Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 15:14, курс лекций
ТЕМА. Детская психиатрия как наука: предмет исследования, задачи.
1. Изучение истории и современных теоретических положений психиатрией.
2. Изучение основных понятий детской психиатрии.
3. Этиология и патогенез психических расстройств.
4.Симптом, синдром, состояние, болезнь.
5. Основные методы в психиатрии детского возраста.
Резидуально-органические - заболевания головного мозга (резидуально-остаточные) вызванные разными причинами (инфекция, травм и пр.) поражения головного мозга.
Сверхценные идеи - суждения, возникшие в результате реальны обстоятельств, но занявшие в дальнейшем не соответствующее их значению преобладающее положение в сознании с развитием чрезмерного эмоционального напряжения.
Соматический (греч. soma тело) - телесный.
Стресс (англ. stress - давление, напряжение) - неспецифические реакции человека в ответ на чрезвычайно сильные экстремальные раздражители.
Ступор (лат. stupor - оцепенение) - состояние обездвиженности, оцепенения.
Церебрастенические нарушения - сочетание астении с головными болями, головокружением и пр. признаками.
Шизоидный - подобный шизофрении, обычно используется в качестве определения одного из вариантов психопатии.
Шизофрения - эндогенная прогредиентная психическая болезнь.
Этиология
- учение о причинах возникновения заболеваний.
Методические рекомендации: 3. Познакомить с целью изучения дисциплины, задачами изучения дисциплин, требованиями к уровню освоения содержания курса.
3 .1. Цель изучения дисциплины: формирование и развитие у студентов представлений об основах психиатрии, а также специального раздела детской психиатрии, ее теоретических и практических аспектах, которые должны трансформироваться, с учетом психиатрических знаний, в умения и навыки проведения психологических исследований.
3.2. 3адачи изучения дисциплин:
-
концептуальное раскрытие
-
формирование представления об
основных требованиях,
3.3. Требования к уровню освоения содержания курса студентам
В результате изучения дисциплины студент должен:
- иметь представление: о специфике распознавания психических расстройств, об их этиологии, патогенезе и формах оказания помощи детям с такой патологией;
- знать: содержание, главные направления изучения психической патологии; основные критерии диагностики психических расстройств; формы оказания помощи детям с такой патологией.
- уметь: анализировать теоретические базовые представления об этиологии, патогенезе психических расстройств; выбирать адекватный метод научного познания для решения конкретных исследовательских задач; правильно оформлять результаты исследования; использовать полученные знания для оказания психологической помощи в конкретной ситуации;
- иметь опыт: ведения аналитической и научно-исследовательской деятельности при рассмотрении проблем психической патологии у детей.
3.4. Очередность следования учебной дисциплины.
Учебная дисциплина
«Детская психиатрия» изучается
студентами по специальности «Педагогика
и Психология» и является логическим
продолжением изучения блока психологических
дисциплин и специальных медицинских
предметов. Ее преподавание и изучение
построены в скоординированном взаимодействии
с учебными дисциплинами, представляющими
различные отрасли психологической науки.
ТЕМА
2. Психиатрия периода
развития.
Цель: Анализ положений и понятий в детской психиатрии периода развития.
Задачи: 1. Проанализировать на основании сообщений и рефератов положения, понятия, симптоматику в детской психиатрии периода развития
Методические рекомендации: 1. Заслушать сообщения и рефераты на темы по выбору:
«Основные положения и понятия психиатрии периода развития»
«Этиология и патогенез психических расстройств».
«Симптом, синдром, состояние, болезнь (стадии, течение)».
«Обследование психически больных детей (обзор на примерах возможных сложностей общения с пациентами, этиологии и общие рекомендации)».
«Дизонтогенез и его последствия».
Дополнительный материал: примеры психических нарушений, неадекватного поведения и отклонений в психическом развитии детей.
Неврастения (астенический невроз)
Поведение характеризуется то вялостью, пассивностью, то общим двигательным беспокойством и суетливостью. Трудности в учебе в связи с повышенной утомляемостью, невозможностью длительного напряжения внимания. У детей раннего и дошкольного возраста, кроме того, повышенная возбудимость вегетативной нервной системы, сниженный аппетит, склонность к беспричинным колебаниям температуры, аллергическим реакциям, частые нарушения сна, затрудненная адаптация к новым условиям и режиму, пугливость, повышенная впечатлительность, склонность к возникновению различных, нередко неопределенных по содержанию и изменчивых страхов. Например, ребенок боится оставаться один в комнате, боится темноты, различных животных и
Нарушения
поведения
Основные типы патологических форм нарушений поведения следующие:
5. Недоброжелательность, озлобленность, склонность к наговорам, мстительность, жестокость, преобладание хмурого настроения.
