- На ваш взгляд, какой вид вопроса эффективнее?
2. К своему первому
уроку студентка-практикантка IV курса
пединститута готовилась долго. И вот урок начался. Учительница
быстро проверила домашнее задание, рассказала
новый материал, а до конца урока осталось
20 минут. Закрепление заняло еще 10 минут,
а дальше учительница не знала чем заполнить
время и отпустила учеников с урока раньше.
- Проанализируйте причины методических недоработок учительницы.
- Выскажите советы относительно последующего совершенствования методики проведения уроков.
3. Учительница украинского
языка уже на первых уроках
в 5 классе заметила, что ученики
не умеют составлять планы, самостоятельно работать
с учебником, поэтому дальше на каждом
уроке она уделяла внимание развитию приемов
самостоятельной работы. Спустя некоторое
время дела в этом направление значительно
улучшились.
- Какие виды самостоятельной работы учеников вам известные?
- К какой группе методов они принадлежат?
- Оцените действия педагога.
4. На уроке учитель проверял
домашнее задание с помощью фронтального
опроса, который проходил в достаточно
быстром темпе. Павел К. не смог быстро сориентироваться в вопросах
и сказал учителю, что ему нужно подумать.
На что учитель ответил: «Нечего думать,
нужно отвечать». Парень перестал совсем
отвечать на уроке.
- К какой группе методов принадлежит фронтальный опрос?
- Как Вы оцениваете действия учителя в данном случае?
- Охарактеризуйте негативные и позитивные стороны метода. Предоставьте предложения относительно улучшения организации проверки домашнего задания учеников.
5. Урок в 4 классе. Коля С.
отвечает возле доски. Только он останавливается, ошибается - возникает "лес
рук". Сначала учительница останавливала
учеников, но потом позволила исправлять
и дополнять товарища. Коля все больше
и больше запутывался, тянул слова и впоследствии
совсем замолчал. "Опять не доучил",
- сказала учительница и поставила "3"
в журнал.
6. Урок в 9 классе. Отвечает
Ира К. В классе тишина. Но
не все слушают. Несколько учеников
готовят следующий вопрос, другие
смотрят в окно. Две девочки
разговаривают "глазами" о
вещах, которые не имеют отношения
к уроку. Ира делает ошибки, но никто ее не исправляет.
И после ответа никто не вызвался исправить
ошибки.
- Сравните фрагменты опроса в 4 и 9 классах.
- Почему не был удачным первый ответ и прошел незамеченным для большинства второй?
- Какие методы и приемы нужно применять учителю, чтобы активизировать учеников на этом этапе урока?
- Приведите примеры использования эффективных методов опроса из практики опытных учителей.
Форма
отчета: анализ ситуаций.
Задание 12.
Педагогическое моделирование. Подготовьте фрагмент урока вашей специальности
с использованием:
- метода рассказа;
- метода беседы;
- метода иллюстрации;
- проблемного изложения.
Обязательно необходимо
указать: учебный предмет, класс, тему
урока, цель урока, тип урока.
Форма
отчета: фрагмент урока с использованием одного
из указанных методов обучения (подготовленный
группой в составе 4-х студентов).
Задание 13. Составьте собственное
задание по данной теме
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Форма
отчета:
Задание 14. Укажите литературу,
которой вы пользовались при выполнении
практической работы
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………........................................................................
Тема
11: Организационные
формы обучения. Урок в современной школе
(практическое занятие)
Цель: сформировать у
студентов понятие формы организации
обучения; классно-урочной системы; заложить
умения сопоставить назначение различных
форм организации обучения, оценивать
их результативность в соответствии с
целями и задачами учебно-воспитательного
процесса.
Основные вопросы темы
- Сущность понятия „форма организации обучения”.
- История развития форм организации обучения.
- Формы организации обучения классно-урочной системы.
- Урок – основная форма организации обучения. Нестандартный урок.
- Пути усовершенствования классно-урочный системы.
Что записать в ваш педагогический
словарь: форма, форма
организации обучения, индивидуальная
форма организации обучения фронтальная
форма организации обучения, групповая
форма организации обучения, классно-урочная
система, урок, структура урока,
факультативы, кружок, нестандартный
урок.
Блок
самоконтроля
По итогам изучения данной темы вы
должны знать:
- сущность понятий „организационная форма обучения” и „урок ”;
- соотношение содержания понятий индивидуальной, фронтальной и групповой форм организации обучения в историческом аспекте;
- возможность конкретных организационных форм обучения для формирования мотивов обучения и активизации познавательной деятельности учеников;
- типологию уроков и структуру уроков различного типа;
- основные современные тенденции совершенствования организационных форм обучения.
