Коммуникативный подход к обучению монологической речи в средней школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2011 в 22:00, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является определение роли монологической речи в процессе формирования коммуникативной компетенции на уроке иностранного языка.


Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Рассмотреть приемы коммуникативного подхода к обучению иностранным языкам
Изучить монологическую речь как вид речевой деятельности
Определить цели, задачи и способы обучения монологической речи в средней школе
Разработать план урока по обучению монологической речи.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….. 3

Глава 1. Теоретические основы обучения монологической речи

Коммуникативный подход к обучению иностранным языкам ………. 5
Монологическая речь как вид речевой деятельности. Цели и задачи обучения монологической речи ………………………………………. 10


Глава 2. Методика обучения монологической речи с использованием коммуникативного подхода

2.1. Приемы коммуникативного подхода ………………………………… 13

2.2. Способы обучения монологической речи …………………………… 17

2.3. Комплекс упражнений по обучению монологической речи ………. 19


ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….. 21

БИБЛИОГРАФИЯ ………………………………………………………….. 22

ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 52.94 Кб (Скачать)

1.2. Монологическая речь как вид речевой деятельности. Цели и задачи обучения монологической речи

      Монологическая речь – это,  как известно, речь одного лица, выражающего в более или менее  развёрнутой форме свои мысли,  намерения, оценку событий и  т. д. Одной из задач, которую  выдвигает программа средней  школы по иностранному языку,  является обучение монологической  речи. Целью обучения является формирование умений монологической речи, под которыми понимаются умения коммуникативно, мотивированно, логически последовательно и связно, достаточно полно и правильно в языковом отношении излагать свои мысли в устной форме. В настоящее время в массовой средней школе обучению монологическому высказыванию не всегда уделяется достаточно внимания. Такая позиция представляется ошибочной, поскольку именно этот аспект обучения дисциплинирует мышление, учит логически мыслить и соответственно строить своё высказывание таким образом, чтобы довести свои мысли до слушателя. Монолог является такой формой речи, когда ее выстраивает один человек, самостоятельно определяя структуру, композицию и языковые средства. Монологическая речь может носить репродуктивный и продуктивный характер. Репродуктивная речь не является коммуникативной. Перед школой ставится задача развития неподготовленной продуктивной речи учащихся. Монологическая речь, как и диалогическая, должна быть ситуативно обусловленной и, как утверждают психологи, мотивированной, т.е. у учащегося должно быть желание, намерение сообщить что-то слушающим на иностранном языке. Ситуация является для монолога отправным моментом, потом он как бы отрывается от нее, образуя свою среду - контекст. Поэтому о монологе принято говорить, что он контекстен, в отличие от диалога и полилога, которые находятся в теснейшей зависимости от ситуации. В силу контекстности монологической речи к ней предъявляются особые требования: она должна быть понятной «из самой себя», т.е. без помощи неязыковых средств, которые часто играют большую роль в ситуативной диалогической речи. Как известно, монологическая речь имеет следующие коммуникативные функции:

    - информативная (сообщение новой информации в виде знаний о предметах и явлениях окружающей действительности, описание событий, действий, состояний);

    - воздейственная (убеждение кого-либо в правильности тех или иных мыслей, взглядов, убеждений, действий; побуждение к действию или предотвращение действия);

    - эмоционально-оценочная

    - коммуникативная (обеспечивает общение)   

      Для средней школы наиболее  актуальной является информативная  функция монологической речи. Для  каждой из перечисленных выше  функций монологической речи  характерны свои языковые средства  выражения и особые психологические  стимулы. В психологической литературе  отмечается, что по сравнению  с диалогической речью монологическая  речь является более сложной  и трудной. Она требует от  говорящего умения связно и  последовательно излагать свои  мысли, выражать их в ясной  и отчетливой форме. При овладении  монологической речью на иностранном  языке эти трудности значительно  усложняются в связи с тем,  что обучаемые не владеют свободно  языковыми средствами, которые необходимы  говорящему для выражения мысли.  С лингвистической точки зрения  монологическая речь характеризуется  полносоставностью предложений,  в отличие от эллиптичности  предложений в диалогической  речи и, как правило, развернутым  изложением мыслей.

    По  коммуникативной  цели различают следующие монологические высказывания:

    1)Монолог-сообщение (передача информации);

    2) монолог-описание (дается характеристика);

    3)монолог-рассуждение (требует наличие доказательств);

    4)монолог-повествование (передача информации в определенной последовательности);

    5) монолог-рассказ (отличается свободной  структурой).

    Все эти высказывания предполагают владение сложным монологическим умением  связного изложения мыслей, фактов, событий, проявляющимся, в частности, во владении связующими элементами предложений  – наречиями времени (later, then), причинно – следственными (thus), наречиями, выражающими последовательность (firstly, secondly), а также комбинированием известных учащимся речевых образцов в соответствии с целями и условиями общения, в частности, выбором соответствующего порядка слов в предложениях, союзов и союзных слов.

    Воздейственная  функция монологической речи проявляется  особенно ярко в монологе – побуждении. Имея в виду невысокий, но коммуникативно-достаточный  уровень владения монологическими  умениями в школе, наибольшую актуальность имеют монологические высказывания: описание и сообщение учащихся о  себе, о своих интересах, о школе, о родном городе, о своей семье, обо всем том, что может быть интересным для воображаемого (или реального) сверстника – носителя языка.

