Методы, формы и средства воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 12:27, контрольная работа

Описание работы

Цель: охарактеризовать понятия „методы воспитания”, „средства воспитания”; показать основные возможности различных методов и форм воспитания, особенности их содержания и применения; сформировать представление об основных подходах и их выбору и применению.
Основные вопросы темы
Понятие о методе и средстве воспитания.

Работа содержит 1 файл

2_semestr.doc

— 790.50 Кб (Скачать)
    • На ваш взгляд, какой вид вопроса эффективнее?

2. К своему первому  уроку студентка-практикантка IV курса  пединститута готовилась долго. И вот урок начался. Учительница быстро проверила домашнее задание, рассказала новый материал, а до конца урока осталось 20 минут. Закрепление заняло еще 10 минут, а дальше учительница не знала чем заполнить время и отпустила учеников с урока раньше.

    • Проанализируйте причины методических недоработок учительницы.
    • Выскажите советы относительно последующего совершенствования методики проведения уроков.

3. Учительница украинского  языка уже на первых уроках  в 5 классе заметила, что ученики  не умеют составлять планы, самостоятельно работать с учебником, поэтому дальше на каждом уроке она уделяла внимание развитию приемов самостоятельной работы. Спустя некоторое время дела в этом направление значительно улучшились.

    • Какие виды самостоятельной работы учеников вам известные?
    • К какой группе методов они принадлежат?
    • Оцените действия педагога.

4. На уроке учитель проверял домашнее задание с помощью фронтального опроса, который проходил в достаточно быстром темпе. Павел К. не смог быстро сориентироваться в вопросах и сказал учителю, что ему нужно подумать. На что учитель ответил: «Нечего думать, нужно отвечать». Парень перестал совсем отвечать на уроке.

    • К какой группе методов принадлежит фронтальный опрос?
    • Как Вы оцениваете действия учителя в данном случае?
    • Охарактеризуйте негативные и позитивные стороны метода. Предоставьте предложения относительно улучшения организации проверки домашнего задания учеников.

5. Урок в 4 классе. Коля С. отвечает возле доски. Только он останавливается, ошибается - возникает "лес рук". Сначала учительница останавливала учеников, но потом позволила исправлять и дополнять товарища. Коля все больше и больше запутывался, тянул слова и впоследствии совсем замолчал. "Опять не доучил", - сказала учительница и поставила "3" в журнал.

6. Урок в 9 классе. Отвечает  Ира К. В классе тишина. Но  не все слушают. Несколько учеников  готовят следующий вопрос, другие  смотрят в окно. Две девочки  разговаривают "глазами" о  вещах, которые не имеют отношения  к уроку. Ира делает ошибки, но никто ее не исправляет. И после ответа никто не вызвался исправить ошибки.

  • Сравните фрагменты опроса в 4 и 9 классах.
  • Почему не был удачным первый ответ и прошел незамеченным для большинства второй?
  • Какие методы и приемы нужно применять учителю, чтобы активизировать учеников на этом этапе урока?
  • Приведите примеры использования эффективных методов опроса из практики опытных учителей.

Форма отчета: анализ ситуаций.

Задание 12.  Педагогическое моделирование. Подготовьте фрагмент урока вашей специальности с использованием:

  • метода рассказа;
  • метода беседы;
  • метода иллюстрации;
  • проблемного изложения.

Обязательно необходимо указать: учебный предмет, класс, тему урока, цель урока, тип урока.

Форма отчета: фрагмент урока с использованием одного из указанных методов обучения (подготовленный группой в составе 4-х студентов).

Задание 13.  Составьте собственное задание по данной  теме

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Форма отчета:

Задание 14.   Укажите литературу, которой вы пользовались при выполнении практической работы

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………........................................................................

 

 

 

Тема 11: Организационные формы обучения. Урок в современной школе

(практическое занятие)

Цель: сформировать у студентов понятие формы организации обучения; классно-урочной системы; заложить умения сопоставить назначение различных форм организации обучения, оценивать их результативность в соответствии с целями и задачами учебно-воспитательного процесса.

Основные вопросы темы

  1. Сущность понятия „форма организации обучения”.
  2. История развития форм организации обучения.
  3. Формы организации обучения классно-урочной системы.
  4. Урок – основная форма организации обучения. Нестандартный урок.
  5. Пути усовершенствования классно-урочный системы.

Что записать в ваш педагогический словарь: форма,  форма организации обучения, индивидуальная форма организации обучения фронтальная форма организации обучения,  групповая форма организации  обучения, классно-урочная система,  урок,   структура урока,  факультативы,    кружок, нестандартный урок.

