Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 15:14, курс лекций
ТЕМА. Детская психиатрия как наука: предмет исследования, задачи.
1. Изучение истории и современных теоретических положений психиатрией.
2. Изучение основных понятий детской психиатрии.
3. Этиология и патогенез психических расстройств.
4.Симптом, синдром, состояние, болезнь.
5. Основные методы в психиатрии детского возраста.
Истерическая (истероидная) психопатия; истерическое расстройство личности. Таких личностей отличает ненасытная жажда признания, выраженный эгоцентризм, неустойчивость эмоций, повышенная внушаемость и наклонность к фантастическим вымыслам и лжи. В детском возрасте такие личности могут быть капризны, непослушны, стремятся играть командные роли, обнаруживают неустойчивость настроения.
Тревожно-мнительный, психастнический тип психопатии (расстройство личности). У детей в этих случаях рано возникает наклонность к страхам, тревожным опасениям и мнительность, которые с возрастом усиливаются.
Аутистическая психопатия, шизоидное расстройство личности. Основная симптоматика аутистических состояний дана в разделе третьем данного модуля.
Гипертимический
тип относится к группе «циклоидных»
психопатий (по Г.Е, Сухаревой). Из «циклоидов»
в детском возрасте встречаются именно
гипертимный тип. Этот тип расстройств
личности характеризуется «отличным»
самочувствием, приподнятым фоном настроения
и усиленным стремлением к деятельности.
Такие дети в общем добродушны, хотя они
из-за повышенной раздражительности, чрезмерной
подвижности, суетливости, болтливости,
повышенной отвлекаемости, часто неуживчивы
в детском коллективе.
5.
Реабилитация в медицине - комплекс мероприятий лечебных, педагогических, психологических, профессиональных и юридических мер, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций организма и трудоспособности больных и инвалидов (Д.Е. Мелехов, М.М. Кабанов). Ее целью является оздоровление больного и оказание ему помощи в восстановлении или развития профессиональных навыков, что достигается с помощью сочетания медицинских, психологических, педагогических, правовых, социальных и других мер. Реабилитация психически больных отличается от реабилитации страдающих другими заболеваниями тем, что ее важной составной частью помимо профилактики, лечения, восстановления трудоспособности является ресоциалтация (М.М. Кабанов), т. е. восстановление нарушенных социальных связей.
Разработка теоретических и практических вопросов реабилитация детей и подростков началась сравнительно недавно. 11ричем, собственно медицинская реабилитация детей тесно связана с психологической и педагогической реабилитацией, направленной на их обучение и воспитание с учетом имеющихся у них психических нарушений.
При решении проблем реабилитации детей соблюдение следующих основных принципов реабилитации детей и подростков:
а)гуманистическое отношение - ребенок должен чувствовать себя свободным от насилия и лишений;
б)кроме обеспечения естественного процесса психического и социального развития в условиях болезни в ходе реабилитации, преодоления патологических механизмов, тормозящих развитие детей (В.В. Ковалев), необходимо также обеспечение адекватной психолого-педагогической помощи;
в)индивидуальный подход к диагностике и реабилитации ребенка в целом осуществляется с учетом аналомо-физиологических и личностных особенностей, поскольку психическое развитие каждого из них имеет генетически и социально обусловленные особенности;
г)комплексный подход осуществляется через мультидисциплинарную диагностику особенностей развития конкретного ребенка при использовании комплексных лечебно-коррекционных (педагогических) мероприятий:
д) динамический подход осуществляется с помощью мониторинга психического состояния ребенка в процессе его реабилитации;
е) опора на положительные черты личности и (или) сохранные особенности личности ребенка.
Лечение психических больных является важной частью реабилитации. Терапевтическое вмешательство при психических расстройствах у детей и подростков следует осуществлять с учетом общих принципов: индивидуального и комплексного подходов.
Индивидуальный подход в первую очередь включает учет возрастных особенностей ребенка. Так, непрерывное лечение медикаментозными средствами, особенно в высоких дозах, может оказывать неблагоприятное влияние на развитие ребенка, в первую очередь на его психическое развитие. Поэтому целесообразно, особенно для детей младших возрастных групп, лечение проводить короткими курсами, с перерывами или периодами снижения дозировок. Например, не только нецелесообразно, но и наносит большой вред здоровью назначение препаратов типа люминала (фенобарбитала) при однократных фебрильных судорогах у ребенка, особенно первого года жизни на длительные сроки. Особенно важно учитывать возрастные особенности во избежание передозировок препаратов. Другим важным моментом индивидуального подхода является адекватность выбора медикаментозного средства с учетом природы и стадии заболевания.
Комплексность терапевтического вмешательства определяется использованием различных терапевтических технологий: медикаментозного и психотерапевтического, а в других случаях - также психологических, педагогических и специальных дефектологических приемов.
В терапии психических расстройств медикаментозное лечение занимает важное место наряду с психотерапией. В настоящее время все существующие психофармакологические препараты делятся, в основном, на четыре группы: нейролептики, транквилизаторы, антидепрессанты и ноотропы.