    Что касается обучения монологической речи, то планомерное и систематическое обучение начинается уже в начальных классах и продолжается на протяжении всех учебных лет. Учебный монолог на начальном этапе обучения представляет собой простое и очень краткое логически построенное высказывание, содержащее один или несколько речевых образцов. Учащиеся должны уметь без предварительной подготовки логично и последовательно высказываться в соответствии с учебной ситуацией, делать устные сообщения по теме, предавать своими словами основное содержание прослушанного или прочитанного в пределах языкового материала. От учащихся требуется умение не только сообщать о фактах, но и выразить свое отношение к изложенному.  
 

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОММУНИКАТИВНОГО ПОДХОДА.

  2.1. Приемы коммуникативного  подхода

    В качестве приемов коммуникативного обучения Е.И. Пассов выделяет упражнения, в частности условно-речевые и  речевые. Именно они позволяют создавать  условия обучения, которые адекватны  условиям общения.

    К числу вспомогательных средств  обучения относятся памятки, раздаточный  материал, опоры, функционально-смысловые  таблицы. Функционально-смысловая таблица (ФСТ) – это таблица, содержащая коммуникативную задачу, а также модели предложений и лексические единицы, выступающие в качестве содержательной и языковой опоры для выражения учащимися своих мыслей.

    Особую  роль при обучении монологической речи играют опоры. Назначение опор одно – непосредственно  или опосредованно помочь порождению речевого высказывания за счет вызова ассоциаций с жизненным и речевым опытом учащихся.

    Необходимые ассоциации можно вызвать, посредством слов или посредством изображения реальной действительности. Поэтому следует различать словесные и  изобразительные опоры. Такое деление открывает возможность параллельного использования и тех и других опор в одном упражнении, так как они взаимодополняют друг друга.

    Любая опора — это способ управления высказыванием, но в зависимости от той или иной опоры характер управления будет разным. Чем же управляют опоры? Или содержанием высказывания, или его смыслом. Отсюда и другая классификация опор — на содержательные и смысловые, которые учитывают два уровня высказывания: уровень значений (кто? что? где? когда? и т. п.) и уровень смысла (зачем? почему?). (В. Б. Царькова). (Рисунок 1.) 
 
 

  Рисунок 1.

  
 
  Содержательные   
  словесные (вербальные)      изобразительные   
  • Текст (зрительно)
  • Текст (аудитивно)
  • Микротекст (зрительно)
  • Микротекст (аудитивно)
  • План
  • Логикосинтаксическая схема
  
  • Кинофильм
  • Диафильм
  • Картина
  • Серия рисунков
  • Фотография
  
 
  Смысловые
  • Слова как смысловые вехи
  • Лозунг
  • Афоризм, поговорка
  • Подпись
  
  • Диаграмма, схема, таблица
  • Цифры, даты
  • Символика
  • Плакат
  • Карикатура
  
 

    Опоры  всегда информативны. В одних случаях  информация развернута (содержательные опоры), в других — сжата (смысловые  опоры), но в любом случае она —  лишь толчок к размышлению. В связи  с этим у учащихся возникают определенные ассоциации, которые могут быть направлены в нужное русло установками речевых  упражнений. Каждая из указанных опор специфична по характеру и обладает собственным потенциалом, используемой для управления процессом обучения монологической речи. 

    Монологическое  высказывание совершается на основе речевого умении, и средством развития речевого умения служат речевые упражнения. Речевое упражнение предполагает решение коммуникативной задачи в новой ситуации. Речевое упражнение – это всегда решение речемыстительной задачи

    Обратимся к этапу развития речевого умения и попытаемся определить, как же следует организовать работу на этом этапе, чтобы он был действительно основой обучения монологической речи. Для этого установим стадии развития умения, учитывая при этом несколько параметров:

    1) уровень автоматизированности, что  проявляется в так называемой автоматической пробежке (отрезке речи, произносимом без  вынужденных пауз);

        2) уровень самостоятельности говорящего, который определяется, во-первых, наличием  или отсутствием опор, а также  их характером (смысловые опоры «сложнее» содержательных), во-вторых, заданностью или незаданностью речевой задачи;

    3) уровень сложности в решении  речемыслительной задачи, который зависит от личного опыта и знаний говорящего, связанных с обсуждаемой  проблемой;

    4) уровень комбинационности материала,  определяемый широтой охвата проблем и предметов обсуждения.

    Учитывая  все параметры, можно условно  выделить в развитии речевого умения три стадии – начальную, основную и завершающую.

    Таблица 1 (см. рисунок 2) наглядно представляет эти стадии и соответствующие им параметры.  
 
 
 
 
 
 
 

  Рисунок 2. – Стадии развития умения монологической речи

  
  Стадия  развития умения   Уровни
Автоматической  пробежки Самостоятельности говорящего Сложности речемыслительной задачи Комбинационности  материала
    1 – начальная Синтагм – фраза   Есть  содержательные опоры (словесная и  изобразительная), задача задана Проблема знакома  и есть личный опыт участия в соответствующей  сфере деятельности Используется  речевой материал данной проблемы
  2 – основная Одна – две  фразы   Есть  смысловые опоры (словесные, изобразительные), задача задана   Проблема  знакома, но личного опыта нет    Используется  материал двух – трех родственных  проблем
  3 – завершающая   Две фразы   Опор  нет, говорящий свободен в выборе задачи   Проблема  не знакома, но знания по смежным проблемам  позволяет говорить о ней   Неограниченное  свободное комбинирование материала

Информация о работе Коммуникативный подход к обучению монологической речи в средней школе