Курс лекций по "дидактике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 16:29, курс лекций

Описание работы

Термин «дидактика» происходит от греческих слов didaktikos – поучающий и didasko – изучающий. Впервые в педагогику этот термин ввел немецкий педагог Ратке, под которым он понимал «искусство учить». Научную разработку дидактики впервые осуществил Я.А. Каменский в своей книге «Великая дидактика»

Содержание

Содержание
Тема 1. Дидактика и ее основные категории 2
Тема 2. Процесс обучения 6
Тема 3. Методы обучения 11
Тема 4. Особенности организации домашней работы школьников и пути повышения ее эффективности. 16
Тема 5. Принципы обучения 21
Тема 6. Дифференциация обучения в условиях современной школы. 26
Тема 7. Дидактические основы проблемного обучения. 32
Тема 8. Формы обучения и их развитие в дидактике 37
Тема 9. Урок как основная форма организации учебной работы. 41
Тема 10. Другие формы организации учебной работы. 51
Тема 11. Школоведение 58
Тема 12. Виды обучения в современной дидактике 66

Работа содержит 1 файл

Курс лекций по дидактике.doc

— 635.50 Кб (Скачать)

      2. Связь с жизнью. Уроки должны помочь в выборе жизненного пути, в решении жизненных проблем.

      3. Доступность материала.

      4. Целенаправленность материала.

      5. Процесс поиска истины на уроке должен быть строго обоснованным, доказательны.

      6.Урок должен быть воспитывающим.

      Требования  к методической стороне урока:

    1. развитие интереса к знаниям;
    2. проблемность обучения;

      Проблемность  на уроке реализуется с помощью  исследовательского метода, частично-поискового и проблемного изложения материала.

    1. стимуляция учащихся к познавательной, творческой работе;
    2. многообразие методов, приемов изложения материала;
    3. использование наглядности и ТСО.

      К организационной стороне урока:

      1) рациональное использование каждой  минуты урока;

      2) индивидуализация обучения;

      3) начинать подготовку к каждому  уроку с планирования системы  уроков по данной теме.

      Требования  к структуре урока:

  1. правильно определить дидактические и воспитательные цели урока, его значение в системе уроков по теме (весь материал расчленяется на части, для каждой части определяется конкретная цель и продумываются оптимальные средства ее достижения);
  2. определить тип урока, продумать его композицию;
  3. связать с предыдущими и последующими;
  4. обеспечить систематический и разнообразный контроль знаний учащихся;
  5. продумать систему повторения и закрепления изучаемого материала;
  6. найти оптимальное место домашнему заданию, которое является продолжением данного урока.

      Требования  к домашним заданиям

  1. учить учиться;
  2. свободный выбор домашних заданий;
  3. творческий характер заданий;
  4. задание дается до звонка;
  5. оно должно быть интересным.

      Структура уроков

      Относительно  факторов, определяющих структуру урока единого мнения не существует. Считается, что все уроки должны иметь единую структуру и определяется это как полагающими уровнями преподавания, другие полагают, что структура уроков будет определяться уровнями учения. Главное, что определяет структуру урока, это цели, содержание, дидактические задачи, возраст учащихся, а также методы и средства обучения.

      Объясняется это прежде всего тем, что урок сегодня рассматривается не как  замкнутая, изолированная целостность, а как элемент системы, тесно связанный как с предыдущими, так и с последующими занятиями.

      На  любом уроке имеют место три  компонента:

  1. Вводно-мотивационный компонент. Учащиеся уясняют цель изучения, ее место, роль в общем образовании, ее теоретическое и практическое значение.
  2. Операционно-познавательный компонент. Учащиеся усваивают знания, овладевают умениями, входящими в содержание темы.
  3. Рефлексивно-оценочный компонент. На этом этапе происходит обобщение изученного учебного материала и подводятся итоги работы по теме.

      Главная цель – развить способность к обобщению и оценке.

