Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 12:27, контрольная работа
Цель: охарактеризовать понятия „методы воспитания”, „средства воспитания”; показать основные возможности различных методов и форм воспитания, особенности их содержания и применения; сформировать представление об основных подходах и их выбору и применению.
Основные вопросы темы
Понятие о методе и средстве воспитания.
Форма отчета: заполненная таблица
Задание 7. Проанализируйте педагогические ситуации с точки зрения реализации педагогом методов воспитания:
1. "Волшебный стул" - одна из форм группового дела. на "волшебный стул" приглашается один из класса: как только он садится, «высвечиваются» и становятся очевидными все его достоинства; присутствующие громогласно объявляют то, что видят их глаза; предполагается, что ни один недостаток не способен "высветить" "волшебный стул", зато все положительные стоpоны личности ярко представлены для глаз присутствующих (Н.Е. Щуpкова).
Как Вы думаете, какие педагогические задачи решает такое воспитательное дело? Какие условия необходимо соблюдать при его проведении?
2. Методика организации театpа-экспpомта предельно проста. Составляется текст для "голоса за кадром", обычно сказочный, фантастический, детективный, так чтобы на сцене pазвеpтывались занимательные события. На карточках записаны персонажи представления. Эти карточки pаспpеделяются между детьми, и они тут же приглашаются за кулисы. По ходу звучания текста, несущего в себе информацию о действиях героев, актеры появляются из-за кулис и исполняют все, о чем сообщает «голос за кадром».
Напpимеp, «...Ночь. Завывает ветер. Раскачиваются деревья. Между ними пpобиpается Цыган-воp, он ищет конюшню, где спит Конь. Вот и конюшня. Спит Конь, ему что-то снится, он слегка пеpебиpает копытами и тихонько ржет. Недалеко от него пpистpоился на жеpдочке Воробей. Он дремлет, иногда открывает то один, то второй глаз. На улице, на привязи, спит Пес... Деревья шумят, из-за шума не слышно, как Цыган-воp пpобиpается в конюшню. Вот он хватает Коня за уздечку... Воробей тревожно зачирикал ... Пес отчаянно залаял ... Цыган уводит Коня. Пес заливается лаем. Выбежала из дома Хозяйка, заохала, закричала. Она зовет мужа. Выскочил с ружьем в pуках Хозяин... Цыган убегает. Хозяин ведет Коня в стойло. Пес прыгает от радости. Воробей летает вокруг. Деревья шумят, и Ветер продолжает завывать... Хозяин гладит Коня, бросает ему сена. Хозяин зовет Хозяйку в дом. Все успокаиваются. Спит Пес. Дремлет Воробей на своем прежнем месте. Стоя засыпает Конь, он изредка вздрагивает и тихо ржет... Занавес» (Щуpкова Н.Е. Собрание пестрых дел. – М., 1996).
Определите, какие требования к таким делам необходимо выполнять для того, чтобы они психологически pаскpепощали детей, фоpмиpовали у них чувство уверенности, поддеpживали чувство достоинства.
Форма отчета:
Задание 8.Дополните картотеку воспитательных дел по видам деятельности.
Познавательная деятельность: устный журнал, публичная лекция, обзор литературы, консультация библиотекаря, познавательные вечера (вечер разгаданных и неразгаданных тайн; вечер, посвященный Т.Г.Шевченко, вечер-путешествие, вечер веселых задач) и др.
литература:
Ценностно-ориентационная деятельность: сократовская беседа, анализ анкетного материала («Портрет нашего класса»), философские и «круглые столы», конверт дружеских вопросов и др.
Литература:
Художественно-творческая деятельность и свободное общение: организация и проведение праздников: День учителя, Новый год, День святого Валентина (14 февраля), Масленица, 8 марта; школьные праздники, концерты (концерт-ромашка), фестивали и т.д.
Литература:
Физкультурно-спортивная деятельность: спортивные соревнования, туристические конкурсы, сюита туристских игр и др.
Литература:
Форма отчета: дополненная картотека.
Задание 9. Подготовьте план-конспект воспитательного дела по примерной схеме:
Форма отчета: план-конспект воспитательного дела.
Задание10. Обоснуйте школьные трудности, которые вызваны нестандартностью ребенка, и покажите возможные варианты их преодоления.
Форма отчета:
Задание 11.(данное задание оценивается в 2 балла) Концептуальное картирование (Concept Mapping). Составить мысленно карту, центральным словосочетанием которой будут «проблемные дети», вокруг которого расположите от 5 до 10 главных идей, имеющих отношение к нему. Каждую из дочерних идей окружите еще 5-10 идеями. Перенесите на бумагу и обоснуйте полученную вами концепцию.
Форма отчета:
Задание 12. Напишите сценарий деловой игры «Телефон доверия», особое внимание уделите составлению вопросов от имени детей, имеющих индивидуальные проблемы; примерные ответы на «выдвинутые» вопросы.
Форма отчета:
Задание 13. Что значит: а) авансирование доверием; б) создание доверительных отношений с подростком; в) работа с семьей; г) воспитание навыков самоанализа, самовоспитания, саморегуляции; в) помощь в разработке профессиональных планов.
Форма отчета:
Задание14.
Составьте собственное задание по данной теме
………………………………………………………………………………
Форма отчёта:
Задание15 . Укажите литературу, которой вы пользовались при выполнении практической работы
………………………………………………………………………………
Тема 8: Содержание образования как фундамент культуры личности
(для самостоятельного изучения)
Цель: охарактеризовать понятия «содержание образования»; сформировать представления об основных подходах к построению содержания образования в образовательных учреждениях разных типов; показать особенности содержания образования в гимназии, лицее и других типах учебных заведений.
Основные вопросы темы
Что записать в ваш педагогический словарь:
образование, содержание образования, знания, умения, навыки, учебная программа, принципы формирования содержания образования, базисный учебный план, учебники.
Блок самоконтроля
По итогам изучения данной темы вы должны знать:
По итогам изучения данной темы вы должны уметь:
Литература
Самостоятельная работа студентов по теме
«Содержание образования как фундамент культуры личности»