Курс лекций по "дидактике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 16:29, курс лекций

Описание работы

Термин «дидактика» происходит от греческих слов didaktikos – поучающий и didasko – изучающий. Впервые в педагогику этот термин ввел немецкий педагог Ратке, под которым он понимал «искусство учить». Научную разработку дидактики впервые осуществил Я.А. Каменский в своей книге «Великая дидактика»

Содержание

Содержание
Тема 1. Дидактика и ее основные категории 2
Тема 2. Процесс обучения 6
Тема 3. Методы обучения 11
Тема 4. Особенности организации домашней работы школьников и пути повышения ее эффективности. 16
Тема 5. Принципы обучения 21
Тема 6. Дифференциация обучения в условиях современной школы. 26
Тема 7. Дидактические основы проблемного обучения. 32
Тема 8. Формы обучения и их развитие в дидактике 37
Тема 9. Урок как основная форма организации учебной работы. 41
Тема 10. Другие формы организации учебной работы. 51
Тема 11. Школоведение 58
Тема 12. Виды обучения в современной дидактике 66

Работа содержит 1 файл

Курс лекций по дидактике.doc

— 635.50 Кб (Скачать)

   Поэтому главными предметами в средней школе  должны быть естественные науки и современные языки. Теории формального и материального образования на практике обусловили существование двух типов средней школы — классической и реальной, одна из которых давала классическое образование на греко-римской основе, другая современное естественнонаучное образование. Данные типы школ не были равноправны, последняя считалась "второсортной" и ее выпускники не имели права поступать на престижные факультеты университета, в то время как первая пользовалась монопольным правом подготовки учащихся к университету (см. табл. 6а). На протяжении столетия истинным образование считалось классическое образование, роль и значение реального образования в школьной практике умалялись. Лишь с середины XX века классическое образование приходит в упадок.

   Таблица 

   Теории  формального и  материального образования 

   Критерии  сравнения    Теория  формального образования    Теория  материального образования
   Философская основа    Рационализм    Эмпиризм, с XIX века, философия позитивизма
   Сторонники    И. Г. Песталоцци, И. Ф. Гербарт, И. Г. Гердер, В. Гумбольт, М. Н. Катков, П. М. Леонтьев    Д. Локк, Ж. Ж.Руссо, Д. Дидро, Г. Спенсер, Дж. Дьюи
   Основная  цель    Развитие  интеллекта, ума, способностей на образцах античной литературы    Усвоение  практически полезных знаний, развитие практических умений и навыков
   Тип образования    Классическое    Реальное
   Время появления    Эпоха Возрождения    XVI—  XVII вв.
   Время расцвета    XIX — начало XX в.    Середина  XIX— XX вв.
   Доминирующие  учебные предметы    Древние языки, античная литература, математика    Новые языки, предметы естественно-математического цикла
   Типы  школ    Классическая  гимназия, лицей, латинская и грамматическая школы    Реальная  гимназия, училище, техническая и профессиональная школы
   Первое  учебное заведение с полной программой    Классическая  гимназия И. Штурма (Страсбург, 1538 г.)    Реальная  школа А. Шпиллеке (Берлин, 1822г.)

   В дидактике существует ряд теорий отбора содержания образования, в которых обосновывается перечень знаний, изучаемых в средней школе, последовательность их усвоения. Считается, что содержание образования в средней школе определяется рядом факторов. К числу наиболее значимых относятся следующие факторы:

  • система социальных, профессиональных и культурных требований общества к выпускнику школы;
  • система научных достижений, отражение в содержании образования современного уровня развития науки и техники;
  • система психологических возможностей учащихся,  соответствие содержания образования уровню развития школьников на различных ступенях обучения;
  • система потребностей личности в образовании.

