Лекции по "Детская психиатрия"

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 15:14, курс лекций

Описание работы

ТЕМА. Детская психиатрия как наука: предмет исследования, задачи.
1. Изучение истории и современных теоретических положений психиатрией.
2. Изучение основных понятий детской психиатрии.
3. Этиология и патогенез психических расстройств.
4.Симптом, синдром, состояние, болезнь.
5. Основные методы в психиатрии детского возраста.

Работа содержит 1 файл

Детская психиотрия.doc

— 462.50 Кб (Скачать)

    3.

    Астенический синдром: психические нарушения складываются из повышенной утомляемости, ослабления или утраты способности к напряжению. Больных характеризует раздражительная слабость в виде повышенной возбудимости и быстро наступающего истощения, нередко со слезами (А.С. Титанов и др.). Аффективная лабильность чаще выражается в пониженном фоне настроения. Для астении типичны непереносимость яркого света, громких звуков. Эти расстройства в случаях хронической усталости (при неврастении, хронических органических заболеваниях головного мозга, а также при шизофрении, эпилепсии и др. заболеваниях развиваются исподволь. У детей такие расстройства чаще всего проявляются в двигательном беспокойстве, раздражительности, капризности, быстрой истощаемости и плохом настроении.

    Аффективные синдромы (депрессивные, маниакальные) описаны выше.

    Ипохондрический синдром характеризуется утрированной мнительностью, связанной со своим здоровьем, множеством жалоб о якобы имеющихся тяжелых соматических заболеваниях. Чаще всего ипохондрические переживания бывают в сочетании с депрессивным аффектом, хотя, возможно, с маниакальным, а также со страхами, сенестопатией, тревогой, с паническими переживаниями. Встречается, главным образом, при шизофрении (бредовая ипохондрия). У детей чаще имеет место сочетание со страхами, пониженным настроением.

    Галлюцинаторно-параноидный синдром (синдром Кандинского-Клерамбо) представлен бредовыми идеями преследования и воздействия, явлениями психического автоматизма и псевдогалюцинациями. Психические автоматизмы характеризуются чувством овладения, возникающим при мнимом воздействии на больного в виде идеаторных или ассоциативных воздействий на мышление и другие психические процессы у больного и др. Этот синдром может развиться остро или носить хронический характер. Встречается при шизофрении и некоторых других заболеваниях. В детском возрасте наблюдаются лишь отдельные симптомы.

    Парафренный синдром включает фантастические бредовые идеи величия, преследования, воздействия, а также явлений психического автоматизма. Наблюдается, главным образом, при шизофрении. У детей тесным образом такие расстройства переплетены с явлениями патологического фантазирования.

    Кататонический синдром характеризуется нарушениями в двигательной сфере с преобладанием заторможенности или возбуждения.

    Синдромы расстройств самосознания - расстройства осознания человеком себя как личности с присущим ей мировоззрением, целями, интересами и мотивами поведения представлено деперсонализацией и дереализацией.

    Деперсонализация - отчуждение от самого себя в легких случаях выражается в ощущениях измененных психических свойств личности; в более тяжелых - наступает отчуждение мыслей, чувств и др. Одной из важнейших характеристик деперсонализации является расстройства ориентировки (дезоинтировки). Различают аутопсихическую, соматопсихическую и аллопсихическую дезориентировки.

    Аутопсихическая дезориентировка (т. е. по отношению к собственной личности) возникает при различных острых психотических или при ослабоумливающих состояниях.

    Соматопсихическая деоринтировка касается собственного тела и выражается в необычных смешениях, изменениях своих внутренних органов.

    Аллопсихическая дезориентировка относится к внешнему миру - дезориентировка во времени, месте, в ситуации.

