Методы, формы и средства воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 12:27, контрольная работа

Описание работы

Цель: охарактеризовать понятия „методы воспитания”, „средства воспитания”; показать основные возможности различных методов и форм воспитания, особенности их содержания и применения; сформировать представление об основных подходах и их выбору и применению.
Основные вопросы темы
Понятие о методе и средстве воспитания.

Работа содержит 1 файл

2_semestr.doc

— 790.50 Кб (Скачать)

Задание 1. (данное задание оценивается в 2 балла) Составьте опорный конспект по основным вопросам темы (данное задание является обязатательным).

Форма отчета: опорный конспект по теме.

 Задание 2. Напишите 7-10 библиографических карточек по литературе данной темы, составьте свои аннотация к выбранным изданиям.

Форма отчета: соответствующая  карточка.

  Задание 3. Подберите отрывки из литературных и научных текстов по одной из предлагаемых тем:

    • Культура и образование
    • Системный подход к образованию
    • Современные концепции содержания образования в отечественной и мировой педагогике
    • Дополнительное образование в Украине: история и современность

Составьте фрагмент педагогической хрестоматии (с указанием автора, названия книги, издания, страницы)  

Форма отчета: фрагмент хрестоматии.

 Задание 4. Проследите внутренние связи и попробуйте создать опорную схему, иллюстрирующую взаимосвязь и взаимодействие компонентов содержания образования.

Форма отчета: опорная  схема (опыт создания наглядного пособия).

Задание 5. Проследите, как реализуется в курсе дисциплины, которую вы будете преподавать:

  • принципы отбора содержания образования;
  • система межпредметных связей.

Форма отчета: текст  исследования (с приложением схем, таблица).

Задание 6. Проанализируйте пояснительную записку к предмету, который вы будете преподавать в школе, и определите ее структуру (линейная, концентрическая и т.п.)

Сформируйте главные задачи, выдвинутые перед  этой учебной дисциплиной. Выясните отношение учителей-предметников к  содержанию данной учебной программы.

Форма отчета: текст  исследования (с приложением таблиц, схем).

  Задание 7. Каковы главные отличия содержания образования в разных типах учебных заведений? Заполните таблицу.

Тип учебных  заведений

Особенности содержания образования

Лицей

 
 
 

Гимназия

 
 
 

Колледж

 
 
 

Форма отчета: таблица.

Задание 8. Работа с текстами:

Современные научные  теории и содержание образования

Среди многочисленных теорий отбора содержания образования к важнейшим относятся концепции дидактического материализма, формализма, утилитаризма, проблемно-комплексная концепция, концепция структурализма, экземпляризма, функционального материализма, программирования и др. Коротко рассмотрим их сущность.

А. Дидактический материализм. Сторонники этой теории, истоки которой восходят к Я. А. Коменскому (XVII в.) считали, что основная цель школы состоит в передаче учащимся как можно большего объема знаний из различных областей наук. На основе этого была разработана «энциклопедическая модель» содержания образования. Ее сущность: глубина понимания определенного фрагмента действительности пропорциональна количеству изученного материала в рамках одного предмета. Таким образом, данная модель охватывает разнообразные знания по отраслям наук, однако они зачастую слабо увязаны друг с другом, отмечается перегруженность информацией.

Б. Дидактический формализм. Это  название возникло в конце XVIII в. Использовал  его Э. Шмидт, автор изданной в 1791 г. «Эмпирической психологии». Сторонники дидактического формализма рассматривали содержание образования как средство развития способностей и познавательных интересов учащихся. Главным критерием при отборе учебных предметов должна служить формирующая ценность учебного предмета, наиболее сильно представленная в математике и классических языках. Уже в древности были сторонники дидактического формализма (Гераклит, Цицерон); в Новое время эти идеи разделяли И. Кант, А. Дистервег, Герберт, Спенсер и др. Однако они переоценивали значение субъективно-процессуальной стороны.

В. Утилитаризм – данную концепцию в области отбора и систематизации содержания образования выдвигали Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнер и др. Сущность: единственный путь к овладению социальным наследием связан с возможностями приобщения учащихся к тем видам деятельности, которые позволили цивилизации стать тем, чем она есть. Реконструкция социального опыта – основной критерий при определении содержания обучения. Под воздействием утилитаризма сформировались следующие принципы отбора: создание проблемного подхода; формирование практических знаний; объединение работы с игрой, активизация деятельности учащихся и др.

Г. Проблемно-комплексный отбор – автор Б. Суходольский. Сущность; общее образование составляет необходимую компоненту профессионального образования, но его содержание является основой жизни людей за пределами их профессиональной деятельности; содержание образования должно быть единым в неполной средней школе, но па более высоком уровне его нужно постепенно дифференцировать. Учебные дисциплины нужно изучать комплексно, интегрирован но.

Д. Структурализм – этот термин был использован К. Сосницким  при уточнении принципиального  отбора содержания образования. Сущность: включение в учебные программы  наиболее важного материала, отражающего фундаментальные положения науки и научной мысли. Важными при разработке таких программ является учет принципов структурности, современности, жизненность, логичность и единство теории с практикой. Несомненно, правильным являлось требование Сосницкого выделить в содержании изучаемого предмета основные формообразующие элементы, а также всесторонние производные элементы.

Е. Экземпляризм – теория, разработанная  в 1958 г. западногерманским дидактом Гансом Штейером. В основе ее – концепция  парадипломного (греч. «образец», «пример») обучения, согласно которой содержание образования следует представлять не столько систематически, сколько «фокусно» (без соблюдения хронологической последовательности); а также экземпляристское представление содержания.