   В настоящее время выделяются следующие  принципы построения содержания образования в школе:

  1. Включение основ всех наук, определяющих современную социальную и естественнонаучную картину мира, т.е., совокупность базовых понятий, законов, теорий, фактов.
  2. Включение материала, имеющего общеобразовательное значение, т.е., значение для 'всех или большинства видов деятельности.
  3. Прослеживание логики развертывания основных знаний при изложении информации о теориях и процессах.
  4. Раскрытие основных областей практического приложения теоретических знаний!
  5. Обеспечение реализации межпредметных связей.
  6. Включение в содержание школьного образования как решенных, так и нерешенных научных проблем, важных для развития человека и общества.,

   7. Показ истории развития идеи, процесса, их динамики.

   2. Источники формирования образования в современной школе 

   Важнейшая задача, стоящая перед современной  школой — модернизация содержания образования. Ее реализация сталкивается с рядом сложнейших проблем. В условиях небывало быстрого приращения научного знания расширяется объем учебного материала. Попытки сократить школьные программы не привели к результату. До сих пор вопросы о том, какие знания и умения должны быть включены в школьный курс обучения, как совместить стабильность школьных программ и задачу их постоянного обновления, где проходит граница между общекультурными и специализированными знаниями, беспокоят специалистов.

   Острые  дискуссии ведутся вокруг значимости и приоритетов отдельных учебных дисциплин, количественного соотношения отдельных циклов. Полемика о соотношении гуманитарных и естественнонаучных дисциплин в системе общего образования приобрела особую остроту в 60-х годах XX столетия. Сторонники технологического детерминизма выступают за увеличение удельного веса естественнонаучных предметов в учебных планах школ. По их утверждению, к подлинной науке относятся лишь математика и естествознание, остальные области знания являются в конечном счете мифологией. Курсы математики и естествознания имеют первостепенную важность для умственного и нравственного развития школьников. Гуманитарные дисциплины не обладают собственной логической структурой, их данные невозможно доказать, поэтому они больше похоже на религию, чем на науку. Против таких взглядов выступают сторонники гуманистической ориентации, которые полагают, что магистральной линией деятельности всех образовательных институтов должна быть гуманитарная направленность обучения. В книге "Содержание образования. Мировые перспективы развития от наших дней до 2000 года", изданной ЮНЕСКО в 1987 году указывается: "Образование должно быть прежде всего фактором развития сознания. Осознание моральных, духовных, эстетических ценностей, составляющих цели существования человека, для которых наука и технология должны быть лишь средствами. В реализации этих целей важнейшую роль играет гуманитарное образование". Подобные установки оказывают большое воздействие на формирование педагогического мировоззрения общественности. В большинстве стран Запада гуманитарные знания всегда рассматривались как наиболее важная составная часть общеобразовательной подготовки молодежи. Это находит отражение и в современных учебных планах, где по количеству часов гуманитарные дисциплины занимают доминирующее положение. Так, в немецкой гимназии на изучение предметов гуманитарного и эстетического циклов отводится до 60 % учебного времени, в средней школе Италии гуманитарные предметы занимают до 50 % учебного плана, в то время как естественно-математические — не более 25 %. Во французском коллеже (неполная средняя школа) на 9-м году обучения гуманитарные предметы занимают 13 часов в неделю, естественно-математические — 7 часов. Казалось бы, ситуация с гуманитарным образованием не должна внушать опасений. Однако западная общественность неоднократно за последние десятилетия выступала с его критикой. Наибольшую обеспокоенность в гуманитарном образовании вызывает его нацеленность на освещение событий далекого прошлого и недостаточное внимание вопросам современного общественного развития. Учащиеся слабо ориентируются в области экономики, политики, в социокультурных отношениях, неподготовлены к осмысленному восприятию информации, идущей через прессу, радио, телевидение.

   В последней трети XX века модернизация содержания гуманитарного образования на Западе идет в двух направлениях: обновление традиционных школьных курсов и введение новых учебных дисциплин Пересмотр содержания гуманитарного образования коснулся прежде всего изучения иностранных языков, знание которых сегодня рассматривается как необходимое условие жизни человека в обществе. Особенно эта проблема актуальна для стран Западной Европы — членов Европейского Сообщества, так как влечет за собой свободное передвижение населения на континенте. Время, отводимое на преподавание иностранных языков, было увеличено. Учащиеся средних школ повышенного типа (гимназий, лицеев) имеют возможность изучить три иностранных языка.

   В ходе модернизации преподавания общественных наук в учебные планы старших классов средней школы включаются новые предметы: философия, экономика, социология (Великобритания), педагогика и психология (ФРГ), курсы семейного и полового воспитания, призванные расширить представления учащихся о функционировании современного общества, наиболее важных социальных и личностных проблемах.

   Модернизация  исторического образования идет по пути предоставления учащимся более объективной информации. Проводится структурное обновление курсов по истории, заключающееся в более беспристрастном освещении исторических событий первостепенной важности, показе роли народных масс и отдельных личностей в историческом процессе, включении материала о развитии культуры.

   Большие изменения затронули преподавание естественно-математических наук в средней школе. В предшествующие годы на Западе изучению естественнонаучных дисциплин в массовой школе не уделялось большого внимания. Как следствие, в настоящее время состояние естественно-математического образования в средней школе вызывает справедливые нарекания педагогов, родителей, широких кругов общественности, правительств. В большинстве стран перестройка содержания естественно-математического .образования идет в следующих направлениях: уравнивание престижа естественно-математических и гуманитарных дисциплин, обязательное изучение математики и естествознания (физики, химии, биологии и др.) всеми учащимися, отведение на изучение данных предметов не менее 20 % учебного времени. При этом увеличение в учебных планах доли дисциплин естественно-математического цикла не должно идти в ущерб гуманитарным дисциплинам, а производиться за счет уменьшения учебного времени, выделяемого на изучение предметов по выбору. Увеличение времени на естественнонаучные предметы характерно прежде всего для средней школы тех стран, где им уделялось недостаточное внимание. Там, где эти предметы занимали значительное место в содержании образования, время, отводимое на их изучение, не увеличивается.

   В ходе перестройки удержания школьного  образования в Европе большое внимание уделяется экологическому образованию. При этом ставится задача не только ознакомления учащихся с проблемой, но и формирования экологической грамотности, воспитания граждан, ответственно относящихся к живой и неживой природе. Экологическое образование осуществляется либо через преподавание курса "Экология", либо через включение тем по экологии в курсы химии, биологии, физики. Междисциплинарный подход к преподаванию экологии в школе критикуется специалистами, так как, по общему мнению, он приводит к размыванию проблемы.

   В последние десятилетия XX века все большее внимание уделяется формированию у школьников знаний по информатике и современной технологии, умениям работать с компьютерами. Информатика сегодня стала неотъемлемым элементом обучения практически во всех странах. При преподавании информатики особое внимание сосредоточено не на устройстве компьютеров, а на их применении, развитии навыков работы на электронно-вычислительной технике. Характерно, что в одних странах (Англия, Франция, Италия) эта дисциплина носит название "Технология", в других (Восточная Европа и СНГ) — "Информатика" (см. табл. 7).

   Таблица 7

   Тенденции обновления содержания образования в современной европейской школе 

   Содержание  школьного образования    Новые подходы    Меры  по их реализации
   Гуманитарное  образова

   ние

   Повышение внимания к изучению иностранных  языков Пересмотр содержания исторических и общественных предметов    Увеличение  часов, отводимых на изучение иностранных  языков Создание новых учебников Введение новых дисциплин
   Естественно-математическое образование    Обязательное  изучение предметов данного цикла всеми школьниками    Увеличение  учебного времени на изучение математики и естественных наук Выделение основных понятий Использование знаний на практике
   Экологическое образование    Формирование  экологической грамотности и навыков охраны окружающей среды    Введение  курса "Экология" или включение тем по экологии в курсы химии, биологии и др.
   Естественно-техническое образование    Ознакомление  с устройством компьютеров, овладение навыками работы на электронно-вычислительной технике    Введение  курсов Технология" или "Информатика"

Информация о работе Курс лекций по "дидактике"