Методы, формы и средства воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 12:27, контрольная работа

Описание работы

Цель: охарактеризовать понятия „методы воспитания”, „средства воспитания”; показать основные возможности различных методов и форм воспитания, особенности их содержания и применения; сформировать представление об основных подходах и их выбору и применению.
Основные вопросы темы
Понятие о методе и средстве воспитания.

Работа содержит 1 файл

2_semestr.doc

— 790.50 Кб (Скачать)

Второй  семестр

 

Тема 7: Методы, формы и средства воспитания

(практическое занятие)

 

Цель: охарактеризовать понятия „методы воспитания”, „средства воспитания”; показать основные возможности различных методов и форм воспитания, особенности их содержания и применения; сформировать представление об основных подходах и их выбору и применению.

Основные вопросы темы

  1. Понятие о методе и средстве воспитания.
  2. Методы формирования сознания личности.
  3. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения.
  4. Методы стимулирования поведения и деятельности.
  5. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.
  6. Приемы педагогического воспитания.
  7. Основные формы воспитания.

Записать в  педагогический словарь: метод воспитания,  прием воспитания, средство воспитания, форма воспитания.

Блок  самоконтроля

По итогам изучения данной темы вы должны знать:

  • сущность понятий „метод воспитания”, „средства воспитания”, „формы воспитания”;
  • характеристику отдельных методов воспитания, их педагогические возможности;
  • половые и индивидуальные особенности детей и подростков, обуславливающие выбор и специфику применения методов воспитания и выбора форм воспитания;
  • специфику применения методов и форм воспитания в разных социальных ситуациях развития.

По итогам изучения данной темы вы должны уметь:

  • анализировать и оценивать условия, влияющие на выбор методов, средств, форм воспитания;
  • выделять и раскрывать педагогические возможности различных методов и форм воспитания;
  • анализировать действия учителя и учащихся в рамках различных методов и форм воспитания;
  • соотносить понятия „метод воспитания”, „прием воспитания”, „средство воспитания”, „форма воспитания”;
  • проводить психолого-педагогическую диагностику личности, которая служит основой выбора и применения методов и форм воспитания;
  • учитывать половозрастные и индивидуальные особенности развития личности при выборе методов, средств, форм воспитания.

Литература

  1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать/ Ю.П.Азаров. – М., 1985.
  2. Глассер У. Школа без неудачников/ У Глассер. – М., 1991.
  3. Голуб И.Б., Розенталъ Ф.Е. Секреты хорошей речи/ И.Б. Голуб, Ф.Е. Розенталь. – М., 1993.
  4. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел/И.П. Иванов. – М., 1986.
  5. Коротов В.М. Принципы и методы гуманистического воспитания/В.М.Коротов //Школа и производство. – 1998. – № 3.
  6. Лупашонок О.Я., Щуркова Н.Е. Конфликтологический этюд для учителя. – М., 1998.
  7. Макаренко А.С. Дисциплина, режим, наказание и поощрение. // Соч.: В 7 т. – М., 1976. - Т. 5.
  8. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. – М., 1991.
  9. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого – М., 1998.
  10. Российская педагогическая энциклопедия. – М., 1993.
  11. Сухомлинский В.А. Не только разумом, но и сердцем: Сб. ст. – М.: Молодая гвардия, 1986.
  12. Болдирев Н.М. Методика воспитательной работы в школе. – М., 1984.
  13. Даниленко М.В., Даниленко Л.І. Педагогічні задачі. – К., 1991.
  14. Касьяненко М.Д. Педагогіка співробітництва. – К.: Вища шк., 1993. - Ч. II.
  15. Карпенчук С.Г. Теорія і методика виховання. – К., 1997. – С.94-135; 172-203
  16. Концепція виховання дітей та молоді у національній системі освіти // Виховна робота в закладах освіти України. – К., 1998. - С. 179-192.
  17. Макаренко А.С. Методи виховання. - Тв. у 8 т. - Т. 5 – К., 1981.
  18. Макаренко А.С. Методика виховної роботи. – К., 1990.
  19. Натанзон Е.М. Важкий школяр і педагогічний колектив. – М., 1987.
  1. Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. - М., 1988. -С. 105-125.
  1. Подласый И.П. Педагогика. - Кн. 2. – М. 1999. - С. 93-136.
  2. Сухомлинський В.О. Як виховати справжню людину. - К., 1975.
  3. Фіцула М.М. Педагогіка. - К., 2000. - С. 314-340
  4. Харламов И.Ф. Педагогика. - М., 1999. - С.303-322.

