Коммуникативный подход к обучению монологической речи в средней школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2011 в 22:00, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является определение роли монологической речи в процессе формирования коммуникативной компетенции на уроке иностранного языка.


Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Рассмотреть приемы коммуникативного подхода к обучению иностранным языкам
Изучить монологическую речь как вид речевой деятельности
Определить цели, задачи и способы обучения монологической речи в средней школе
Разработать план урока по обучению монологической речи.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….. 3

Глава 1. Теоретические основы обучения монологической речи

Коммуникативный подход к обучению иностранным языкам ………. 5
Монологическая речь как вид речевой деятельности. Цели и задачи обучения монологической речи ………………………………………. 10


Глава 2. Методика обучения монологической речи с использованием коммуникативного подхода

2.1. Приемы коммуникативного подхода ………………………………… 13

2.2. Способы обучения монологической речи …………………………… 17

2.3. Комплекс упражнений по обучению монологической речи ………. 19


ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….. 21

БИБЛИОГРАФИЯ ………………………………………………………….. 22

ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 52.94 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 

  2.2. Способы обучения монологической речи.  

      В обучении монологической речи  в методике приняты два пути:

    1) исходной единицей обучения является законченный текст образец;

    2) исходной единицей является  предложение, отражающее элементарное высказывание. 

Технология  обучения монологической речи на основе текста-образца.

    Монологическая  речь текстового уровня – это текст, состоящий из нескольких микромонологов, характеризующийся смысловой и языковой связностью и композиционной завершенностью.

    Особое  внимание уделяется максимальному «присвоению» содержательного плана текста, его языкового материала и композиции, т.е. всего того, что может быть использовано затем в текстах, которые будут строить сами учащиеся, создавая свои монологи.

  1. Знакомство учащихся с текстом, максимальное присвоение содержательного плана текста.

   Задания: ответить на вопросы, составить план, программу пересказа.

  1. Разнообразные пересказы исходного текста (сначала близко к тексту, затем от имени действующих лиц)

   Выделяют  следующие виды пересказа:

   Сжатый  – компрессия исходного текста, в процессе которой опускаются как отдельные части, так и отдельные предложения.

   Выборочный – вид пересказа, при котором выбираются и воспроизводятся определенные сведения в соответствии с заданной коммуникативной задачей.

   Расширенный – пересказ исходного текста с включением информации, полученной из других источников.

  1. Изменение ситуативных условий, т.е. исходный текст полностью перерабатываются. Тексты-монологи учащихся становятся мотивированны и личностно окрашены.

Технология  обучения монологической речи на основе сверхфразового единства (на ситуативной  основе) 

      Предполагается развертывание высказывания от элементарной единицы-предложения к законченному монологу.

  1. Предлагаются задания, стимулирующие короткие высказывания учащихся по ситуации.
  2. Конкретизация и уточнение сказанного, что ведет за собой нарастание объема высказывания каждого учащегося.
  3. Этап самостоятельного развернутого высказывания. В речь учащихся включаются элементы аргументации, оценки, характеризуются причинно-следственные отношения.
 

    Монологическая  речь может быть разного уровня: 1. уровень фразы, 2. уровень сверхфразого единства, 3. уровень связного текста

    Речевая единица любого уровня обладает присущими  ей трудностями овладения: для уровня фраз — синтаксические, для уровней  сверхфразового единства и текста —  логико-синтаксические.

    Высказывание  любого уровня характеризуется определенными  параметрами, среди которых есть и общие, и специфические для каждого из уровней. Уровень сверхфразового единства составляет всю сложность обучения на этапе развития речевого умения и является ключом к овладению им. Монологическое высказывание на уровне сверхфразового единства можно рассматривать как деятельность (процесс) и как продукт. И в том и в другом случае монологическое высказывание характеризуется разными параметрами. Как деятельность оно всегда целенаправленно, связано с коммуникативным мышлением, с общей деятельностью человека, с личностью говорящего, оно ситуативное, эвристично и проходит в определенном темпе. Как продукт монологическое высказывание всегда информативно, продуктивно, выразительно, структурно, логично, целостно. 