По итогам изучения данной темы вы
должны уметь:
- анализировать влияние конкретных организационных форм типов уроков на мотивы и познавательную активность учащихся;
- выбирать организационные формы с учетом целей и задач обучения, а также возрастных и индивидуальных особенностей учеников.
Литература
- Волкова Н.П. Педагогіка.
- К.: Академія,
2001. - С.324-351.
- Гузик Н.П. Обучение органической химии. - М.: Просвещение, 1988.
- Державна національна програма "Освіта (Україна XXI століття)" - К., 1992.
- Дидактика современной школы./Под ред. Онищук В.А. – К., 1987. - Гл.VІ.
- Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. – М., 1993.
- Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. – М., 2000.
- Закон України "Про загальну середню освіту" //Законодавство України про загальну освіту : Бюллетень законодавської і юридичної політики України, - К., 1999.-№9.-С. 31-54.
- Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. - М.: Просвещение, 1980.
- Концепція 12-річної загальноосвітньої школи//Педагогічна газета. – 2000. - №9.
- Куписевич Ч. Основы общей дидактики. – М, 1986.
- Лихачев Б.Т. Педагогика. – М., 1993.
- Максимова В.И. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. - М.: Просвещение, 1987.
- Махмутов М.И. Современний урок – М.: Просвещение, 1981.
- Махмутов М.И. Современный урок. – М., 1985.
- Мойсеюк Н.Є. Педагогіка: Навчальний посібник. - К., 2001. - С. 262-300.
- Мышление учителя / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. - М., 1990.
- Национальная доктрина образования // Учит. газ. – 2000. – № 42.
- Національна доктрина розвитку освіти України у XXI столітті.
- К.: Шкільний світ, 2001.
- Оконь В. Введение в общую дидактику. – М., 1990.
- Онищук В.А. Урок в современной школе. - М.: Просвещение, 1986.
- Орлов А.А. Управление учебно-воспитательной работой в школе. - М.,1991.
- Педагогика/Под ред. Бабанского Ю.К. -М.: Просвещение, 1988 - Гл.23.
- Педагогіка /За ред. Ярмаченка М.Д. - К.: Вища школа, 1986 - Р.9.
- Пидласый И.П. Педагогика. - М.: Владос, 1999. - С. 517-535.
- Подласый И.П. Педагогика. – М., 2000.
- Скаткин М.Я. Проблемы современной дидактики. – М., 1984.
- Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений. - М.: Школа-Пресс, 1998. - С.274-295.
- Федеральная программа развития образования // Вестн. образования, 2000.-№12.-С. 3-70.
- Фіцула М.М. Педагогіка. - К.: Академія, 2000. - С. 150-189.
- Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе. – М., 1988.
- Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе. - М.: Просвещение, 1988. - С.33-75, 115-140.
1.Основной
доклад: «Формы
организации обучения в истории образования»
Теми
для содокладов и сообщений:
- Характеристика индивидуальных форм обучения.
- Формы организации обучения в средневековой школе (на основе произведений художественной литературы).
- Особенности форм организации обучения в Советской школе 1920-1930 гг.
2.Основной
доклад: «Урок
как основная форма организации обучения»
Теми
для содокладов и сообщений:
- В чем заключается связь принципов обучения со структурой урока?
- Проблема классификации уроков в дидактике.
- В чем заключаются основные проблемы общения учителя и учеников на уроке?
- Урок как творчество учителя.
3.Основной
доклад: «Индивидуальная,
фронтальная и групповая формы организации
обучения»
Теми
для содокладов и сообщений:
- Чем объясняется выбор учителем одной из форм обучения?
- Какие дидактические задачи решают индивидуальная, фронтальная и групповая формы организации обучения.
Форма
отчета: текст доклада с
приложением списка литературы.
Самостоятельная работа студентов
по теме
«Организационные формы обучения.
Урок в современной школе»
Задание 1. Напишите 7-10 библиографических
карточек по литературе данной темы, составьте
свои аннотация к выбранным изданиям.
Форма
отчета: соответствующая
картотека.
Задание 2. Подберите отрывки из художественных и научных текстов по одной
из предлагаемых тем:
- пути совершенствования урока в современной школе.
- индивидуальная, групповая, фронтальная организация обучения, их оптимальное сочетание.
- уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-экскурсии, уроки-дискуссии и т.д.
- педагогические и организационно-методические основания выбора учителем форм организации обучения.
Составьте
фрагмент педагогической хрестоматии
(с указанием автора, названия книги,
издания, страницы и т.д.)
Форма
отчета: фрагмент хрестоматии.
