е. разные люди обладают разными способностями к разным видам деятельности. Случаи имитации деятельности:
1. Тексты (программы, концепции,
планы работ) не
2. Ценности реализуются
в деятельности. Но исполнение
идет явно по более
3. Кооперация с имитационными
позициями внутри системы