Методы, формы и средства воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 12:27, контрольная работа

Описание работы

Цель: охарактеризовать понятия „методы воспитания”, „средства воспитания”; показать основные возможности различных методов и форм воспитания, особенности их содержания и применения; сформировать представление об основных подходах и их выбору и применению.
Основные вопросы темы
Понятие о методе и средстве воспитания.

Работа содержит 1 файл

2_semestr.doc

— 790.50 Кб (Скачать)

Что вы можете добавить к  этому списку с учетом специфики  вашего предмета?

Дополнительные оргформы обучения

Цели и задачи

   
   
   
   
   

Интеграция  различных организационных форм обучения

Урок неизменно выступает основной формой организации обучения. Однако смысл этого всеми признаваемого дидактического положения не всегда понимается однозначно. Так, авторы, пользующиеся терминами «урок», «урок-семинар», «урок-лекция», «урок-практическое занятием и т, д., само понятие «урок» применяют в двух разных значениях. В одном случае уроком называется самостоятельная организационная форма, рядом существенных признаков отличающаяся от всех других оргформ обучения, в другом – все организационные формы тоже оказываются уроком, так как им присущи некоторые общие с ним признаки (постоянный состав учащихся, определенный уровень их подготовки, единство места и времени и т. д.).

В таком контексте утверждение  о ведущей роли урока по отношению  к другим организационным формам исподволь приводит к противопоставлению урочной и внеурочной организации учебно-воспитательного процесса в школе ...

Возникает вопрос: а так ли уж нужно  в условиях школьного обучения прямо противопоставлять уроку другие организационные формы? Целесообразно было бы в одних случаях что-то из свойственного другой форме организации обучения растворить, ассимилировать в уроке, а в других – присутствие иной организации сделать более заметным для учащихся, в явном виде обозначив в уроке некоторые существенные ее черты (например, черты вузовской лекции). Можно было бы пойти на интеграцию разных форм, например, соединив консультацию и зачет (Теоретические основы процесса обучения в советской школе / Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лсрнера. – М.: Педагогика, 1989. – С. 199-200). Проанализируйте данную мысль, приведите свои примеры такой интеграции.

Из истории развития форм организации обучения

1. ...Классно-урочная система ... была  подвергнута критике, в ходе  которой были высказаны многочисленные замечания, вскрывающие ее недостатки. С целью усовершенствования этой системы во многих странах ставились разнообразные психологические и педагогические эксперименты... Целью [их] были поиски путей «ослабления» искусственной, негибкой системы классно-урочного обучения для наиболее полной реализации принципа индивидуализации учебно-воспитательной работы. Этот принцип предполагает необходимость дифференциации учебно-воспитательной работы с учетом способностей учащихся, темпа их учебы, а также содержания обучения.

2. ...В начале XX века, приступая к реформе народных школ в Мангейме, И. Зиккингер положил в основу следующий тезис: возраст учащихся не всегда совпадает с их умственным развитием. Ведь не все, доказывал Зиккингер, могут нести один и тот же груз. А почему мы не ставим перед каждым учащимся такие задачи, с которыми он сможет справиться? Почему мы не создаем различные классы для детей в одном и том же возрасте, но с разными способностями, классы для учащихся очень способных, учеников со средними способностями и «болезненно неспособных»?

Исходя из этого, Зиккингер создал четыре так называемых ряда классов;

  • основные классы – для детей, имеющих средние способности;
  • классы – для учащихся малоспособных, которые «обычно не кончают школу»;
  • вспомогательные классы – для умственно отсталых детей;
  • классы иностранных языков, или «переходные» классы, – для наиболее способных учащихся, которые могут продолжать учебу в средних учебных заведениях.

