Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 16:29, курс лекций
Термин «дидактика» происходит от греческих слов didaktikos – поучающий и didasko – изучающий. Впервые в педагогику этот термин ввел немецкий педагог Ратке, под которым он понимал «искусство учить». Научную разработку дидактики впервые осуществил Я.А. Каменский в своей книге «Великая дидактика»
Содержание
Тема 1. Дидактика и ее основные категории 2
Тема 2. Процесс обучения 6
Тема 3. Методы обучения 11
Тема 4. Особенности организации домашней работы школьников и пути повышения ее эффективности. 16
Тема 5. Принципы обучения 21
Тема 6. Дифференциация обучения в условиях современной школы. 26
Тема 7. Дидактические основы проблемного обучения. 32
Тема 8. Формы обучения и их развитие в дидактике 37
Тема 9. Урок как основная форма организации учебной работы. 41
Тема 10. Другие формы организации учебной работы. 51
Тема 11. Школоведение 58
Тема 12. Виды обучения в современной дидактике 66
проведение конкурсов «Учитель года», требующих также анализа и сопоставления профессионализма учителей.
Таким образом, во многих ситуациях нужны показатели, критерии, оценки профессиональной компетентности учителя.
Три основные стороны труда учителя – это педагогическая деятельность, педагогическое общение и личность.
Личность учителя является стержневым фактором труда учителя, определяющим его профессиональную позицию в педагогической деятельности и педагогическом общении. В ходе труда учителя три его стороны вступают в сложные диалектические отношения друг с другом, когда каждая из них является то предпосылкой, то средством, то результатом развития другой (например сначала сама личность является условием, приспосабливается к требованиям профессиональной деятельности и педагогического общения, а затем сама строит и развивает их).
Педагогическая деятельность – это «технология» труда учителя.
Педагогическое общение – климат и атмосфера этого труда.
Личность – ценностные ориентации, идеалы, внутренние смыслы работы учителя.
Профессиональная компетентность предполагает сформированность в труде учителя всех этих трех сторон.
Соотношение этих сторон может быть представлено следующим образом:
Учитель как субъект педагогического труда
Личность
учителя
Учитель как субъект пед деят.-ти учитель как субъект пед. общения
Осуществление педагогической деятельности, педагогического общения, самореализация личности учителя составляет процесс его труда. Но труд учителя определяется и его результатами: теми изменениями в развитии учащихся, которые возникают под влиянием его труда. Таким образом, обученность (и обучаемость), воспитанность (и воспитуемость) школьников составляют еще две стороны труда учителя.
Итак, профессионально компетентным является тот труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, в котором достигаются хорошие результаты в обученности и воспитанности школьников.
Компетентность учителя определяется также соотношением в его реальном труде того, каковы его профессиональные знания и умения, с одной стороны, и профессиональные позиции, психологические качества – с другой.
Профессиональные знания учителя – это сведения из педагогики, психологии о сущности труда учителя, об особенностях педагогической деятельности и общения, личности учителя, о психическом развитии учащихся, их возрастных особенностях и т.д.
В профессиональных знаниях учитель черпает эталоны для своего индивидуального профессионального развития.
Педагогическое умение – это педагогические действия (воздействия) учителя. Это действия, выполненные на достаточно высоком уровне.
Профессиональные
психологические позиции
Профессиональная позиция выражает также профессиональную самооценку, уровень профессиональных притязаний учителя. Профессиональная позиция тесно связана с мотивацией учителя, с осознанием смысла своего труда.
Удельный вес составляющих профессиональной компетентности неодинаков. Одни из них являются приоритетными, другие – средствами достижения результата.
Различают: учителей – с 3 Д
2 категории присваивают в школе
План
Традиционное обучение.
дидактические основы проблемного обучения.
Дифференцированное обучение в условиях современной школы.
Развивающее обучение: история и современность.
Модульное обучение, его структурные компоненты.
Программированное
обучение и условия его реализации.
Вступительное слово.
Итак, мы продолжаем разговор об особенностях организации процесса обучения в школе. Вы уже знаете сущность процесса обучения, принципы и методы обучения, формы обучения и формы его организации.
Но, к сожалению, не всегда эти знания позволяют учителю эффективно организовать обучение учащихся в школе, повысить его качество. Сегодня нам предстоит познакомиться с еще одной дидактической проблемой, вечной проблемой, ибо на протяжении многих веков человечество пытается ответить на вопрос: каким образом учить детей, как организовать обучение, чтобы знания учащимися усваивались без излишнего принуждения, с интересом и качественно. Иными словами речь сегодня и на следующей лекции пойдет о видах обучения.
