Коммуникативный подход к обучению монологической речи в средней школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2011 в 22:00, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является определение роли монологической речи в процессе формирования коммуникативной компетенции на уроке иностранного языка.


Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Рассмотреть приемы коммуникативного подхода к обучению иностранным языкам
Изучить монологическую речь как вид речевой деятельности
Определить цели, задачи и способы обучения монологической речи в средней школе
Разработать план урока по обучению монологической речи.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….. 3

Глава 1. Теоретические основы обучения монологической речи

Коммуникативный подход к обучению иностранным языкам ………. 5
Монологическая речь как вид речевой деятельности. Цели и задачи обучения монологической речи ………………………………………. 10


Глава 2. Методика обучения монологической речи с использованием коммуникативного подхода

2.1. Приемы коммуникативного подхода ………………………………… 13

2.2. Способы обучения монологической речи …………………………… 17

2.3. Комплекс упражнений по обучению монологической речи ………. 19


ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….. 21

БИБЛИОГРАФИЯ ………………………………………………………….. 22

ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 52.94 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Учреждение  образования

«МИНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ» 

Факультет английского языка

Кафедра методики преподавания иностранных  языков 
 
 
 

Курсовая  работа 

КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 
 
 

                                         Исполнитель:

                                         Толкач Т. Г., студентка

                                         413 группы  

                                         Научный руководитель:

                                         Руденко В.А., ст.преподаватель 
 
 

Минск

2011

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….. 3

Глава 1. Теоретические  основы обучения монологической речи

    1. Коммуникативный подход к обучению иностранным языкам ………. 5
    2. Монологическая речь как вид речевой деятельности. Цели и задачи обучения монологической речи ………………………………………. 10
 

Глава 2. Методика обучения монологической речи с использованием коммуникативного подхода

2.1. Приемы коммуникативного  подхода ………………………………… 13

2.2. Способы обучения  монологической речи …………………………… 17

2.3. Комплекс упражнений по обучению монологической речи ………. 19 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….. 21

БИБЛИОГРАФИЯ ………………………………………………………….. 22

ПРИЛОЖЕНИЯ  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

       Актуальность  темы исследования. Актуальность проблемы формирования навыков монологической речи в рамках коммуникативного подхода  основывается на признании приоритета учебно-познавательной мотивации как главного залога успешности обучения. Мотивация учения способствует активизации мышления, вызывает интерес к тому или иному виду занятий, к выполнению того или иного упражнения.  Наиболее сильным мотивируюшим фактором являются приемы обучения, удовлетворяющие потребность в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений.

       Возникшее противоречие между существующим уровнем  сформированности навыков монологической речи учащихся и необходимым уровнем  обусловило актуальность проблемы педагогической организации процесса обучения монологической речи. 

       Целью данного исследования является определение роли монологической речи в процессе формирования коммуникативной компетенции на уроке иностранного языка. 

       Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Рассмотреть приемы коммуникативного подхода к обучению иностранным языкам
  2. Изучить монологическую речь как вид речевой деятельности
  3. Определить цели, задачи и способы обучения монологической речи в средней школе
  4. Разработать план урока по обучению монологической речи.
 
 
 

       Для реализации целей  и  задач исследования использовались следующие методы:

  • критический анализ литературных источников
  • методы эмпирического исследования: наблюдение, опрос
  • педагогический эксперимент
  • изучение передового педагогического опыта.
 

       Объектом  данного исследования является процесс обучения иностранному языку в школе на среднем этапе. 

       Предметом исследования является коммуникативный подход к обучению монологической речи в средней школе. 

       Практическая  значимость данной курсовой работы состоит в том, что предложенные способы обучения монологической речи в рамках коммуникативного подхода должны быть использованы в процессе обучения монологической речи в средней школе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ

    1. Коммуникативный подход к обучению иностранным языкам.

    70-е  годы ознаменовались появлением  коммуникативного метода, основная  цель которого - научить человека  общаться, сделать так, чтобы его  речь была понятна собеседнику. 

    Отличительной чертой коммуникативного метода является то, что он направлен на овладение видами речевой деятельности. Речевая деятельность (по И.А.Зимней) – взаимодействие людей посредством языка для достижения конкретных целей.

    Основная  цель коммуникативного метода – обучение иноязычному общению.

    В 70-е гг. учеными разрабатывается  вариант коммуникативного метода. В  качестве целей обучения были выделены практическая и развивающая цель. Исходным методическим принципом является функциональный подход к отбору и организации учебного материала: любое языковое явление имеет форму, значение и функцию. На первое место выходит функция.

    Исходя  из функционального подхода, предполагается несколько иная организация учебного материала. Необходимо учитывать  сферы  общения, речевые ситуации, а также  речевые акты и намерения. Исходя из этого определяется, какая необходима лексика и грамматика.

    Обучение  осуществляется на основе моделирования  ситуаций общения. Ситуации должны моделироваться для естественности общения.

    Оценка  знаний учащихся осуществляется на основе критерия коммуникативной значимости высказывания. Учителю следует дифференцированно  подходить к ошибкам учащихся на различных этапах обучения общению.

    В основе коммуникативного метода лежит  представление о том, что язык служит для общения и, следовательно, целью обучения языку должна быть коммуникативная компетенция.

    Коммуникативная компетенция – владение совокупностью речевых, языковых, социокультурных норм изучаемого языка, а также компенсаторными и учебно-познавательными умениями, позволяющими выпускнику школы осуществлять межкультурную коммуникацию и решать стоящие перед ним коммуникативные,  образовательные, познавательные и иные задачи.

