Лекции по "Детская психиатрия"

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 15:14, курс лекций

Описание работы

ТЕМА. Детская психиатрия как наука: предмет исследования, задачи.
1. Изучение истории и современных теоретических положений психиатрией.
2. Изучение основных понятий детской психиатрии.
3. Этиология и патогенез психических расстройств.
4.Симптом, синдром, состояние, болезнь.
5. Основные методы в психиатрии детского возраста.

Работа содержит 1 файл

Детская психиотрия.doc

— 462.50 Кб (Скачать)

Патологический - обусловленный болезнью.

Патохарактерологические реакции - психогенные личностные реакции, которые проявляются преимущественно в разнообразных отклонениях поведения ребенка (подростка) и ведут к нарушениям социально-психологической адаптации.

Постнатальное развитие - от момента рождения до смерти.

Прогноз - предсказание дальнейшего развития заболевания, социальной адаптации.

Прогредиентный (лат. progredior - идти вперед) - неуклонное, наступательное развитие болезни.

Пролонгированный (лат. prolongarc - удлинять) - продленный.

Психическая травма - тяжелые индивидуальные психические переживания, играющие значительную или основную роль в этиопатогенезе, клинике и течении нервно - психических заболеваний.

Психогенные расстройства (псих. + греч. genes - порожденный) - обусловленные психической травмой.

Психопатия - аномалии личности, характеризующиеся стойкой дисгармничностью ее психического склада, как правило, врожденного характера.

Психопатии тормозимого круга, представленные, например, астеническим вариантом, характеризуются повышенной психической и физической утомляемостью: возбудимого - с преобладанием постоянного отрицательно отношения к внешнему миру. 
 

    ТЕМА 3.  Симптоматика и  клиника  психических  расстройств у  детей и подростков.

             Цель: Анализ симптоматики и клиники психических расстройств у детей и подростков.

                Задачи: 1. Проанализировать на основании сообщений и рефератов симптоматики и клиники психических расстройств у детей и подростков.

       Методические  рекомендации: 1. Заслушать сообщения и рефераты на темы по  выбору:

«ОСНОВНЫЕ НАЧАЛЬНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ У ДЕТЕЙ»

  Методические рекомендации: Раннее выявление психических заболеваний и пограничных нервно-психических расстройств - важное условие их своевременного лечения, социальной адаптации и предупреждения дальнейшей неблагоприятной динамики.

  Важная  роль в выявлении начальных проявлений психических заболеваний и пограничных форм нервно-психической патологии принадлежит детским врачам, в том числе участковым педиатрам, врачам, обслуживающим дошкольные учреждения и школы, а также невропатологам детских поликликлиник. К педиатрам прежде всего обращаются родители детей, у которых начальные проявления психических заболеваний и пограничных нервно-психических нарушений выражаются:

    в сомато-вегетативных расстройствах;

    нарушениях  аппетита, сна;

    симптомах общей  нервности;

    расстройствах речи;

    приступах двигательных и вегетативных нарушений.

  Педиатр первым может заметить отставание в  психическом развитии ребенка, выявить нарушения школьных навыков, препятствующие продуктивному усвоению программы массовой школы. Вместе с тем недостаток специальных знаний и практического опыта в определении симптомов психических заболеваний и пограничных психических расстройств затрудняет выявление педиатром психических заболеваний или выдвижение предположения о возможности тех или иных психических нарушений. Целью методических рекомендаций является сообщение педиатрам и детским невропатологам основных сведений о начальных проявлениях психических заболеваний, пограничных состояний и умственной отсталости у детей для их своевременного выявления и направления больных детей на обследование к психиатру. Методические рекомендации должны способствовать целенаправленному отбору детей для обследования их детским психиатром при проведении массовых профилактических осмотров в организованных детских коллективах. 

       «Психопатологические  симптомы и синдромы»

       Методические  рекомендации: Расстройства ощущений и восприятия. Расстройства эмоций (аффекта). Нарушения мышления. Бред. Интеллектуальные расстройства. Расстройства побуждений, влечений и моторики. Особенности перечисленных расстройств в детском возрасте.

       Основные  психопатологические синдромы.

       Преимущественные  для детского возраста психопатологические  синдромы.

       Психопатологические синдромы, превалирующие в подростковом возрасте. 

       «Психические  расстройства в связи  с острыми

       инфекциями, черепно-мозговой травмой» 

       Методические  рекомендации: Психические расстройства в связи с острыми инфекциями: менингиты и энцефалиты у детей. Понятие симптоматического психоза.

       Психические расстройства, вызванные черепно-мозговой травмой с учетом стадии в детском возрасте. Понятие острого травматического психоза. Травматическая энцефалопатия.

       Оказание  помощи больным с последствиями  нейроинфекций и черепно-мозговых травм. 

            « Шизофрения» 

       Методические  рекомендации: История изучения шизофрении. Основные клинические проявления. Особенности клиники в детском возрасте. Классификация шизофрении, основанная на ведущем синдроме, а также с учетом типа течения. Понятие об этиологии и патогенезе шизофрении. Помощь больным с шизофренией: основные рекомендации.

