Методы, формы и средства воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 12:27, контрольная работа

Описание работы

Цель: охарактеризовать понятия „методы воспитания”, „средства воспитания”; показать основные возможности различных методов и форм воспитания, особенности их содержания и применения; сформировать представление об основных подходах и их выбору и применению.
Основные вопросы темы
Понятие о методе и средстве воспитания.

Работа содержит 1 файл

2_semestr.doc

— 790.50 Кб (Скачать)

Принцип культуросообразности – проявляется через нацеленность учебной техники на удовлетворение гуманистических, базовых потребностей человека в познании, общении, самореализации.

Принцип мультикультурности – проектирование должно содержать возможности формирования культуры познания, досуга, изобретательства, эксплуатации технических средств, обращения с информацией.

Принцип сочетания исследовательской, проектировочной  и педагогической деятельности – подразумевает, что проектировочная и исследовательская деятельность едины по отношению к субъекту. Принцип основывается на концепции  единства исследования, проектирования и организации педагогического процесса. Требуется согласование исследовательской и проектной деятельности по всем параметрам. Качество исследовательской деятельности по изучению объекта в значительной степени определяет качество проекта.

Принцип продуктивности – подразумевает полноценность участия обучающихся во всех жизненных процессах, интеграцию процессов овладения и применения знаний во всех сферах жизнедеятельности. Продуктивные проекты помогают раскрыть учащимся современную реальность и использовать в ней социокультурный опыт.

Принцип завершенности – доведение проекта до логического завершения.

Принцип открытости – понимается как принципиальная незавершенность проекта, составляющая простор для «до» или «пере»-оформления проекта (предлагаемых объектов). Здесь проявляется феноменологическая сущность современной проектировочной процедуры, когда проект выступает как «текст, картина, требующая понимания, сопереживания Автора и его последователей.

Методика  организации проектирования, предложенная  в соответствии с вышеизложенными  принципами, базируется на учете психологических особенностей современной проектной деятельности. Она предусматривает:

  • разделение процесса выполнения учебного проекта на отдельные этапы и нацеленность каждого из них на формирование мотивационного, когнитивного, операционального, эмоционально-волевого и информационного компонентов готовности к проектной деятельности;
  • выявление психолого-педагогических условий активизации учебно-познавательной деятельности учащихся в соответствии с целями и особенностями каждого этапа проектирования;
  • определение комплекса учебно-методических и программно-технических средств для проектирования.

Учебный проект  включает в себя:

  • критику культурной нормы с разных ценностных, предметно-прагматических и интеллектуально-логических позиций;
  • моделирование альтернативных вариантов в рамках презентированных позиций и, в конце концов, обоснование их невозможности и недостаточности;
  • рефлексия проделанной работы;
  • понимание смысла  и осознанное принятие критикуемой культурной нормы. 

Классификация проектов.  Виды проектов классифицируются по той деятельности, которую мы пытаемся развивать, т.е. исследовательский проект – это развитие исследовательской деятельности, образовательный проект – это развитие образовательной деятельности  и т.п. Что же является «ядром», сущностью образовательной деятельности? На наш взгляд, обучение – это процесс овладения ЗУНами, а образование – это процесс понимания смыслов предлагаемых знаний и умение ими пользоваться в проблемных ситуациях. Поэтому, суть  образовательного проекта – организация процесса развития способностей к пониманию многообразия смыслов и соответствующих им контекстов выполняемой деятельности. В этом заключается принципиальное отличие образовательного проекта от гуманитарного, суть которого – в творении автором проекта нового смысла. 

По  комплексности (предметно-содержательные области) можно выделить два типа проектов:

  • монопроекты – реализуются, как правило, в рамках одного учебного предмета;
  • межпредметные проекты – выполняются исключительно во внеурочное время под руководством нескольких специалистов в различных областях знаний. Они требуют глубокой содержательной интеграции уже на этапе постановки проблемы. Например, проект «Проблема человеческого достоинства в украинском обществе XIX–XX вв.» требует одновременно исторического, культурологического, психологического и социологического подходов.

Классификация проектов по характеру контактов  может иметь следующие типы: внутриклассные, внутришкольные, региональные, международные. Последние два являются телекоммуникационными, так как требуют координации участников, их взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, использования современных компьютерных технологий.