 

 

Самостоятельная работа студентов по теме

„Методы, формы и средства воспитания”

Задание 1. Напишите 7-10 библиографических карточек по литературе данной темы, составьте свои аннотация к выбранным изданиям.

Форма отчета: соответствующая карточка.

Задание 2. Напишите рецензию на одну из перечисленных ниже книг и статей.

  • Гуткина Л.Д. Планирование и организация воспитательной работы в школе. – М., 2000.
  • Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. – М., 1993.
  • Краевский В.В. Воспитание или образование? // Педагогика. – 2001. – №3.
  • Щуркова Н.Е. Новые формы воспитательной работы // Воспитание школьников. – 1993. – № 6.

Форма отчета: текст рецензии.

Задание 3. Прочитайте предложенные ниже характеристики  воспитательного процесса. Обоснуйте ваше отношение к авторской позиции. Аргументируйте ответ.

1.Воспитательная  система школы: проблемы управления. – М.,1997. – С.54-55.

«Воспитание в процессе обучения, как и сам процесс  обучения, - явление комплексное. При определенной ориентации учителя оно пронизывает всю урочную и внеурочную фазу. Специфика реализации воспитания связана с возрастом учащихся, с объективными возможностями учебного предмета. Важно, чтобы оно было органично связано с учебным материалом и ожиданиями школьников.

Переориентация на личность, на множественность ее интересов  требует от всего процесса обучения и воспитания человека свободного, умеющего принимать решения и  отвечать за них, терпимого, рефлектирующего  и, конечно, гуманного.

Ценность образования и культуры должна стать вектором реализации воспитательных возможностей процесса обучения. Воспитание – явление многоплановое, многоаспектное и безграничное. Его можно рассматривать сквозь призму содержания, методов обучения, организационных форм.

Нужно осознать, что воспитание по сути «вплетено» в весь процесс  передачи содержания образования. В  определенной степени воспитательные аспекты отражены в учебниках, учебных  пособиях, книгах для самостоятельного чтения учащихся. Однако главные акценты расставляет сам учитель».

2. Мид М.  Культура и мир детства: Пер.  с англ. – М., 1988.

В ряде учебных пособий  по педагогике воспитание определяется как процесс трансляции социального  опыта от одного поколения к другому. Однако американский этнограф М. Мид показывает особенности этого процесса.

«Постфигуративная культура – это такая культура, где каждое изменение протекает настолько  медленно и незаметно, что дети, держа  на руках новорожденных внуков, не могут представить себе никакого будущего, отличного от их собственного прошлого. Прошлое взрослых оказывается будущим для их детей.

Во всех кофигуративных культурах старшие по возрасту по- прежнему господствуют в том смысле, что именно они определяют стиль  конфигурации, устанавливают пределы  ее проявления в поведении молодых. Но в то же самое время там, где общепризнано, что представители некоторого поколения будут моделировать свое поведение по поведению своих сверстников (в особенности, когда речь идет о подростковых группах сверстников) и что их поведение будет отличаться от поведения их родителей и дедов, каждый индивидуум, коль скоро ему удастся выразить новый стиль, становится в некоторой мере «образцом для других представителей нового поколения».