  2.3. Комплекс упражнений  по обучению монологической речи

  Данный  комплекс упражнений разработан для  обучения монологической речи на основе текста-образца по материалам  учебного пособия для 11 класса И.И. Пановой  «Английский язык». (См. Приложение)

  1. этап введения речевого материала
    1. Read the text and find the sentence which is the theme.
    1. Answer the questions:
    2. What sport activity is most popular with the British?
    3. What sports are the British keen on?
    4. Why does sport attract millions of people?
    5. What are the most popular British games?
    6. What is the culminating event of the football season?
    7. What is the most famous tennis tournament in Great Britain?
    8. What sport activity do both teenagers and grown-ups enjoy?
    9. Where are good conditions for winter sports in Britain?
    10. Put the points of the plan in the correct order.
    • The British are considered to be a sport loving nation.
    • The so-called “sporting spirit” of a person.
    • The most popular sport activities.
    • The origin of some sports.
    • Football and the British.
    • Cricket is a national sport.
    1. Let’s try to formulate the main idea of the text.
    1. Look through the text and write out the words that denote enumeration.
    2. Put the sentences according to the text.
    3. We should all try to become “good losers” and accept our disappointments cheerfully.
    4. The British are known to be great sport-lovers.
    5. The Cup Final played in London is the culminating event of the football season.
    6. Horse racing is extremely popular in Great Britain.
    7. England is the home of several kinds of sports.
  1. Этап тренировки
  1. Extend the phrases given on the board.
  2. Great sport-lovers
  3. The most popular activity
  4. A popular leisure activity
  5. Originated in Britain
  6. “sporting spirit”
  7. To become “good losers”
  8. Played mainly by amateurs
  9. Look trough two first paragraphs and tell why the British are considered to be a sport-loving nation.
  10. Using the text say everything you know about the history of football.
  11. Say about the British idea of a sportsman using the following key words: to be interested in sport, to play any game, sporting spirit, to develop,  to overcome hard knocks of life, the ability to win without boasting, to become good losers.
  1. Этап активизации

Imagine: you are sportsmen. The action takes place at the conference before the Olympic games. Prove that this or that kind of sport should be included into the  programme of the Olympic Games. 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Результатом данного исследования можно считать  следующие выводы:

  1. Формирование умений монологической речи – приоритетное направление школы в обучении иностранному языку, осуществляющееся с учетом возрастных особенностей детей, имеющее конечной целью заложить основы умений связно и логично излагать свои мысли.
  2. Теоретические основы и методические приемы по формированию монологической речи достаточно разработаны в научной и методической литературе.
  3. Для систематизации работы по формированию монологического высказывания необходим методически правильно подобранный комплекс упражнений, использование и сочетание нетрадиционных и традиционных форм организации учебной деятельности, непрерывность и последовательность в изложении материала. Важно, чтобы учащиеся осознали реальную возможность пользоваться языком как средством общения.
  4. Целенаправленная и систематическая работа по формированию монологической речи способствует значительному росту умения правильно выражать на данном языке свои мысли в условиях решения достаточно сложных мыслительных задач.
  5. Для того чтобы заинтересовать учащихся, пробудить их мотивацию к монологическому высказыванию, упражнения по формированию монологического высказывания должны быть разнообразными, интересными, увлекательными.
 
