Принцип
культуросообразности – проявляется через нацеленность
учебной техники на удовлетворение гуманистических,
базовых потребностей человека в познании,
общении, самореализации.
Принцип
мультикультурности – проектирование должно содержать
возможности формирования культуры познания,
досуга, изобретательства, эксплуатации
технических средств, обращения с информацией.
Принцип
сочетания исследовательской, проектировочной
и педагогической деятельности – подразумевает, что
проектировочная и исследовательская
деятельность едины по отношению к субъекту.
Принцип основывается на концепции
единства исследования, проектирования
и организации педагогического процесса.
Требуется согласование исследовательской
и проектной деятельности по всем параметрам.
Качество исследовательской деятельности
по изучению объекта в значительной степени
определяет качество проекта.
Принцип
продуктивности – подразумевает полноценность
участия обучающихся во всех жизненных
процессах, интеграцию процессов овладения
и применения знаний во всех сферах жизнедеятельности.
Продуктивные проекты помогают раскрыть
учащимся современную реальность и использовать
в ней социокультурный опыт.
Принцип
завершенности – доведение проекта до логического
завершения.
Принцип
открытости – понимается как принципиальная
незавершенность проекта, составляющая
простор для «до» или «пере»-оформления
проекта (предлагаемых объектов). Здесь
проявляется феноменологическая сущность
современной проектировочной процедуры,
когда проект выступает как «текст, картина,
требующая понимания, сопереживания Автора
и его последователей.
Методика
организации проектирования, предложенная
в соответствии с вышеизложенными
принципами, базируется на учете психологических особенностей современной
проектной деятельности. Она предусматривает:
- разделение процесса выполнения учебного проекта на отдельные этапы и нацеленность каждого из них на формирование мотивационного, когнитивного, операционального, эмоционально-волевого и информационного компонентов готовности к проектной деятельности;
- выявление психолого-педагогических условий активизации учебно-познавательной деятельности учащихся в соответствии с целями и особенностями каждого этапа проектирования;
- определение комплекса учебно-методических и программно-технических средств для проектирования.
Учебный проект включает в себя:
- критику культурной нормы с разных ценностных, предметно-прагматических и интеллектуально-логических позиций;
- моделирование альтернативных вариантов в рамках презентированных позиций и, в конце концов, обоснование их невозможности и недостаточности;
- рефлексия проделанной работы;
- понимание смысла и осознанное принятие критикуемой культурной нормы.
Классификация
проектов. Виды проектов классифицируются
по той деятельности, которую мы пытаемся
развивать, т.е. исследовательский проект
– это развитие исследовательской деятельности,
образовательный проект – это развитие
образовательной деятельности и т.п.
Что же является «ядром», сущностью образовательной
деятельности? На наш взгляд, обучение
– это процесс овладения ЗУНами, а образование
– это процесс понимания смыслов предлагаемых
знаний и умение ими пользоваться в проблемных
ситуациях. Поэтому, суть образовательного
проекта – организация процесса развития
способностей к пониманию многообразия
смыслов и соответствующих им контекстов
выполняемой деятельности. В этом заключается
принципиальное отличие образовательного
проекта от гуманитарного, суть которого
– в творении автором проекта нового смысла.
По
комплексности (предметно-содержательные
области) можно выделить два типа
проектов:
- монопроекты – реализуются, как правило, в рамках одного учебного предмета;
- межпредметные проекты – выполняются исключительно во внеурочное время под руководством нескольких специалистов в различных областях знаний. Они требуют глубокой содержательной интеграции уже на этапе постановки проблемы. Например, проект «Проблема человеческого достоинства в украинском обществе XIX–XX вв.» требует одновременно исторического, культурологического, психологического и социологического подходов.
Классификация
проектов по характеру контактов
может иметь следующие типы: внутриклассные, внутришкольные,
региональные, международные. Последние два являются
телекоммуникационными, так как требуют
координации участников, их взаимодействия
в сети Интернет и, следовательно, использования
современных компьютерных технологий.