По  продолжительности проекты могут  делиться на:

  • минипроекты – укладываются в один урок или часть урока. Их разработка наиболее продуктивна для курса иностранного языка (пример: проект «Составление рекламного модуля на английском языке», 11 класс. Работа над проектом ведется в группах, продолжительность 20 мин. (подготовка 10 мин., презентация каждой группы – 2 мин.);
  • краткосрочные проекты – требуют выделения 4–6 уроков, которые используются для координации деятельности участников проектных групп, основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации выполняется в рамках внеклассной работы и дома (пример: проект «Элемент 20 века», 10 класс. 1-й урок – определение состава проектных групп, выдача задания (сбор информации по «своим» элементам). 2-й урок – отчеты групп по собранной информации, выработка содержания проектного продукта и формы его презентации. 3–4-й уроки – презентация готовых проектов, их обсуждение и оценка;
  • недельные проекты – выполняются в группах в ходе проектной недели, их реализация занимает 30–40 часов и целиком проходит с участием руководителя проекта (при осуществлении недельного проекта возможно сочетание классных форм работы (мастерские, лекции, лабораторный эксперимент) с внеклассными (экскурсии, экспедиции, натурные видеосъемки), все это, благодаря глубокому погружению в проект, делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной работы;
  • долгосрочные (годичные) проекты – могут выполняться как в группах, так и индивидуально, в ряде школ эта работа традиционно проводится в рамках ученических научных обществ (весь цикл реализации годичного проекта – от определения темы до презентации (защиты) выполняется во внеурочное время).

Проекты с открытой (явной) координацией. В качестве координатора в зависимости от типа проекта могут выступать преподаватель-предметник (монопроекты), просто специалист в той области знаний, которая подлежит изучению. Координатор проекта направляет работу участников, организуя в случае необходимости отдельные этапы проекта. В целом выполняет следующие функции:

  • оказывает содействие обучающимся в поиске источников, способных помочь им в работе над проектом;
  • сам является источником информации;
  • координирует весь процесс;
  • поддерживает и поощряет проектантов.

Задача  руководителя проекта – не вести  за собой, но идти рядом.

Проекты со скрытой координацией. В таких проектах координатор не обнаруживает себя в своей функции, выступая как полноценный участник проекта. В этих случаях им может быть специалист в какой-то конкретной области (например, из числа родителей – писатель, бизнесмен, врач, юрист, экономист), но при полной осведомленности учителя-координатора.  

Самостоятельная работа студентов   по теме

„ Использование проектных технологий   обучения в практике современной школы”

Задание 1. Составьте опорный конспект по основным теоретическим положениям темы.

Форма отчёта: опорный конспект

Задание 2. Внимательно прочитайте «Основные требования к оформлению проекта» и изучите «Методический паспорт учебного проекта».

Основные требования к оформлению проекта. Проект  должен иметь пояснительную записку (теоретическую часть) со следующей структурой:

  • титульный лист (название учебного заведения, курс, группа, автор, название проекта, научный руководитель, место издания, год издания);
  • оглавление (перечень частей проекта);
  • краткая аннотация – краткая характеристика содержания (при необходимости на иностранном языке);
  • эпиграф (от греч. Epigraphe – надпись, поясняет основную идею произведения или характеризует его как бы от имени другого, более авторитетного лица);
  • введение;
  • основная часть (главы, разделы, параграфы);
  • заключение;
  • список используемых источников литературы;
  • приложения (визуальный ряд).

  Общие требования дополняются  специфическим, определенным жанром проекта.

Методический паспорт учебного проекта. Рекомендации включают следующие разделы, заполнение некоторых из них мы приведем для виртуального проекта:

  1. Тема и информационное содержание учебного проекта связаны с изучением конкретной темы  в определённом  классе.
  2. Цели образовательные и воспитательные.
  3. Задачи учебно-педагогические: сбор, систематизация и размещение на сайте школы информации о школьном музее.
  4. Возраст учащихся.
  5. Время работы над проектом.
  6. Режим работы: внеурочный, 3 часа в неделю.
  7. Материально-техническое и учебно-методическое оснащение: компьютер, доступ в Интернет, сканер, учебная и учебно-методическая литература.
  8. Дополнительно привлекаемые участники (специалисты): руководитель школьного музея, преподаватель информатики.
  9. ЗУН и общеучебные навыки, необходимые учащимся для самостоятельной работы: навыки работы с историческими источниками, умение анализировать имеющийся материал, умение делать выводы, выделять главное в исследуемом материале, владение знаниями по хронологии рассматриваемых событий, умения и навыки работы с компьютером (в том числе в сети Интернет), умение определять цели и задачи работы, определять ее этапы, демонстрировать публично результаты своей деятельности (организовать и провести презентацию).
  10. Мотивация к познанию, работе: личный интерес учащихся.
  11. Предполагаемые приращения: новое содержание по теме; новые практические приемы.
  12. Знания, на получение которых нацелен результат.
  13. Развитие навыков.