---
 
 
 

     БИБЛИОГРАФИЯ 

  1. Выбор методов  обучения в средней школе /  Ю.К.Бабанский; под общей редакцией Ю.К. Бабанского – М.: Педагогика, 1981.
  2. Зимняя, И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. – М., 1989.
  3. Колкер Я.М. Практическая методика обучения иностранному языку - М., 2000.
  4. Коммуникативность обучения – в практику школы/ под редакцией Е.И. Пассова. - М.: Просвещение, 1985.
  5. Мильруд Р.П., Максимова И.Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе – 2000 - №5. – С.17
  6. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. – М.: Просвещение, 1991. – 223 с.
  7. Рахманина М.Б. Типология методов обучения иностранным языкам. - М., 1998.
  1.   Бим И.Л. Теория и практика обучения иностранному языку в средней школе - М., 1988.
  1.    Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе, - М., 1991.
  2. Методика/ Под ред.А.А. Леонтьева.- М., 1988.
  3. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. – М., 1988.
  4. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. – М., 1989.
  5. Рогова Г.В. «Методика обучения английскому», Л., 1995.
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Sports and Pastimes in Great Britain

   The British are known to be great sports-lovers. According to the latest figures the most popular activity of all is walking: 35 million British people regularly walk two miles or more. More energetically, ten million people go to keep-fit classes or take part in aerobics or yoga and half as many do some kind of weight training in a gym. Nine million people go cycling and four million go jogging and the same number play golf. Other popular sports are bowling (six million), badminton (five million), tennis (four million) and squash (three million). Less actively, twelve million play snooker or pool, seven million play darts. For three million fishing is a popular leisure activity.

   England is the home of several kinds of sport. Many of the games now played all over the world originated in Britain. The English proverb "All work and no play makes Jack a dull boy" does not mean that play is more important than work. It means that Jack will do his work better if he plays as well, so he is encouraged to do both. Certainly, in ordinary times, the average Englishman is more interested in games and sport than in politics. The average schoolboy may not be able to tell you the name of the Minister of Foreign Affairs, but he is able to tell you which team won the football championship last year and who is the present boxing champion.

   What is the British idea of a sportsman? He is one, of course, who is interested in sport. But that is only one meaning of the word. Even if a person is not interested in any sport and has no opportunity to play any game, he may be called a sportsman if he has the so-called "sporting spirit". The "sporting spirit" is something that playing games develops in people. It is the ability to overcome hard knocks of life without getting angry, the ability to smile in times of danger, the ability to win without boasting afterwards and to lose without complaining. We should all try to become "good losers" and accept our disappointments cheerfully. Everyone has disappointments at some time or other.

   Various kinds of sports are encouraged in all British schools, universities and clubs.

   Other popular outdoor sports (field sports) that are popular on the British Isles include hunting, shooting, fishing, horse racing, motor racing and certainly football, cricket, golf and tennis. Popular indoor games are billiards, darts, chess and draughts.

   Football, which originated in Britain, has become the most popular game in the world and is played in nearly all countries. There is another game called rugby football, so called because it started at Rugby, a well-known English school. In this game the players may carry the ball. Rugby is also very popular, but it is played mainly by amateurs. This game is played by teams of 15 men with an oval ball and it's often considered to be a violent game. There is also an American kind of football different again from the other two. Hockey is not very popular in England. Tennis has become an international game. The world championships are held each year in the Davis Cup Competition. A great number of people play and watch tennis. Among many tournaments the most famous is the one in Wimbledon.

   Another game which attracts great attention is soccer (European football). There are plenty of amateur and professional soccer clubs in every town. The Cup Final played in London is the culminating event of the football season.

   One of the most popular British games is cricket, which foreigners can hardly understand. Cricket is sometimes called the national game of England. It's a game played between two teams of eleven players using bats5, hard balls and wickets as targets.

   Horse racing is also extremely popular in Great Britain. The racing season includes five races. The annual race for "Derby" is perhaps the most famous sporting event in Britain as the Queen comes to watch it. Englishmen also play basketball, badminton and polo. Both teenagers and grown-ups enjoy bowling. The annual Oxford-Cambridge boat race on the River Thames attracts lots of people. In Scotland, where there are good conditions for winter sports, skiing is very popular.

Информация о работе Коммуникативный подход к обучению монологической речи в средней школе