В наши дни темп развития общества стал настолько быстрым, что прошлый опыт  уже не только недостаточен, но часто оказывается даже вредным, мешая сильным и прогрессивным подходам к новым обстоятельствам. Постфигуративная культура ориентируется, главным образом, на будущее. Поэтому не только молодежь учится у старших, как это было всегда, но старшие во все большей степени прислушиваются к молодежи» 

3. Щуркова Н.Е.  Ценностные отношения // Воспитание  школьников. – 1999. - №3. – С.22.

«Процесс воспитания наполнен ценностными отношениями. Они объект внимания педагога, когда тот взаимодействует с детьми. И это нисколько не умаляет ценности самого ребенка, ибо он сам тоже в общении с педагогом ориентирован на ценностное восприятие мира. И педагог, и ребенок – оба субъекты ценностных отношений. Они дороги друг для друга именно как носители особого автономного мира с особой системой отношений и особой, отличной от других позиций по отношению к миру.

Но каково же место  освоения и усвоения мира – того, что мы называем обучением. Понятно, роль их подсобная: чтобы любить мир, его нужно знать. Роль их условная: чтобы принять мир, с ним  умение жить в мире, невозможно формирование ценностных отношений. Объект может стать для личности ценностью лишь при условии познания данного объекта. Таким образом, процесс обучения вошел в структуру воспитательного процесса, стал ее частью – непременной, обязательной, чрезвычайно важной, но частью более широкого педагогического явления, чем сам процесс обучения». Форма отчета: анализ авторских позиций

Задание 4.  Используя метод гирлянд, образуйте группу ассоциаций к понятию «воспитание».

  • Первый шаг. Определение синонимов объекта.
  • Второй шаг. Выбор случайных объектов.
  • Третий шаг. Составление комбинаций из элементов гирлянды синонимов объекта и элементов гирлянды случайных объектов. Комбинации составляются из двух элементов путем попытки объединения каждого синонима рассматриваемого объекта с каждым случайным объектом.
  • Четвертый шаг. Составление перечня случайных объектов. Определяются признаки случайно выбранных объектов с возможно большим количеством признаков (2-3 минуты).
  • Пятый шаг. Генерирование идей путем поочередного присоединения к «воспитанию» и его синонимам признаков случайных объектов.

Форма отчета: составленная группа ассоциаций

Задание 5. Проверьте, как вы усвоили содержание гуманистических принципов. Для этого сопоставьте две колонки:

Название  принципа

Характеристика  принципа

1.Природосообразность

а) отношение к  ребенку как  к существу с тонкой душевной организацией, требующему защиты и помощи

2.Культуросообразность

б) способность  педагога дружить с детьми

3. Свободосообразность

в) принятие во внимание условия места  и времени, в которых живет  ребенок

4. Принятие ребенка как данность

г) создание условий для творческого  самовыражения ребенка

5. Принцип любви

д) возможность поиска истины путем «проб и ошибок», любых действий, не несущих вреда окружающим

6. Взаимная открытость

е) необходимость создания проблемных социальных условий для успешного  развития ребенка

7.Эмпатия 

ж)требование соответствия педагогического  влияния биологической природе ребенка

8.Ненасилие

з) «умение встать в туфли другого»

9.Творческое непослушание

и) признание  за ребенком права быть таким, какой  он есть

10.Право на ошибку

к) отказ от физического или психологического давления, оказание помощи в случае необходимости

11.Социосообразность

л) возможность выбора деятельности и форм поведения, иметь свою позицию

   

Ответ:

1.  -

2. -

3. -

4. -

5. -

6. -

7. -

8. -

9. -

10. -


Задание 6. На основе изучения обязательной и дополнительной литературы заполните таблицу, отображающую систему методов воспитания:

Методы  воспитания

Методы формирования сознания

Методы организации  деятельности и формирования опыта  поведения

Методы стимулирования деятельности и поведения

Убеждение:

Упражнение:

Мотивация:

Информация о работе Методы, формы и средства воспитания