Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 16:29, курс лекций
Термин «дидактика» происходит от греческих слов didaktikos – поучающий и didasko – изучающий. Впервые в педагогику этот термин ввел немецкий педагог Ратке, под которым он понимал «искусство учить». Научную разработку дидактики впервые осуществил Я.А. Каменский в своей книге «Великая дидактика»
Содержание
Тема 1. Дидактика и ее основные категории 2
Тема 2. Процесс обучения 6
Тема 3. Методы обучения 11
Тема 4. Особенности организации домашней работы школьников и пути повышения ее эффективности. 16
Тема 5. Принципы обучения 21
Тема 6. Дифференциация обучения в условиях современной школы. 26
Тема 7. Дидактические основы проблемного обучения. 32
Тема 8. Формы обучения и их развитие в дидактике 37
Тема 9. Урок как основная форма организации учебной работы. 41
Тема 10. Другие формы организации учебной работы. 51
Тема 11. Школоведение 58
Тема 12. Виды обучения в современной дидактике 66
4. Документы, определяющие содержание образования современной школы
Содержание образования получает отражение в ряде документов: учебном плане, учебных программах по предметам, учебниках, учебных пособиях, справочниках и т.п.
Учебный план — это основной нормативный документ образовательного учреждения, определяющий а) продолжительность учебного года, длительность четвертей и каникул, б) распределение предметов по годам обучения, в) количество часов по каждому предмету за все время обучения и на изучение предметов в каждом классе, г) полный перечень предметов, изучаемых в учебном заведении, д) количество часов в неделю на каждый предмет, е) продолжительность практикумов.
Учебный план представляет собой таблицу, в которой для каждого учебного предмета и каждого года обучения определено число уроков в неделю, отводимых на его изучение. Отбор учебных предметов и распределение учебного времени отражают взгляды составителей учебного плана на содержание образования.
В советский период общеобразовательная школа работала по единым учебным планам, разработанным и утвержденным в каждой союзной республике. С одной стороны, единый учебный план обеспечивал всем учащимся равные возможности в получении образования. С другой стороны, он слабо учитывал индивидуальные запросы школьников, их интересы. Учебный план советской школы характеризовался высоким удельным весом естественно-математических предметов. Политехническую направленность школы усиливали такие предметы как черчение, трудовое обучение. Как следствие, доля учебных предметов, отводимых на изучение гуманитарных дисциплин, была заниженной (см. табл. 8).
В 90-е годы XX века в странах СНГ в содержании образования стали выделять: государственный компонент, обязательный для изучения в любой школе, региональный компонент, обязательный для изучения на уровне края, области, и школьный компонент, учитывающий специфику школы и потребности ее контингента. В структуре учебного плана в настоящее время принято выделять инвариантную часть (ядро) — унифицированный государственный компонент и вариативную часть — школьный компонент. В российском базовом учебном плане выделяются 7 образовательных областей: языки и литература, естествознание, обществознание, человекознание, математика, искусство, технология.
В
большинстве стран мира учебные
планы разрабатываются и утверждаются
Министерствами образования. На основе
учебного плана составляются учебные
программы по каждому предмету, изучаемому
в учебном заведении.
3. Учебная программа — это средство фиксации содержания образования на уровне учебного предмета. Учебная программа включает перечень тем изучаемого материала, рекомендации по времени, отводимому на каждую тему и весь учебный курс, перечень знаний, умений и навыков, которыми учащиеся должны овладеть в процессе изучения курса, методические рекомендации о средствах обучения, методах контроля усвоения знаний. Учебная программа содержит:
• указания по реализации межпредметных связей;
• .перечень учебного оборудования и наглядных пособий;
• список рекомендуемой литературы.
Существует несколько принципов построения учебных "программ: линейный, концентрический, спиральный.
При линейном принципе отдельные части учебного материала образуют непрерывную последовательность связанных между собой звеньев, прорабатываемых за время обучения один раз.
Концентрический принцип построения учебной программы предполагает возвращение к знаниям. Один и тот же учебный материал прорабатывается несколько раз, но уже в усложненном виде и на новом уровне (например, изучение литературы и биологии в школе).