    Дереализациячувство призрачности, измененности, странности окружающего: все воспринимается как сквозь пелену и т. п. Дереализация нередко сопровождается нарушением чувства времени; время замедляется, останавливается и т. п. Дереализация может проявиться в особых формах - «уже пережитого» (при эпилепсии) (фр. «deja vecu») в том, что реальная переживаемая больным ситуация кажется знакомой, уже бывшей когда-то и феномена «никогда не пережитое» (фр. «jamais epronve»), когда знакомые события воспринимаются как нечто новое, никогда не переживаемое. Деперсонализационные нарушения у детей до трех лет не обнаруживаются, а у детей старше трех лет встречаются при шизофрении.

    Синдромы расстройств сознания. Здесь помимо количественных нарушений (оглушения, сопора и комы) различают и качественные расстройства сознания - помрачение сознания - делирий, аменция, онейроид и сумеречное расстройство сознания.

    Оглушение. Сопор. Кома. При оглушении порог всех внешних раздражителей повышается: ответная реакция запаздывает или отсутствует, больной внешне выглядит сонливым. При сопоре, в отличие от оглушения, речевой контакт с больным невозможен. Только интенсивные внешние раздражители могут вызвать ответную реакцию защитного типа. Кома - полное выключение сознания с угасанием рефлексов. Оглушение, сопор и кома встречаются при различных заболеваниях и состояниях (травмах головного мозга и т. гг.

    Помрачение сознания. По К. Ясперсу, состояния психотического (помраченного) изменения сознания характеризуется четырьмя признаками:

  • отрешенностью от реального внешнего мира;
  • дезориентировкой;
  • утратой связанности, делающей поведение непонятным;
  • расстройством способности примечать и запоминать (амнезия).

    Все эти признаки встречаются и у детей, хотя отличаются рудиментарностью, атипичностью.

    Так, делирий характеризуется появлением ярких зрительных, чаще зооптических сценоподобных галлюцинаций, а также различных иллюзий, выраженного аффекта страха и тревоги, отрывочных бредовых идей, сопровождающиеся психомоторным возбуждением. Особенностью делирия является то, что больной, как правило, сохраняет ориентировки в собственной личности, при полной или частичной дезориентировке в пространстве и во времени (не знает где находится, какое сегодня число и г. п.). Продолжительность делирия одни-двое суток; встречается при инфекционных заболеваниях, интоксикациях, после черепно-мозговых травм и отравлений.

    Онейроид проявляется отрешенностью от окружающего с погружением в фантастический масштабный мир ярких иллюзорных, истинных галлюцинаций и псевдогаллюцинаций. В отличие от делирия фантастические переживания разыгрываются не в реальном, а в субъективном пространстве. Ориентировки своеобразны: он ощущает себя, например, летящим на космическом корабле и одновременно понимает и отвечает на вопросы врача (двойная ориентировка). Встречается главным образом при шизофрении.

    Аменция виде инкогеренции мышления, хаотического психомоторного возбуждения (в пределах постели) из-за невозможности целостного осмысления окружающей действительности приводят к глубоким нарушениям ориентировки больного в собственной личности и в окружающем: характерна для тяжело протекающих инфекций, соматических заболеваний и пр.

    Сумеречное расстройство сознания характеризуется нарушением поведения, «...совершенно необычном для его нормального состояния...» (Вестфаль), хотя и остается формально правильным и упорядоченным, но совершенно чуждо больному. Условно выделяют психогенные (истерические) и органические сумеречные расстройства сознания. В отличие от психогенных сумереченых расстройств сознания, такие расстройства органического характера теряют болезненную суженность, изменчивость, свойственные психогенным, и становятся ближе к оглушенности, к делирию, аменции (Э. Крепелин и др.). Сумеречные нарушения сознания в детской клинике нередки и в простейшей форме могут проявляться ночными страхами и снохождениями.

    Кроме рассмотренных психопатологических нарушений, которые встречаются в разные возрастные периоды, у детей и подростков имеют место специфические для этих возрастных периодов психопатологические расстройства. 

      ЛЕКЦИЯ 3 

    ТЕМА.  Симптоматика и клиника  психических расстройств  у детей и подростков.  

    1. Расстройства ощущений и восприятия.
    2. Расстройства эмоций.
    3. Нарушения мышления. Бред.
    4. Интеллектуальные расстройства.
    5. Расстройства побуждений, влечений и моторики.
    6. Преимущественные для детского возраста психопатологические синдромы.
    7. Психопатологические синдромы, преимущественные для подросткового возраста.
 