         

            « Эпилепсия» 

       Методические  рекомендации: Общая характеристика клинических проявлений при эпилепсии в детском возрасте. Судорожные и бессудорожные приступы. Понятие об этиологии и патогенезе эпилепсии. Первая помощь при судорожных состояниях, опасные ошибки. 

       «Неврозы  и расстройства личности (психопатии)» 

       Методические  рекомендации: Понятие о пограничных психических расстройствах: неврозах и расстройствах личности.

       Неврозы: общая характеристика неврастении, невроза навязчивых состояний, истерического невроза. Особенности неврозов у детей.

       Системные неврозы у детей: общая характеристика.

       Расстройства  личности (психопатии): систематика, клинические  проявления отдельных типов. Особенности расстройств личности (психопатий) в детском возрасте. Явные расстройства поведения. Организация помощи.

    1. Составление терминологического словаря.
 

Соматический (греч. soma   тело) - телесный.

Стресс (англ. stress - давление, напряжение) - неспецифические реакции человека в ответ на чрезвычайно сильные экстремальные раздражители.

Ступор (лат. stupor - оцепенение) - состояние обездвиженности, оцепенения.

Церебрастенические нарушения - сочетание астении с головными болями, головокружением и пр. признаками.

Шизоидный - подобный шизофрении, обычно используется в качестве определения одного из вариантов психопатии.

Шизофрения - эндогенная прогредиентная психическая болезнь.

Этиология - учение о причинах возникновения заболеваний. 
 

    ТЕМА 4.  Клиника и  лечение психических  расстройств у  детей и подростков.

             Цель: Анализ  содержания клиники и лечения психических расстройств у детей и подростков.

                Задачи: 1. Проанализировать на основании сообщений и рефератов клинику и лечение психических расстройств у детей и подростков. 

       Методические рекомендации: 1. Заслушать сообщения и рефераты на темы по  выбору:

       «Реабилитация детей  с психическими  нарушениями» 

       Методические  рекомендации: Понятие «реабилитация». Принципы реабилитации. Особенности организации реабилитации детей с психическими расстройствами. Типичные ошибки (на примерах). 

       « Диагностика и  определение направлений 

                                 реабилитации»

       Методические  рекомендации: Понятие «диагностика». Принципы диагностических исследований. Особенности диагностических исследований детей с психическими расстройствами. Стандартные погрешности. 

       «Методы лечебной и психологической реабилитации».

       Методические  рекомендации: Анализ следующих проблем:  возможные ошибки при выявлении патологии у детей;

       - определение направлений психологической и клинической реабилитации;

       -  применение комплексной психолого-психиатрической  диагностики психических расстройств.  

«Правовой аспект оказания психиатрической  помощи в современных  условиях» 

       Методические  рекомендации: Анализ документа «Основные положения Закона о психиатрической помощи населению». Применение законодательства при оказании психиатрической помощи детям. Примеры ошибочных действий при оказании психиатрической помощи больным детям. 

5. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (МАТЕРИАЛЫ) ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ. 

     Занятия со студентами проводятся  в форме лекций с элементами  беседы, в процессе которых обсуждаются  различные  вопросы детской  психиатрии в современных условиях.

       В процессе подготовки к семинарским  занятиям студенты должны внимательно изучить конспект лекций по данной теме и рекомендованную литературу (с учетом новых изданий). На практических занятий уделять внимание составлению терминологического словаря.

       При разработке темы доклада,  сообщения следует рекомендовать студентам стремиться к анализу имеющейся информации по предложенному вопросу, изложению положительных сторон и недостатков рассматриваемой темы, ставить перед аудиторией дискуссионные проблемы. Необходимо сделать основные выводы и заключение по докладу, сообщению, реферату.

    Не  менее важно увязывать теоретические  вопросы семинара с актуальными прикладными аспектами современных научных исследований, с подготовкой к участию в научных студенческих конференциях и конкурсах.

    На  практических занятиях должны использоваться активные методы обучения самоанализ, а также целесообразно проводить активные формы обучения - разбор проблемных  ситуаций, посещение детского психиатриатического диспансера, анализ консультационной работы детских психиатров. Следовательно, практические занятия направлены на познание различных ситуаций и анализ  проблем в области детской психиатрии, повышение мотивации к проблеме  дисциплины и предмету в целом.

    По  самостоятельной работе по данному  курсу преподаватель должен разработать  и представить студентам вопросы для самоконтроля, тематику рефератов, перечень дополнительной литературы для их написания на первых занятиях. 
 

    6. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ  И ОТВЕТЫ НА  НИХ  

  1. Верно ли утверждение:

   Плодотворным подходом, раскрывающим теоретическую основу психической патологии, стал эволюционно-биологический, основанный на работах Ч. Дарвина. 

  1. Вставьте  в предложении пропущенные понятия:

    Во Франции Б. Морель рассматривал психические расстройства с точки зрения,                                        …  прогрессирующей от поколения к поколению («дегенерации» - вырождения).  

  1. Дайте  ответ  на  следующий вопрос:

    Когда начинает свое развитие отечественная  психиатрия, как самостоятельная наука и какие в ней выделяются направления?  

Информация о работе Лекции по "Детская психиатрия"