Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 12:27, контрольная работа
Цель: охарактеризовать понятия „методы воспитания”, „средства воспитания”; показать основные возможности различных методов и форм воспитания, особенности их содержания и применения; сформировать представление об основных подходах и их выбору и применению.
Основные вопросы темы
Понятие о методе и средстве воспитания.
Форма отчета: устная защита с прилагаемым текстом и списком литературы.
Самостоятельная работа студентов по теме
«Процесс обучения. Закономерности и принципы обучения»
Задание 1. Напишите 7-10 библиографических карточек по литературе данной темы. Составьте свои аннотации к выбранным изданиям.
Форма отчета: соответствующая карточка.
Задание 2. Подберите отрывки из художественных и научных текстов по одной из предложенных тем:
Составьте фрагмент педагогической хрестоматии (с указанием автора, названия книги, издания, страницы и т.д.)
Форма отчета: фрагмент хрестоматии.
Задание 3. Напишите рецензию на одну из перечисленных ниже статей
Форма отчета: текст рецензии.
Задание 4. Сопоставьте следующие высказывания.
Мы иногда портим свое дело нежеланием подумать, как надо сказать в данном случае, и корень многих тяжких неудач наших – в неумении высказать свою мысль, одеть ее как следует... (Ключевский Д.О. Очерки и речи // Ключевский В.О. Второй сб. ст. - СПб., 1918. - С. 30).
Ошибочно думать, что самое главное - это чтобы лектор умел преподать суть вопроса и не обращал внимания на форму преподавания. Я могу вам говорить самые умные речи, но если они будут скучно изложены, то вы их не воспримете (Пирогов II.И. Правда жизни. – М., 1960. - С. 29).
Первые фразы Д. И. Менделеева почти всегда приводили в недоумение людей, слушавших его впервые. Им становилось даже неловко за лектора, который подолгу подыскивал нужное слово... затем следовали внятные, отчеканенные фразы, произносимые сильным звучным голосом, и постепенно магия менделеевской речи завораживает аудиторию. Строй речи, интонация, громкость голоса, внушительная жестикуляция в точности повторяют ход менделеевской мысли, то убыстряющейся - когда приводились промежуточные выкладки, то замедляющейся - когда обсуждался важный вывод (Смирнов Г. Менделеев. – М.: Молодая гвардия, 1974. – С. 123).
Как, по-вашему, влияет на образовательную функцию речь преподавателя? Есть ли у большинства учителей подобные проблемы? Проведите свое исследование.
Форма отчета: текст исследования с комментариями.
Задание 5. Прочитайте следующий литературный отрывок
...Нет сомнений – в каждой семье в последние дни только и говорят обо мне. Нет, не именно обо мне, а об учителе, который послал это письмо и который 1 сентября встретит своего воспитанника в школе. Говорят по-разному – папы и мамы, бабушки и дедушки - в зависимости от того, у кого что наболело в общении с ребенком, у кого какая точка зрения на воспитание. И нужно ли гадать, что в воображении каждого ребенка его первый учитель, которого он еще в глаза не видел, рисуется по-разному? По-разному рисуются его облик и характер...
В большинстве семей в воображении ребенка родители и старшие создают образ всезнающего, доброго, чуткого, горячо любящего детей человека. В этих семьях дети нарисовали бы меня в образе доктора Айболита и, придя в школу, бегали бы за мной по пятам, залезали бы ко мне на колени, задавали бы тысячу вопросов, бесконечно рассказывали бы о себе и полюбили бы меня сразу, потому что доктора Айболита нельзя не любить. Разумеется, для этого будет необходимо, чтобы я обрел черты характера этого доброго доктора.
В некоторых семьях суждения родителей и старших создадут в воображении ребенка существо, строго следящее за любым малейшим проступком каждого ребенка; оно будет наказывать – строго! – всех, кто не слушает старших, не ест все, что даст мама или бабушка, капризничает, шумит и шалит, оно выгонит из школы всех таких детей, оно... Дети в таких семьях нарисовали бы первого своего учителя в облике Бабы-Яги или Буки. А на другой день, придя в школу и увидев своего учителя, закричали бы, что есть мочи, прильнув к матери; «Не хочу в школу!.. Хочу домой!»
Почему создается в одних семьях облик учителя – доктора Айболита, в других – Бабы-Яги. Ведь родителям шестилетних детей давно не страшны никакие Бабы-Яги и Буки, но они пугают ими своих малышей. Почему? Почему некоторые из них берут в союзники в воспитании своих детей этих героев, а не докторов Айболитов? Почему они думают, что ребенка легко воспитывать запугиванием?.. (Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – М.: Просвещение, 1986. - С. 12-83).
Составьте программу исследования, которое позволит ответить на эти вопросы Ш.А. Амонашвили. Проведите его в родительской и детской аудитории.
Форма отчета: текст исследования с комментариями.
Задание 6. Какие этапы деятельности учителя соответствуют этапам деятельности ученика в процессе обучения?
этапы деятельности учителя |
этапам деятельности ученика |
Возникновение интереса к учению | |
Усвоение знаний | |
Овладение общими понятиями и суждениями и разрешение проблем | |
Процессы запоминания | |
Упражнения | |
Самоконтроль |
Форма отчета: заполненная таблица.
Задание 7. Как известно, дидактическое правило конкретизирует принцип обучения, указывает учителю, как следует реализовать дидактический принцип в практической работе. В связи с этим подумайте, к каким принципам относятся приведенные ниже правила, и в каком правиле может отразиться дидактический принцип. Заполните таблицу.
