Курс лекций по "дидактике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 16:29, курс лекций

Описание работы

Термин «дидактика» происходит от греческих слов didaktikos – поучающий и didasko – изучающий. Впервые в педагогику этот термин ввел немецкий педагог Ратке, под которым он понимал «искусство учить». Научную разработку дидактики впервые осуществил Я.А. Каменский в своей книге «Великая дидактика»

Содержание

Содержание
Тема 1. Дидактика и ее основные категории 2
Тема 2. Процесс обучения 6
Тема 3. Методы обучения 11
Тема 4. Особенности организации домашней работы школьников и пути повышения ее эффективности. 16
Тема 5. Принципы обучения 21
Тема 6. Дифференциация обучения в условиях современной школы. 26
Тема 7. Дидактические основы проблемного обучения. 32
Тема 8. Формы обучения и их развитие в дидактике 37
Тема 9. Урок как основная форма организации учебной работы. 41
Тема 10. Другие формы организации учебной работы. 51
Тема 11. Школоведение 58
Тема 12. Виды обучения в современной дидактике 66

Работа содержит 1 файл

Курс лекций по дидактике.doc

— 635.50 Кб (Скачать)

      Урок  – очень сложный организм учебного процесса, ибо успех его зависит  от множества факторов:

    1. от самого учителя (уровня его знаний, профессиональной подготовки, общего уровня его культуры);
    2. от учеников (их способностей, склонностей, степени интереса к предмету и личности учителя.
    3. от эмоционального фона в классе во время урока;
    4. психологического климата (этот климат устанавливает учитель. На уроке он должен следить за реакцией  учеников, видеть понимание и непонимание изучаемого материала, при необходимости усилить экспрессию при объяснении, подчеркнуть строгую логичность. Наконец эмпатия. Установка на эмпатическое понимание.);
    5. от педагогического такта учителя. (Педагогический такт – это естественность и простата в обращении без фамильярности, серьезность тона без натянутости, ирония и юмор без насмешливости, требовательность без мелочной придирчивости, доброжелательность без заласкивания, деловой тон без раздражительности, своевременность воспитательного воздействия без поспешности.
    6. от целостности и логической взаимосвязи уроков. (Даже самый хороший урок не решает задач обучения, если он не является логическим продолжением всей системы уроков. Яковлев в книге «Методика и техника урока в школе» пишет: «Ваш урок – это непосредственное продолжение и развитие тех идей, которые были усвоены учащимися раньше и в то же время это ступенька к будущим знаниям».
    7. Зависит урок и от творческого самочувствия учителя, от его настроения. (учитель должен быть настроен на урок. Настроение его должно соответствовать тому, что он будет изучать на уроке);
    8. от целенаправленности и целостности (концептуальности) урока. (Готовясь к уроку, учитель должен давать себе отчет в том, к осознанию каких идей он подводит учащихся, чего он хочет добиться в развитии своих учеников, их внимания, наблюдательности, памяти, мышления и т.д. Кроме целей образовательных и развивающих урок должен нести и воспитательную нагрузку.
 

      2.

      В дидактике существуют различные  подходы к классификации уроков. В зависимости от того, какие признаки считаются основополагающими, предлагаются разные варианты типологии уроков. Так, в зависимости от способов проведения уроков, различают уроки – беседы, уроки-лекции, уроки практических занятий, киноуроки и т.д. По характеру познавательной деятельности учащихся различают: уроки первичного восприятия фактов, уроки образованье понятий и др. По степени самостоятельности работы учащихся: уроки работы учителя с классом, уроки самостоятельной работы и т.д.

      По  основным дидактическим задачам  и месту уроков в их общей системе  выделяют:

  • уроки овладения учащимися новыми знаниями (на них происходит накопление фактического материала, наблюдение, изучение явлений и процессов, осмысление и формирование понятий(;
  • уроки формирования и совершенствования умений и навыков;
  • уроки обобщения и систематизации знаний;
  • уроки повторения, закрепления или комплексного применения знаний, умений и навыков;
  • контрольно-проверочные уроки;
  • комбинированные уроки (на них одновременно решаются несколько дидактических задач).

      Сторонниками  этой классификации являются дидакты  Есинов Б.П., Болдырев Н.И., Щукина Г.И., Онищук В.А., Бабанский Ю.К.

      Харламов  И.Ф., беря за основу классификацию уроков, предложенную К.Д. Ушинским, предлагает свою. Он выделяет: 1. уроки смешанные или комбинированные;

      2.уроки  сообщения новых знаний;

    1. уроки закрепления изученного материала
    2. уроки повторения, систематизации и обобщения изученного материала;
    3. уроки проверки и оценки знаний.

      По  какому признаку классифицирует уроки Харламов? (по дидактическим задачам и логике учебного процесса).

      Перечисленные типы урока в «чистом» виде в школьной практике встречаются редко. Как  правило в ходе отдельных уроков осуществляются сразу все функции, причем доминирует один, например объяснение нового материала. Остальные функции носят вспомогательный характер, например проверка знаний выступает в качестве условия подготовки к проработке с учащимися новой темы. В связи с этим проблема типологии уроков, их систематизации является довольно сложный и и не имеет единого решения.

