Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 16:29, курс лекций
Термин «дидактика» происходит от греческих слов didaktikos – поучающий и didasko – изучающий. Впервые в педагогику этот термин ввел немецкий педагог Ратке, под которым он понимал «искусство учить». Научную разработку дидактики впервые осуществил Я.А. Каменский в своей книге «Великая дидактика»
Содержание
Тема 1. Дидактика и ее основные категории 2
Тема 2. Процесс обучения 6
Тема 3. Методы обучения 11
Тема 4. Особенности организации домашней работы школьников и пути повышения ее эффективности. 16
Тема 5. Принципы обучения 21
Тема 6. Дифференциация обучения в условиях современной школы. 26
Тема 7. Дидактические основы проблемного обучения. 32
Тема 8. Формы обучения и их развитие в дидактике 37
Тема 9. Урок как основная форма организации учебной работы. 41
Тема 10. Другие формы организации учебной работы. 51
Тема 11. Школоведение 58
Тема 12. Виды обучения в современной дидактике 66
Педагоги прошлого
высказывали предложения о
Итак, дифференцированное обучение – это система организации учебного процесса, предполагающая создание инвариантной единицы образования, имеющей социально-экономические, правовые, управленческие и дидактические отличия. Таким образом, в рамках дифференцированного обучения, разрабатывается статус учебного заведения нового типа (гимназия, лицей, колледж и т.д.).
В условиях дифференцированного обучения особое значение имеет дифференцированный подход к содержанию образования, к учащимся, к методам и формам их обучения.
Дифференцированный подход предполагает учет индивидуально-психологических особенностей школьников и создание на их основе типологических групп.
Типологические группы учащихся создаются в зависимости от избранного критерия дифференциации. Если в качестве основного критерия мы берем обучаемость учащихся, то условно можно выделить 4 группы школьников:
1 гр. – учащиеся с высокой обучаемостью. Эти учащиеся за короткий срок достигают высокого уровня знаний.
2 гр. – учащиеся имеют высокую обучаемость, но не желают работать.
3 гр. – учащиеся с невысокой обучаемостью, но они достигают успехов в учебе засчет прилежания.
4 гр. – учащиеся, которые испытывают серьезные трудности в процессе усвоения знаний.
Каждая из вышеперечисленных групп должна иметь свою программу обучения, свой темп продвижения в усвоении знаний.
Помимо такого критерия дифференциации, как обучаемость можно использовать художественные предпочтения, интересы, профессиональные ориентации, работоспособность и т.д.
Вот это сигнальный экземпляр журнала, посвященного В.В. Маяковскому. Этот журнал был выпущен в результате заседания ред. Коллегии на уроке-редакции. Докажите, что в основе организации урока-редакции – дифференцированное обучение.
Одной из сложных тем в курсе литературы XX века «творчество М. Булгакова», в частности изучение его романа «Мастер и Маргарита». Методисты считают целесообразным проводить урок плюс презентация романа.
– Как бы Вы, используя дифференцированное обучение построили такой урок?
Итак, подведем итоги.
Достоинства Недостатки
1. Обеспечивает повышение 1. Неподготовленность учителей
эффективности усвоения знаний к осущ.дифф. обучения
2.Формирует интерес к учению 2.Слабая диагностическая база
3.Способствует реализации
способностей
школьников.
Развивающее обучение
Развивающее обучение – это система организации обучения, которая способствует включению внутренних механизмов развития личности обучающихся и наиболее полной реализации их интеллектуальных и творческих способностей.
Основы теории развивающего обучения были заложены Выготским в 30-е годы XX века при рассмотрении им вопроса о соотношении обучения и развития.
В 30-е годы XX века господствовали 3 основных подхода к решению этого вопроса. В трактовке сторонников 1 подхода (Фрейд, Пиаже и др.) развитие человека не зависит от обучения. Обучение рассматривалось как процесс, который так или иначе должен быть согласован с ходом развития, но сам по себе в развитии не участвующий. Согласно этой теории, развитие должно совершить определенные законченные циклы и определенные функции должны созреть прежде, чем школа может приступить к обучению конкретным знаниям и умениям ребенка. Циклы развития всегда предшествуют циклам обучения. В рамках 2 подхода (Джеймс, Торндайк и др.) обучение отожествлялось с развитием, которое истолковывалось как накопление человеком разного рода привычек в процессе обучения. По этой теории любое обучение является развивающим.
В 3 теории (Коффка и др.) сделана попытка преодолеть крайности двух первых подходов. Развитие рассматривается как процесс, от обучения не зависимый, а само обучение, в ходе которого ребенок приобретает новые формы поведения, мыслится тождественным с развитием. С одной стороны, развитие готовит и делает вариантным процесс обучения, с другой стороны, обучение стимулирует процесс развития.
Выготский не согласился ни с одной из этих теорий. Согласно Выготскому, существует единство, но не тождество процессов обучения и внутренних процессов развития. С его точки зрения, обучение не есть развитие. Но, правильно организованное, оно ведет за собой детское умственное развитие, вызывает к жизни ряд таких процессов, которые вне обучения сделались бы невозможными.
Современная педагогическая наука и практика располагают 4 основными, теоретически обоснованными и экспериментально выверенными концепциями развивающего обучения: Занкова (дидактическая система для начальной школы), Эльконина и Давыдова (разработана и методически обеспечена для разных типов образовательных структур), Библера (развивающая система «Диалога культур») и Амонашвили (система психического развития младших школьников на основе реализации принципа сотрудничества).
