Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 15:14, курс лекций
ТЕМА. Детская психиатрия как наука: предмет исследования, задачи.
1. Изучение истории и современных теоретических положений психиатрией.
2. Изучение основных понятий детской психиатрии.
3. Этиология и патогенез психических расстройств.
4.Симптом, синдром, состояние, болезнь.
5. Основные методы в психиатрии детского возраста.
Развитие отечественной психиатрии в
первой четверти XX в. связано с именами
……………………
Каким вопросам
уделяется внимание психиатров в первой
четверти XX в.?
Кто обосновал комплексный подход по изучению раннего онтогенеза человека, что позволяло проводить экспериментальные исследования в психологии и педагогике раннего возраста.
Развитие заболеваний, в том числе и психических,
их течение и исход зависят от взаимодействия
различных причин и факторов внешних
(экзогенных) и внутренних (эндогенных),
которые изучаются в разделе медицины
- ………. а вопросы развития болезненных
расстройств и заболевания в целом - в
разделе …………..
На роль наследственности в происхождении психических заболеваний указывает много фактов:
А. накопление повторных случаев заболевания в семьях больных шизофренией, эпилепсией и др.
Б. неадекватное поведение
9. Верно ли утверждение:
Специфические
патогенетические механизмы составляют
основное звено в причинно-следственных
отношениях развития конкретного заболевания,
примером являются известные механизмы
эпилепсии, имеющие отношение собственно
к церебральным процессам и связанные
с общесоматическими изменениями при
этом заболевании.
10. Вставьте пропущенные понятия
Поскольку суть наступления и развития любого заболевания представляет собой … этиологии и патогенеза, то исследование этого соотношения является важнейшей теоретической и практической задачей психиатрии как науки.
Ключ (вариант 1).
1.Верно.
2. наследственной
отягощенности
3. В развитии
отечественной психиатрии,
которая формируется как самостоятельная
наука с XIX в., так же следует выделить
два основных направления:
развитие форм помощи душевнобольным
(земская психиатрия - В.И. Яковенко, Л.А.
Прозоров, П.П. Кащенко и др.) и изучение
природы психических расстройств.
4.П.Б. Ганнушкина,
В.П. Осинова, В.А. Гиляровского.
5.Основное
внимание, наряду с вопросами изучения
шизофрении, эпилепсии и др. психозов,
уделяется развитию представлений о детских
пограничных психических расстройствах
(психопатии, неврозы и пр.) и приближению
психиатрической помощи к населению.
6. В.М. Бехтерев
7.этиологии;
патогенез
8. Ответ
Б.
10. единство
Вариант
2.
1.
Дайте определение следующим
Симптом-__________________
__________________________
Синдром-
- ______________________________
__________________________
2. Определите правильность расстановки определений:
В развитии психической болезни детей выделяют несколько стадий:
А. развития болезни,
Б. продромальную,
В. формирования неизлечимого состояния,
Г. период
исчезновения всех болезненных симптомов.
3. Верно ли утверждение:
Среди
методов в психиатрии детского возраста
используются наблюдение, беседа, изучение
истории жизни и развития болезненных
явлений, а также другие клинические методы
(неврологический, генетический и др.).
4.Дайте ответ на следующий вопрос:
Какой
термин используется для обозначения
нарушений психического развития?
5. Допишите что-то еще:
Предложенное
Э. Швальбе (1927) понятие «дизонтогения»
используется для обозначения отклонений
развития организма на этапе эмбрионального
развития в дальнейшем было распространено
на ………. период развития.
6. Вставьте
пропущенные понятия, наблюдаемые при
нарушениях психического развития:
В настоящее время выделяют несколько
типов нарушений психического развития:
….. (запаздывание или приостановка развития),
…. (неравномерное, диспропорциональное
развитие) и …., в основе которого лежит
преходящая физиологическая незрелость
и временный возврат к незрелым формам
нервнопсихическго реагирования.
В основе
регресса лежит преходящая физиологическая
незрелость и временный возврат к незрелым
формам ………..
8. Дайте ответ на следующий вопрос:
Какой
по характеру различают инфатилизм?
9. Определите неправильный ответ:
Признаками инфантилизма являются:
А. внешний вид (моложавость и др.)
