Курс лекций по "дидактике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 16:29, курс лекций

Описание работы

Термин «дидактика» происходит от греческих слов didaktikos – поучающий и didasko – изучающий. Впервые в педагогику этот термин ввел немецкий педагог Ратке, под которым он понимал «искусство учить». Научную разработку дидактики впервые осуществил Я.А. Каменский в своей книге «Великая дидактика»

Содержание

Содержание
Тема 1. Дидактика и ее основные категории 2
Тема 2. Процесс обучения 6
Тема 3. Методы обучения 11
Тема 4. Особенности организации домашней работы школьников и пути повышения ее эффективности. 16
Тема 5. Принципы обучения 21
Тема 6. Дифференциация обучения в условиях современной школы. 26
Тема 7. Дидактические основы проблемного обучения. 32
Тема 8. Формы обучения и их развитие в дидактике 37
Тема 9. Урок как основная форма организации учебной работы. 41
Тема 10. Другие формы организации учебной работы. 51
Тема 11. Школоведение 58
Тема 12. Виды обучения в современной дидактике 66

Работа содержит 1 файл

Курс лекций по дидактике.doc

— 635.50 Кб (Скачать)

      Право граждан обеспечивается:

  • Созданием условий для получения общего и профессионального образования с учетом национальных традиций, индивидуальных потребностей и способностей;
  • Развитием государственных и других учебных заведений разнообразных видов и форм обучения;
  • Бесплатным обучением в государственной базовой школе, а также и в других государственных учебных заведениях для лиц, выдержавших конкурс.

      Язык  обучения.

      В соответствии с Конституцией – белорусский язык является основным языком воспитания и обучения в дошкольных и учебных заведениях. Обязательным является изучение во всех учебных заведениях также русского языка и одного иностранного. Образование и воспитание осуществляется на основе культурных традиций и ценностей белорусского народа, других наций, достижений мировой культуры. Государственные органы, учреждения, организации, предприятия и другие содействуют образованию и воспитанию.

      Структура системы образования.

      Дошкольное  воспитание (сады). Цель – развитие естественного желания детей учиться, узнавать мир, благоприятствовать физическому и духовному развитию детей;

      Общее среднее образование (школы). Общее  школьное образование является основным звеном в системе непрерывного образования. Включает несколько ступеней: начальную (четырехлетнюю), среднюю (11-12 летнюю), начинается с 6 лет.

      Внешкольное обучение и воспитание. Цель – формирование и удовлетворение индивидуальных потребностей детей, другие школы – музыкальные, художественные и т.д.;

      Профессионально-техническое  образование;

      Среднее специальное образование (техникумы);

      Высшее  образование;

      Подготовка  научных и научно-педагогических кадров;

      Повышение квалификации и переподготовки кадров;

      Самообразование граждан.

      Единство  и беспрерывность системы обеспечивается согласованностью учебных планов и программ, преемственностью ступеней и форм обучения, создания учебных заведений, объединяющих разные виды образования.

      Руководство учебными заведениями  и заведениями  системы образования.

      а) Руководство осуществляется в соответствии с их уставом на основе широкого участия педагогических работников, учащихся, родителей, представителей общественности.

      Учебные заведения самостоятельны в решении  вопросов организации учебного процесса, финансово-хозяйственных и других видах деятельности при защите государственных интересов и требований к образованию.

      б) Согласно концепции, система воспитания – это лицо общества и тот инструмент, который выражает сущность общества наиболее адекватно.

      В обществе воспитание имеет определенные цели и стратегию.

      Цели:

      Участие в возрождении самоценности личности в нашем обществе. Суть проблемы – в отношении к человеку.

      Длительное  время в системе воспитания существовал  социальный заказ. Этот заказ заключался в том, что формировался послушный, исполнительный, безынициативный функционер.

      Принцип «свободного развития каждого –  условие свободного развития всех»  только декларировался.

      Поэтому сегодня важно перейти от деклараций к делу. Необходимо более основательно разрабатывать теорию личности. Необходимо принципиально изменить взгляд на личность, которая развивается.

      Социализация  подрастающего поколения. Социализация рассматривается как результат  всех влияний социума на личность, которые поддаются учету, где  определяющим является процесс усвоения индивидом общественной культуры, социальных норм и поведения, морали и т.д.

      Социализация  – это постепенное включение  ребенка в систему общественных и производственных отношений. Дети должны усвоить знания об обществе, его истории, культуре, современности. Их надо научить общественным взаимоотношениям, осмыслению ценностей. Детям необходимо дать профессию. Социализация – процесс двусторонний: с одной стороны – индивид усваивает соц. опыт, ценности, нормы, с другой – он активно дополняет систему соц. связей, опыта.

      Задачи  воспитания.

  1. Воспитание гражданина своего Отечества. Национальный патриотизм – это гордость за свою страну, ее историю и культуру. Это не только не означает противопоставление к другим культурам и народам, а напротив – уважение и интерес к ним. Культурный человек и патриот воспринимает свой народ как часть человеческой цивилизации. Демократизм и гуманизм воспитания оказывают благотворительное влияние на формирование гражданина. Они устанавливают новый стиль взаимоотношений в процессе воспитания. Доброжелательность, уважение, заинтересованность во взаимоотношениях – это то, без чего гуманизм невозможен. Демократизм проявляется в сотрудничестве учащихся и учителей, в их сотворчестве, в самоуправлении.
 

