Методы, формы и средства воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 12:27, контрольная работа

Описание работы

Цель: охарактеризовать понятия „методы воспитания”, „средства воспитания”; показать основные возможности различных методов и форм воспитания, особенности их содержания и применения; сформировать представление об основных подходах и их выбору и применению.
Основные вопросы темы
Понятие о методе и средстве воспитания.

Работа содержит 1 файл

2_semestr.doc

— 790.50 Кб (Скачать)

Форма отчета: анализ педагогических ситуаций.

Задание13.

 

Составьте собственное  задание по данной теме

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Форма отчёта:

Задание 14.   Укажите литературу, которой вы пользовались при выполнении практической работы

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………................................................................

 

 

 

 

Тема 10: Методы и средства обучения

(практическое занятие)

Цель: сформировать у студентов понятие о методах обучения, их структуре; развивать представления о мотивах обучения и способах активизации познавательной деятельности учащихся.

Основные вопросы темы

  1. Понятие о методах обучения, приемах и средствах, их взаимодействии.
  2. Основные подходы к классификации методов обучения.
  3. Характеристика методов стимулирования учебной деятельности школьников в процессе обучения.
  4. Характеристика методов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.
  5. Характеристика методов контроля и самоконтроля.

Записать в  педагогический словарь:

 метод, метод обучения,   прием обучения,   средства обучения.

 

Блок  самоконтроля

По итогам изучения данной темы вы должны знать:

  • различные подходы к определению метода обучения;
  • развитие методов обучения в историческом аспекте;
  • возможности конкретных групп методов обучения для формирования мотивов обучения и активизации познавательной деятельности учеников;
  • структуру и условия выбора методов обучения и средств обучения;
  • основные требования к применению средств обучения.

По итогам изучения данной темы вы должны уметь:

  • анализировать влияние конкретных методов обучения на мотивы и познавательную активность учащихся;
  • выделять и анализировать приемы обучения;
  • соотносить применение методов и приемов обучение с возрастными и индивидуальными особенностями учеников.

Литература

  1. Алексюк А.Н. Общие методы обучения в школе. - К.: Рад. школа, 1981. –  206 с.
  2. Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. – М. 1982.
  3. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. – М., 1991.
  4. Брушлинский А. В. Психология мышления и проблемное обучение. – М., 1981. Гершунский Б. С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. – М., 1987.
  5. Волков И.П. Учим творчеству: Опыт работы учителя труда и рисования в школе № 2. – М.: Педагогика, 1986.
  6. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1987. Дидактика: учебно-методические материалы по курсу / Под ред. О. А. Абдуллиной. – М., 1992.
  7. Загвязинский В. И. Теория обучения: современная интерпретация. – М., 2000.
  8. Ильин Е.И. Путь к ученику. - М.: Просвещение, 1988.
  9. Касьяненко М.Д. Педагогіка співробітництва. - К.: Вища шк., 1993. - Ч. III, розд. 4.
  1. Куписевич Ч. Основы общей дидактики. – М., 1986.
  1. Оконь В. Введение в общую дидактику. – М., 1990.
  2. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М., 1998.
  1. Педагогика /Под ред. Ю.К.Бабанского. – М., 1988. – Гл. 22.
  1. Педагогический поиск /Сост. И.Н.Баженова. – М., 1988. – 472с.
  2. Педагогіка /За ред. М.Д.Ярмаченка. – К., 1986. - Розд.8.
  1. Подласый И. П. Педагогика. – М., 2000.
  1. Подласый И.П. Педагогика. Новий курс; Учебник для студ. пед вузов: В 2 кн. - М.: ВЛАДОС, 1999. - Кн. 1: Общие основи. Процесс обучения. - 576 с.
  1. Скаткин М. Н. Проблемы современной дидактики. – М., 1984.
  1. Сорокин Н. А., Шайденко Я. А, Дидактика. – Тула, 1993.
  2. Фіцула М.М. Педагогіка: Навчальний посібник для студентів вищих педагогічних закладів освіти. - К., 2000. - С. 121-149.
  3. Шаталов В.Ф. Эксперимент продолжается. – М.: Педагогика, 1989.

1.Основной  доклад: Понятие методов, приемов, правил обучения

Теми  для докладов и сообщений:

  • Взаимосвязь дидактических и предметно-методических подходов к анализу методов обучения.
  • Сравнительная эффективность методов обучения,
  • Метод обучения как многомерное явление,
  • Структура метода обучения.
  • Дидактические основы методов обучения.

2.Основной  доклад: Типология методов обучения

Теми  для содокладов и сообщений:

  • Характеристика различных типов методов обучения: по источнику получения знаний учащихся, по степени самостоятельности школьников в процессе обучения и др.
  • Методы обучения, активизирующие познавательную и самообразовательную деятельность учащихся: учебный диалог, дискуссия, деловые игры, тренинги и др.

3.Основной  доклад: Педагогические и организационно-методические основания выбора учителем методов обучения

Теми  для содокладов и сообщений:

  • Система и функции средств обучения в современной школе.
  • Оптимизация выбора учителем методов и средств обучения.
  • Специфика применения методов обучения в зависимости от характера учебного познания, уровня развития познавательных процессов.

Форма отчета: текст с приложением списка использованной литературы.

Самостоятельная работа студентов  по теме

«Методы и средства обучения»

Задание 1. Напишите 7-10 библиографических карточек по литературе данной темы, составьте свои аннотация к выбранным изданиям.

