Методы, формы и средства воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 12:27, контрольная работа

Описание работы

Цель: охарактеризовать понятия „методы воспитания”, „средства воспитания”; показать основные возможности различных методов и форм воспитания, особенности их содержания и применения; сформировать представление об основных подходах и их выбору и применению.
Основные вопросы темы
Понятие о методе и средстве воспитания.

Работа содержит 1 файл

2_semestr.doc

— 790.50 Кб (Скачать)

Форма отчета: заполненная таблица

Задание 7. Проанализируйте  педагогические ситуации с точки зрения реализации педагогом  методов воспитания:

1. "Волшебный  стул" - одна из  форм  группового  дела.  на  "волшебный стул" приглашается один из класса: как только он садится,  «высвечиваются» и становятся очевидными все его достоинства; присутствующие  громогласно объявляют то,  что видят их глаза; предполагается,  что ни  один  недостаток  не  способен    "высветить" "волшебный стул",  зато  все положительные стоpоны         личности ярко представлены для глаз  присутствующих (Н.Е. Щуpкова).

      Как Вы думаете, какие педагогические задачи решает такое воспитательное дело? Какие условия необходимо соблюдать при его проведении?

2. Методика организации  театpа-экспpомта предельно проста. Составляется текст  для  "голоса за кадром",  обычно сказочный, фантастический, детективный,  так чтобы на сцене pазвеpтывались   занимательные события. На карточках записаны персонажи    представления. Эти карточки pаспpеделяются между детьми, и они тут же приглашаются за кулисы. По ходу звучания текста, несущего в себе информацию  о  действиях  героев,  актеры  появляются из-за кулис и исполняют все, о чем сообщает «голос за кадром».

Напpимеp, «...Ночь. Завывает ветер. Раскачиваются  деревья. Между ними пpобиpается Цыган-воp, он ищет конюшню, где спит Конь.  Вот и конюшня.  Спит Конь,  ему что-то снится,  он слегка пеpебиpает копытами и тихонько ржет. Недалеко от него пpистpоился на жеpдочке Воробей.  Он дремлет, иногда открывает то один, то второй глаз. На улице, на привязи, спит Пес...  Деревья шумят,  из-за шума не слышно, как Цыган-воp пpобиpается в конюшню.  Вот он хватает Коня за уздечку... Воробей тревожно зачирикал  ... Пес отчаянно залаял ...  Цыган уводит Коня. Пес заливается лаем.  Выбежала из дома Хозяйка,  заохала,  закричала. Она зовет мужа.  Выскочил с ружьем в pуках Хозяин... Цыган убегает. Хозяин  ведет  Коня  в  стойло.  Пес  прыгает от радости.  Воробей летает вокруг.  Деревья шумят, и Ветер продолжает завывать... Хозяин гладит Коня,  бросает ему сена. Хозяин зовет Хозяйку в дом.  Все успокаиваются. Спит Пес. Дремлет  Воробей на своем прежнем месте. Стоя засыпает Конь, он изредка вздрагивает и тихо ржет... Занавес» (Щуpкова Н.Е. Собрание пестрых дел. – М., 1996).

 Определите, какие требования к таким делам необходимо выполнять для того, чтобы они психологически  pаскpепощали  детей, фоpмиpовали  у  них  чувство  уверенности,  поддеpживали  чувство достоинства.

Форма отчета:

Задание 8.Дополните  картотеку воспитательных дел по видам деятельности.

Познавательная  деятельность: устный журнал, публичная лекция, обзор литературы, консультация библиотекаря, познавательные вечера (вечер разгаданных и неразгаданных тайн; вечер, посвященный Т.Г.Шевченко, вечер-путешествие, вечер веселых задач) и др.

литература:

  1. Арутюнов А.Р. и др. Игровые задания/А.Р.Арутюнов. - М., 1984.
  2. Афанасьев С.,  Коморин Т. 100 творческих конкурсов/С.Афанасьев, Т. Коморин //Воспитание школьников. - 1994.- №5,6; 1995 - №1.
  3. Барр Ст. Россыпи головоломок: Пер. с англ. Ю.Н.Сухарева/Ст. Барр.- М., 1978. 
  4. Гершензон М.А. Головоломки профессора Головоломкина/М.А.Гершнензон.- М., 1982.
  5. Заика Е.В. Упражнения для развития мышления, воображения, памяти школьников/ Е.В.Заика. - Харьков, 1992.
  6. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел/И.П. Иванов. - М., 1989.
  7. Игры: обучение, тренинг, досуг / Под ред. В.В. Петрусинского. - М., 1994.
  8. Последние новости: Сб. материалов в помощь организаторам внеклассной и внешкольной деятельности детей и подростков. - Орел, 1993.
  9. Рэймон Смаллиан М. Алиса в стране смекалки. - М., 1987.
  10. Щуркова Н.Е. и др. Новые формы воспитательной работы/Н.Е.Щуркова. – М., 1993.- №3,4.