В эти ряды классов учащиеся направлялись на основе результатов психометрических обследований и характеристик учителей. Продолжительность учебы в каждом ряду была различной: в основных классах – 8 лет, в классах и вспомогательных классах – 4 года, в переходных – 6. Зиккингер полагал, что учащиеся смогут переходить из одной последовательности классов в другую, но на практике это оказалось невыполнимым из-за значительных программных различий. В настоящее время [Мангеймская] система подвергается критике. Один из ее недостатков состоит в том, что она основана на ошибочном представлении о решающем влиянии биопсихологических факторов на конечные результаты развития учащихся. Зиккингер не понял того, что низкий уровень интеллектуального развития некоторых учеников, прежде всего детей из рабочих и крестьянских семей, в момент поступления в школу является не столько следствием недостатков «наследственности», сколько плохих бытовых условий и низкого культурного уровня, не обеспечивших этим детям полного развития врожденных задатков. Поэтому концепция «педагогического отбора», предполагающая индивидуализацию обучения, ...превратилась в орудие классовой селекции...

3.По мнению многих  педагогов, несоответствие темпа  обучения возможностям отдельных учащихся – один из важнейших недостатков классно-урочной системы. Особенно подчеркивалось и подчеркивается, что скорость коллективного обучения, как правило, рассчитанная на средних учащихся, для одних слишком низкая, а для других – слишком высокая. Этим и вызываются различные нарушения в поведении большой группы учащихся, у них рождается чувство неуверенности в собственных силах, падает желание учиться, возникают конфликты между ребенком и школой. С целью изменения такого положения дел предпринимались попытки модифицировать традиционную классно-урочную систему и даже создать абсолютно новые системы.

Принцип индивидуализации темпа работы учащихся за счет введения в учебный  план обязательных индивидуальных занятий  в начале нашего столетия использовался, в частности, в школах местечка Уиннетки (штат Мичиган), отсюда и название Виннетка-план. Автор этого плана К. Уошборн пытался одновременно индивидуализировать и темп, и содержание обучения. Для этого он поделил время обучения на две части: до обеда и после обеда. До обеда все дети изучали один и тот же материал, причем каждый из них занимался индивидуально, в -оптимальном для себя темпе. После обеда дети работали в группах, занимаясь решением разнообразных задач теоретического и практического характера.

4. На подобных принципах основывался и другой американский план, возникший в тот же период, а именно Батавия-план (автор – школьный инспектор Дж. Кеннеди из г. Батавия, штат Нью-Йорк). Автор плана рекомендовал, чтобы каждый учитель половину своего рабочего времени в школе посвящал проведению урока, а половину – занятиям с отдельными учащимися. Он считал, что такое сочетание коллективного обучения с индивидуальным позволит обеспечить учащихся помощью, благодаря которой они смогут легче преодолеть различные трудности в учебе.

5.Более радикальной попыткой  реорганизации группового обучения  стал Дальтон-план (автор – Е. Паркхерст, г. Дальтон, штат Массачусетс)... Дальтон-план порывал с традиционной организацией обучения и заменял ее новой, смысл которой состоял в том, чтобы ликвидировать перевес преподавания в пользу учебы учащихся, чтобы из человека, подавляющего самостоятельность работы детей в школе, учитель превратился в тактичного организатора этой работы.

С этой целью в начале учебного года учитель знакомил каждого учащегося с годовым планом работы, который включал учебные задания по отдельным предметам, распределенные по месяцам. Учащиеся письменно обязывались выполнить установленные для них задания и работали над их выполнением в отдельных кабинетах (лабораториях), где можно пользоваться всеми необходимыми учебными пособиями и получать консультации учителя-специалиста по данному предмету. Так как Дальтон-план не предусматривал строгого расписания занятий, учащиеся могли свободно выбирать те задания, которые в данный момент им подходили в большей степени, и работать над ними в оптимальном для себя темпе и произвольными методами.

