Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 16:29, курс лекций
Термин «дидактика» происходит от греческих слов didaktikos – поучающий и didasko – изучающий. Впервые в педагогику этот термин ввел немецкий педагог Ратке, под которым он понимал «искусство учить». Научную разработку дидактики впервые осуществил Я.А. Каменский в своей книге «Великая дидактика»
Содержание
Тема 1. Дидактика и ее основные категории 2
Тема 2. Процесс обучения 6
Тема 3. Методы обучения 11
Тема 4. Особенности организации домашней работы школьников и пути повышения ее эффективности. 16
Тема 5. Принципы обучения 21
Тема 6. Дифференциация обучения в условиях современной школы. 26
Тема 7. Дидактические основы проблемного обучения. 32
Тема 8. Формы обучения и их развитие в дидактике 37
Тема 9. Урок как основная форма организации учебной работы. 41
Тема 10. Другие формы организации учебной работы. 51
Тема 11. Школоведение 58
Тема 12. Виды обучения в современной дидактике 66
3. Структура и критерии педагогической технологии
В.П. Беспалько выделяет следующие структурные компоненты педагогической технологии:
1) концептуальная основа;
2) содержательная часть
а) цели – общие и конкретные;
б) содержание материала;
3) процессуальная
часть – технологический
а) организация педагогического процесса;
б) методы и формы деятельности школьников;
в) методы и формы работы учителя;
г) деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала;
д) диагностика
педагогического процесса.
Рассмотрим, как реализуется данная структура при разработке игровых технологий.
Концептуальная основа
Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции и самореализации.
Содержательная часть
а) цели
– дидактические (расширение кругозора; применение ЗУМ в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности);
– воспитывающие (воспитание самостоятельности; воспитание сотрудничества; коллективизма, коммуникативности);
– развивающие (развитие внимания, речи, мышления, воображения, творческих способностей, эмпатии и т.д.);
– социализирующие (адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция);
б) содержание материала
(деловая игра – имитационные игры; операционные игры; «деловой театр», психодрама и социодрама).
Процессуальная часть
Действия учителя | ||
Этап подготовки | Разработка игры | – разработка сценария
– план деловой игры – общее описание игры – содержание инструктажа – подготовка материального обеспечения |
Ввод в игру | – постановка проблемы,
целей
– условия, инструктаж – регламент, правила – распределение ролей – формирование групп – консультации | |
Действия учащихся | ||
Этап проведения | Групповая работа над заданием | – работа с источниками
– тренинг – мозговой штурм – работа с игротехникой |
Межгрупповая дискуссия | –выступления
групп
– защита результатов – правила дискуссии –работа экспертов | |
Действия учителя и учащихся | ||
Этап анализа и обобщения | – вывод из игры
– анализ, рефлексия – оценки и самооценка работы – выводы и обобщении – рекомендации |
Любая педагогическая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям или критериям технологичности.
Критерии технологичности:
4.
Соотношение понятий
«педагогические технологии»,
«технологии обучения»,
«образовательные технологии»
Наряду с термином «педагогическая технология» используется термин «технология обучения», «образовательные технологии». В чем разница?
Педагогические
технологии предполагают содержательную
технику учебно-
Технология обучения – это совокупность методов, средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, с одной стороны, а с другой – способы воздействия и взаимодействия преподавателя на учащихся в процессе обучения с использованием необходимых технических и информационных средств.
Термин
«образовательные технологии» –
более емкий, чем «технологии
обучения», ибо подразумевает еще
и воспитательный аспект, связанный
с формированием и развитием
личностных качеств учащихся в процессе
обучения.
5.Структурные
компоненты технологии