Курс лекций по "дидактике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 16:29, курс лекций

Описание работы

Термин «дидактика» происходит от греческих слов didaktikos – поучающий и didasko – изучающий. Впервые в педагогику этот термин ввел немецкий педагог Ратке, под которым он понимал «искусство учить». Научную разработку дидактики впервые осуществил Я.А. Каменский в своей книге «Великая дидактика»

Содержание

Содержание
Тема 1. Дидактика и ее основные категории 2
Тема 2. Процесс обучения 6
Тема 3. Методы обучения 11
Тема 4. Особенности организации домашней работы школьников и пути повышения ее эффективности. 16
Тема 5. Принципы обучения 21
Тема 6. Дифференциация обучения в условиях современной школы. 26
Тема 7. Дидактические основы проблемного обучения. 32
Тема 8. Формы обучения и их развитие в дидактике 37
Тема 9. Урок как основная форма организации учебной работы. 41
Тема 10. Другие формы организации учебной работы. 51
Тема 11. Школоведение 58
Тема 12. Виды обучения в современной дидактике 66

Работа содержит 1 файл

Курс лекций по дидактике.doc

— 635.50 Кб (Скачать)

      Определяя тематику внеклассных занятий, учитель  опирается прежде всего на действующую  программу школьного курса, хотя не исключается и выход за ее пределы.

      Содержание  внеклассной работы может быть реализовано в разных формах: массовой, групповой, индивидуальной.

      Программа же факультативных занятий воплощается  лишь в групповой форме с закрепленным составом учеников. Факультативные курсы  более теоретичны. Они предполагают определенную завершенность темы, полноту и системность в рассмотрении вопросов.

      В то время, как внеклассная работа может вестись как в теоретическом, так и практическом направлении  и не определяется четкой программой.

      Общее и различное во внеклассной работе и факультативах наблюдается и в методике их проведения.

      Сближает  их, поскольку и те и другие являются занятиями по интересам, общий подход к развитию творческого начала, познавательной самостоятельности, активности школьников.

      Различие  проявляется в использовании традиционных методов обучения.

      Характерными  для факультативных занятий являются обычно: лекция, семинар, работа с научной  литературой, различные наблюдения, упражнения.

      Т.е. в поисках методов для факультативов  чаще идут от практики высшей школы. Внеклассная работа, выбирая методы, идет больше от урока (рассказ, беседа, упражнения и т.д.).

      Внеклассная работа в силу своей специфики  много внимания уделяет форме  занятий. И главное – занимательности (через форму). Считается, что на факультативах  ни о форме, ни о занимательности беспокоиться не надо.

      Особенно  полезно факультативы в старших  классах, когда уже определены интересы, а порой и профессиональные наклонности. В факультативах занимаются в  основном те, кто хочет расширить  свои знания. 

      V.

      Формы внеклассной работы разнообразны. Это обусловлено: 1. разноплановостью содержания;

  1. многообразием целей и задач внеклассной работы;
  2. неоднородностью состава участников (по возрасту, уровню подготовленности, интересам, количеству);
  3. возможностями школы и руководителей этих занятий.

      Формы внеклассной работы:

  1. массовые;
  2. групповые (с постоянным и меняющимся составом);
  3. индивидуальные.

      К массовым формам относятся предметные бюллетени, рукописные журналы, стенные газеты, общешкольные уголки, утренники, вечера, конкурсы, викторины, олимпиады, турниры.

      Групповые формы внеурочной работы – кружки, экспедиции, экскурсии.

      Индивидуальная  форма складывается из 2-х видов. Она может быть связана с теми или иными поручениями кружка, учителя (изготовление наглядности, подготовка рефератов и т.д.). Или с непосредственным творчеством ученика (самостоятельно разработать тему, подготовить какой-то раздел и т.д.). Большая часть устных сообщений – докладов, лекций, радиопередач, устных журналов, встреч с интересными людьми и др. – тоже основываются на заранее составленном тексте, который может готовить не группа лиц, а один человек.

      Традиционно во внеклассной работе выделяются постоянно  действующие и эпизодические  формы.

      К постоянно действующим относят  кружки, клубы, стенные газеты, всевозможные тематические уголки (русского языка, литературы, математики и т.д.). Эти формы предполагают систематическое проведение занятий в течение более или менее длительного промежутка времени.

      Эпизодические – олимпиады, конференции, вечера, конкурсы, соревнования и т.д. – выступают как разовые занятия, организуемые в связи с различными целями. Эти мероприятия остаются чаще всего ярким эпизодом в жизни школы.

      Периодичность проведения занятий, положенная в основу выделения этих двух групп, ограничивается чаще всего рамками лишь одного учебного года. Хотя внеурочная деятельность школьников предполагает большую протяженность, чем один учебный год, и с окончанием его не может считаться завершенной.

      Рассмотрим  некоторые формы внеклассной  работы более подробно.

      Постоянно действующие формы.

      Кружки. Кружок относится к групповым формам работы с закрепленным составом учащихся. Количество участников кружка обычно не меньше 10-12 человек. Запись в кружок лучше проводить не сразу, а после нескольких занятий, чтобы ученики могли почувствовать перспективу работы, познакомиться с правами и обязанностями членов кружка. Состав кружка, закрепленный списком, не должен закрывать вход на занятия гостям  – ученикам, предпочитающим свободное посещение, наблюдение со стороны. Часть из них обычно вливается постепенно в основной состав кружка. Важно помнить, что закрепленный состав кружка не поддерживаете никакими административными мерами. Стабильность участников сохраняется при работе, которая способствует их активной заинтересованности и творческой удовлетворенности. Кружковые занятия проводятся обычно раз в две недели (1,5 часа). И от учеников, и от учителя эти занятия требуют серьезной подготовки. Содержание работы кружка обычно подчинено единой теме (формированию каких-то определенных умений, навыков). Например, «Лексика», «Фразеология», «Культура речи», «Стилистика» и т.д.