Принципы развивающего обучения:
– обучение на высоком уровне сложности;
– ведущая роль теоретических знаний;
– высокий темп обучения;
– осознание школьником процесса учения;
– систематическая работа над развитием всех учащихся.
Структура развивающего обучения представляет собой цепь усложняющихся предметных задач, которые вызывают у учащихся потребность в овладении специальными знаниями и умениями, в создании новой схемы решения проблемы, новых способов действия. На первый план выступает не только актуализация ранее усвоенных знаний, но и поиск и разработка оригинального плана решения задач.
Развивающее обучение осуществляется в форме вовлечения учащихся в различные виды деятельности, использование в преподавании дидактических игр, дискуссий, а также методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, речи.
Давайте проиллюстрируем
организацию развивающего обучения.
Модульное обучение
Система модульного обучения предполагает организацию самостоятельного усвоения знаний, приобретение необходимых умений и навыков. При модульной интерпретации учебной дисциплины следует установить число и наполняемость модулей, соотношение теоретической и практической частей в каждом из них, их очередность, содержание и формы модульного контроля.
Модуль –
это логически завершенная
В теоретической
части оговаривается
Практическая часть содержит упражнения, задания для отработки теоретических знаний и различные формы контроля.
В основу модульного
обучения положен принцип
– системность содержания;
– чередование теоретической и практической частей;
– системность контроля.
Достоинства Недостатки
1. Способствует развитию 1. Неумение, а порой нежелание
самостоятельности учащихся учителей разраб. модули
2.Позволяет
регулировать темп обучен.
Приведите примеры
организации модульного обучения.
Программированное обучение
Под программированным обучением понимается система учебной работы с преимущественно опосредованным программым управлением познавательной деятельности учащихся.
Впервые программированное обучение в практику обучения было введено в 50-е годы XX века американским психологом Скиннером. В основу технологии программированного обучения он положил 2 требования:
В основе данного вида обучения лежит программа, состоящая из различных алгоритмов. Скиннер разработал программы с использованием разветвленных и адаптивных алгоритмов.
Сущность линейной программы: учебный материал разбивается на небольшие по объему, логически завершенные учебные дозы, после усвоения каждой дозы школьник отвечает на контрольные вопросы, выбирая правильный, по его мнению. Если ответ правильный, следует очередная доза учебного материала, если нет – школьник опять возвращается к первоначальному материалу.
По разветвленной программе каждый школьник приходит к заданной цели различным путем в зависимости от своих индивидуальных особенностей, т.к. после каждой учебной порции в зависимости от характера ответа на контрольный вопрос ученик переходит либо к следующей порции, либо на «боковые», вспомогательные ветви. Боковых ветвей может быть несколько, они содержат пояснения ошибок, восполняя пробелы в знаниях.
Адаптивные программы
предусматривают возможность
Основные принципы и достоинства ПО:
– Какие условия в процессе ПО совершает учитель и ученик (см. таблицу)? Исходя из этого, выделим особенности ПО:
– учебный материал разделяется на порции;
– учебный процесс состоит из последовательных шагов, содержащих порцию знаний и мыслительных действий по их усвоению;
– каждый шаг завершается контролем;
– каждый учащийся работает самостоятельно, в посильном для него темпе;
– результаты выполнения всех заданий фиксируется, о них знает и ученик, и учитель;
– педагог выступает и организатором, и консультантом при затруднениях.
Давайте проиллюстрируем
ПО.
Выводы:
многообразие видов
обучения позволяет
учителю в зависимости
от цели обучения, специфики
учебного материала
оптимизировать усвоение
знаний школьниками.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Содержание
Источником содержания образования выступает социальный опыт человечества, закрепленный в материальной и духовной культуре (наука, производство материальных и духовных благ, духовные ценности, формы общественного сознания, виды деятельности человека). Каждая эпоха наполняет культуру свойственным только ей содержанием, отвечающим потребностям и задачам общества. С выделением школы как самостоятельного общественного института содержание образования рассматривалось с точки зрения учебных предметов. Со временем увеличивалось число конкретных отраслей деятельности, воплощенных в учебных предметах (в рабовладельческом обществе — счет, письмо, чтение, затем в средние века — "семь свободных искусств" и т.д.). В XVII—ХУЩ веках, содержание образования включало элементы, общие для всех видов деятельности и стало определяться как система знаний, умений и навыков. В XIX веке широкую известность приобрели теории формального и материального образования, которые оказали большое влияние на содержание школьного образования. Сторонники формального образования (Д.Локк, И.Г.Песталоцци, И.Г.Гербарт и др.) важнейшей задачей образования считали развитие ума, способностей к анализу, синтезу, сравнению. По их мнению, лучшим средством развития мышления и интеллекта учащихся являются древние языки, античная история и литература, математика. Поэтому филологическая эрудиция должна стать базой общего образования, а гуманитарная классическая школа — основным типом среднего учебного заведения. Сторонники материального образования основывались на философии эмпиризма. Они напротив, считали, что источником знаний может быть только опыт, поэтому необходимо вооружить учащихся естественнонаучными знаниями. Основным критерием отбора содержания образования была степень его полезности для жизни.