Форма отчета: соответствующая картотека.

Задание 2. Подберите отрывки из литературных и научных текстов по одной из предлагаемых тем:

  • Влияние методов обучения на формирование методов учения школьников;
  • Пути активизации школьников различных возрастов;
  • Система и функции средств обучения в современной школе;
  • Педагогические и организационно-методические основания выбора учителем методов обучения.

Составьте фрагмент педагогической хрестоматии (с указанием автора, названия книги, издания, страницы и т.д.)

Форма отчета: фрагмент хрестоматии.

Задание 3. (данное задание оценивается в 1 балл) Выберите  одну из тем  по предмету вашей специализации. Разработайте и опишите систему различных методов обучения, которые можно применить при изучении данной темы.

Форма отчета: описание хода урока, с приложением различных методов обучения.

Задание 4. Оцените эффективность всех известных вам методов обучения по следующим критериям:

  • формирование мировоззрения, кругозора;
  • формирование теоретических знаний;
  • формирование практических умений;
  • формирование умений добывать, систематизировать и применять знания;
  • формирование навыков самообразования;
  • формирование навыков упрочнения знаний, умений.

Составьте таблицу. Для  этого используйте следующие  знаки:

«+!»   – метод  лучше других способствует решению  задачи (т.е. полностью отвечает критерию);

«+»     – метод  пригоден для достижения цели.

«–»     – метод  не пригоден для достижения цели.

Форма отчета:  заполненная таблица.

Задание 5. (данное задание оценивается в 1 балл) Современному учителю необходимо знать функциональные возможности современных электронных средств, условия их эффективного применения в учебном процессе. Спрогнозируйте изменение дидактической концепции, если ее главное звено “учитель-ученик” заменить на “информационная система-ученик”.

Форма отчета: вариант дидактической концепции.

Задание 6. (данное задание оценивается в 2 балла) Предложите классификацию электронных средств обучения по личностно-ориентированному основанию, например, с точки зрения личностных качеств ученика или видов его деятельности. Назовите принципы, руководствуясь которыми необходимо составлять обязательные «Перечни» средств обучения федерального уровня, национально-регионального, школьного и ученического уровней.

Форма отчета: классификация  электронных средств обучения.

Задание 7. (данное задание оценивается в 2 балла) Приведите пример влияния средств обучения на изменение целей и содержания образования. Возможна ли замена «бумажных» учебников на электронные? Какие параметры образования могут быть изменены в этом случае? Чем образовательный сайт отличается (должен отличаться) от любого другого сайта в сети Интернет? Может ли наглядным пособием выступать умозрительный наглядный образ, например, образ древа жизни?

Форма отчета: ответы на вопросы.

Задание 8. (данное задание оценивается в 2 балла) Подготовьте план урока с использованием видеоматериалов (аудиозаписей, кодопозитивов и др.). Подберите или изготовьте необходимые средства обучения. В качестве главной цели урока определите создание учащимися образовательной продукции по изучаемой теме. Проведите и обсудите разработанный урок или его фрагмент во время семинарского занятия со студентами.

Форма отчета: план урока

Задание 9. Разработайте план урока с использованием технических средств обучения. Для этого опирайтесь на следующие рекомендации:

а) определите и проанализируйте  цели урока, его содержание и логику изучения материала;

б) выделите главные элементы, которые должны быть усвоены учащимися (факты, гипотезы, законы), выделите те из них, которые нуждаются в демонстрации предмета, явления или их изображения с помощью ТСО;

в)  установите, на каком этапе и для какой цели необходимо использование технических средств обучения, и каких именно;

г) отберите оптимальные  для данного урока средства обучения, установите их соответствие целям и  особенностям урока;

д) определите методы и  приемы, с помощью которых будет  обеспечена познавательная деятельность учащихся, сформулируйте задания для учеников.

Форма отчета: план урока.

Задание 10. Работа с таблицами:

  Проанализируйте словесные методы обучения и заполните таблицу.

Словесные методы обучения

Общее

Различия

Рассказ

   

Беседа

 

Лекция

 

Объяснение

 

Дискуссия

 

Проанализируйте практические методы обучения и заполните таблицу.

Практический метод  обучения

Общее

Различия

Лабораторные опыты

 

 

Работа с учебником

 

Работа с дополнительной литературой

 

Учебно-производственный труд

 

Проанализируйте наглядные методы обучения и заполните таблицу.

Наглядный метод обучения

Общее

Различия

Иллюстрация

   

Демонстрация

 

Самостоятельные наблюдения учащихся

 

Форма отчета:

Задание 11. Анализ педагогических ситуаций

1. Многим кажется, что это очень просто: задать вопрос, получить ответ, выдать реакцию. Однако опытные профессионалы видят здесь некоторые проблемы, главная из них: как задать вопрос? В практике встречаются два случая. Учитель читает вопрос, а затем после паузы говорит, кто будет отвечать. Это ненаправленный, или безадресный, вопрос. И наоборот: сначала называется отвечающий, а потом формулируется вопрос. Это направленный, или адресный, вопрос.

Пример. Ненаправленный вопрос: «Какой треугольник называется равнобедренным? Отвечать будет... Володя». Направленный вопрос: «Володя, вопрос тебе. Какой треугольник называется равнобедренным?»

Информация о работе Методы, формы и средства воспитания