Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 16:29, курс лекций
Термин «дидактика» происходит от греческих слов didaktikos – поучающий и didasko – изучающий. Впервые в педагогику этот термин ввел немецкий педагог Ратке, под которым он понимал «искусство учить». Научную разработку дидактики впервые осуществил Я.А. Каменский в своей книге «Великая дидактика»
Содержание
Тема 1. Дидактика и ее основные категории 2
Тема 2. Процесс обучения 6
Тема 3. Методы обучения 11
Тема 4. Особенности организации домашней работы школьников и пути повышения ее эффективности. 16
Тема 5. Принципы обучения 21
Тема 6. Дифференциация обучения в условиях современной школы. 26
Тема 7. Дидактические основы проблемного обучения. 32
Тема 8. Формы обучения и их развитие в дидактике 37
Тема 9. Урок как основная форма организации учебной работы. 41
Тема 10. Другие формы организации учебной работы. 51
Тема 11. Школоведение 58
Тема 12. Виды обучения в современной дидактике 66
Определяя тематику внеклассных занятий, учитель опирается прежде всего на действующую программу школьного курса, хотя не исключается и выход за ее пределы.
Содержание внеклассной работы может быть реализовано в разных формах: массовой, групповой, индивидуальной.
Программа
же факультативных занятий воплощается
лишь в групповой форме с
В
то время, как внеклассная работа
может вестись как в
Общее и различное во внеклассной работе и факультативах наблюдается и в методике их проведения.
Сближает их, поскольку и те и другие являются занятиями по интересам, общий подход к развитию творческого начала, познавательной самостоятельности, активности школьников.
Различие проявляется в использовании традиционных методов обучения.
Характерными для факультативных занятий являются обычно: лекция, семинар, работа с научной литературой, различные наблюдения, упражнения.
Т.е.
в поисках методов для
Внеклассная работа в силу своей специфики много внимания уделяет форме занятий. И главное – занимательности (через форму). Считается, что на факультативах ни о форме, ни о занимательности беспокоиться не надо.
Особенно
полезно факультативы в старших
классах, когда уже определены интересы,
а порой и профессиональные наклонности.
В факультативах занимаются в
основном те, кто хочет расширить
свои знания.
V.
Формы внеклассной работы разнообразны. Это обусловлено: 1. разноплановостью содержания;
Формы внеклассной работы:
К массовым формам относятся предметные бюллетени, рукописные журналы, стенные газеты, общешкольные уголки, утренники, вечера, конкурсы, викторины, олимпиады, турниры.
Групповые формы внеурочной работы – кружки, экспедиции, экскурсии.
Индивидуальная форма складывается из 2-х видов. Она может быть связана с теми или иными поручениями кружка, учителя (изготовление наглядности, подготовка рефератов и т.д.). Или с непосредственным творчеством ученика (самостоятельно разработать тему, подготовить какой-то раздел и т.д.). Большая часть устных сообщений – докладов, лекций, радиопередач, устных журналов, встреч с интересными людьми и др. – тоже основываются на заранее составленном тексте, который может готовить не группа лиц, а один человек.
Традиционно во внеклассной работе выделяются постоянно действующие и эпизодические формы.
К постоянно действующим относят кружки, клубы, стенные газеты, всевозможные тематические уголки (русского языка, литературы, математики и т.д.). Эти формы предполагают систематическое проведение занятий в течение более или менее длительного промежутка времени.
Эпизодические – олимпиады, конференции, вечера, конкурсы, соревнования и т.д. – выступают как разовые занятия, организуемые в связи с различными целями. Эти мероприятия остаются чаще всего ярким эпизодом в жизни школы.
Периодичность проведения занятий, положенная в основу выделения этих двух групп, ограничивается чаще всего рамками лишь одного учебного года. Хотя внеурочная деятельность школьников предполагает большую протяженность, чем один учебный год, и с окончанием его не может считаться завершенной.
Рассмотрим некоторые формы внеклассной работы более подробно.
Постоянно действующие формы.
Кружки. Кружок относится к групповым формам работы с закрепленным составом учащихся. Количество участников кружка обычно не меньше 10-12 человек. Запись в кружок лучше проводить не сразу, а после нескольких занятий, чтобы ученики могли почувствовать перспективу работы, познакомиться с правами и обязанностями членов кружка. Состав кружка, закрепленный списком, не должен закрывать вход на занятия гостям – ученикам, предпочитающим свободное посещение, наблюдение со стороны. Часть из них обычно вливается постепенно в основной состав кружка. Важно помнить, что закрепленный состав кружка не поддерживаете никакими административными мерами. Стабильность участников сохраняется при работе, которая способствует их активной заинтересованности и творческой удовлетворенности. Кружковые занятия проводятся обычно раз в две недели (1,5 часа). И от учеников, и от учителя эти занятия требуют серьезной подготовки. Содержание работы кружка обычно подчинено единой теме (формированию каких-то определенных умений, навыков). Например, «Лексика», «Фразеология», «Культура речи», «Стилистика» и т.д.