      Критерии  хорошего урока.

  1. Это урок, где царит деловая творческая обстановка.
  2. Это урок, где желание школьников размышлять бьет ключом.
  3. Это урок, где они охотно вступают в диалог с учителем, друг с другом, авторами тех или иных теоретических концепций и положений, не боясь ничего.
  4. Это урок, где знания приобретаются усилиями мысли, а не одной памяти.
  5. Это урок, где дети живут интересной, содержательной жизнью, а для этого он должен отличаться яркой эстетико-эмоциональной и воспитательной целеустремленностью.
  6. Хороший урок отличается, как правило, тем, что он насыщен многообразием учебных ситуаций и каждая из них вызывает у учащихся множество вопросов, сомнений, удивление. Эти ситуации не только углубляют понимание школьников того, что изучается, но и одновременно наталкивает ученика на то, что он не понимает, учит его формировать вопросы к тому, что он не понимает и намечать пути преодоления непонимаемого.
  7. Хороший урок отличается тем, что методы, приемы, формы работы строго соответствуют содержанию и целям урока и обеспечивают его целостность, концентуальность, результативность

      От  чего зависит качество урока?

  1. От мастерства учителя.

      Его структура:

      а) гуманистическая направленность; (установка  на положительное отношение плюс эмпатическое понимание)

      б) профессиональные знания;

      в) педагогические способности;

      г) педагогическая техника, опирающаяся  на знания и способности; (умение управлять  своим поведением – организмом, эмоциями, настроением, речью и т.д., умение воздействовать на личность, класс, управлять учебно-воспитательным процессом, создать свою педагогическую технологию, свой проект педагогической системы, реализуемой на практике).

      2. От мотивированности учащихся на учение.

      Мотивация учения – это сложный процесс  создания таких условий, при которых стремление к учебной деятельности становится сильнее всех остальных влечений ученика. Мотивация учения выполняет три функции: побуждающую, направляющую (организующую) и смыслообразующую.

      Множество мотивов учения можно разделить  на 2 группы:

    1. Мотивы, связанные с особенностями конкретного ученика, с его отношением к учению и конкретному предмету
      • Разнообразные цели учения (приобретение знаний и умений для чего-либо, удовлетворение любознательности, осознанное расширение кругозора, культуры, поступление в вуз и т.д.);
      • Результаты учения (успех, удовольствие, одобрение, престиж);
      • Процесс учения (познавательный интерес, ощущение радости познания, возможность преодоления затруднения, самовыражение, радость общения).
  1. Мотивы, связанные с другими особенностями учения:
  • Авторитет конкретных лиц, стремление походить на них (личность учителя);
  • Стимулирующее воздействие методов обучения;

      Ученику необходимо предоставить право выбора своего метода активного постижения материала.

      Важно, чтобы в процессе работы на уроке школьник чувствовал себя не объектом педагогических воздействий, а самостоятельно и свободно действующей личностью. Сотрудничество, а порой и соавторство ученика и учителя способны объединить их интересы и усилия.

  • Интерес

      Интерес – это пробуждение мысли, начало активной деятельности. При наличии интереса знания усваиваются основательно. Санк-Петербургские ученые во главе с профессором Щукиной подсчитали, что интерес, как главный мотив учения, обеспечивает на 73% успех и эффективность учения.

      Нестандартные уроки.

      Я уже говорила, что за время учебы  ученик посещает 10 тыс. уроков. И чаще всего почти все они похожи как близнецы: опрос, объяснение, закрепление, домашнее задание. Какой уж тут интерес. Интерес, как известно, появляется когда  ученик вовлекается в общение, когда материал урока будоражит мысль, когда на уроке – диалог учителя и учеников, когда на нем созданы условия для выражения собственного «я» каждого ученика. И вот как раз все это позволяет сделать нестандартный урок.

