Курс лекций по "дидактике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 16:29, курс лекций

Описание работы

Термин «дидактика» происходит от греческих слов didaktikos – поучающий и didasko – изучающий. Впервые в педагогику этот термин ввел немецкий педагог Ратке, под которым он понимал «искусство учить». Научную разработку дидактики впервые осуществил Я.А. Каменский в своей книге «Великая дидактика»

Содержание

Содержание
Тема 1. Дидактика и ее основные категории 2
Тема 2. Процесс обучения 6
Тема 3. Методы обучения 11
Тема 4. Особенности организации домашней работы школьников и пути повышения ее эффективности. 16
Тема 5. Принципы обучения 21
Тема 6. Дифференциация обучения в условиях современной школы. 26
Тема 7. Дидактические основы проблемного обучения. 32
Тема 8. Формы обучения и их развитие в дидактике 37
Тема 9. Урок как основная форма организации учебной работы. 41
Тема 10. Другие формы организации учебной работы. 51
Тема 11. Школоведение 58
Тема 12. Виды обучения в современной дидактике 66

Работа содержит 1 файл

Курс лекций по дидактике.doc

— 635.50 Кб (Скачать)

      Педагог–мастер  как бы заново открывает для себя вечно новую сущность педагогического  явления, но это открытие предполагает знания стандартов. В этом смысле творчество как нечто новое не может существовать без старого. В педагогике старое неразрывно связано с творческим богатством человека.

      С творческим процессом связаны такие  понятия, как вдохновение, интуиция, озарение. Но эти мгновения важно фиксировать для последующего использования.

      Что должен знать педагог во время  урока?

  • Правильно воспринимать те процессы, которые происходят в мире детей, каждого отдельного ребенка в различных ситуациях;
  • Анализировать соотношение «цель – средства – результат» применительно к выбору ситуации;
  • Требовать и доверять;
  • Быстро ориентироваться и переключать внимание;
  • Оценивать ситуацию с разных сторон;
  • Из многообразия педагогических фактов выбрать существенное;
  • В одной и той же ситуации пользоваться разными приемами воздействия;
  • Точно передавать свои настроения, чувства, мысли словом, мимикой, движением;
  • Быть индивидуальностью.

      Все эти умения во многом будут определять качественную сторону работы учителя  на уроке, да и в воспитательном процессе.

 

Тема  10. Другие формы организации учебной работы.

 

      План

      1.Экскурсия  как форма учебной работы.

      2. Сущность внеурочной работы.

      3. Принципы организации внеурочной  работы.

      4. Формы внеурочной работы.

      5. Факультативные занятия и предметные кружки.

      Литература 

      1.Коллективная  учебно-познавательная деятельность  школьников / Под ред. Бервина  И.Б. – М., 1985. – гл. 11.

  1. Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. – М., 1987.
  2. Скаткин М.М. Проблемы современной дидактики. – М., 1984.
  3. Чередов И.М. Система форм организации обучения в советской общеобразовательной школе. – М., 1987.
  4. Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе. – М., 1988.
 

      Наряду  с уроками учебная работа в  школе проводится в форме экскурсий. В переводе с латинского экскурсия (excursion) означает «вылазку».

      Учебная экскурсия – это форма организации  обучения, при которой учащиеся воспринимают и усваивают знания путем выхода к месту расположения изучаемых  объектов. Что это за объекты? Природа, заводы, фабрики, музеи, исторические памятники. Ценность этой формы в том, что учащиеся непосредственно знакомятся с изучаемыми объектами, предметами.

      Функции экскурсий:

  • Реализуется принцип наглядности;
  • Укрепляют связь обучения с жизнью и практикой;
  • Знакомят учащихся с применением научных знаний в производственной и с/х сферах;
  • Активизирует учебно-познавательную деятельность учащихся;
  • Обогащает жизненный опыт учащихся.

      Виды  экскурсий:

  1. Производственные

      Они помогают изучению производства, расширяют  политехнический кругозор учащихся, способствуют экономическому, экологическому и трудовому воспитанию. Эти экскурсии чаще всего используют учителя физики, химии, географии, математики.

  1. Естественнонаучные

      Это экскурсии в поле, лес, в зоопарк  и т.д. Проводятся по ботанике, экологии, географии, анатомии и т.д.

  1. Историко – литературные.

      Это экскурсии в музеи, в исторические места, на выставку, книгохранилища, архивы и т.д. Экскурсии с целью обогащения, усиления впечатлений.

  1. Краеведческие.
  2. Эти экскурсии организуют с целью изучения родного края.

      При подготовке экскурсии учитель четко определяет ее цель. Исходя из этого, выбирают объект изучения. Перед экскурсией знакомит учащихся с целями и задачами экскурсии. В процессе экскурсии учитель наблюдает, как воспринимают учащиеся рассказ экскурсовода (или его собственный) и при необходимости активизирует внимание учащихся.

      II.

      Внеурочная  работа – неотъемлемая часть учебного процесса и представляет собой обязательный элемент нормально организованной работы школы.

      Внеурочная  работа рассматривается как эффективное  средство формирования у школьников интереса к предмету, как средство расширения и углубления знаний, приобретенных детьми на уроках.

      Внеурочной  признают работу, которая проводится за пределами урока в школе  или вне ее, но при обязательном планировании внеурочной деятельности детей, руководстве его работниками школы.

      Внеурочные  занятия должны способствовать углублению и расширению приобретаемых на уроках знаний, тем самым, с одной стороны, помогая ученикам усвоить программный  материал, а с другой – узнать что-то и сверх программы.

