Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 15:14, курс лекций
ТЕМА. Детская психиатрия как наука: предмет исследования, задачи.
1. Изучение истории и современных теоретических положений психиатрией.
2. Изучение основных понятий детской психиатрии.
3. Этиология и патогенез психических расстройств.
4.Симптом, синдром, состояние, болезнь.
5. Основные методы в психиатрии детского возраста.
Патологический - обусловленный болезнью.
Патохарактерологические реакции - психогенные личностные реакции, которые проявляются преимущественно в разнообразных отклонениях поведения ребенка (подростка) и ведут к нарушениям социально-психологической адаптации.
Постнатальное развитие - от момента рождения до смерти.
Прогноз - предсказание дальнейшего развития заболевания, социальной адаптации.
Прогредиентный (лат. progredior - идти вперед) - неуклонное, наступательное развитие болезни.
Пролонгированный (лат. prolongarc - удлинять) - продленный.
Психическая травма - тяжелые индивидуальные психические переживания, играющие значительную или основную роль в этиопатогенезе, клинике и течении нервно - психических заболеваний.
Психогенные расстройства (псих. + греч. genes - порожденный) - обусловленные психической травмой.
Психопатия - аномалии личности, характеризующиеся стойкой дисгармничностью ее психического склада, как правило, врожденного характера.
Психопатии
тормозимого круга, представленные,
например, астеническим вариантом, характеризуются
повышенной психической и физической
утомляемостью: возбудимого - с преобладанием
постоянного отрицательно отношения к
внешнему миру.
ТЕМА 3. Симптоматика и клиника психических расстройств у детей и подростков.
Цель: Анализ симптоматики и клиники психических расстройств у детей и подростков.
Задачи: 1. Проанализировать на основании сообщений и рефератов симптоматики и клиники психических расстройств у детей и подростков.
Методические рекомендации: 1. Заслушать сообщения и рефераты на темы по выбору:
«ОСНОВНЫЕ НАЧАЛЬНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ У ДЕТЕЙ»
Методические рекомендации: Раннее выявление психических заболеваний и пограничных нервно-психических расстройств - важное условие их своевременного лечения, социальной адаптации и предупреждения дальнейшей неблагоприятной динамики.
Важная роль в выявлении начальных проявлений психических заболеваний и пограничных форм нервно-психической патологии принадлежит детским врачам, в том числе участковым педиатрам, врачам, обслуживающим дошкольные учреждения и школы, а также невропатологам детских поликликлиник. К педиатрам прежде всего обращаются родители детей, у которых начальные проявления психических заболеваний и пограничных нервно-психических нарушений выражаются:
в сомато-вегетативных расстройствах;
нарушениях аппетита, сна;
симптомах общей нервности;
расстройствах речи;
приступах двигательных и вегетативных нарушений.
Педиатр
первым может заметить отставание в
психическом развитии ребенка, выявить
нарушения школьных навыков, препятствующие
продуктивному усвоению программы массовой
школы. Вместе с тем недостаток специальных
знаний и практического опыта в определении
симптомов психических заболеваний и
пограничных психических расстройств
затрудняет выявление педиатром психических
заболеваний или выдвижение предположения
о возможности тех или иных психических
нарушений. Целью методических рекомендаций
является сообщение педиатрам и детским
невропатологам основных сведений о начальных
проявлениях психических заболеваний,
пограничных состояний и умственной отсталости
у детей для их своевременного выявления
и направления больных детей на обследование
к психиатру. Методические рекомендации
должны способствовать целенаправленному
отбору детей для обследования их детским
психиатром при проведении массовых профилактических
осмотров в организованных детских коллективах.
«Психопатологические симптомы и синдромы»
Методические рекомендации: Расстройства ощущений и восприятия. Расстройства эмоций (аффекта). Нарушения мышления. Бред. Интеллектуальные расстройства. Расстройства побуждений, влечений и моторики. Особенности перечисленных расстройств в детском возрасте.
Основные психопатологические синдромы.
Преимущественные для детского возраста психопатологические синдромы.
Психопатологические
синдромы, превалирующие в подростковом
возрасте.
«Психические расстройства в связи с острыми
инфекциями,
черепно-мозговой травмой»
Методические рекомендации: Психические расстройства в связи с острыми инфекциями: менингиты и энцефалиты у детей. Понятие симптоматического психоза.
Психические расстройства, вызванные черепно-мозговой травмой с учетом стадии в детском возрасте. Понятие острого травматического психоза. Травматическая энцефалопатия.
