Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 16:29, курс лекций
Термин «дидактика» происходит от греческих слов didaktikos – поучающий и didasko – изучающий. Впервые в педагогику этот термин ввел немецкий педагог Ратке, под которым он понимал «искусство учить». Научную разработку дидактики впервые осуществил Я.А. Каменский в своей книге «Великая дидактика»
Содержание
Тема 1. Дидактика и ее основные категории 2
Тема 2. Процесс обучения 6
Тема 3. Методы обучения 11
Тема 4. Особенности организации домашней работы школьников и пути повышения ее эффективности. 16
Тема 5. Принципы обучения 21
Тема 6. Дифференциация обучения в условиях современной школы. 26
Тема 7. Дидактические основы проблемного обучения. 32
Тема 8. Формы обучения и их развитие в дидактике 37
Тема 9. Урок как основная форма организации учебной работы. 41
Тема 10. Другие формы организации учебной работы. 51
Тема 11. Школоведение 58
Тема 12. Виды обучения в современной дидактике 66
Литература
Успех учебно-воспитательной работы зависит не только от использованных в ней методов, но и от организационных форм этой работы.
Формы в свою очередь определяются: 1) целями и задачами обучения; 2) количеством обучаемых учащихся; 3) особенностями отдельных учебных предметов; 4) местом и временем работы учащихся; 5) материально-технической обеспеченностью школы.
Таким образом, выбор организационных форм, как и методов обучения зависит от многих факторов. Однако если методы обучения отвечают на вопрос, как учить в определенных условиях (на ур. лит., матем., истории, на экскурсии и т.д.), то формы определяют, каким образом должна быть организована эта работа с учетом того, кто, где, когда и с какой целью обучается.
Форма (от лат. слова forma означает наружный вид, внешнее очертание).
Как
дидактическая категория форма
обучения обозначает внешнюю сторону
организации учебного процесса, которая
связана с количеством обучаемых учащихся,
временем и местом обучения, а также порядком
его осуществления.
2.
К
числу главных оснований
По количеству учащихся различают индивидуальные и коллективные формы организации их работы.
Применительно к месту работы эти организационные формы обучения обычно делят на школьные занятия (учеба в классе во время урока, работа в лаборатории, в мастерской и т.д.), а также внешкольные формы работы (дом. работа, экскурсия и т.п.).
С учетом времени работы учащихся можно говорить о классных и внеклассных занятиях. Первые происходят на уроках, отсюда и их название, а вторые – во время, выходящее за пределы классных занятий. Внеклассные занятия могут проводиться как в школе (например, в школьном музее, в литературной гостиной и т.д,), так и за ее пределами в виде внешкольных занятий.
Наиболее типичные формы организации учебного процесса в современной школе, исходя из оснований для их классификации следующие:
Рассмотри их.
Индивидуальная форма обучения – это самая старая форма учебного процесса. С ней мы встречаемся в глубокой древности. Ребенку нанимали педагога, и он с ним работал. Это форма непосредственного индивидуального обучения. Сущность такой индивидуальной формы работы заключается в том, что индивидуально, пользуясь непосредственной или косвенной помощью преподавателя. Примером непосредственных индивидуальных контактов учителя и учеников может служить репетиторство. Изучение учебника представляет собой один из примеров помощи, оказываемой учащемуся учителем косвенным образом.
Несомненным преимуществом непосредственного индивидуального обучения является то, что оно позволяет полностью индивидуализировать содержание, темп учебы, осуществлять постоянный и более полный контроль как над ходом, так и над результатом работы учащихся. Эффективность такой формы обучения, как правило, очень высока.
Главным недостатком индивидуальной формы обучения является отсутствие возможности у обучающихся сотрудничать со своими ровесниками, не вырабатывается умение работать в коллективе и с коллективом.
Именно в связи с этим непосредственное индивидуальное обучение было подвергнуто острой критике уже в XVI столетии.
В настоящее время индивидуальная форма обучения существует исключительно как репетиторство. Кроме того, индивидуальное обучение стало формой, дополняющей коллективное обучение, которое составляет основу нашей школы.
О пользе индивидуального обучения как формы дополняющей коллективное обучение писали всегда очень много. Так, выдающийся римский мыслитель Марк Фабий Квинтилиан в сочинении «О воспитании оратора» указывает на разные способности, таланты, качества ума учащихся и подчеркивает: «Справедливо вменяется в достоинство учителю, когда старается он замечать в своих учениках различие умов и узнавать, кто, к чему способен от природы».
Ян Амос Коменский со свойственной ему проницательностью писал, что тот наставник добьется успеха, кто будет преподавать сообразно степени восприимчивости и способности учащихся». В зависимости от способностей он делит своих учеников на 6 разрядов, групп и указывает пути индивидуальной работы с ними.
Адольф
Дистервег, немецкий педагог-исследователь,
подчеркивал: «Одному ребенку легче
дается отвлеченное мышление, другому
доступнее чувственное
В XVI веке с развитием ремесел, торговли появились новые потребности в образовании. В этот период провозглашается непригодность индивидуальной формы обучения. Жизнь требовала больше квалифицированных специалистов, а индивидуальное обучение много их дать не могло. Тогда и возникает концепция коллективной формы обучения. Разработал ее немецкий педагог Иоганнес Штрум, а теоретически обосновал и популяризировал Ян Амос Коменский.
В результате была разработана классно-урочная система как основная форма коллективного обучения.
Характеристика классно-урочной системы:
Преимущества классно-урочной системы:
Недостатки:
К чему привели эти недостатки мы сегодня знаем: снижение престижа знаний, инвалирование личности учащегося, дефицит творческих личностей.
В чем это проявляется?
1.
В индивидуализации через
2. Индивидуализация темпа работы учащихся. Приспособление темпа работы в школе и возможность каждого ученика.
3.
Индивидуализация через
Преодолеть
слабые стороны коллективного обучения
позволяет и групповое
Признаки группового обучения:
Так, например, творчество Ф.Достоевского изучается следующим образом:
1-2 уроки «Человек, который весь борьба» (Л. Толстой), метод – лекция; форма – коллективная.
3
– урок отзывов и оценок
«Роман Ф.Достоевского «
4
урок – размышление «Вопросы
жизни на страницах романа
Ф.Достоевского», метод –
5
урок – иллюстрирование с элементами
монтажа, метод – объяснительно-
6
урок – исследование. «Преступление
Раскольникова: бунт, ошибка, безумие?».,
метод – исследования, форма –
групповая (работает группа
7-8
уроки – защита собственной
концепции. «Мой взгляд на
План
1. Урок в современной школе.
2. Классификация уроков. Типы уроков.
3.
Требования к современному
4. Мотивация учения и ее роль в процессе обучения.
5.
Стандарт и творчество на
Литература
Учебные
пособия.
Урок – это основной элемент классно-урочной системы. Он является коллективной формой организации обучения и оказывает влияние на весь ход обучения.
М.Скаткин
в статье «Требования к современному
уроку» так определяет урок: «Урок
– это более или менее