Клубы. Эта форма работы свойственна для работы в старших классах. Клубы объединяют ребят с четко определившимися интересами (клубы авторской песни, клубы любителей поэзии и т.д.). Они имеют обычно свои названия, уставы, традиции.
Задачи клубов:
Эпизодические формы
Олимпиады. Олимпиады проводятся обычно как внутри школы, так и в масштабах города, области, республики. Ученики стремятся на олимпиадах проверять свои знания, узнать новое. Чаще всего старшеклассники видят в них промежуточный экзамен. Для учителя олимпиада тоже проверка: чему научили своих учеников.
Распространено мнение, что олимпиада должна проверять усвоение учащимися программного материала, уровень их знаний, умений и навыков, т.е. выполнять контролирующую функцию. Есть мнение, что олимпиада прежде всего должна развивать интерес к предмету, проверять осознанность знаний, умение проверить знание в новой обстановке. И последнее, как мне кажется, наиболее предпочтительно.
Предметные недели.
Предметные
недели проводятся многими школами.
Они вбирают в себя различные
эпизодические формы
Вот, например, как можно организовать неделю русского языка.
1
день – посещение города
2
день – поездка в город
3 день – веселый привал (конкурсы, олимпиады)
4
день – самостоятельное
5 день – рассказы (отчеты) детей о самых интересных местах страны Русского языка (отчеты кружков, клубов)
6 день – итоговый вечер.
Вечер. Это праздник в школе. Наибольшую сложность обычно вызывает отбор материала к вечеру: стихи, песни, юмористические заставки, музыкальный аккомпанемент, отрывки из художественных произведений писателей для инсценирования.
План
Документы, обеспечивающие процесс воспитания и образования в РБ.:
а) Закон РБ об образовании (Настю газета № 220 от 26 ноября 1991 г.)
б) Концепция воспитания в национальной школе Беларуси (Наст. газ. От 5 мая 1993г.)
2. Структура органов управления в школе.
3.
Функциональные обязанности
4.
Профессиональная
5.
Аттестация кадров.
Литература
Закон РБ об образовании // Наст. газета от 26 ноября 1991.
Концепция воспитания в национальной школе Беларуси. // Наст. газета от 5 мая 1993.
Мышление учителя / Под ред. Ю.Н. Кулюбкина , Г.С. Сухотской. – М., 1990.
Новое педагогическое мышление / Под ред. А.В. Петровского . – М., 1990.
Раченко И.В. НОТ учителя. – М., 1982.
Учебные пособия.
Учитель,
которого ждут / Под ред. И.А. Зезюна.
– М., 1988.
I.
РБ
как суверенное государство имеет
собственную систему
РБ
обеспечивает приоритетное развитие образования,
соответствующие социально-
Закон
регулирует основные механизмы осуществления
образования в РБ, законодательно
определяет принципы государственной
политики, взаимоотношения, права и
обязанности государственных
Рассмотрим некоторые положения.
I. Принципы государственной политики в области образования:
1.
Приоритет общественных
2. Национально-культурная основа.
3. Научность.
4. Ориентация на мировой уровень образования.
5. Гуманизм.
6.
Связь с общественной
7. Экологическая направленность.
8.
Преемственность и
9. Единство обучения, духовного и физического совершенства.
10. Демократизм.
11. Светский характер образования.
12.
Обязательность базового (9 летнего)
образования.
Цели образования.
Создание условий для гармоничного развития личности, полной реализации ее способностей.
Формирование и укрепление национального сознания граждан республики, а также чувств уважения к другим странам и народам мира.
Обеспечение
овладения государственным
Сбережение и умножение интеллектуальной собственности и культурных ценностей бел. народа и других национальных общностей республики.
Формирование экологического сознания.
Воспитание уважения к семейной жизни.
Создание условий для интеллектуальных устремлений личности.
Достижение разумных соотношений опыта и знаний личности.
Развитие научной, технической и культурной деятельности в соответствии с потребностями РБ.
Содействие установлению отношений человечности и милосердия в отношениях между людьми.
Права на образование
Все жители РБ (включая и иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих постоянно) имеют право на равные возможности доступа к национальной системе образования.