Необходимо  также рассмотреть характеристику учебного проекта (по типологическим признакам), заполнив таблицу, например:

Доминирующий  вид деятельности

Исследовательский

Предметно-содержательная  область

Межпредметный (история, информатика)

Характер координации  проекта

Явный, гибкий

Характер контактов

Внутришкольный

Количество  участников

Групповой (6 человек)

Продолжительность

Долгосрочный (например, с сентября 2009 по май 2010 уч. года)


Форма отчёта: опорный конспект.

Задание 3. Познакомьтесь с выполненным учебным проектом под названием «Бессмертие – возможно ли? «Да» - отвечает физика».

Краткое изложение проектной идеи: Направленная энергия с частотой, соответствующей  биоритму человека, позволяет продлить ему жизнь и лечить многие его  заболевания. Предлагается использовать пьезоэлементы для получения  в организме человека дополнительной энергии.

Пьезоелементы используют внутреннюю энергию человека и вырабатывают электрический ток  с частотой, соответствующей чистоте  биения сердца. Данная энергия может  преобразовываться  в тепло, эл/магнитное  излучение, свет, механическую энергию  и т.д.   Авторы провели исследование и определили причины смертности.  Используя полученную энергию можно бороться с этими заболеваниями, такими как:

  • раковые болезни – путем прижигания раковых клеток электрическим током с частотой, соответствующей биоритму человека;
  • болезнями сердца - путем стимулирования электрическим током сердечных мышц.

Используя данный принцип  можно лечить заболевания (путем  облучения определенных участков эл/магнитным  излучением и ультразвуком:

  • различные виды воспалений: (прогревание и охлаждение);
  • болезни сосудов (механическая энергия, прогревание);
  • нервные болезни (облучение определенных участков головного  мозга световым потоком);
  • инфекционные заболевания.

Был проведен эксперимент  на растениях. Прижигание электрическим током позволило избавиться от наростов на листьях растений.

Подготовьте ответы на следующие  вопросы:

  • Как Вы считаете, поставлена ли в предложенном тексте актуальная проблема, дается ли средство ее решения, обосновывается ли экспериментально полученный положительный результат?
  • Что в этом «проекте» не соответствует нормам проектной деятельности?

Форма отчёта: ответы на вопросы

Задание 4. Разработайте учебный проект по иностранному языку или зарубежной литературе

Форма отчёта: учебный проект.

 

 

Вопросы к модульному контролю № 2

 

  1. Базовые концепции воспитания и развития личности.
  2. Понятие о содержании воспитания. Общечеловеческое и индивидуальное, национальное и интернациональное в воспитании.
  3. Нравственное и гражданское воспитание в современной школе.
  4. Трудовое, экономическое обучение и воспитание учащихся.
  5. Физическое и экологическое воспитание школьников. Формирование здорового образа жизни современного школьника.
  6. Эстетическое воспитание учащихся в современной школе.
  7. Общее понятие о методах и приемах воспитания. Условия оптимального выбора и применения учителем методов воспитания.
  8. Характеристика методов воспитания, воздействующих на сознание и направленность личности (взгляды, убеждения, цели, ценностные ориентации и т. д.).
  9. Характеристика методов воспитания, формирующих опыт поведения, деятельности и общения личности.
  10. Характеристика методов воспитания, стимулирующих и корректирующих деятельность и поведение личности.
  11. Понятие о коллективе, группе. Педагогические аспекты взаимодействия личности и коллектива.
  12. Детский коллектив как объект и субъект воспитательного процесса. Структура коллектива. Педагогические условия его становления.
  13. Понятие о содержании образования. Современные концепции содержания образования.
  14. Федеральный, национально-региональный и школьный компоненты базисного учебного плана. Особенности отбора содержания образования в разных типах учебных заведений.
  15. Понятие о методах, приемах, правилах обучения. Условия выбора учителем методов обучения.
  16. Классификация методов обучения. Основания типологизации (по источнику получения знаний учащимися, по степени самостоятельности школьников в процессе обучения и др.).
  17. Возможности различных методов обучения в активизации познавательной и самообразовательной деятельности учащихся.
  18. Характеристика видов обучения.
  19. Понятие о средствах обучения. Типология и функции средств обучения в современной школе.
  20. Понятие организационных форм обучения. Общие и конкретные формы организации обучения.
  21. Классно-урочная форма организации обучения. Современный урок. Поиски путей совершенствования урока.
  22. Типы и структура урока, их разновидности и возможности в решении задач обучения и развития личности ученика.
  23. Дополнительное образование в системе учебно-воспитательной работы современной школы. Стимулирование познавательных интересов и самообразования.
  24. Педагогический контроль и учет учебной работы учащихся. Оценка результатов процесса обучения. Критерии оценки знаний, умений и навыков.
  25. Индивидуально-дифференцированный подход в обучении как средство гуманизации образования.

Информация о работе Методы, формы и средства воспитания