Нейролептики (аминазин, трифтазин, галоперидол, эглонил и др.) оказывают лечебное действие при психозах (галлюцинациях, бреде, психомоторном возбуждении и пр.). Все препараты, независимо от особенностей химической структуры, оказывают антипсихотическое действие, снимают напряженность.
Транквилизаторы (реланий, элений. радедорм и др.) снимают тревогу, эмоциональную напряженность, страх, облегчают процесс адаптации. Многие из препаратов этой группы обладают снотворным свойством и по этой причине используются при бессоннице.
Антидепрессанты (амитригтилин. мелипрамин, анафранил и др.) повышают настроение и используются при лечении депрессивных расстройств разной структуры и происхождения.
Ноотропы (ноотропил, аминалон, эниефабол и др.) положительно влияют на познавательные процессы, улучшают запоминание и облегчают адаптацию к экстремальным нагрузкам. Кроме того, в психиатрии применяются противосудорожные средства (депакин, финлепсин, бензонал и др.), седативные средства и др.
ТЕМА 1. Детская психиатрия
как наука: предмет исследования,
задачи.
Практическая
работа № 1
Цель: Анализ детская психиатрии как
наука: история, предмет исследования,
задачи.
Задачи: 1. Проанализировать исторические данные о развитии детской психиатрии
2.Познакомиться с предметом исследования, задачами данной науки.
Ход работы: 1. Заслушать сообщения на темы: «История развития психиатрии как дисциплины за рубежом и в России», «Формирование основных представлений в области психиатрии детского возраста».
2.Познакомиться с целью изучения дисциплины, задачами изучения дисциплин, требованиями к уровню освоения содержания курса студентами.
Методические рекомендации: 1.По предложенным сообщениям «История развития психиатрии как дисциплины за рубежом и в России», «Формирование основных представлений в области психиатрии детского возраста» и знакомству студентов с литературой необходимо преподавателю представить ее следующий
список:
Основная:
1. Голик А.Н. Лекции по
2. Исаев Д.Н. Психопатология детского возраста. - СПб., 2001.
3. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового
возраста. 2-е изд., пере раб. и ДОП. / Под ред. С.Ю. Циркина. - СПб., 2004
Дополнительная:
4. Детская психиатрия. Учебник / Под ред. Э.Г. Эйдемиллера. - СПб., 2005.
5. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. - М., 1979 .
6. Личко А.Е. Подростковая
7. Микиртумов Б.Е., Кощавцев АГ, Гречаный С.В. Клиническая психиатрия раннего детского возраста. - СПб., 2001.
8. Психопатология детского возраста. Хрестоматия/ Под ред. A.IO. Егорова и
др. – СПб., 2002.
9.
Ремшмидт Х. Детская и
10.
Руководство по клинической
11.
Сухарева Г.Е. Лекции по
12.
Ушаков Г.К. Детская
Методические рекомендации: 2. Студентам предложить регулярную работу с терминологическим словарем и дать к изучению по данной дисциплине следующие термины:
Абортивный (лат. abortivus - преждевременный) - быстро приостанавливающий развитие.
Ажитация (лат. agitatio - приведение в движение) - двигательное беспокойство, непрестанная потребность в движении.
Амнезия (греч. а - отрицание, mnesis - воспоминание) - утрата памяти.
Биохимические исследовании - изучение изменений химического состава и обмена веществ в жидких средах, органах и тканях при различных патологических состояниях.
Бред (лат. delirium) совокупность идей, суждений, не соответствующих действительности, полностью овладевающих сознанием больного и не корригируемых при разубеждении и разъяснении.
Гебоидные расстройства (heboidum; гебо + eidos вид) - встречаются в подростковом и юношеском возрасте в виде нарушений влечений (склонностью к воровству, сексуальным эксцессам, злоупотреблением алкоголем и пр.), отчетливым эмоциональным огрубением и социальной дезадаптацией.
Генез (греч. genesis происхождение, развитие) - в биологии происхождение какой-нибудь структуры в онтогенезе или филогенезе.
Гетерохрония (греч. heteros - другой + chronos - время) неодновременное созревание отдельных функциональных систем организма в онтогенезе.
Депрессия (лат. depressio - подавлять, угнетать) - угнетенное, пониженное настроение, глубокая печаль, уныние, тоска, а также замедление мышления и двигательная заторможенность.
Дефект психики (лат. defectus - отпадание, убывание, недостаток) - остаточные психические изменения, в первую очередь личностные, после перенесенного психического состояния (болезни).
Дискинезия (греч. dys - отклонение от нормы + kinesis - движение) -общее название расстройств координированных двигательных актов, в том числе внутренних органов.
Дисморфофобия (греч. dys - отклонение от нормы + morphe - форма + phobia - страх) - психическое расстройство в виде тягостного переживания физической неполноценности в связи с реальным или воображаемым дефектом.
Психопатология - раздел психиатрии, в котором исследуются основные, свойственные многим психическим заболеваниям закономерное проявления и развития психических нарушений.
Психопатоподобный - аномалии личности, напоминающие психопатии, но возникающие после перенесенного психического заболевания, на пример, шизофрении.