Ценностно-ориентационная деятельность: сократовская беседа, анализ анкетного материала («Портрет нашего класса»), философские и «круглые столы», конверт дружеских вопросов и др.

Литература:

  1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Книга для учителя. - М., 1987.
  2. Гаврилец В.Г. Воспитание человечности. - Минск, 1985.
  3. Щуркова Н.Е. и др. Новые формы воспитательной работы.- М., 1993.- №3,4.

Художественно-творческая деятельность и свободное общение: организация и проведение праздников: День учителя, Новый год, День святого Валентина (14 февраля),  Масленица, 8 марта; школьные праздники, концерты (концерт-ромашка), фестивали и т.д.

Литература:

  1. Бахтин В. От былины до считалки. - М., 1988.
  2. Детские частушки, шутки, прибаутки /Сост. Т.И. Бахметьева. - Ярославль, 1977.
  3. Литература и фантазия / Сост.Л. Стрельцова Л. - М., 1992.
  4. Мусорин Н.П. В сельской школе после звонка. - М., 1989.
  5. Никитин Ю. Музыкальная шкатулка. - М., 1987.
  6. От прибаутки до былины / Сост. В.Аникин. - М., 1991.
  7. Стрелкова Л.П. Игры-сказки. - М., 1990.
  8. Фомин А.А., Шмаков С.А. Возвращение к народным истокам. - М., 1996.
  9. Шмаков С.А. Уроки детского досуга. - М., 1992.
  10. Шмаков С.А. Сценарии нестандартных праздников в школе, летнем лагере, по месту жительства. - М., 1997.
  11. Щуркова Н.Е. Собранье пестрых дел. - М., 1994.

Физкультурно-спортивная деятельность: спортивные соревнования, туристические конкурсы, сюита туристских игр и др.

Литература:

  1. Былеева Л.В., Коротков И.М. Подвижные игры: Учеб. пособие для инструкторов физической культуры. - М., 1982.
  2. Васильков И.И. От игры к спорту. - М., 1985.
  3. Геллер Е.М. Спортландия. - Минск, 1985.
  4. Детские подвижные игры / Сост.В.И. Грищков - Новосибирск, 1992.
  5. Зайцева О.В., Карпова Е.В. На досуге: игры в школе, дома, во дворе. - Ярославль, 1997.
  6. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел.- М., 1989.
  7. Коротков И.М. Подвижные игры в школе. -М., 1979.
  8. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры.- М., 1986.
  9. Шмаков С.А. Ее величество - игра. - М., 1992
  10. Юмашев В.Б., Володченко В.Ю. Выходи играть во двор.- М., 1984.
  11. Яковлев В.Г. Подвижные игры: Учеб. пособие для факультетов физического воспитания педагогических вузов. - М., 1977.

Форма отчета: дополненная картотека.

Задание 9. Подготовьте план-конспект воспитательного дела по примерной схеме:

  1. Тема и форма  воспитательного дела.
  2. Воспитательные задачи дела.
  3. Используемая наглядность и ТСО.
  4. План проведения воспитательного занятия.
  5. Конспект занятия (раскрыть содержание занятия в соответствии с планом его проведения).
  6. Список использованной литературы.

Форма отчета: план-конспект воспитательного дела.

Задание10. Обоснуйте школьные трудности, которые вызваны нестандартностью ребенка, и покажите возможные варианты их преодоления.

Форма отчета:

Задание 11.(данное задание оценивается в 2 балла) Концептуальное картирование (Concept Mapping). Составить мысленно карту, центральным словосочетанием которой будут «проблемные дети», вокруг которого расположите от 5 до 10 главных идей, имеющих отношение к нему. Каждую из дочерних идей окружите еще 5-10 идеями. Перенесите на бумагу и обоснуйте полученную вами концепцию.

Форма отчета:

Задание 12. Напишите сценарий деловой игры «Телефон доверия», особое внимание уделите составлению вопросов от имени детей, имеющих индивидуальные проблемы; примерные ответы на «выдвинутые» вопросы.