      Клубы. Эта форма работы свойственна для работы в старших классах. Клубы объединяют ребят с четко определившимися интересами (клубы авторской песни, клубы любителей поэзии и т.д.). Они имеют обычно свои названия, уставы, традиции.

      Задачи  клубов:

    1. Знакомство с новинками в области своих интересов, углубление познаний;
    2. организация творческих встреч;
    3. организация школьных вечеров;
    4. подготовка бесед и лекций для учащихся;
    5. содействовать развитию творческих способностей учащихся.

      Эпизодические формы

      Олимпиады. Олимпиады проводятся обычно как  внутри школы, так и в масштабах  города, области, республики. Ученики  стремятся на олимпиадах проверять  свои знания, узнать новое. Чаще всего  старшеклассники видят в них промежуточный экзамен. Для учителя олимпиада тоже проверка: чему научили своих учеников.

      Распространено  мнение, что олимпиада должна проверять  усвоение учащимися программного материала, уровень их знаний, умений и навыков, т.е. выполнять контролирующую функцию. Есть мнение, что олимпиада прежде всего должна развивать интерес к предмету, проверять осознанность знаний, умение проверить знание в новой обстановке. И последнее, как мне кажется, наиболее предпочтительно.

      Предметные  недели.

      Предметные  недели проводятся многими школами. Они вбирают в себя различные  эпизодические формы внеклассной  работы и привлекают школьников своей  познавательной и эмоциональной  насыщенностью. Предметная неделя –  это тематический праздник.

      Вот, например, как можно организовать неделю русского языка.

      1 день – посещение города Алфавита

      2 день – поездка в город Крылатых  выражений

      3 день – веселый привал (конкурсы, олимпиады)

      4 день – самостоятельное путешествие  (работа секций, конференций)

      5 день – рассказы (отчеты) детей о самых интересных местах страны Русского языка (отчеты кружков, клубов)

      6 день – итоговый вечер.

      Вечер. Это праздник в школе. Наибольшую сложность обычно вызывает отбор материала к вечеру: стихи, песни, юмористические заставки, музыкальный аккомпанемент, отрывки из художественных произведений писателей для инсценирования.

 

Тема 11. Школоведение

 

      План

      Документы, обеспечивающие процесс воспитания и образования в РБ.:

      а) Закон РБ об образовании (Настю газета № 220 от 26 ноября 1991 г.)

      б) Концепция воспитания в национальной школе Беларуси (Наст. газ. От 5 мая 1993г.)

      2. Структура органов управления  в школе.

      3. Функциональные обязанности администрации  школы.

      4. Профессиональная компетентность  учителя.

      5. Аттестация кадров. 

      Литература

      Закон РБ об образовании // Наст. газета от 26 ноября 1991.

      Концепция воспитания в национальной школе  Беларуси. // Наст. газета от 5 мая 1993.

      Мышление  учителя / Под ред. Ю.Н. Кулюбкина , Г.С. Сухотской. – М., 1990.

      Новое педагогическое мышление / Под ред. А.В. Петровского . – М., 1990.

      Раченко И.В. НОТ учителя. – М., 1982.

      Учебные пособия.

      Учитель, которого ждут / Под ред. И.А. Зезюна. – М., 1988. 

      I.

      РБ  как суверенное государство имеет  собственную систему образования  и воспитания и гарантирует каждому  своему гражданину возможность развития личности, получения образования, соответствующего его потребностям и способностям.

      РБ  обеспечивает приоритетное развитие образования, соответствующие социально-экономические  условия функционирования этой сферы, права граждан на получение общих и профессиональных знаний, освоение культурных ценностей.

      Закон регулирует основные механизмы осуществления  образования в РБ, законодательно определяет принципы государственной  политики, взаимоотношения, права и  обязанности государственных органов, учреждений, организаций, предприятий в области образования.

      Рассмотрим  некоторые положения.

      I. Принципы государственной политики в области образования:

      1. Приоритет общественных ценностей.

      2. Национально-культурная основа.

      3. Научность.

      4. Ориентация на мировой уровень образования.

      5. Гуманизм.

      6. Связь с общественной практикой.

      7. Экологическая направленность.

      8. Преемственность и непрерывность.

      9. Единство обучения, духовного и  физического совершенства.

      10. Демократизм.

      11. Светский характер образования.

      12. Обязательность базового (9 летнего)  образования. 

      Цели  образования.

      Создание  условий для гармоничного развития личности, полной реализации ее способностей.

      Формирование  и укрепление национального сознания граждан республики, а также чувств уважения к другим странам и народам мира.

      Обеспечение овладения государственным языком как главным средством общения  между гражданами Республики.

      Сбережение  и умножение интеллектуальной собственности  и культурных ценностей бел. народа и других национальных общностей республики.

      Формирование  экологического сознания.

      Воспитание  уважения к семейной жизни.

      Создание  условий для интеллектуальных устремлений  личности.

      Достижение  разумных соотношений опыта и  знаний личности.

      Развитие  научной, технической и культурной деятельности в соответствии с потребностями РБ.

      Содействие  установлению отношений человечности и милосердия в отношениях между  людьми.

      Права на образование

      Все жители РБ (включая и иностранных  граждан и лиц без гражданства, проживающих постоянно) имеют право  на равные возможности доступа к национальной системе образования.

Информация о работе Курс лекций по "дидактике"