Ж. Функциональный материализм –  автор В. Оконь. В основе этой теории – положение об интеграционной связи познания с деятельностью. Основной критерий отбора содержания – мировоззренческий период. В содержании отдельных предметов должна отражаться их «ведущая идея», например идея эволюции в биологии, идея классовой борьбы в истории, идея функциональной зависимости в математике и т. п.

3. Теория дидактического программирования  появилась в середине 1950-х годов  в связи с появлением программированного  обучения. По-другому она называется  теорией операциональной структурализации содержания. Сторонники этой теории основное внимание уделяют структуре знаний и существующих между ними связей, используются методы матриц, графов и т. д. (Куписевич Ч. Основы общей дидактики. — М. 1986). Сделайте выписки из предложенных выше текстов по направлениям:

Теория содержания образования

Исторический период

Суть теории

Достоинства

Недостатки

Дидактический материализм

       

Дидактический формализм

       

Утилитаризм

       

Проблемно-комплексный отбор

       

Структурализм

       

Дидактическое программирование

       

Образование – фактор развития личности

Образование – одна из приоритетных областей жизнедеятельности общества и человека. Оно является мощным и действенным фактором социального, экономического и духовного развития личности. На новом этапе основой образования является осознанная необходимость каждой личности в учении как обязательном базисе всесторонней подготовки к жизни на основе рационального сочетания своих интересов и потребностей общества. В теории и практике педагогики образование рассматривается в различных аспектах. Когда речь идет о ступенях образования, то в этом случае пользуются такими понятиями, как начальное образование, среднее и высшее образование. Когда раскрывается характер образования, то имеется в виду общее образование (начальное общее; основное общее; среднее (полное); политехническое; профессиональное; дополнительное образование). Когда выясняется специализация образования, то вводятся понятия техническое, сельскохозяйственное, медицинское, педагогическое.

Под общим образованием понимается образование, обеспечивающее всестороннее развитие личности в том объеме, который необходим человеку для активного участия в жизни и является общим для всех.

Общее среднее образование является основной частью общего образования, которое получается учащимися в разных типах средних учебных заведений. Сегодня оно дифференцируется на традиционное школьное, гимназическое, лицейское и другие виды. Политехническое образование  процесс овладения знаниями научно-технических и экономических основ производства, системой знаний о сущности, основных чертах и значении НТП, обеспечения всеобщей компьютерной грамотности, технологии и т.д. Профессиональное образование связано с процессом усвоения определенного объема знаний, умений по конкретной специальности. Основу этого процесса составляет общее образование, а результатом является получение определенной профессии.

Содержание образования – наиболее сложный и основной компонент  образовательной системы, который кратко может быть выражен вопросом «чему учить».

В педагогической теории под содержанием  образования понимается система знаний, умений, навыков, овладение которыми в ходе учебного процесса содействует личностному освоению основных богатств, накопленных человечеством, готовит к жизни, труду.

Знания – результат познания сущности окружающих явлений, отражение  действительности в мышлении в виде теорий, закономерностей, принципов, понятий, факторов.

Умения – знания в действии, обеспечивающие выполнение определенной деятельности в новых условиях.

Навыки – автоматизированные умения: интеллектуальные (анализ, синтез, обобщение), практические (конструкторские, трудовые), специальные или предметные (работа с картой, прибором), общеучебные (работа с книгой, составление плана, самоконтроль и др.)

Категория содержания образования  не является абстрактной. Это наиболее динамичный и изменчивый компонент процесса обучения; его модернизация происходит непрерывно на различных этапах развития общества. Как система зависимая, производная от других систем, содержание образования формируется сложно и противоречиво; оно несет на себе яркий отпечаток эпохи, общепринятых ценностей общества, соответствующих его идеологии и социальной структуре. Являясь средством воплощения в жизнь целей образования содержание отражает как текущие, так и перспективные потребности общества (социальный заказ), а также личности.

Существенное влияние на содержание образования оказывают и культурные достижения. Причем сроки между появлением нового открытия в науке, технике и началом их изучения в школе неуклонно сокращаются. Если для изучения телеграфа в школе потребовалось 60 лет после изобретения Морзе, для эволюционного учения Дарвина – 56 лет, радио (Попов) – 40, теории атома (Бор) – 30, то с транзистором школьники познакомились уже через 10 лет после его изобретения, синтезом инсулина, исследованиями космоса с помощью искусственных спутников, бионикой – через 4-5 лет. Такая ситуация привела к тому, что до недавнего времени постоянно увеличивалось количество учебных дисциплин (25-27), расширялось их содержание; а образование, таким образом, было нацелено на передачу готовых знаний. Многопредметность, утрата целостности и системности содержания образования, перегрузка учащихся учебными дисциплинами и в конечном счете – снижение качества образования. По данным исследователей МГПУ им. В. И. Ленина, на начало 80-х годов только 9 % среди старшеклассников занимались с интересом; 15% считали, что попусту теряют в школе время; 63 % занимались время от времени; и только 19 % работали систематически и выполняли весь объем учебного плана (Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. – М., 1991).

Базисный учебный план

В  педагогической теории проблема содержания образования разрабатывалась И. Я. Лернером, М. Н. Скаткиным, В. В. Краевским, В. М. Монаховым и др. Согласно разработанной ими концепции, содержание образования должно включать следующие элементы.

а) известные человеку знания о природе, обществе и человеке как основе формирования научного мировоззрения и ориентации в определенном направлении будущей практической деятельности;

Информация о работе Методы, формы и средства воспитания