Задание 3. Сравнительный
анализ. Рассмотрите и проанализируйте
ряд определений понятия «форма организации
обучения». Заполните таблицу.
Определение понятия
«форма организации обучения» |
Что общего |
В чем расходятся |
«...Организационную форму обу-чения
мы определим как взаимо-действие
учителя и учащихся, регулируемое определенным, заранее
установленным порядком и режимом» (И.Я.
Лернер, М.Н. Скаткин, Н.М. Шахмаев)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
«...Форма организации обучения
предполагает… упорядочивание, налаживание,
приведение в систему взаимодействия
учителя
и уча-щихся при работе над определенным
содержанием материала» (И.М. Чередов)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
«Формы организации обучения - это
внешнее выражение согла-сованной
деятельности учителя и учащихся,
осуществляемой в определенном порядке
и режиме» (П.И. Полдасый) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Форма
отчета: заполненная таблица.
Задание 4. Познакомьтесь
с алгоритмом подготовки учителя к уроку,
предложенным в книге Ю.А. Львовой «Творческая
лаборатория учителя» (Львова Ю.А. Творческая
лаборатория учителя. – М.: Просвещение,
1990. – С. 44-47.)
Основываясь на прочитанном,
попробуйте составить алгоритм подготовки
к уроку по вашему предмету. Представьте
его в виде соответствующей схемы.
Форма
отчета: соответствующая
таблица (опыт создания наглядного пособия).
Задание 5. Представив ситуацию «Если
бы директором школы был, я…», смоделируйте
систему организации обучения гуманизму
и демократизму.
Форма
отчета: проект программы
школы будущего.
Задание 6. Работа
с текстами.
Особенности организационных
форм
Прежде всего обращает на себя внимание то, что очень трудно
определить само понятие «организационные
формы»... Остановимся на особенностях
организационных форм.
Первая состоит в характере
внешнего проявления функций учителя
и учащихся в соответствии с определенным
распорядком – фронтальное слушание рассказа,
групповая или индивидуальная работа
по заданиям учителя и т. д.
Вторая особенность заключается
в режиме, временном и организационном,
которому подчиняется та или иная форма.
Так, занятие может длиться 45 или 30 минут, быть сдвоенным.
Состав учащихся может быть постоянным
(класс на уроке, языковая группа), изменчивым
(при групповой работе в классе).
Поскольку взаимодействие учителя
и учащихся осуществляется в виде
непосредственного или опосредованного
общения, то организационная форма является и определенным
порядком построения общения указанных
субъектов. В этом третья особенность
организационных форм.
Главный отличительный признак
организационной формы состоит
в том, что ее рассмотрение не связано
непосредственно с характеристикой процесса обучения,
его основных закономерностей. Организационные
формы влияют на конкретный ход обучения,
обусловливал, к примеру, возможность
проявления индивидуального темпа учебной
работы, они влияют на общий ход и результат
учебного процесса, содействуя его успешности,
например при достаточном сочетании занятий
сплошного изложения материала (лекции)
и практических занятий, экскурсий и т.
д. (Дидактика средней школы / Под ред. М.Н.
Скаткина. – М.: Просвещение, 1982. - С. 222-223).
Внеурочные формы организации
обучения
Помимо уроков в школе существуют
такие формы организации обучения:
- факультативные занятия: их задача – углубление и расширение знаний в определенной области, развитие познавательных интересов и способностей учащихся. Право выбора факультатива принадлежит учащимся; состав группы стабильный в течение всего периода освоения темы
(проблемы);
- спецсеминары – учебные занятия на старшей ступени обучения в форме коллективного обсуждения изучаемых вопросов, докладов, рефератов, используемые в целях утверждения мировоззренческих позиций,
углубления знаний, формирования оценочных суждений;
- практикумы и учебные практики применяются для выработки практических умений и навыков;
- учебные экскурсии – учебное занятие, проводимое вне школы: на производстве, в музее, в полевых условиях и т. д.;
- дополнительные занятия – групповые или индивидуальные формы учебно-познавательной деятельности учащихся; основные задачи: восполнение пробелов в знаниях, реализация возможности учащихся в выборе индивидуального темпа освоения учебного материала, удовлетворение повышенного интереса к учебному предмету;
- домашняя учебная работа учащихся направлена на формирование навыков самостоятельной работы, закрепление знаний и способов учебно-познавательной деятельности;
- занятия в предметных кружках, учебно-научных объединениях – форма организации познавательной деятельности, направленной на обеспечение индивидуальных познавательных потребностей и интересов учащихся (Смирнов В. И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях.
- М., 1999. - С. 359-360).