Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2011 в 22:00, курсовая работа
Целью данного исследования является определение роли монологической речи в процессе формирования коммуникативной компетенции на уроке иностранного языка.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть приемы коммуникативного подхода к обучению иностранным языкам
Изучить монологическую речь как вид речевой деятельности
Определить цели, задачи и способы обучения монологической речи в средней школе
Разработать план урока по обучению монологической речи.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретические основы обучения монологической речи
Коммуникативный подход к обучению иностранным языкам ………. 5
Монологическая речь как вид речевой деятельности. Цели и задачи обучения монологической речи ………………………………………. 10
Глава 2. Методика обучения монологической речи с использованием коммуникативного подхода
2.1. Приемы коммуникативного подхода ………………………………… 13
2.2. Способы обучения монологической речи …………………………… 17
2.3. Комплекс упражнений по обучению монологической речи ………. 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….. 21
БИБЛИОГРАФИЯ ………………………………………………………….. 22
ПРИЛОЖЕНИЯ
1.2. Монологическая речь как вид речевой деятельности. Цели и задачи обучения монологической речи
Монологическая речь – это,
как известно, речь одного лица,
выражающего в более или менее
развёрнутой форме свои мысли,
намерения, оценку событий и
т. д. Одной из задач, которую
выдвигает программа средней
школы по иностранному языку,
является обучение
- информативная (сообщение новой информации в виде знаний о предметах и явлениях окружающей действительности, описание событий, действий, состояний);
- воздейственная (убеждение кого-либо в правильности тех или иных мыслей, взглядов, убеждений, действий; побуждение к действию или предотвращение действия);
- эмоционально-оценочная
- коммуникативная (обеспечивает общение)
Для средней школы наиболее
актуальной является
По коммуникативной цели различают следующие монологические высказывания:
1)Монолог-сообщение (передача информации);
2) монолог-описание (дается характеристика);
3)монолог-рассуждение (требует наличие доказательств);
4)монолог-повествование (передача информации в определенной последовательности);
5)
монолог-рассказ (отличается
Все эти высказывания предполагают владение сложным монологическим умением связного изложения мыслей, фактов, событий, проявляющимся, в частности, во владении связующими элементами предложений – наречиями времени (later, then), причинно – следственными (thus), наречиями, выражающими последовательность (firstly, secondly), а также комбинированием известных учащимся речевых образцов в соответствии с целями и условиями общения, в частности, выбором соответствующего порядка слов в предложениях, союзов и союзных слов.
Воздейственная функция монологической речи проявляется особенно ярко в монологе – побуждении. Имея в виду невысокий, но коммуникативно-достаточный уровень владения монологическими умениями в школе, наибольшую актуальность имеют монологические высказывания: описание и сообщение учащихся о себе, о своих интересах, о школе, о родном городе, о своей семье, обо всем том, что может быть интересным для воображаемого (или реального) сверстника – носителя языка.
Что
касается обучения монологической речи,
то планомерное и систематическое обучение
начинается уже в начальных классах и
продолжается на протяжении всех учебных
лет. Учебный монолог на начальном этапе
обучения представляет собой простое
и очень краткое логически построенное
высказывание, содержащее один или несколько
речевых образцов. Учащиеся должны уметь
без предварительной подготовки логично
и последовательно высказываться в соответствии
с учебной ситуацией, делать устные сообщения
по теме, предавать своими словами основное
содержание прослушанного или прочитанного
в пределах языкового материала. От учащихся
требуется умение не только сообщать о
фактах, но и выразить свое отношение к
изложенному.
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОММУНИКАТИВНОГО ПОДХОДА.
2.1. Приемы коммуникативного подхода
В качестве приемов коммуникативного обучения Е.И. Пассов выделяет упражнения, в частности условно-речевые и речевые. Именно они позволяют создавать условия обучения, которые адекватны условиям общения.
К числу вспомогательных средств обучения относятся памятки, раздаточный материал, опоры, функционально-смысловые таблицы. Функционально-смысловая таблица (ФСТ) – это таблица, содержащая коммуникативную задачу, а также модели предложений и лексические единицы, выступающие в качестве содержательной и языковой опоры для выражения учащимися своих мыслей.
Особую роль при обучении монологической речи играют опоры. Назначение опор одно – непосредственно или опосредованно помочь порождению речевого высказывания за счет вызова ассоциаций с жизненным и речевым опытом учащихся.
Необходимые ассоциации можно вызвать, посредством слов или посредством изображения реальной действительности. Поэтому следует различать словесные и изобразительные опоры. Такое деление открывает возможность параллельного использования и тех и других опор в одном упражнении, так как они взаимодополняют друг друга.
Любая
опора — это способ управления
высказыванием, но в зависимости от той
или иной опоры характер управления будет
разным. Чем же управляют опоры? Или содержанием
высказывания, или его смыслом. Отсюда
и другая классификация опор — на содержательные
и смысловые, которые учитывают два
уровня высказывания: уровень значений
(кто? что? где? когда? и т. п.) и уровень смысла
(зачем? почему?). (В. Б. Царькова). (Рисунок
1.)
Рисунок 1.
|
Опоры всегда информативны. В одних случаях информация развернута (содержательные опоры), в других — сжата (смысловые опоры), но в любом случае она — лишь толчок к размышлению. В связи с этим у учащихся возникают определенные ассоциации, которые могут быть направлены в нужное русло установками речевых упражнений. Каждая из указанных опор специфична по характеру и обладает собственным потенциалом, используемой для управления процессом обучения монологической речи.
Монологическое высказывание совершается на основе речевого умении, и средством развития речевого умения служат речевые упражнения. Речевое упражнение предполагает решение коммуникативной задачи в новой ситуации. Речевое упражнение – это всегда решение речемыстительной задачи
Обратимся к этапу развития речевого умения и попытаемся определить, как же следует организовать работу на этом этапе, чтобы он был действительно основой обучения монологической речи. Для этого установим стадии развития умения, учитывая при этом несколько параметров:
1) уровень автоматизированности, что проявляется в так называемой автоматической пробежке (отрезке речи, произносимом без вынужденных пауз);
2) уровень самостоятельности
3) уровень сложности в решении речемыслительной задачи, который зависит от личного опыта и знаний говорящего, связанных с обсуждаемой проблемой;
4)
уровень комбинационности
Учитывая все параметры, можно условно выделить в развитии речевого умения три стадии – начальную, основную и завершающую.
Таблица
1 (см. рисунок 2) наглядно представляет
эти стадии и соответствующие
им параметры.
Рисунок 2. – Стадии развития умения монологической речи
Стадия развития умения | Уровни | |||
Автоматической пробежки | Самостоятельности говорящего | Сложности речемыслительной задачи | Комбинационности материала | |
1 – начальная | Синтагм – фраза | Есть содержательные опоры (словесная и изобразительная), задача задана | Проблема знакома и есть личный опыт участия в соответствующей сфере деятельности | Используется речевой материал данной проблемы |
2 – основная | Одна – две фразы | Есть смысловые опоры (словесные, изобразительные), задача задана | Проблема знакома, но личного опыта нет | Используется материал двух – трех родственных проблем |
3 – завершающая | Две фразы | Опор нет, говорящий свободен в выборе задачи | Проблема не знакома, но знания по смежным проблемам позволяет говорить о ней | Неограниченное свободное комбинирование материала |
Информация о работе Коммуникативный подход к обучению монологической речи в средней школе