По
продолжительности проекты могут
делиться на:
- минипроекты – укладываются в один урок или часть урока. Их разработка наиболее продуктивна для курса иностранного языка (пример: проект «Составление рекламного модуля на английском языке», 11 класс. Работа над проектом ведется в группах, продолжительность 20 мин. (подготовка 10 мин., презентация каждой группы – 2 мин.);
- краткосрочные проекты – требуют выделения 4–6 уроков, которые используются для координации деятельности участников проектных групп, основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации выполняется в рамках внеклассной работы и дома (пример: проект «Элемент 20 века», 10 класс. 1-й урок – определение состава проектных групп, выдача задания (сбор информации по «своим» элементам). 2-й урок – отчеты групп по собранной информации, выработка содержания проектного продукта и формы его презентации. 3–4-й уроки – презентация готовых проектов, их обсуждение и оценка;
- недельные проекты – выполняются в группах в ходе проектной недели, их реализация занимает 30–40 часов и целиком проходит с участием руководителя проекта (при осуществлении недельного проекта возможно сочетание классных форм работы (мастерские, лекции, лабораторный эксперимент) с внеклассными (экскурсии, экспедиции, натурные видеосъемки), все это, благодаря глубокому погружению в проект, делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной работы;
- долгосрочные (годичные) проекты – могут выполняться как в группах, так и индивидуально, в ряде школ эта работа традиционно проводится в рамках ученических научных обществ (весь цикл реализации годичного проекта – от определения темы до презентации (защиты) выполняется во внеурочное время).
Проекты
с открытой (явной) координацией. В качестве координатора
в зависимости от типа проекта могут выступать
преподаватель-предметник (монопроекты),
просто специалист в той области знаний,
которая подлежит изучению. Координатор
проекта направляет работу участников,
организуя в случае необходимости отдельные
этапы проекта. В целом выполняет следующие функции:
- оказывает содействие обучающимся в поиске источников, способных помочь им в работе над проектом;
- сам является источником информации;
- координирует весь процесс;
- поддерживает и поощряет проектантов.
Задача
руководителя проекта – не вести
за собой, но идти рядом.
Проекты
со скрытой координацией. В таких проектах координатор
не обнаруживает себя в своей функции,
выступая как полноценный участник проекта.
В этих случаях им может быть специалист
в какой-то конкретной области (например,
из числа родителей – писатель, бизнесмен,
врач, юрист, экономист), но при полной
осведомленности учителя-координатора.
Самостоятельная работа студентов
по теме
„ Использование
проектных технологий обучения
в практике современной школы”
Задание 1. Составьте опорный конспект
по основным теоретическим положениям
темы.
Форма
отчёта: опорный конспект
Задание 2. Внимательно прочитайте «Основные
требования к оформлению проекта» и изучите
«Методический паспорт учебного проекта».
Основные требования к оформлению
проекта. Проект должен
иметь пояснительную записку (теоретическую
часть) со следующей структурой:
- титульный лист (название учебного заведения, курс, группа, автор, название проекта, научный руководитель, место издания, год издания);
- оглавление (перечень частей проекта);
- краткая аннотация – краткая характеристика содержания (при необходимости на иностранном языке);
- эпиграф (от греч. Epigraphe – надпись, поясняет основную идею произведения или характеризует его как бы от имени другого, более авторитетного лица);
- введение;
- основная часть (главы, разделы, параграфы);
- заключение;
- список используемых источников литературы;
- приложения (визуальный ряд).
Общие требования дополняются
специфическим, определенным
жанром проекта.
Методический паспорт учебного
проекта. Рекомендации включают
следующие разделы, заполнение некоторых
из них мы приведем для виртуального проекта:
- Тема и информационное содержание учебного проекта связаны с изучением конкретной темы в определённом классе.
- Цели образовательные и воспитательные.
- Задачи учебно-педагогические: сбор, систематизация и размещение на сайте школы информации о школьном музее.
- Возраст учащихся.
- Время работы над проектом.
- Режим работы: внеурочный, 3 часа в неделю.
- Материально-техническое и учебно-методическое оснащение: компьютер, доступ в Интернет, сканер, учебная и учебно-методическая литература.
- Дополнительно привлекаемые участники (специалисты): руководитель школьного музея, преподаватель информатики.
- ЗУН и общеучебные навыки, необходимые учащимся для самостоятельной работы: навыки работы с историческими источниками, умение анализировать имеющийся материал, умение делать выводы, выделять главное в исследуемом материале, владение знаниями по хронологии рассматриваемых событий, умения и навыки работы с компьютером (в том числе в сети Интернет), умение определять цели и задачи работы, определять ее этапы, демонстрировать публично результаты своей деятельности (организовать и провести презентацию).
- Мотивация к познанию, работе: личный интерес учащихся.
- Предполагаемые приращения: новое содержание по теме; новые практические приемы.
- Знания, на получение которых нацелен результат.
- Развитие навыков.