Дальтон-план имел несколько очевидных  достоинств. Он позволял приспособить темп обучения к возможностям учеников, приучал их к самостоятельности, развивал инициативу, ответственность  и т. д. Основным его недостатком было то, что учащиеся делились па маленькие и часто меняющие свой состав группы, в результате возникали трудности с приобщением учащихся к сотрудничеству. Наконец, этот план исходил из случайных и часто меняющихся интересов учащихся... При таком положении дел знания, как правило, были фрагментарными... (Куписевич Ч. Основы общей дидактики. – М.: Высшая школа, 1986. - С. 249-256).

...Суть плана Трампа как системы  организационных форм обучения  сводится к тому, чтобы максимально стимулировать индивидуальное обучение с помощью гибкости форм его организации. При таком обучении сочетаются занятия в больших аудиториях, в малых группах с индивидуальными занятиями. Лекции с использованием современных технических средств для больших групп (100-150 человек) читают высококвалифицированные преподаватели, профессора. В малых группах (10-15 человек) обсуждаются материалы лекции, проводятся дискуссии. Занятия здесь ведут либо рядовой учитель, либо лучший ученик группы. Индивидуальная работа проводится в школьных кабинетах, лабораториях. Классы как таковые отменяются, состав малых групп непостоянен (Педагогика / Под ре." П. И. Пидкасистого. - М, 1998. - С. 296-297). Проанализируйте полученные сведения и заполните таблицу.

Форма обучения

Достоинства

Недостатки 

Мангеймская

система

   
   
   
   

Виннетка-план

   
   
   
   

Батавия- план

   
   
   
   
   

Дальтон - план

   
   
   
   
   

План Трампа

   
   
   
   
   

Форма отчета: тезисный конспект.

Задание 7. (данное задание оценивается в 2 балла) Ориентируясь на разработанную структуру, изложите ход урока (этапы) по следующей схеме:

  • тема урока;
  • цель урока;
  • тип урока;
  • методы обучения;
  • средства обучения;
  • ход урока (заполнить таблицу):

этапа

Содержание учебного материала

Деятельность

Резуль-тат

учителя

учащихся

 

Форма отчета: конспект урока.

Задание 8. Педагогическое моделирование. Подготовьте  конкретный  структурный этап  урока:

  • актуализация опорных знаний;
  • фронтальный опрос;
  • сообщение новых знаний;
  • закрепление полученных знаний.

Обязательно необходимо указать: учебный предмет, класс, тему урока, цель урока, тип урока.

Форма отчета: фрагмент урока, подготовленный группой в составе 4-х студентов.

Задание 9. Составьте собственное задание по данной теме

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Форма отчета:

Задание 10 .   Укажите литературу, которой вы пользовались при выполнении практической работы

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

 

 

Тема 12: Гуманизм и инновации в педагогике. Индивидуально-дифференцированное и модульно развивающее обучение

(для самостоятельного  изучения)

Цель: сформировать у студентов представление о сущности личностно-ориентированных подходов в обучении, познакомить их с современными педагогическими инновациями; раскрыть основные подходы к построению гуманного образования в инновационных образовательных технологиях.

Основные вопросы темы

  1. Проблема гуманизации современного образования.
  2. Анализ сущности понятий  „педагогическая инноватика”  и „педагогические инновации”.
  3. Особенности индивидуально-дифференцированного подхода в обучении.
  4. Сущность модульно-развивающего обучения.
  5. Основные отличия модульно-развивающего обучения от классно-урочного.

Записать в педагогический словарь:

 гуманизация в образовании, педагогическая инноватика, педагогическая инновация, индивидуально-дифференцированный подход, педагогическая специфика, модульно развивающая система.

 

Блок  самоконтроля

По итогам изучения данной темы вы должны знать:

  • сущность понятий „педагогическая инновация”, „индивидуально-дифференцированный подход в обучении ”, „модульно развивающее обучение ”;
  • педагогические особенности работы с детьми разного возраста и уровня подготовленности;
  • возможности конкретных организационных форм и методов обучения для реализации индивидуально-дифференцированного подхода в обучении;
  • сущность и основные принципы модульно-развивающего обучения.

Информация о работе Методы, формы и средства воспитания