 

Блок  самоконтроля

По итогам изучения данной темы вы должны знать:

  • сущность понятий „организационная форма обучения” и „урок ”;
  • соотношение содержания понятий индивидуальной, фронтальной и групповой форм организации обучения в историческом аспекте;
  • возможность конкретных организационных форм обучения для формирования мотивов обучения и активизации познавательной деятельности учеников;
  • типологию уроков и структуру уроков различного типа;
  • основные современные тенденции совершенствования организационных форм обучения.

По итогам изучения данной темы вы должны уметь:

  • анализировать влияние конкретных организационных форм типов уроков на мотивы и познавательную активность учащихся;
  • выбирать организационные формы с учетом целей и задач обучения, а также возрастных и индивидуальных особенностей учеников.

Литература

  1. Волкова Н.П. Педагогіка. - К.: Академія, 2001. - С.324-351.
  2. Гузик Н.П. Обучение органической химии. - М.: Просвещение, 1988.
  3. Державна національна програма "Освіта (Україна XXI століття)" - К., 1992.
  4. Дидактика современной школы./Под ред. Онищук В.А. – К., 1987. - Гл.VІ.
  5. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. – М., 1993.
  6. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. – М., 2000.
  7. Закон України "Про загальну середню освіту" //Законодавство України про загальну освіту : Бюллетень законодавської і юридичної політики України, - К., 1999.-№9.-С. 31-54.
  8. Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. - М.: Просвещение, 1980.
  9. Концепція 12-річної загальноосвітньої школи//Педагогічна газета. – 2000. - №9.
  10. Куписевич Ч. Основы общей дидактики. – М, 1986.
  11. Лихачев Б.Т. Педагогика. – М., 1993.
  12. Максимова В.И. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. - М.: Просвещение, 1987.
  13. Махмутов М.И. Современний урок – М.: Просвещение, 1981.
  14. Махмутов М.И. Современный урок. – М., 1985.
  15. Мойсеюк Н.Є. Педагогіка: Навчальний посібник. - К., 2001. - С. 262-300.
  16. Мышление учителя / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. - М., 1990.
  17. Национальная доктрина образования // Учит. газ. – 2000. – № 42.
  18. Національна доктрина розвитку освіти України у XXI столітті. - К.: Шкільний світ, 2001.
  19. Оконь В. Введение в общую дидактику. – М., 1990.
  20. Онищук В.А. Урок в современной школе. - М.: Просвещение, 1986.
  21. Орлов А.А. Управление учебно-воспитательной работой в школе. - М.,1991.
  22. Педагогика/Под ред. Бабанского Ю.К. -М.: Просвещение, 1988 - Гл.23.
  23. Педагогіка /За ред. Ярмаченка М.Д. - К.: Вища школа, 1986 - Р.9.
  24. Пидласый И.П. Педагогика. - М.: Владос, 1999. - С. 517-535.
  25. Подласый И.П. Педагогика. – М., 2000.
  26. Скаткин М.Я. Проблемы современной дидактики. – М., 1984.
  27. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений. - М.: Школа-Пресс, 1998. - С.274-295.
  28. Федеральная программа развития образования // Вестн. образования, 2000.-№12.-С. 3-70.
  29. Фіцула М.М. Педагогіка. - К.: Академія, 2000. - С. 150-189.
  30. Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе. – М., 1988.
  31. Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе. - М.: Просвещение, 1988. - С.33-75, 115-140.

1.Основной  доклад: «Формы организации обучения в истории образования»

Теми  для содокладов и сообщений:

  • Характеристика индивидуальных форм обучения.
  • Формы организации обучения в средневековой школе (на основе произведений художественной литературы).
  • Особенности форм организации обучения в Советской школе 1920-1930 гг.

2.Основной  доклад: «Урок как основная форма организации обучения»

Теми  для содокладов и сообщений:

  • В чем заключается связь принципов обучения со структурой урока?
  • Проблема классификации уроков в дидактике.
  • В чем заключаются основные проблемы общения учителя и учеников на уроке?
  • Урок как творчество учителя.

3.Основной  доклад: «Индивидуальная, фронтальная и групповая формы организации обучения»

Теми  для содокладов и сообщений:

  • Чем объясняется выбор учителем одной из форм обучения?
  • Какие дидактические задачи решают индивидуальная, фронтальная и групповая формы организации обучения.

Форма отчета: текст доклада с приложением списка литературы.

Самостоятельная работа студентов  по теме

«Организационные формы обучения. Урок в современной школе»

Задание 1. Напишите 7-10 библиографических карточек по литературе данной темы, составьте свои аннотация к выбранным изданиям.

Форма отчета: соответствующая картотека.

Задание 2. Подберите отрывки из художественных и научных текстов по одной из предлагаемых тем:

  • пути совершенствования урока в современной школе.
  • индивидуальная, групповая, фронтальная организация обучения, их оптимальное сочетание.
  • уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-экскурсии, уроки-дискуссии и т.д.
  • педагогические и организационно-методические основания выбора учителем форм организации обучения.