      Рассмотрим  каждый тип урока.

      Комбинированные уроки

      Структура комбинированного урока.

  1. Организационный момент:

      а) проверка готовности к уроку (книга, дневник, тетрадь);

      б) организация внимания;

      в) постановка целей, задач урока.

  1. Повторительно – обучающая работа:

      а) фронтальную работу;

      б) опрос;

      в) тренированные упражнения с целью  проверки домашнего задания.

      III. Объяснение нового материала:

      а) слово учителя;

      б) показ наглядных пособий;

      в) работа с таблицами, алгоритмами, опорными конспектами;

      г) составление планов, тезисных конспектов.

      IV. Закрепление знаний, умений, навыков:

      а) тренировочные упражнения;

      б) проблемные задания;

      в) лабораторные задания;

      г) исследовательская задача.

      V. Домашнее задание:

      а) ученики должны будут подготовлены к его выполнению;

      б) оно должно включать в себе элементы творчества.

      VI. Подведение итогов.

      При подготовке такого урока учитель  должен помнить о его концептуальности, целостности.

      Уроки сообщения новых  знаний.

      Лекции. Они посвящаются главным образом работе над новым материалом. Проводятся преимущественно в старших классах при изучении объемного материала. Однако надо помнить, что в школе «чистой» лекции не бывает. По временной продолжительности она может длиться 20 минут. Урок – 45 минут.

      Как же строится лекция в школе?

      I. Организационный момент.

      II. Постановка целей и задач лекции, знакомство с планом (если это не входит в задачу учащихся составить таковой).

      Какие задачи может поставить учитель  перед учащимися:

      а) составить тезисный конспект лекции;

      б) составить план лекции;

      в) расширить существующий простой  план лекции;

      г) ответить на проблемный вопрос в процессе конспектирования лекции;

      д) могут быть более узкие задачи:

      определить  и законспектировать основные положения  эстетической теории Чернышевского, например.

  1. Изложение лекционного материала:

      а) излагаться он должен доступно, эмоционально, красочно, наглядно. При необходимости  и возможности с использованием технических средств, наглядных  пособий;

      б) в процессе изложения учитель  может беседовать с учащимися, тем самым активизировать их мыслительную деятельность, внимание. Отдельные положения можно просить повторить учащихся вслед за учителем;

      в) некоторые вопросы лекции можно  заранее поручать готовить учащимся;

      г) заканчивается лекция обобщением материала, краткой фронтальной беседой с целью выяснения уровня усвоения материала, выполнения задания.

      У отдельных учащихся можно взять  лекцию на проверку.

      IV. Домашнее задание.

      Виды  лекций

    1. Вступительная
    2. Тематическая
    3. Обзорная
    4. Проблемные

      По  литературе выделяют лекции:

  1. По обзорной теме
  2. Обобщающие лекции
  3. О биографии писателя
  4. Лекция при изучении произведений
  5. Лекция по теоретико-литературной проблеме

      Требования  к лекции

  1. научность;
  2. целостность;
  3. мастерство исполнения

      а) легко воспринимается

      б) выразительность

      в) коммуникативность (действие на ум и  чувства)

      г) эмоциональность

      Уроки закрепления изучаемого материала

      Проводятся  после изучения отдельных тем.

      Структура уроков закрепления изучаемого материала

      I. Организационный момент

      II. Фронтальная беседа по теме

      III. Закрепление (Оно включает различные тренированные упражнения по изучаемой теме)

  1. Домашнее задание.

      Уроки повторения, систематизации и обобщения изученного материала

      Проводятся  в конце года, когда пройден  весь учебный материал или в конце  большой темы. Это могут быть уроки-семинары, уроки-конференции. Их цель – активизировать самостоятельную работу учащихся, стимулировать к более глубокому усвоению учебного материала. Для этих уроков учитель обычно заранее дает вопросы, задания, список литературы для подготовки.

      К конференции учащиеся готовят доклады, выступления, приглашают интересных людей, гостей, оформленный зал, класс, где  проводится конференция.

      Структура семинара

      I. Вступительное слово учителя

      II. Постановка проблемы

      III. Выступление учеников по вынесенным проблемам

      IV. Каждое выступление сопровождается вопросами класса к выступающему

      V. Выступление оппонентов у каждого докладчика.

      VI.Выступление арбитров (они делают уточнения).

      VII. Заключительное слово учителя:

      а) обобщить все

      б) оценить учащихся не только оценкой, но и с точки зрения интеллектуального роста, развития их умений.

      Уроки проверки и оценки знаний.

      Проводятся  после изучения тем, разделов учебной  программы.

      Как проверяются знания:

      а) контрольные работы

      б) различные виды опроса (письменные, устные)

      в) зачеты (групповые, тематические)

      г) общие смотры 

      3.

      Требования  к современному уроку.

      К содержанию урока:

      1. Научность содержания. Учитель отвечает за достоверность фактов, которые он дает на уроке. Он сообщает факты уже апробированные наукой. Факты даются не изолированно, а во взаимосвязи, взаимодействии. Учащиеся должны знакомиться с современными научными проблемами, новинками в различных областях знаний.

Информация о работе Курс лекций по "дидактике"