Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 16:29, курс лекций
Термин «дидактика» происходит от греческих слов didaktikos – поучающий и didasko – изучающий. Впервые в педагогику этот термин ввел немецкий педагог Ратке, под которым он понимал «искусство учить». Научную разработку дидактики впервые осуществил Я.А. Каменский в своей книге «Великая дидактика»
Содержание
Тема 1. Дидактика и ее основные категории 2
Тема 2. Процесс обучения 6
Тема 3. Методы обучения 11
Тема 4. Особенности организации домашней работы школьников и пути повышения ее эффективности. 16
Тема 5. Принципы обучения 21
Тема 6. Дифференциация обучения в условиях современной школы. 26
Тема 7. Дидактические основы проблемного обучения. 32
Тема 8. Формы обучения и их развитие в дидактике 37
Тема 9. Урок как основная форма организации учебной работы. 41
Тема 10. Другие формы организации учебной работы. 51
Тема 11. Школоведение 58
Тема 12. Виды обучения в современной дидактике 66
Педагог–мастер как бы заново открывает для себя вечно новую сущность педагогического явления, но это открытие предполагает знания стандартов. В этом смысле творчество как нечто новое не может существовать без старого. В педагогике старое неразрывно связано с творческим богатством человека.
С творческим процессом связаны такие понятия, как вдохновение, интуиция, озарение. Но эти мгновения важно фиксировать для последующего использования.
Что должен знать педагог во время урока?
Все эти умения во многом будут определять качественную сторону работы учителя на уроке, да и в воспитательном процессе.
План
1.Экскурсия как форма учебной работы.
2. Сущность внеурочной работы.
3.
Принципы организации
4. Формы внеурочной работы.
5.
Факультативные занятия и
Литература
1.Коллективная
учебно-познавательная
Наряду с уроками учебная работа в школе проводится в форме экскурсий. В переводе с латинского экскурсия (excursion) означает «вылазку».
Учебная
экскурсия – это форма
Функции экскурсий:
Виды экскурсий:
Они помогают изучению производства, расширяют политехнический кругозор учащихся, способствуют экономическому, экологическому и трудовому воспитанию. Эти экскурсии чаще всего используют учителя физики, химии, географии, математики.
Это экскурсии в поле, лес, в зоопарк и т.д. Проводятся по ботанике, экологии, географии, анатомии и т.д.
Это экскурсии в музеи, в исторические места, на выставку, книгохранилища, архивы и т.д. Экскурсии с целью обогащения, усиления впечатлений.
При подготовке экскурсии учитель четко определяет ее цель. Исходя из этого, выбирают объект изучения. Перед экскурсией знакомит учащихся с целями и задачами экскурсии. В процессе экскурсии учитель наблюдает, как воспринимают учащиеся рассказ экскурсовода (или его собственный) и при необходимости активизирует внимание учащихся.
II.
Внеурочная работа – неотъемлемая часть учебного процесса и представляет собой обязательный элемент нормально организованной работы школы.
Внеурочная
работа рассматривается как
Внеурочной признают работу, которая проводится за пределами урока в школе или вне ее, но при обязательном планировании внеурочной деятельности детей, руководстве его работниками школы.
Внеурочные занятия должны способствовать углублению и расширению приобретаемых на уроках знаний, тем самым, с одной стороны, помогая ученикам усвоить программный материал, а с другой – узнать что-то и сверх программы.
Будучи тесно связанной с уроком внеклассная работа тем не менее автономна: в процессе е организации учитель должен найти такие формы, которые бы наиболее адекватно отражали интересы учащихся.
Таким
образом, внеклассные занятия можно
рассматривать как одну из форм углубленных
занятий по предмету, своеобразной формой
научной популяризации.
III.
При организации внеурочных (внеклассных) занятий, как и при проведении уроков, учитель опирается на общедидактические принципы, которые представляют собой основные, исходные положения, определяющие педагогическую деятельность: принципы научности, сознательности и активности, систематичности и последовательности, наглядности, доступности, прочности, связи теории с практикой, индивидуального подхода к учащимся и т.д.
Помимо
общедидактических принципов, внеурочная
работа подчинена и своим
Первый принцип внеурочной работы – принцип избирательности.
Учитель
сам устанавливает
Принцип избирательности действует и в виде форм массовых, групповых.
Избранный
для внеклассных занятий
Научная углубленность проявляется и в том, что на внеклассных занятиях находит место теоретическое обобщение разрозненных фактов, данных в учебнике.
Важно на внеклассных занятиях показать школьникам практическое применение знаний: проведение работы с младшими школьниками, изготовление наглядных пособий, организация выставок, подготовка материалов для публикаций и т.д.
Он предполагает наличие у детей определенного круга интересов, что и позволяет им выбрать тот вид деятельности, который более всего сможет удовлетворить их запросы.
Заинтересованность школьников – главное условие результативности внеклассной работы.
Во внеурочных занятиях могут активно участвовать ученики с разной подготовкой по предмету.
Этот принцип находит свое выражение в разнообразии и вариативности форм внеклассных занятий, методов и приемов работы. Внеклассная работа не терпит шаблона, схемы, ей противопоказаны тесные рамки со строгими регламентациями. Развитие творческих возможностей ученика требует гибкой структуры внеклассных занятий. Этот принцип проявляется и в выборе приемов, цель которых привлечь внимание учащихся к определенной проблеме, настроить их на углубленное изучение, обогатить их новыми знаниями и т.д.
Учитывая этот принцип, учитель должен помнить: 1) занимательность влияет на психологические процессы учащихся; 2) учитель должен предельно ясно осознавать цели использования занимательности в каждом конкретном случае.
Все указанные принципы имеют разную силу, и опираться на них во внеурочной работе необходимо в совокупности.
IV.
Факультативные
занятия предназначены для
Задачи факультативных занятий:
Закреплять и усовершенствовать знания, которые учащиеся получают на уроках;
Развивать навыки и умения учащихся по предмету;
Пробуждать интерес к самостоятельному творчеству;
Прививать глубокий интерес к предмету, переходящий в профессиональный.
Задачи внеклассной работы во многом пересекаются с только что названными, хотя у факультативных занятий они уже определены более четко, выступают в практике работы концентрированно, в тесном взаимодействии друг с другом.
Внеклассные занятия начинаются задолго до организации факультативов, проводятся не только с целью удовлетворения и развития интересов школьника. Учитель справедливо видит в них средство, позволяющее ему закрепить знания и навыки, приобретенные детьми по определенной теме. Здесь так или иначе проявляется локальность. Не случайно для внеурочной деятельности по предмету не создано единых программ, а указываются лишь направления работы.
На внеклассных и факультативных занятиях два плана – личный (ученик и его интересы) и обязательный (школьная программа и ее требования). Реализуются они по-разному. Нормой для внеклассных занятий является совмещение этих планов, а для факультативных существенным оказывается преобладание первого (ученик и его интересы).
Внеклассная работа и факультативы сталкиваются обычно с разным уровнем интереса учащихся. Факультативные занятия – это занятия для увлеченных школьников, имеющих хорошую базу знаний. Внеклассная работа развивает интерес, увлеченность, желание работать в факультативе, пополнять знания по собственной инициативе.
Внеклассные
занятия в сравнении с