Литература: 

  1. Жариков Н.М. и др. Психиатрия: Учебник Н. М. Жариков,  Л.Г. Урсова, д.Ф. Хритинин. – М.: Медицина, 1989. – 496 с.
  2. Мамцева В.Н. Детская и подростковая психиатрия: учебное пособие. М.: Медицина. 2003 – с. 432.
  3. Психиатрия, психосоматика, психотерапия / К.П. Кискер, Г. Фрайбергер, Г.К. Розе, Э. Вульф / Пер. с нем. И.Я. Сапожниковой, Э.Л. Гушанского. – М.: Алетейа, 1999. – 504 с.: ил. – (Гуманистическая психиатрия).
  4. Коркина М.В., Цивилько М.А., Марилов В.В.,  Карева М.А. Практикум по психиатрии: Учеб. пособие.- М. Изд. УДН, 1990. – 184 с.
 
 
 

    1.

    Психопатологические расстройства с учетом деления рефлекторной дуги разграничиваются на рецепторные (сенсопатии), интрапсихические (расстройства восприятия, эмоций / аффекта, мышления, самосознания) и эффекторные (расстройства моторики, внимания, влечений, речи и сна), а также расстройства сознания (В.А. Гиляровский. А.В. Снежневский и др.). Вначале рассмотрим психопатологические симптомы.

    Основную роль в процессе познания играет сенсорно-перцептивная система. Существует ряд понятий, отражающих суть и становление этой системы в онтогенезе: ощущения, восприятие и представление.

    Ощущения - это субъективное отражение отдельных свойств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств.

    Восприятие - одна из стадий познавательного процесса - создание субъективного образа объекта.

    Физиологическим механизмом восприятия является установление временных связей между наличными ощущениями и следами бывших ощущений на уровне первой сигнальной системы. Различают следующие расстройства ощущений и восприятия.

    Расстройства ощущений (рецепторные расстройства) - наиболее элементарные расстройства чувственного познания.

    Гиперстезия - повышение восприимчивости к обычным внешним раздражениям или к различным экстеро-, проприо- и интероцеитивным раздражителям, что сопровождается чувством неприятного, беспокойством.

    При гипестезии ослаблены восприятия внешних раздражителей.

    При анестезии - потере ощущений - больные становятся нечувствительными к уколу булавкой, не реагируют на болевые раздражения и пр.

    Парестезии расстройства чувствительности в виде неболевых патологических ощущений онемения, покалывания, жжения, зуда и пр.

    Сенестопатии - неприятные, странные, тягостные, зачастую не поддающиеся описанию ощущения движения, объемности и изменения температуры.

    Микропсия - нарушение восприятия размеров предметов: предмет воспринимается уменьшенным; макропсия - окружающие предметы кажутся неестественно увеличенными; дисметаморфопсия - восприятие реальных предметов измененными по форме (искривленным и пр.).

    Расстройства восприятия представлены иллюзиями, галлюцинациями и псевдогаллюцинациями.

    Иллюзии (франц. illusion - обман, обманчивой представление) - ложное, ошибочное восприятие реально существующих в данный момент предметов или явлений - в виде иллюзий, обусловленных недостатком внимания или аффектом и парейдолии. Парейдолии - фантастические иллюзии: существующие образы, например, рисунок ковра, воспринимается благодаря игре фантазии как каптины подводного царства и г. д.

    Галлюцинации в настоящее время единого определения не имеют, поскольку неясно: являются ли галлюцинации особого рода восприятием - восприятием без объекта или трасформированной мыслью, результатом воображения. Однако на то, что галлюцинации представляют особого рода восприятие, указывает их соотнесенность с определенными органами чувств (галлюцинации зрительные, слуховые и пр.) и связь с ощущениями, которую подчеркивал известный отечественный психиатр В.Х. Кандинский.

Информация о работе Лекции по "Детская психиатрия"