      Будучи  тесно связанной с уроком внеклассная  работа тем не менее автономна: в  процессе е организации учитель  должен найти такие формы, которые  бы наиболее адекватно отражали интересы учащихся.

      Таким образом, внеклассные занятия можно  рассматривать как одну из форм углубленных занятий по предмету, своеобразной формой научной популяризации. 

      III.

      При организации внеурочных (внеклассных) занятий, как и при проведении уроков, учитель опирается на общедидактические  принципы, которые представляют собой основные, исходные положения, определяющие педагогическую деятельность: принципы научности, сознательности и активности, систематичности и последовательности, наглядности, доступности, прочности, связи теории с практикой, индивидуального подхода к учащимся и т.д.

      Помимо  общедидактических принципов, внеурочная работа подчинена и своим специфическим  принципам, которые определяют эту  форму учебной деятельности, позволяют  организовать ее в наиболее оптимальных  вариантах, с наиболее оптимальными результатами.

      Первый  принцип внеурочной работы – принцип избирательности.

      Учитель сам устанавливает направленность внеурочных занятий. При этом принимается  во внимание теоретический и прикладной характер обучения, многоплановость  задач обучения, разнообразие интересов школьников, нужды определенного класса, условия работы школы.

      Принцип избирательности действует и  в виде форм массовых, групповых.

    1. Принцип научной углубленности.

      Избранный для внеклассных занятий материал не может повторять в объеме и  характере работы изученное на уроке, он должен предстать перед учениками новыми гранями, в рассмотрении его важно иметь в виду перспективу. Действие этого принципа проявляется не только в том, что на внеклассных занятиях находят место темы, не включенные в обязательную программу или слабо в ней представленные, но и в том, что программные темы даются здесь шире, чем в учебнике. Школьникам  сообщаются дополнительные сведения об изучаемых явлениях, показываются связи с другими явлениями.

      Научная углубленность проявляется и в том, что на внеклассных занятиях находит место теоретическое обобщение разрозненных фактов, данных в учебнике.

    1. Принцип практической направленности.

      Важно на внеклассных занятиях показать школьникам практическое применение знаний: проведение работы с младшими школьниками, изготовление наглядных пособий, организация выставок, подготовка материалов для публикаций и т.д.

    1. Принцип добровольного участия во внеурочной работе.

      Он  предполагает наличие у детей  определенного круга интересов, что и позволяет им выбрать тот вид деятельности, который более всего сможет удовлетворить их запросы.

      Заинтересованность  школьников – главное условие  результативности внеклассной работы.

    1. Принцип равного права всех учащихся.

      Во  внеурочных занятиях могут активно  участвовать ученики с разной подготовкой по предмету.

    1. Принцип занимательности.

      Этот  принцип находит свое выражение  в разнообразии и вариативности  форм внеклассных занятий, методов  и приемов работы. Внеклассная  работа не терпит шаблона, схемы, ей противопоказаны  тесные рамки со строгими регламентациями. Развитие творческих возможностей ученика требует гибкой структуры внеклассных занятий. Этот принцип проявляется и в выборе приемов, цель которых привлечь внимание учащихся к определенной проблеме, настроить их на углубленное изучение, обогатить их новыми знаниями и т.д.

      Учитывая  этот принцип, учитель должен помнить: 1) занимательность влияет на психологические  процессы учащихся; 2) учитель должен предельно ясно осознавать цели использования  занимательности в каждом конкретном случае.

      Все указанные принципы имеют разную силу, и опираться на них во внеурочной работе необходимо в совокупности.

      IV.

      Факультативные  занятия предназначены для углубленного изучения школьниками основ наук, для удовлетворения их познавательных интересов и склонностей, развитие общих и специальных способностей. Эта форма работы не подменяет внеклассных занятий. Возникает вопрос о месте тех и других в учебном процессе.

      Задачи  факультативных занятий:

      Закреплять  и усовершенствовать знания, которые  учащиеся получают на уроках;

      Развивать навыки и умения учащихся по предмету;

      Пробуждать  интерес к самостоятельному творчеству;

      Прививать глубокий интерес к предмету, переходящий  в профессиональный.

      Задачи  внеклассной работы во многом пересекаются с только что названными, хотя у факультативных занятий они уже определены более четко, выступают в практике работы концентрированно, в тесном взаимодействии друг с другом.

      Внеклассные занятия начинаются задолго до организации  факультативов, проводятся не только с  целью удовлетворения и развития интересов школьника. Учитель справедливо видит в них средство, позволяющее ему закрепить знания и навыки, приобретенные детьми по определенной теме. Здесь так или иначе проявляется локальность. Не случайно для внеурочной деятельности по предмету не создано единых программ, а указываются лишь направления работы.

      На  внеклассных и факультативных занятиях два плана – личный (ученик и  его интересы) и обязательный (школьная программа и ее требования). Реализуются  они по-разному. Нормой для внеклассных занятий является совмещение этих планов, а для факультативных существенным оказывается преобладание первого (ученик и его интересы).

      Внеклассная работа и факультативы сталкиваются обычно с разным уровнем интереса учащихся. Факультативные занятия – это занятия для увлеченных школьников, имеющих хорошую базу знаний. Внеклассная работа развивает интерес, увлеченность, желание работать в факультативе, пополнять знания по собственной инициативе.

      Внеклассные занятия в сравнении с факультативами выполняют гораздо больше функций, одна из которых готовит учащихся к работе в факультативе.

Информация о работе Курс лекций по "дидактике"