Оказание
помощи больным с последствиями
нейроинфекций и черепно-
« Шизофрения»
Методические рекомендации: История изучения шизофрении. Основные клинические проявления. Особенности клиники в детском возрасте. Классификация шизофрении, основанная на ведущем синдроме, а также с учетом типа течения. Понятие об этиологии и патогенезе шизофрении. Помощь больным с шизофренией: основные рекомендации.
« Эпилепсия»
Методические
рекомендации: Общая характеристика
клинических проявлений при эпилепсии
в детском возрасте. Судорожные
и бессудорожные приступы. Понятие об
этиологии и патогенезе эпилепсии. Первая
помощь при судорожных состояниях, опасные
ошибки.
«Неврозы
и расстройства личности (психопатии)»
Методические рекомендации: Понятие о пограничных психических расстройствах: неврозах и расстройствах личности.
Неврозы: общая характеристика неврастении, невроза навязчивых состояний, истерического невроза. Особенности неврозов у детей.
Системные неврозы у детей: общая характеристика.
Расстройства личности (психопатии): систематика, клинические проявления отдельных типов. Особенности расстройств личности (психопатий) в детском возрасте. Явные расстройства поведения. Организация помощи.
Соматический (греч. soma тело) - телесный.
Стресс (англ. stress - давление, напряжение) - неспецифические реакции человека в ответ на чрезвычайно сильные экстремальные раздражители.
Ступор (лат. stupor - оцепенение) - состояние обездвиженности, оцепенения.
Церебрастенические нарушения - сочетание астении с головными болями, головокружением и пр. признаками.
Шизоидный - подобный шизофрении, обычно используется в качестве определения одного из вариантов психопатии.
Шизофрения - эндогенная прогредиентная психическая болезнь.
Этиология
- учение о причинах возникновения заболеваний.
ТЕМА 4. Клиника и лечение психических расстройств у детей и подростков.
Цель: Анализ содержания клиники и лечения психических расстройств у детей и подростков.
Задачи: 1. Проанализировать на основании
сообщений и рефератов клинику и лечение
психических расстройств у детей и подростков.
Методические рекомендации: 1. Заслушать сообщения и рефераты на темы по выбору:
«Реабилитация детей
с психическими
нарушениями»
Методические
рекомендации: Понятие «реабилитация».
Принципы реабилитации. Особенности организации
реабилитации детей с психическими расстройствами.
Типичные ошибки (на примерах).
« Диагностика и определение направлений
Методические
рекомендации: Понятие «диагностика».
Принципы диагностических исследований.
Особенности диагностических исследований
детей с психическими расстройствами.
Стандартные погрешности.
«Методы лечебной и психологической реабилитации».
Методические рекомендации: Анализ следующих проблем: возможные ошибки при выявлении патологии у детей;
- определение направлений психологической и клинической реабилитации;
-
применение комплексной
«Правовой
аспект оказания психиатрической
помощи в современных
условиях»
Методические
рекомендации: Анализ документа
«Основные положения Закона о психиатрической
помощи населению». Применение законодательства
при оказании психиатрической помощи
детям. Примеры ошибочных действий при
оказании психиатрической помощи больным
детям.
5. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (МАТЕРИАЛЫ) ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ.
Занятия со студентами
В процессе подготовки к
При разработке темы доклада,
сообщения следует
Не
менее важно увязывать
На практических занятиях должны использоваться активные методы обучения самоанализ, а также целесообразно проводить активные формы обучения - разбор проблемных ситуаций, посещение детского психиатриатического диспансера, анализ консультационной работы детских психиатров. Следовательно, практические занятия направлены на познание различных ситуаций и анализ проблем в области детской психиатрии, повышение мотивации к проблеме дисциплины и предмету в целом.
По
самостоятельной работе по данному
курсу преподаватель должен разработать
и представить студентам вопросы для
самоконтроля, тематику рефератов, перечень
дополнительной литературы для их написания
на первых занятиях.
6.
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
И ОТВЕТЫ НА
НИХ
Плодотворным
подходом, раскрывающим теоретическую
основу психической патологии, стал
эволюционно-биологический, основанный
на работах Ч. Дарвина.
Во
Франции Б. Морель рассматривал психические
расстройства с точки зрения,
Когда
начинает свое развитие отечественная
психиатрия, как самостоятельная наука
и какие в ней выделяются направления?