      Уроки – редакции, уроки – собрания, уроки – КВН. Все эти уроки, хорошо организованные, подготовленные – праздник для учащихся. Иногда, правда, можно услышать, что подобные уроки – заигрывание с учениками, а школа – это не место для заигрывания, а процесс получения знаний – не забава, не игра, а тяжки, каждодневный труд.

      Однако, чтобы подготовить и провести нестандартный урок на хорошем уровне, надо много потрудиться. Обычно такой  урок проводится в конце изучения темы, возможны варианты таких уроков при знакомстве с писателями или поэтами. И он является итогом вашей каждодневной работы. Этот урок требует большой подготовки от учащихся (они отбирают материал, обрабатывают его, готовят наглядности, выполняют различные творческие исследовательские работы, часть функции учителя переходят к ученикам). И справиться со всем этим они могут лишь тогда, когда вы дали им базу знаний для этого, научили их. Только в этом случае будет праздник, а не фарс. Подготовиться к такому уроку намного сложнее.

      Как же соотносить стандарт и творчество в работе?

      Проблема  соотношения стандарта и творчества не нова. И в профессии учителя  отдать предпочтение одному и отказаться от другого невозможно.

      Творчество – это нестандартное выполнение той или иной задачи.

      Стандарт  – это то, что формализировано. В стандарте всегда сведено многое различное к единому типовому. Это позволяет наиболее экономно и рационально расходовать силы и энергию на что-то, выходящее за пределы стандарта.

      Стандарт  – это способ обобщения, отбора наиболее характерного. Если взглянуть на стандарт с точки зрения развития, то появление любого стандарта связано с творчеством. Образец будущего стандарта – наиболее творческое решение, отвечающее всем определениям творчества.

      Творческая  работа педагога постоянно связана  с использованием ряда впечатлений, жизненного опыта, со специальным поиском новых данных, с овладением интересными методами, формами, отбором наиболее эффективных для конкретного учителя, конкретного класса, конкретной обстановки.

      Овладение несколькими стандартами позволяет  учителю хорошо работать, но только в том случае, если они будут  использованы с учетом всех особенностей: аудитории, уровня подготовки класса, времени, места и т.д.

      Вот несколько алгоритмов игровой магии:

    1. Я переходил на таинственный шепот. Реакция детей: напряжение на лицах, внимание.
    2. Употребление выражений «впервые в жизни», «сказочно», «необыкновенно». Реакция: недоверие, знаем, мол.
    3. Выдача точных и потрясающих фактов: «За вами ночью заедет машина ТиЗ -69. Ничего не надо записывать. Цвет машины защитный. Шофер дядя Петя». Реакция: всех бросает в радостную дрожь, кто-то обнимает приятеля.
    4. «О родителях не беспокойтесь, они предупреждены и дали согласие» И снова – детали: «Мама Иванова дала согласие, а мама Петрова завтра в 12.00 скажет о своем решении». А теперь запоминайте, что нужно взять с собой. Реакция: восторг, ошарашенность, где это видано, сроду такого не было!.
    5. У нас мало времени на размышления. Кто не думает играть, пусть сейчас откажется. Реакция: все смотрят друг на друга, и в глазах: «Ни за что не откажусь!».
    6. «Кто сомневается в своих силах, пусть скажет «нет». Задания многим покажутся неинтересными, трудными. Реакция: сомкнутые губы, напряженные лица: «Как можно спрашивать? Готовы к любым заданиям?».
    7. «Я ничего от вас не скрываю: это игра, она требует выполнения правил. Реакция: не скептиков.

      Все эти приемы можно применять много  раз, но каждый раз по-разному, каждый раз нужно творчество.

      Таким образом, творчество создает стандарты  – алгоритмы как своего рода строго фиксированный порядок действий, но оно не является ни стандартом, ни алгоритмом, в нем оптимально используются ранее фиксированные варианты действий.

Информация о работе Курс лекций по "дидактике"