Составьте фрагмент педагогической хрестоматии (с указанием автора, названия книги, издания, страницы и т.д.)

Форма отчета: фрагмент хрестоматии.

Задание 3. Сравнительный анализ. Рассмотрите и проанализируйте ряд определений понятия «форма организации обучения». Заполните таблицу.

Определение понятия  «форма организации обучения»

Что общего

В чем расходятся

«...Организационную форму обу-чения  мы определим как взаимо-действие учителя и учащихся, регулируемое определенным, заранее установленным порядком и режимом» (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, Н.М. Шахмаев)

   
   
   
   
   
   
   

«...Форма организации обучения предполагает… упорядочивание, налаживание, приведение в систему взаимодействия учителя и уча-щихся при работе над определенным содержанием материала» (И.М. Чередов)

   
   
   
   
   
   

«Формы организации обучения - это  внешнее выражение согла-сованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке  и режиме» (П.И. Полдасый)

   
   
   
   
   
   

Форма отчета: заполненная таблица.

Задание 4. Познакомьтесь с алгоритмом подготовки учителя к уроку, предложенным в книге Ю.А. Львовой «Творческая лаборатория учителя» (Львова Ю.А. Творческая лаборатория учителя. – М.: Просвещение, 1990. – С. 44-47.)

Основываясь на прочитанном, попробуйте составить алгоритм подготовки к уроку по вашему предмету. Представьте его в виде соответствующей схемы.

Форма отчета: соответствующая таблица (опыт создания наглядного пособия).

Задание 5. Представив ситуацию «Если бы директором школы был, я…», смоделируйте систему организации обучения гуманизму и демократизму.

Форма отчета: проект программы школы будущего.

Задание 6. Работа с текстами.

Особенности организационных  форм

Прежде всего обращает на себя внимание то, что очень трудно определить само понятие «организационные формы»... Остановимся на особенностях организационных форм.

Первая состоит в характере  внешнего проявления функций учителя  и учащихся в соответствии с определенным распорядком – фронтальное слушание рассказа, групповая или индивидуальная работа по заданиям учителя и т. д.

Вторая особенность заключается  в режиме, временном и организационном, которому подчиняется та или иная форма. Так, занятие может длиться 45 или 30 минут, быть сдвоенным. Состав учащихся может быть постоянным (класс на уроке, языковая группа), изменчивым (при групповой работе в классе).

Поскольку взаимодействие учителя  и учащихся осуществляется в виде непосредственного или опосредованного  общения, то организационная форма является и определенным порядком построения общения указанных субъектов. В этом третья особенность организационных форм.

Главный отличительный признак  организационной формы состоит  в том, что ее рассмотрение не связано  непосредственно с характеристикой процесса обучения, его основных закономерностей. Организационные формы влияют на конкретный ход обучения, обусловливал, к примеру, возможность проявления индивидуального темпа учебной работы, они влияют на общий ход и результат учебного процесса, содействуя его успешности, например при достаточном сочетании занятий сплошного изложения материала (лекции) и практических занятий, экскурсий и т. д. (Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. – М.: Просвещение, 1982. - С. 222-223).

Внеурочные формы организации обучения

Помимо уроков в школе существуют такие формы организации обучения:

  • факультативные занятия: их задача – углубление и расширение знаний в определенной области, развитие познавательных интересов и способностей учащихся. Право выбора факультатива принадлежит учащимся; состав группы стабильный в течение всего периода освоения темы 
    (проблемы);
  • спецсеминары – учебные занятия на старшей ступени обучения в форме коллективного обсуждения изучаемых вопросов, докладов, рефератов, используемые в целях утверждения мировоззренческих позиций, 
    углубления знаний, формирования оценочных суждений;
  • практикумы и учебные практики применяются для выработки практических умений и навыков;
  • учебные экскурсии – учебное занятие, проводимое вне школы: на производстве, в музее, в полевых условиях и т. д.;
  • дополнительные занятия – групповые или индивидуальные формы учебно-познавательной деятельности учащихся; основные задачи: восполнение пробелов в знаниях, реализация возможности учащихся в выборе индивидуального темпа освоения учебного материала, удовлетворение повышенного интереса к учебному предмету;
  • домашняя учебная работа учащихся направлена на формирование навыков самостоятельной работы, закрепление знаний и способов учебно-познавательной деятельности;
  • занятия в предметных кружках, учебно-научных объединениях – форма организации познавательной деятельности, направленной на обеспечение индивидуальных познавательных потребностей и интересов учащихся (Смирнов В. И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. - М., 1999. - С. 359-360).

Информация о работе Методы, формы и средства воспитания