дидактический принцип |
дидактическое правило |
Стройте учебный процесс так, чтобы накопление новых знаний одновременно закрепляло старые | |
Принцип систематичности обучения |
|
Работая со всем классом, помните о каждом ученике | |
Принцип наглядности обучения |
|
Не требуйте от учеников заучивания того, что всего лишь нужно понять |
Форма отчета: заполненная таблица.
Задание 8. Писатель В.В. Вересаев в одной из книг приводит отрывок из школьного сочинения на тему: «Исторические личности в поэме А.С. Пушкина «Полтава»»:
Историческими личностями называются две главные личности, которые оставляют следы в истории и двигают ее вперед и назад. Вот во времена Полтавы в России было две исторические личности: личность Петра и личность Мазепы. Третья историческая личность была личность Карла – шведского короля. Она жила в Швеции. Петр был очень хорошим, грозным и замечательным царем. Мазепа, хотя тоже был очень храбрый, но думал, что всегда лучше самому быть царем. И он открыл полтавское сражение. Петр был в сражении ужасным и походил на грозу. За Петром летели птицы из его гнезда. Поэтому он победил Карла, и того унесли в качалке на ужин к врагам… В поэме есть нравственная цель, она учит, как Мазепа своей личностью поплатился за такое отношение и как Петр за свою роль и подвиги был выбран в исторические личности…
Как вы думаете, в чем была ошибка учителя, который учил этого ученика? Какой недостаток учебного процесса иллюстрирует это сочинение?
Форма отчета: анализ фрагмента.
Задание 9. Проанализировать состояние современной зарубежной школы, обосновать и обобщить сущность процесса обучения в общеобразовательных учебных заведениях (на примере конкретной страны по выбору).
Форма отчета:
Задание 10. Найти общее и отличное в структуре обучения школ Украины и определенной страны мира (по выбору).
Форма отчета:
Задание 11. Работа с текстами.
Об обучении говорят, что оно «протекает», «осуществляется», «реализуется». Это значит, что оно существует реально в постоянном движении, развитии, в динамике, в процессе, Если быть точным, нужно сказать, что процесс – это смена состояний системы и процесс обучения – тоже смена состояний системы. Обучение – деятельность. Значит, процесс обучения – это смена состояний системы деятельности. Возникают вопросы что же это за система? Из чего она состоит, из каких элементов? Какова ее структура, т.е. как связаны между собой эти элементы? И наконец, каково ее назначение, какие функции она выполняет в обществе?..
Есть и еще один важный вопрос. Теория, в том числе и педагогическая, должна выявлять объективные закономерности, присущие тем явлениям, которые она изучает. Но тогда возникает вопрос: могут ли существовать объективные, не зависящие от человека закономерности процесса, который самим же человеком и порождается. Понятно, что естественные объекты природы такие закономерности имеют. А вот свойственны ли объективные закономерности искусственной, целенаправленной системе обучения? От ответа на этот вопрос зависит многое, прежде всего сам научный статус дидактики, ее теоретический уровень. Если в обучении нет ничего постоянного и объективного, сама теория как будто бы и не нужна. Или же возможна только психологическая теория, которая рассматривает некоторые объективные свойства человеческой психики, проявляющейся в процессе обучения? (Краевский В. В. Процесс обучения и его закономерности // Краевский В.В., Лернер И. Я. Дидактика средней школы. – М,: Просвещение, 1982. - С. 129-130).
Форма отчета: тезисный конспект.
Задание 12. Анализ педагогических ситуаций
Искусство вопроса
– Почему Раскольников, еще не раскрыв письмо от матери, безумно целует конверт?
Непонятное: себе или классу задаю вопрос. Но класс утихает. Следовательно, и себе. Не с итогом, с началом, что несет в себе итог, пришел я к детям, которые много не знали и не могли знать без меня. Зато и я не все мог знать без них. От того и тишина. И пусть длиннее будет пауза. Это не промах, это искусство. Сложное искусство вопроса. Если эмоция – начало интеллекта, предчувствие мысли, то вот и сама мысль: письмо чуть ли не последняя надежда остановиться в ужасном замысле? Если мама не остановит, то кто же?
Почему Сальери бросает яд в стакан Моцарта сразу после его слов: "Гений и злодейство – две несовместимые вещи?". Моральная проблема неожиданно коснулась философской, эстетической. Вместе с детьми рассуждаю и я, им и себе открываю знание. "Маленькие трагедии" Пушкина теперь не станут школьной трагедией.
"Детей у меня нет..." - жалуется Екатерина (О.М. Островский "Гроза"). А если бы дети были – вышла бы она за ворота к Борису? И вообще – ушла бы из жизни?
Мой вопрос особенный. Самому себе. А решаю – с детьми. Этим их поднимаю к себе, сам расту с ними. Возмужание – процесс сложный, взаимный: мы растем с теми, кого поднимаем. Что может быть понятнее, чем вопрос, поставленного самому себе, и значительнее вопроса, который волнует всех? Спросить себя, как другого, и другого, как себя, – в этом искусство.
Урок литературы
Тема: "Жизнь и деятельность Т.Г. Шевченко". Учитель в канун урока развесил в классе плакаты-иллюстрации о жизни поэта. На доске были размещены репродукции картин Т.Г. Шевченко. Еще до начала урока ученики с интересом рассматривали новый для них материал. Уже и на уроке глаза детей были сосредоточены на иллюстрациях. Рассказ учителя разбивался о своеобразный психологический барьер между педагогом и школьниками.
Вот и звонок на перерыв. Учитель почувствовал недовольство проведенным уроком. А так настойчиво готовился...
Урок украинского языка в 5-м классе
Тема урока: "Правописание неопределенных и отрицательных местоимений". Учительница построила его по такими этапами: