Курс лекций по "дидактике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 16:29, курс лекций

Описание работы

Термин «дидактика» происходит от греческих слов didaktikos – поучающий и didasko – изучающий. Впервые в педагогику этот термин ввел немецкий педагог Ратке, под которым он понимал «искусство учить». Научную разработку дидактики впервые осуществил Я.А. Каменский в своей книге «Великая дидактика»

Содержание

Содержание
Тема 1. Дидактика и ее основные категории 2
Тема 2. Процесс обучения 6
Тема 3. Методы обучения 11
Тема 4. Особенности организации домашней работы школьников и пути повышения ее эффективности. 16
Тема 5. Принципы обучения 21
Тема 6. Дифференциация обучения в условиях современной школы. 26
Тема 7. Дидактические основы проблемного обучения. 32
Тема 8. Формы обучения и их развитие в дидактике 37
Тема 9. Урок как основная форма организации учебной работы. 41
Тема 10. Другие формы организации учебной работы. 51
Тема 11. Школоведение 58
Тема 12. Виды обучения в современной дидактике 66

Работа содержит 1 файл

Курс лекций по дидактике.doc

— 635.50 Кб (Скачать)
 
 
 

   4. Документы, определяющие содержание образования современной школы

   Содержание  образования получает отражение в ряде документов: учебном плане, учебных программах по предметам, учебниках, учебных пособиях, справочниках и т.п.

   Учебный план — это основной нормативный документ образовательного учреждения, определяющий а) продолжительность учебного года, длительность четвертей и каникул, б) распределение предметов по годам обучения, в) количество часов по каждому предмету за все время обучения и на изучение предметов в каждом классе, г) полный перечень предметов, изучаемых в учебном заведении, д) количество часов в неделю на каждый предмет, е) продолжительность практикумов.

   Учебный план представляет собой таблицу, в  которой для каждого учебного предмета и каждого года обучения определено число уроков в неделю, отводимых на его изучение. Отбор учебных предметов и распределение учебного времени отражают взгляды составителей учебного плана на содержание образования.

   В советский период общеобразовательная  школа работала по единым учебным планам, разработанным и утвержденным в каждой союзной республике. С одной стороны, единый учебный план обеспечивал всем учащимся равные возможности в получении образования. С другой стороны, он слабо учитывал индивидуальные запросы школьников, их интересы. Учебный план советской школы характеризовался высоким удельным весом естественно-математических предметов. Политехническую направленность школы усиливали такие предметы как черчение, трудовое обучение. Как следствие, доля учебных предметов, отводимых на изучение гуманитарных дисциплин, была заниженной (см. табл. 8).

   В 90-е годы XX века в странах СНГ в содержании образования стали выделять: государственный компонент, обязательный для изучения в любой школе, региональный компонент, обязательный для изучения на уровне края, области, и школьный компонент, учитывающий специфику школы и потребности ее контингента. В структуре учебного плана в настоящее время принято выделять инвариантную часть (ядро) — унифицированный государственный компонент и вариативную часть — школьный компонент. В российском базовом учебном плане выделяются 7 образовательных областей: языки и литература, естествознание, обществознание, человекознание, математика, искусство, технология.

   В большинстве стран мира учебные планы разрабатываются и утверждаются Министерствами образования. На основе учебного плана составляются учебные программы по каждому предмету, изучаемому в учебном заведении. 

   3. Учебная программа — это средство фиксации содержания образования на уровне учебного предмета. Учебная программа включает перечень тем изучаемого материала, рекомендации по времени, отводимому на каждую тему и весь учебный курс, перечень знаний, умений и навыков, которыми учащиеся должны овладеть в процессе изучения курса, методические рекомендации о средствах обучения, методах контроля усвоения знаний. Учебная программа содержит:

  • объяснительную записку о целях изучения курса, основных требованиях к знаниям, умениям, навыкам учащихся, рекомендуемых формах и методах обучения;
  • тематическое содержание курса;
  • ориентировочное количество времени, которое учитель должен отвести на изучение тем;
  • перечень основных мировоззренческих вопросов;

   • указания по реализации межпредметных связей;

   • .перечень учебного оборудования и наглядных пособий;

   • список рекомендуемой литературы.