Цель лекции:
познакомиться с основными
Литература
1.Самый древний вид обучения традиционный или объяснительно-иллюстративное. Его основоположником и теоретиком считается Гербарт.
Традиционное обучение предполагает систему работы учителя, в основе которой информирование, просвещение учащихся и организация репродуктивных действий обучающихся по формированию общеучебных умений и навыков.
– Охарактеризуйте действия учителя и учащихся в рамках традиционного обучения (см.таблицу).
Характерные черты традиционного обучения.
Достоинства Недостатки
данного
вида обучения
1. Систематичность 1. Пассивная роль ученика, деятельность которого репродуктивна
2. Экономичность 2. Единообразие содержания обр.
3. Ориентация на среднего ученика
–
Как данный вид обучения реализуется
на практике?
2. Проблемное обучение
Известно со времен Сократа. Именно он является родоначальником сократического метода обучения. Сократ во время организации дискуссий старался поставить собеседнику так вопрос, чтобы он вызвал у него затруднение и последующую за этим активность мысли. Этим же методом пользовались в пифагортской школе, сложные проблемные вопросы ставили и софисты.
«Великая дидактика» Я. Коменского содержит указание на необходимость «воспламенять в мальчике жажду знания и пылкое усердие к учению» Его работа направлена против словесно-догматического обучения, которое учит «мыслить чужим умом».
За развитие умственных способностей ребенка и внедрение в обучение исследовательского подхода вел борьбу и французский философ Ж.-Ж. Руссо. «Сделайте вашего ребенка внимательным к явлениям природы. Ставьте доступные его пониманию вопросы и представьте ему решать их. Пусть он узнает не потому, что вы сказали, а потому, что сам понял..» Этот исторический экскурс можно было бы продолжить. Но, мне думается, что уже приведенной информации достаточно, чтобы определить сущность проблемного обучения. Попытайтесь это сделать.
Итак, под проблемным обучение следует понимать дидактическую систему, основанную на закономерностях творческого усвоения знаний и способов деятельности, включающую специфическое сочетание приемов преподавания и учения, которому присущи черты научного поиска.
Давайте посмотрим, какие действия в ходе проблемного обучения должен совершать учитель, а какие – ученик (см. таблицу).
Исходя из этого, мы можем сделать вывод, что в основе проблемного обучения лежит проблемная ситуация.
Ситуация называется проблемной, когда мысль сталкивается с противоречием, объяснение и разрешение которого требует самостоятельного мыслительного поиска и открытия новых знаний.
Для создания проблемной ситуации мало только предложить вопрос или сформулировать проблему, нужно чтобы она была принята учащимися, чтобы они ощутили потребность в ее разрешении.
Способы создания проблемных ситуаций (на материале литературы)
Сопоставление различных мнений об одном и том же. (Например, кто прав в оценке Катерины Добролюбов или Писарев?).
Иногда можно предложить учащимся суждение одного критика, но проблемная ситуация возникнет, если это мнение противоречит впечатлениям самих учащихся. (например, можно ли согласиться с Добролюбовым в оценке Катеоиры?).
Проблемные
ситуации возникают на основе выявления
противоречий в самом учебном
материале. (Например, кто Чацкий: победитель
или побежденный?).
Приведите свои
примеры организации
Достоинства Недостатки
1.Развитие у
школьников мыслительных 1.
способностей, творчества, самостоятельности материала в виде пробл.задач
2.Формирование интереса к учению и к 2.Неподготовленность учителей
предмету к организации проблемного обуч.
3. Неподготовленность учащихся к работе
3. Дифференцированное обучение
Целесообразность дифференцированного подхода к учащимся в процессе обучения отмечали мыслители, педагоги разных времен. Так, римский мыслитель Марк Фабий Квинтилиан в сочинении «Воспитание оратора» отмечает: «Справедливо вменяется в достоинство учителя, когда старается он замечать в своих учениках различие умов и узнавать, кто к чему способнее от природы».
Я.А. Коменский указывал на различия в развитии учащихся, на необходимость строить учебный процесс так, чтобы концентрировать внимание на оказании помощи учащимся при усвоении знаний. Он советовал делить учеников в зависимости от способностей на 6 разрядов и указывал пути преодоления трудностей каждой группой учащихся.
Известный немецкий педагог Адольф Дистервег подчеркивал: «Одному ребенку легче дается отвлеченное мышление, другому доступнее чувственное познание, третий схватывает истину скорее благодаря картине или рассказу..» В этом отношении следует считаться с различиями детской природы и содействовать ее своеобразному развитию».