Б. взрослость мимики и моторики
В. неустойчивость эмоциональных реакций и внушаемость
Г. преобладание воображения над логикой (инфантилизм суждений) Д.симбиотическая зависимость от близких и подражание
Е сохранение
видов деятельности, свойственных более
ранним возрастным периодам и пресыщаемость.
10. Дайте определение следующим терминам:
Асинхрония
- ______________________________
______________________________
Регресс
- ______________________________
______________________________
Ключ (вариант
2).
1. Симптом - признак болезни, качественно новый, не свойственный здоровому организму.
Синдром - устойчивая совокупность ряда симптомов.
2. А.продромальную,
Б.развития болезни,
В. период исчезновения всех болезненных симптомов
Г. формирования неизлечимого состояния.
3. Верно.
4. дизонтогенез.
5. постнатальный.
7. нервнопсихического реагирования.
8. конституциональный (врожденный, первичный), приобретенный (вторичный), смешанный.
9. ответ: Б, правильно - детскость мимики и моторики
10. - отражает искаженное, диспропорциональное развитие
- временная или окончательная утрата
приобретенных навыков с заменой их более
примитивными, соответствующими более
низкому уровню развития.
Вариант 3
1. Дайте определение
следующим синдромом:
1.Астенический
-_____________________________
2. Ипохондрический
- ______________________________
3.Галлюцинаторно-параноидный - _____________________________
4.Парафренный
- ______________________________
5.Кататонический
- ______________________________
2. Верно ли утверждение:
Синдромы
расстройств самосознания
- расстройства осознания человеком себя
как личности с присущим ей мировоззрением,
целями, интересами и мотивами поведения
представлено деперсонализацией и дереализацией.
3.Дайте ответ на следующий вопрос:
Какой термин означает —
чувство призрачности, измененности, странности
окружающего: все воспринимается как сквозь
пелену, сопровождается нарушением чувства
времени?
4. Продолжите предложение:
Одной
из важнейших характеристик деперсонализации
является ….
5. Дайте ответ
на следующий вопрос:
Какие
различают виды дезориентировки:………………………
6. Дайте определение следующим терминам:
Аутопсихическая дезориентировка - ____________________________
______________________________
Соматопсихическая деоринтировка - ___________________________
______________________________
Аллопсихическая дезориентировка - _____________________________
______________________________
7. Дайте ответ на следующий вопрос:
Какие
нарушения различают при расстройствах
сознания детей и подростков?
8. Дайте ответ на следующий вопрос:
Какие
признаки, характеризуют состояние психотического
(помраченного) изменения сознания
(по К. Ясперсу):
9. Верно ли утверждение:
Сумеречное
расстройство сознания
характеризуется нарушением эмоций.
10. Вставьте пропущенные слова в следующем предложении:
Условно
выделяют … (истерические) и … сумеречные
расстройства сознания.
Ключ (вариант
3).
1.1. - психические нарушения складываются из повышенной утомляемости, ослабления или утраты способности к напряжению.
2. - характеризуется утрированной мнительностью, связанной со своим здоровьем, множеством жалоб о якобы имеющихся тяжелых соматических заболеваниях.
3. - представлен бредовыми идеями преследования и воздействия, явлениями психического автоматизма и псевдогалюцинациями.
4. - фантастические бредовые идеи величия, преследования, воздействия, а также явлений психического автоматизма.
5.
- характеризуется нарушениями в двигательной
сфере с преобладанием заторможенности
или возбуждения.
2. Верно.
3. дереализация
4. расстройства ориентировки (дезоинтировки).
5. аутопсихическую, соматопсихическую и аллопсихическую
6. - возникает при различных острых психотических или при ослабоумливающих состояниях.
- касается собственного тела и выражается в необычных смешениях, изменениях своих внутренних органов.
- относится к внешнему миру - дезориентировка во времени, месте, в ситуации.
7. количественные нарушения (оглушения, сопора и комы) и качественные расстройства сознания - помрачение сознания (делирий, аменция, онейроид и сумеречное расстройство сознания).
8 - отрешенностью от реального внешнего мира; дезориентировкой; утратой связанности, делающей поведение непонятным; расстройством способности примечать и запоминать (амнезия).