Спиральный принцип предполагает сочетание последовательности и цикличности. Изучаемая проблема не теряется из поля зрения, круг знаний о ней постепенно расширяется (например, изучение курса педагогики в вузе). Для этого принципа характерно многократное возвращение к проработке одних и тех же тем, расширение круга знаний, связанных с ними, их дополнение новой информацией. В отличие от программ, построенных по концентрическому принципу, в спиральной структуре нет перерывов, в отличие от программ с линейным принципом построения отсутствует разовость.
В
последнее время некоторые
Содержание образования подробно раскрывается в учебной литературе (учебниках, справочниках, сборниках задач и упражнений, атласах, картах, книгах для дополнительного чтения и др.). От качества учебной литературы зависит результативность обучения, поэтому подготовке эффективных учебных пособий традиционно уделяется большое внимание в любой стране. В наиболее полном виде содержание учебного курса изложено в учебнике. Учебник — это учебная книга, в которой в систематизированном виде изложены основы знаний в определенной области на уровне современных достижений науки и техники. Учебники создаются для каждой ступени образования и вида учебного заведения. В советский период создание стабильных учебников было сосредоточено в Учпедгизе (с 1964 года издательство "Просвещение"). Издательства союзных республик ("Народная асвета", "Радянська школа" и др.) переводили на родной язык общесоюзные стабильные учебники и создавали общереспубликанский комплект учебников (родной язык, родная литература и др.). В историю советской школы вошли учебники: по математике — Киселева и Рыбкина, по физике — Перышкина, по истории — Коровкина, Агибаловой, Донского и др. Хороший учебник должен быть доступным, кратким, хорошо иллюстрированным, стабильным, мобильным (т.е. учебник должен иметь блочную структуру, допускающую вставки и расширение блоков за счет нового материала). Во многих странах учителя имеют возможность пользоваться альтернативными учебниками, что позволяет выбрать различную форму подачи учебного материала и методику проведения занятий с учащимися. В 60—70-е годы XX века проблема учебника привлекала внимание отечественных ученых. Разработка теоретических основ создания учебной литературы привела специалистов к выводу о том, что единый учебник не может обеспечить учащимся современного образования. Была выдвинута задача создания учебно-методического комплекса (УМК) как открытой системы учебных пособий, обеспечивающей личностно-ориентированный уровень обучения в условиях массовой школы. Реализация этой задачи потребовала издания широкой номенклатуры дополнительной учебной литературы. В советский период УМК были созданы по каждому классу и предмету.
Современный учебник выполняет следующие функции: мотивационную (формирует интерес к предмету, позитивное отношение к знаниям), информационную (является носителем информации в виде текста, схем, картинок), обучающую, контрольно-корректирующую (содержит возможность проверки, самооценки и коррекции хода и результатов обучения, выполнения тренировочных упражнений).
Литература
1.Вулъфсон Б.Л. Модернизация содержания гуманитарного образования в школах Запада // Советская педагогика. 1991. № 1. С. 124—129.
2
Давыдов вЖ'Философско-
Тема: Современные педагогические технологии
План
Литература
1. Причины возникновения педагогических технологий
В XX веке школьное обучение становится массовым, всеобщим, охватывающим все возрастные категории детей. В этих условиях школа сталкивается с противоречием: требования к качеству подготовки растут, уровень требований к личности, ее знаниям по всем предметам повышается, а условия педагогического процесса по-прежнему ориентированы на среднего ученика. Неудивительно, что учебно-воспитательный процесс дает сбои, а общество все более неудовлетворяется работой школы. В этой связи продолжают поиск такого построения учебно-воспитательного процесса, которое было бы эффективно в условиях массовой школы, обеспечивало бы успех в руках любого учителя. Если ставить задачу учителю – построить учебно-воспитательный процесс так, чтобы все дети усвоили предлагаемый им материал, то наука должна определить алгоритм действий педагога.
Исходя
из этого, можно выделить следующие
причины возникновения
Понятие
«педагогические технологии»
Педагогическая технология – это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств (Б. Лихачев).
Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса (В. Беспалько).
Педагогическая технология – это описание процесса достижения планируемых результатов (И. Волков).
Суммируя все вышесказанное, можно определить педагогическую технологию как содержательную технику учебно-воспитательного процесса, нацеленную на получение определенного результата.
Педагогическая технология может быть представлена на 3-х уровнях: