Курс лекций по "дидактике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 16:29, курс лекций

Описание работы

Термин «дидактика» происходит от греческих слов didaktikos – поучающий и didasko – изучающий. Впервые в педагогику этот термин ввел немецкий педагог Ратке, под которым он понимал «искусство учить». Научную разработку дидактики впервые осуществил Я.А. Каменский в своей книге «Великая дидактика»

Содержание

Содержание
Тема 1. Дидактика и ее основные категории 2
Тема 2. Процесс обучения 6
Тема 3. Методы обучения 11
Тема 4. Особенности организации домашней работы школьников и пути повышения ее эффективности. 16
Тема 5. Принципы обучения 21
Тема 6. Дифференциация обучения в условиях современной школы. 26
Тема 7. Дидактические основы проблемного обучения. 32
Тема 8. Формы обучения и их развитие в дидактике 37
Тема 9. Урок как основная форма организации учебной работы. 41
Тема 10. Другие формы организации учебной работы. 51
Тема 11. Школоведение 58
Тема 12. Виды обучения в современной дидактике 66

Работа содержит 1 файл

Курс лекций по дидактике.doc

— 635.50 Кб (Скачать)
 

    3. Структура и критерии педагогической технологии

В.П. Беспалько  выделяет следующие структурные  компоненты педагогической технологии:

1) концептуальная  основа;

2) содержательная  часть

а) цели – общие и конкретные;

б) содержание материала;

3) процессуальная  часть – технологический процесс:

а) организация  педагогического процесса;

б) методы и формы деятельности школьников;

в) методы и формы работы учителя;

г) деятельность учителя по управлению процессом  усвоения материала;

д) диагностика  педагогического процесса. 

Рассмотрим, как реализуется данная структура  при разработке игровых технологий.

Концептуальная  основа

Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции и самореализации.

Содержательная  часть

а) цели

– дидактические (расширение кругозора; применение ЗУМ  в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности);

– воспитывающие (воспитание самостоятельности; воспитание сотрудничества; коллективизма, коммуникативности);

– развивающие (развитие внимания, речи, мышления, воображения, творческих способностей, эмпатии и т.д.);

– социализирующие (адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция);

б) содержание материала 

(деловая  игра – имитационные игры; операционные  игры; «деловой театр», психодрама  и социодрама).

Процессуальная  часть

Действия  учителя
Этап  подготовки Разработка  игры – разработка сценария

– план деловой игры

– общее  описание игры

– содержание инструктажа

– подготовка материального обеспечения

Ввод  в игру – постановка проблемы, целей

– условия, инструктаж

– регламент, правила

– распределение  ролей

– формирование групп

– консультации

Действия  учащихся
Этап  проведения Групповая работа над заданием – работа с источниками

– тренинг

– мозговой штурм

– работа с игротехникой

Межгрупповая  дискуссия –выступления  групп

– защита результатов

– правила  дискуссии

–работа экспертов

Действия  учителя и учащихся
Этап  анализа и обобщения – вывод из игры

– анализ, рефлексия

– оценки и самооценка работы

– выводы и обобщении

– рекомендации

 

Любая педагогическая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям или критериям технологичности.

Критерии  технологичности:

  1. Концентуальность – опора на научную концепцию.
  2. Системность – соответствие всем признакам системы (целостность, логика, взаимосвязь частей).
  3. Управляемость – предполагает возможность диагностического целеполагания, планирование, варьироывания средствами и методами с целью коррекции результатов.
  4. Эффективность – предусматривает гарантию достижения определенного результата.
  5. Воспроизводимость – подразумевает возможность повторного воспроизведения педагогической технологии с другими субъектами.
 

    4. Соотношение понятий «педагогические технологии», «технологии обучения», «образовательные технологии» 

    Наряду  с термином «педагогическая технология» используется термин «технология обучения», «образовательные технологии». В чем разница?

    Педагогические  технологии предполагают содержательную технику учебно-воспитательного  процесса, нацеленную на достижение определенного  результата.

    Технология обучения – это совокупность методов, средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, с одной стороны, а с другой – способы воздействия и взаимодействия преподавателя на учащихся в процессе обучения с использованием необходимых технических и информационных средств.

    Термин  «образовательные технологии» –  более емкий, чем «технологии  обучения», ибо подразумевает еще  и воспитательный аспект, связанный  с формированием и развитием  личностных качеств учащихся в процессе обучения. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    5.Структурные  компоненты технологии обучения. 

Информация о работе Курс лекций по "дидактике"