   Существует  несколько принципов построения учебных "программ: линейный, концентрический, спиральный.

   При линейном принципе отдельные части  учебного материала образуют непрерывную последовательность связанных между собой звеньев, прорабатываемых за время обучения один раз.

   Концентрический принцип построения учебной программы  предполагает возвращение к знаниям. Один и тот же учебный материал прорабатывается несколько раз, но уже в усложненном виде и на новом уровне (например, изучение литературы и биологии в школе).

   Спиральный  принцип предполагает сочетание последовательности и цикличности. Изучаемая проблема не теряется из поля зрения, круг знаний о ней постепенно расширяется (например, изучение курса педагогики в вузе). Для этого принципа характерно многократное возвращение к проработке одних и тех же тем, расширение круга знаний, связанных с ними, их дополнение новой информацией. В отличие от программ, построенных по концентрическому принципу, в спиральной структуре нет перерывов, в отличие от программ с линейным принципом построения отсутствует разовость.

   В последнее время некоторые авторы (А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум "Психология и педагогика": Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2000) выделяют еще один способ конструирования содержания образования — модульный, при котором каждая учебная тема рассматривается как целостная единица содержания образования и представлена в виде блока по следующим направлениям: ориентационное, методологическое, содержательно-описательное, операционно-деятельностное, контрольно-проверочное.

   Содержание  образования подробно раскрывается в учебной литературе (учебниках, справочниках, сборниках задач и упражнений, атласах, картах, книгах для дополнительного чтения и др.). От качества учебной литературы зависит результативность обучения, поэтому подготовке эффективных учебных пособий традиционно уделяется большое внимание в любой стране. В наиболее полном виде содержание учебного курса изложено в учебнике. Учебник — это учебная книга, в которой в систематизированном виде изложены основы знаний в определенной области на уровне современных достижений науки и техники. Учебники создаются для каждой ступени образования и вида учебного заведения. В советский период создание стабильных учебников было сосредоточено в Учпедгизе (с 1964 года издательство "Просвещение"). Издательства союзных республик ("Народная асвета", "Радянська школа" и др.) переводили на родной язык общесоюзные стабильные учебники и создавали общереспубликанский комплект учебников (родной язык, родная литература и др.). В историю советской школы вошли учебники: по математике — Киселева и Рыбкина, по физике — Перышкина, по истории — Коровкина, Агибаловой, Донского и др. Хороший учебник должен быть доступным, кратким, хорошо иллюстрированным, стабильным, мобильным (т.е. учебник должен иметь блочную структуру, допускающую вставки и расширение блоков за счет нового материала). Во многих странах учителя имеют возможность пользоваться альтернативными учебниками, что позволяет выбрать различную форму подачи учебного материала и методику проведения занятий с учащимися. В 60—70-е годы XX века проблема учебника привлекала внимание отечественных ученых. Разработка теоретических основ создания учебной литературы привела специалистов к выводу о том, что единый учебник не может обеспечить учащимся современного образования. Была выдвинута задача создания учебно-методического комплекса (УМК) как открытой системы учебных пособий, обеспечивающей личностно-ориентированный уровень обучения в условиях массовой школы. Реализация этой задачи потребовала издания широкой номенклатуры дополнительной учебной литературы. В советский период УМК были созданы по каждому классу и предмету.

   Современный учебник выполняет следующие  функции: мотивационную (формирует интерес к предмету, позитивное отношение к знаниям), информационную (является носителем информации в виде текста, схем, картинок), обучающую, контрольно-корректирующую (содержит возможность проверки, самооценки и коррекции хода и результатов обучения, выполнения тренировочных упражнений).