      2. Формирование духовности личности.

      Духовность  – это внутренний мир человека, определяющий его личное «я», его  образ, судьбу, роль в обществе.

      Духовность  – это выход к высшим ценностям  личности, ее менталитету.

      Формирование  духовности – это строительство  внутреннего мира человека его личными стремлениями, желаниями. Задача педагога – в руководстве и регулировании этого стремления.

      Воспитание  экономического мышления человека–труженика.

      Общество  должно ценить высокий профессионализм. Воспитание экономического мышления может  рассматриваться как формирование уважения к труду, социально-психологической подготовки к нему, желания совершенствоваться в профессиональном деле.

      Воспитание  психологического и  физического здоровья.

      Под психологическим здоровьем следует  понимать состояние морально-жизненного равновесия и психологического комфорта человека, отсутствие значительных отклонений в его физическом развитии. Важно научить видеть в жизни в первую очередь хорошее и стойко противостоять плохому (психологические тренинги, спорт).

      Гармонизация  отношений человека и природы.

      В основе – гуманизация отношений  человека и природы.

      Под гуманизацией отношений человека и  природы понимается формирование у  людей морально-экологического сознания, которое проявляется в соответствующей  деятельности, в соответствующем  отношении к природе.

      Воспитание  индивидуальности и  коллективизма в  личности.

      Воспитание  индивидуальности может осуществляться только через личностно-дифференцированный подход. 

      II.

      Структура управленческих органов в школе  очень многообразна. Условно их можно  разделить на 3 группы:

      общешкольная  конференция (представителей учащихся, работников школы, родителей, общественности), совет школы;

      должностные лица школы, осуществляющие руководство  всеми школьными подразделениями: директор, заместители, организатор, вожатый, завхоз;

      общественные  организации школы: ученические  комитеты, пионерские организации и т.д..

      Взаимодействие  всех этих групп осуществляется на основе принципов:

      деловое сотрудничество всех управленческих органов  в планировании работы;

      демократизм и гласность в осуществлении  руководства, опора на общественное мнение;

      персональная ответственность всех руководящих лиц школы, учителей за успех работы;

      выделение главных проблем в работе школы  и концентрирование на них усилий педагогического коллектива;

      поддержание благожелательного психологического климата в педагогическом и ученическом коллективах;

      тактичный и регулярный контроль за ходом работы в школе;

      поощрение педагогического творчества.

      Высшим  органом власти в школе – является конференция.

      Конференция принимает Устав школы. Кроме  того, конференция утверждает основные направления совершенствования и развития школы, повышения качества учебно-воспитательной работы, финансовые вопросы, укрепления материально-технической базы школы. При необходимости создает комиссии школы, советы, устанавливает их полномочия. Тайным голосованием на конференции избирается совет школы.

      Проводится  конференция не реже 1 раза в год.

      В период между конференциями в  роли высшего органа выступает совет  школы, в который входят педагогические работники, учащиеся, родители, общественность.

      Совет школы:

      организует выполнение решений конференции;

      утверждает  план развития школы;

      представляет  интересы школы в государственных  и общественных органах, а также  интересы учащихся;

      по  представлению педсовета определяет содержание методической и воспитательной работы;

      устанавливает режим работы школы;

      осуществляет  контроль кадрового вопроса;

      проводит  аттестацию кадров;

      контролирует  расходы бюджетных ассигнований, формирует собственный фонд.

      III.

      Директор  школы назначается органами народного  образования.

      В его обязанности входит:

  • руководство педагогическим коллективом, обеспечение правильной расстановки кадров;
  • создание условий для повышения профессионального мастерства и педагогического творчества учителей;
  • организация профессиональной ориентации работы среди учащихся;
  • поддержание связей с общественными организациями и предприятиями;
  • работа с родителями;
  • укрепление учебно-материальной базы;
  • поддержание санитарно-гигиенического режима в школе;
  • прием и увольнение обслуживающего персонала в школу;
  • представление учителей по согласованию с советом школы к аттестации, поощрениям и т.д.

      Заместитель директора по учебно-воспитательной работе отвечает за организацию педагогического  процесса, за выполнение программ, качество преподавания, знаний учащихся, осуществляет контроль за ходом учебно-воспитательного процесса, составляет расписание занятий, готовит отчеты о работе.

      Организатор внеклассной и внешкольной работы проводит всю внеклассную и внешкольную  работу, консультирует классных руководителей, работает с трудными детьми, их семьями, общественными организациями, с внешкольными учреждениями, комиссиями.

      IV. Профессиональная компетентность учителя.

      Вопрос  о профессиональной компетентности учителя часто возникает в  школе.

      Причины

      аттестация (она связана с возможным присвоением  учителям категорий для дифференцированной оплаты их труда; она связана также с выдвижением и расстановкой кадров);

      планирование  индивидуального и коллективного  профессионального самообразования  учителей школы (для оказания методической помощи, консультаций и т.д.);

      оценка  работы передовых учителей, где возникает  необходимость установить эффективность  педагогического поиска учителя, его  новизну;

Информация о работе Курс лекций по "дидактике"