Чрезмерная склонность к фантазированию
Отмечается выраженное стремление к фантазиям различного характера и содержания. Наблюдаются следующие разновидности.
2.Фантазия «с игровым перевоплощением» — болезненная фиксация на однообразной игре, чаще в одиночку, с длительным (нередко в течение нескольких месяцев) перевоплощением в образ игры с затруднением переключения на реальное. Здоровые дети перевоплощаются во время игры, но они всегда сохраняют связь с реальностью, легко отвлекаются от игрового образа, включаясь в обыденную жизнь. Патохарактерологические реакции и формирования личности. Формирующаяся психопатия.
Стойкое убеждение в плохом, недоброжелательном отношении к ребенку окружающих или определенных лиц, не подтверждаемое объективными сведениями
Состояние характеризуется появлением жалоб ребенка на плохое отношение к нему определенных лиц — родителей, учеников, учителей и нарастанием в связи с этими переживаниями враждебного отношения к окружающим. Больному кажется, что над ним смеются, презирают его. Он может отказаться от пищи из-за боязни отравления.
Периодически возникающие состояния двигательного возбуждения с однообразными вычурными движениями (потряхивание кистями рук, подпрыгивание, однообразный бег и т.п.) или выкриками, сопровождающиеся хаотическим возбуждением
Характерны двигательное возбуждение, которое сменяется обездвиженностью, развитием без внешнего повода вялости, адинамии, длящихся по нескольку дней, с отказом от еды, временной немотой при сохранности механизмов речи. У детей дошкольного возраста возбуждение сопровождается однообразным бегом, однообразными выкриками, подпрыгиванием, однообразными вычурными движениями.
Психические нарушения и отклонения
в психическом развитии
Нарушения умственного (интеллектуального) развития
В возрасте до 1 года:
Вялость, сонливость, недостаточная реакция на окружающее, слабовыраженный комплекс оживления, запоздалое (после 5—6 мес.) появление дифференцированных эмоциональных реакции, например улыбки, радостного возбуждения при виде матери и других близких, недостаточно выраженный интерес к ярким и звучащим игрушкам, отставание в сроках развития статических и моторных функций (удержание головы не ранее 5—7 мес., сидение в возрасте 8—12 мес).
На 2—3-м году жизни:
Запоздалые навыки стояния, ходьбы (устойчивая ходьба нередко после 3 лет). Запоздалое появление первых слов, длительное отсутствие фразовой речи; отсутствие устойчивых навыков опрятности и самообслуживания, слабая любознательность и малый интерес к окружающим предметам, однообразный характер игры, недостаточная живость в игре.
В дошкольном возрасте:
Слабое развитие навыков самообслуживания, позднее появление фразовой речи (4—5 лет), отличающейся бедностью словарного запаса, отсутствием развернутых фраз, невозможностью связного описания сюжетных картинок, недостаточный запас бытовых сведений, отсутствие понятий цвета, числа, недостаточное понимание различии предметов по величине, примитивная подражательная игра, недостаточный контакт со сверстниками в связи с неполным пониманием их интересов, смысла и правил их игр, слабое развитие и недифференцированность высших эмоций (сочувствие, жалость, дифференцированные привязанности).
В младшем школьном возрасте:
Невозможность
понимания и усвоения программы
начальных классов массовой школы, недостаточность
основных житейских знаний (незнание домашнего
адреса, профессии родителей, времен года,
названий месяцев, дней недели и т.п.), неумение
образовать числовой ряд.
2.
Составление
Идеаторные расстройства - нарушения мышления.
Изоляция (фр. isolation) - обособление.
Катамнестичсское исследование (греч. kata - движение вверх, mnesis - память) - комплекс сведений о состоянии больного и его динамике после установления диагноза.
Клинико-генетические исследования - изучение наследственно обусловленных морфологических и функциональных нарушении в онтогенезе человека.
Курабельный (лат. euratio - попечение) - поддающийся лечению.
Мания (лат. mania - .безумие, страсть) - повышенное настроение с ускорением течения мыслей и повышенной двигательной активностью.
Моторика (лат. motor - приводящий в движение) - совокупность особенностей двигательное сферы.
Невропатия (невро + pathos страдание болезнь) - наблюдаемая в детском возрасте конституционально обусловленное состояние повышенной возбудимости нервной системы в сочетании с ее повышенной истощаемостью.
Нозологическая форма (греч. nosos - болезнь) - форма заболевания, имеющая в основе определенную этиологию, симптоматологию, течение, исход и патологоапатомическую картину.
Патогенез (греч. происхождение, развитие) - механизм развития заболевания, патологического процесса или состояния.