   Литература

   1.Вулъфсон  Б.Л. Модернизация содержания  гуманитарного образования в  школах Запада // Советская педагогика. 1991. № 1. С. 124—129.

   2 Давыдов вЖ'Философско-психологические  проблемы развития образования.  М., 1994; !

  1. Леднев В.е. Содержание общего среднего образования. М., 1980.
  2. Леднев В'С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М., 1991.
  3. Сенько Ю. (3, Гуманитарные основы педагогического образования. М., 2000.
  4. Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В.В.Краевского, И.Я.Лернера. М., 1983.
  5. Российская педагогическая энциклопедия / Под ред. В.В.Давыдова. Т.2. М..1999. С. 349—350.
  6. Шиянов Е.  Н.,  Котова И.  Б.  Развитие личности в обучении.  М.,  1999. С. 179—223.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Тема: Современные педагогические технологии

   План

  1. Причины возникновения педагогических технологий
  2. Понятие педагогической технологии
  3. Структура и критерии педагогической технологии
  4. Соотношение понятий «педагогические технологии», «технологии обучения», «образовательные технологии»
  5. Структурные компоненты технологии обучения.
 

Литература

  1. Афонина, Г.М. Педагогика / Г.М. Афонина. – Ростов/н/Д: Феникс, 2002. – 512 с.
  2. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. – М.: Нар. Образование. 1995.
  3. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. – М., 1995.
  4. Кларин, М.В. Педагогическая технология / М.В. Кларин. – М., 1989.
  5. Кларин, М.В. Технология обучения / М.В. Кларин. – Рига, 1999.
 

    1. Причины возникновения  педагогических технологий

В XX веке школьное обучение становится массовым, всеобщим, охватывающим все возрастные категории детей. В этих условиях школа сталкивается с противоречием: требования к качеству подготовки растут, уровень требований к личности, ее знаниям по всем предметам повышается, а условия педагогического процесса по-прежнему ориентированы на среднего ученика. Неудивительно, что учебно-воспитательный процесс дает сбои, а общество все более неудовлетворяется работой школы. В этой связи продолжают поиск такого построения учебно-воспитательного процесса, которое было бы эффективно в условиях массовой школы, обеспечивало бы успех в руках любого учителя.  Если ставить задачу учителю – построить учебно-воспитательный процесс так, чтобы все дети усвоили предлагаемый им материал, то наука должна определить алгоритм действий педагога.

Исходя  из этого, можно выделить следующие  причины возникновения педагогических технологий:

  • активизация учебно-воспитательной деятельности и моделирование эффективного способа передачи информации;
  • возможность проектирования технологической цепочки процедуры воспитания и обучения с гарантированным результатом;
  • необходимость внедрения в педагогику системно-деятельностного подхода в условиях коллективной формы воспитания и обучения.
 
  1. Понятие педагогической технологии

Понятие «педагогические технологии» пробивалось  в педагогическую науку несколько  последних десятилетий XX века. С внедрением техники в педагогический процесс заговорили о технологиях, связывая их поначалу только с ТСО. Само слово «технология» (от греч. «техне» – искусство, ремесло, наука + «логос» – понятие, учение) означает совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов. В толковании понятия «педагогические технологии» существуют большие разночтения.

Педагогическая  технология – это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств (Б. Лихачев).

Педагогическая  технология – это содержательная техника реализации учебного процесса (В. Беспалько).

Педагогическая  технология – это описание процесса достижения планируемых результатов (И. Волков).

Суммируя  все вышесказанное, можно определить педагогическую технологию как содержательную технику учебно-воспитательного процесса, нацеленную на получение определенного результата.

Педагогическая  технология может быть представлена на 3-х уровнях:

  • общепедагогическом – характеризует целостный педагогический процесс в стране, учебном заведении; охватывает всю педагогическую систему;
  • частнометодическом 9предметном) – синонимична термину «частная методика», предполагает совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета;
  • локальном (модульном) – представляет технологию отдельных честей учебно-воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач.

Информация о работе Курс лекций по "дидактике"