Форма отчета:

Задание 13. Что значит:  а) авансирование доверием; б) создание доверительных отношений с подростком; в) работа с семьей; г) воспитание навыков самоанализа, самовоспитания, саморегуляции; в) помощь в разработке профессиональных планов.

Форма отчета:

Задание14.

 

Составьте собственное  задание по данной теме

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Форма отчёта:

Задание15 .   Укажите литературу, которой вы пользовались при выполнении практической работы

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………................................................................

 

 

 

Тема 8: Содержание образования как фундамент культуры личности

(для самостоятельного изучения)

Цель: охарактеризовать понятия «содержание образования»; сформировать представления об основных подходах к построению содержания образования в образовательных учреждениях разных типов; показать особенности содержания образования в гимназии, лицее и других типах учебных заведений.

Основные вопросы темы

  1. Понятие содержания образования, его исторический характер.
  2. Теория формирования содержания образования.
  3. Факторы, определяющие формирование содержания образования.
  4. Принципы и критерии выбора содержания образования.
  5. Пути обновления содержания образования в современных условиях.
  6. Нормативные документы определяющие содержание образования.

Что записать в ваш педагогический словарь: 

 

образование, содержание образования, знания, умения, навыки,  учебная программа, принципы формирования содержания образования, базисный учебный план, учебники.

 

Блок  самоконтроля

По итогам изучения данной темы вы должны знать:

  • сущность и содержание понятий «образование» и «содержание образования»;
  • принципы факторы, лежащие в основе формирования содержания образования;
  • различные теории построения содержания образования;
  • специфика построения и содержания базисного учебного плана (БУП) и др. нормативных документов, в которых реализуется содержание образования.

По итогам изучения данной темы вы должны уметь:

  • выделить и анализировать особенности построения содержания образования в различных типах образовательных учреждений;
  • работать с учебным планом и учебной программой;
  • выделить и анализировать функции учебников.

Литература

  1. Державна національна програма "Освіта: Україна XXI століття". - К., 1994. - Розділ "Зміст освіти". - С. 11-14.
  2. Дидактика    современной    школы:    Пособие    для    учителей    /Под    ред. В.А.Онищука. - К.: Радянська школа, 1987.
  3. Закон України "Про освіту" //Голос України, 1996.- 25 квітня. - С.1-3.
  4. Кондрашова Л.В. Сборник педагогических задач. - М., 1987.
  5. Концепція 12-річної загальноосвітньої школи.
  6. Куписевич Ч. Основы общей дидактики. – М., 1986.
  7. Леднев В. С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. - М., 1991.
  8. Лозова В.І., Троцко Г.В. Теоретичні основи виховання і навчання: Навчальний посібник. - Харків, 1997- С. 201-225.
  9. Национальная доктрина образования // Учит. газ. – 2000. – № 42.
  10. Національна  доктрина   розвитку   освіти   України   у   XXI   столітті.   -   К.: Шкільний світ, 2001.
  11. Орлов А. А. Инновации в региональной системе образования // Тульская школа. – 1994. – № 2.
  12. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М., 1998.
  13. Педагогика /Под ред. В.А.Сластенина. - М.,1997.
  14. Педагогика /Под ред. Ю.К. Бабанского. - М., 1988. - Гл.1.
  15. Педагогіка /За ред. М.Д. Ярмаченка. - К.,І986. - Розд.1.
  16. Подласый В.И.Педагогика. Новый курс: Учебник: В 2-х кн. - М.: Изд. Центр ІДОС, 1999. - Кн.1. "Общие основы". - 576 с.
  17. Подласый И. П. Педагогика. – М., 2000.
  18. Положення    про   середній    загальноосвітній    навчально-виховний    заклад// Освіта. - 1993. - 3 вересня.
  19. Савченко   О.Я.   Дидактика   початкової   школи:   Підручник   для   студентів педагогічних факультетів - К.: Абрис, 1997.- 416с.
  20. Сластенин В.А. и др. Педагогика. – М., 1997.
  21. Смирнов В.Й. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. – М., 1999.
  22. Философско-психологические проблемы развития образования. – М.,1981.
  23. Фіцула М.М. Педагогіка. - Тернопіль, 1997. - С. 6-13, 29-36.
  24. Харламов И.Ф. Педагогика. - М., 1999. - Розд.1.

 

Самостоятельная работа студентов  по теме

«Содержание образования как фундамент культуры личности»

Информация о работе Методы, формы и средства воспитания