Необходимо
также рассмотреть характеристику
учебного проекта (по типологическим
признакам), заполнив таблицу, например:
Доминирующий
вид деятельности |
Исследовательский |
Предметно-содержательная
область |
Межпредметный
(история, информатика) |
Характер координации
проекта |
Явный,
гибкий |
Характер контактов |
Внутришкольный |
Количество
участников |
Групповой
(6 человек) |
Продолжительность |
Долгосрочный
(например, с сентября 2009 по май 2010 уч.
года) |
Форма
отчёта: опорный конспект.
Задание 3. Познакомьтесь с выполненным
учебным проектом под названием «Бессмертие – возможно
ли? «Да» - отвечает физика».
Краткое
изложение проектной идеи: Направленная
энергия с частотой, соответствующей
биоритму человека, позволяет продлить
ему жизнь и лечить многие его
заболевания. Предлагается использовать
пьезоэлементы для получения
в организме человека
дополнительной энергии.
Пьезоелементы
используют внутреннюю энергию человека
и вырабатывают электрический ток
с частотой, соответствующей чистоте
биения сердца. Данная энергия может
преобразовываться в тепло, эл/магнитное
излучение, свет, механическую энергию
и т.д. Авторы провели исследование
и определили причины смертности. Используя
полученную энергию можно бороться с этими
заболеваниями, такими как:
- раковые болезни – путем прижигания раковых клеток электрическим током с частотой, соответствующей биоритму человека;
- болезнями сердца - путем стимулирования электрическим током сердечных мышц.
Используя данный принцип
можно лечить заболевания (путем
облучения определенных участков эл/магнитным
излучением и ультразвуком:
- различные виды воспалений: (прогревание и охлаждение);
- болезни сосудов (механическая энергия, прогревание);
- нервные болезни (облучение определенных участков головного мозга световым потоком);
- инфекционные заболевания.
Был проведен эксперимент
на растениях. Прижигание электрическим током позволило избавиться
от наростов на листьях растений.
Подготовьте ответы на следующие вопросы:
- Как Вы считаете, поставлена ли в предложенном тексте актуальная проблема, дается ли средство ее решения, обосновывается ли экспериментально полученный положительный результат?
- Что в этом «проекте» не соответствует нормам проектной деятельности?
Форма
отчёта: ответы на вопросы
Задание 4. Разработайте учебный проект
по иностранному языку или зарубежной
литературе
Форма
отчёта: учебный проект.
Вопросы к модульному контролю
№ 2
- Базовые концепции воспитания и развития личности.
- Понятие о содержании воспитания. Общечеловеческое и индивидуальное, национальное и интернациональное в воспитании.
- Нравственное и гражданское воспитание в современной школе.
- Трудовое, экономическое обучение и воспитание учащихся.
- Физическое и экологическое воспитание школьников. Формирование здорового образа жизни современного школьника.
- Эстетическое воспитание учащихся в современной школе.
- Общее понятие о методах и приемах воспитания. Условия оптимального выбора и применения учителем методов воспитания.
- Характеристика методов воспитания, воздействующих на сознание и направленность личности (взгляды, убеждения, цели, ценностные ориентации и т. д.).
- Характеристика методов воспитания, формирующих опыт поведения, деятельности и общения личности.
- Характеристика методов воспитания, стимулирующих и корректирующих деятельность и поведение личности.
- Понятие о коллективе, группе. Педагогические аспекты взаимодействия личности и коллектива.
- Детский коллектив как объект и субъект воспитательного процесса. Структура коллектива. Педагогические условия его становления.
- Понятие о содержании образования. Современные концепции содержания образования.
- Федеральный, национально-региональный и школьный компоненты базисного учебного плана. Особенности отбора содержания образования в разных типах учебных заведений.
- Понятие о методах, приемах, правилах обучения. Условия выбора учителем методов обучения.
- Классификация методов обучения. Основания типологизации (по источнику получения знаний учащимися, по степени самостоятельности школьников в процессе обучения и др.).
- Возможности различных методов обучения в активизации познавательной и самообразовательной деятельности учащихся.
- Характеристика видов обучения.
- Понятие о средствах обучения. Типология и функции средств обучения в современной школе.
- Понятие организационных форм обучения. Общие и конкретные формы организации обучения.
- Классно-урочная форма организации обучения. Современный урок. Поиски путей совершенствования урока.
- Типы и структура урока, их разновидности и возможности в решении задач обучения и развития личности ученика.
- Дополнительное образование в системе учебно-воспитательной работы современной школы. Стимулирование познавательных интересов и самообразования.
- Педагогический контроль и учет учебной работы учащихся. Оценка результатов процесса обучения. Критерии оценки знаний, умений и навыков.
- Индивидуально-дифференцированный подход в обучении как средство гуманизации образования.