    Элементами  коммуникативной компетенции являются:

  1. Речевая компетенция – совокупность навыков и умений речевой деятельности (говорение, восприятие речи на слух, чтение и письмо), знания норм речевого поведения; приобретение на этой основе опыта их использования для построения логичного и связного по форме и содержанию собственного высказывания, а также для понимания и интерпретации высказываний других людей.
  2. Языковая компетенция – совокупность знаний о правилах функционирования языковых (фонетических, орфографических, лексических и грамматических) средств в речи и навыков их использования в коммуникативных целях.
  3. Социокультурная компетенция – совокупность знаний о национально-культурной специфике стран изучаемого языка, умений строить свое речевое и неречевое поведение в соответствии с этой спецификой, умений представлять на этой основе свою страну и ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения.
  4. Компенсаторная компетенция – совокупность умений  использовать дополнительные вербальные средства и невербальные способы решения коммуникативных задач в условиях дефицита изменяющихся языковых средств.
  5. Учебно-познавательная компетенция – совокупность общих и специальных учебных умений, необходимых для осуществления самостоятельной деятельности по овладению иностранным языком, опыт их использования.
 

    На  возникновение коммуникативного метода и самого термина "коммуникативная  компетенция" оказала влияние  концепция языковой компетенции  Н. Хомского, под которой понимается способность говорящего порождать  грамматически правильные структуры.

    Характерными  чертами коммуникативного метода являются:

    основополагающим  является смысл;

    обучение  языку – это обучение коммуникации;

    целью является коммуникативная компетентность (способность эффективно и адекватно  использовать лингвистическую систему);

    путем попыток и ошибок учащийся взращивает собственную языковую систему.

    Коммуникативный метод обучения иностранным языкам на сегодняшний день самый популярный в мире.

    Коммуникативное обучение иностранным языкам носит  деятельностный характер, поскольку  речевое общение осуществляется посредством «речевой деятельности», которая, в свою очередь, служит для  решения задач продуктивной человеческой деятельности в условиях «социального взаимодействия» общающихся людей (И.А. Зимняя, Г.А. Китайгородская, А.А. Леонтьев). Участники общения пытаются решить реальные и воображаемые задачи совместной деятельности при помощи иностранного языка.

    А.А. Леонтьев подчеркивает: «строго говоря, речевой деятельности, как таковой, не существует. Есть лишь система речевых  действий, входящих в какую-либо деятельность - целиком теоретическую, интеллектуальную или частично практическую».

    Согласно  же точке зрения И.А. Зимней «речевая деятельность представляет собой процесс  активного, целенаправленного, опосредованного  языком и обуславливаемого ситуацией  общения, взаимодействия людей между собой (друг с другом). Следовательно, автор делает вывод, и обучение речевой деятельности на иностранном языке должно осуществляться с позиции формирования и самостоятельной, определяющейся всей полнотой своих характеристик деятельности.

    Особенность деятельностного типа обучения заключается  в том, что он по своему назначению и по своей сущности связан, прежде всего, с отдельным видом речевой  деятельности, поэтому мы встречаем  его широкое использование, когда  речь идет об обучении чтению, аудированию, переводу и т.д. И только в одном  из известных нам методов, пытающемся охватить обучение иностранному языку  в целом, а именно в коммуникативном  методе мы находим основные признаки деятельностного типа обучения.

    По  мнению Е.И. Пассова, автора коммуникативного метода, «коммуникативность предполагает речевую направленность учебного процесса, которая заключается не столь в том, что преследуется речевая практическая цель, сколько в том, что путь к этой цели есть само практическое пользование языком. Практическая речевая направленность есть не только цель, но и средство, где и то, и другое диалектически взаимообусловлено».

    М.Б. Рахманина акцентирует внимание на следующем: «Речевое партнерство зависит в значительной степени от коммуникативного поведения учителя, что, наконец, тоже входит в аспект речевой направленности обучения и обусловлено деятельностным характером общения». На всех этапах усвоения материала идет обучение именно общению. Но есть ряд моментов, которые требуют специального обучения. Так, для умения общаться особую роль играют: способность вступать в общение, свертывать его и возобновлять; способность проводить свою стратегическую линию в общении, осуществлять ее в тактике поведения вопреки стратегиями других общающихся; способность учета каждый раз новых (новых сразу нескольких) речевых партнеров, смены ролей партнеров, или обращенность общения; способность вероятностного прогнозирования поведения речевых партнеров, их высказываний, исходов той или иной ситуации.

    Современный коммуникативный метод представляет собой гармоничное сочетание  многих способов обучения иностранным языкам, находясь на вершине пирамиды различных образовательных методик.

    На  современном этапе обучения иностранным  языкам большинство педагогов-лингвистов самым эффективным считают "коммуникатив" и критикуют традиционные методики, работающие по принципу «от грамматики к лексике, а затем переход  к упражнениям на закрепление». Искусственно созданные упражнения не формируют  пользователя языка, и человек, изучающий  язык именно по этой методике, скорее промолчит, чем произнесет неверную фразу.

    Коммуникативный метод заключается в уподоблении  процесса обучения процессу коммуникации, точнее говоря, он основан на том, что  процесс обучения является моделью  процесса общения, пусть несколько  упрощенной, но по основным параметрам адекватной, подобной реальному процессу коммуникации.

    Все сказанное выше относительно коммуникативного метода обучения говорению на иностранном  языке позволяет утверждать, что  предметом обучения в данном случае является речевая деятельность на иностранном  языке. В этом методе четко прослеживается выделение речевых умений говорения, и предлагаются упражнения для их последовательного формирования. Все  это в свою очередь дает основание  утверждать, что коммуникативный  метод обучения говорению Е.И. Пассова  представляет деятельностный тип обучения иностранным языкам. 
 
 
 
 
 

Информация о работе Коммуникативный подход к обучению монологической речи в средней школе