Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 23:01, доклад
В процессе общения мы, безусловно, хотим, чтобы наша речь была понятна собеседнику, а информация, которую мы ему сообщаем, была воспринята именно так, как этого хотим мы, а не каким-либо иным образом. Когда мы говорим о сочинении, мы должны помнить, что сочинение – это особая форма речи, письменной. А раз это форма речи, то она тоже должна следовать параметрам хорошей речи. Чтобы письменная и устная речь была воспринята читающим или слушающим именно так, как мы этого хотим, она должна соответствовать условиям общения и коммуникативным задачам речевых партнеров, то есть должна быть коммуникативно целесообразной.
Коммуникативные
качества речи
В процессе
общения мы, безусловно, хотим, чтобы
наша речь была понятна собеседнику,
а информация, которую мы ему сообщаем,
была воспринята именно так, как этого
хотим мы, а не каким-либо иным образом.
Когда мы говорим о сочинении,
мы должны помнить, что сочинение
– это особая форма речи, письменной.
А раз это форма речи, то она
тоже должна следовать параметрам хорошей
речи. Чтобы письменная и устная
речь была воспринята читающим или слушающим
именно так, как мы этого хотим, она должна
соответствовать условиям общения и коммуникативным
задачам речевых партнеров, то есть должна
быть коммуникативно целесообразной.
Именно такой подход осуществляется при
оценке речи с позиций ее коммуникативных
качеств (термин Б.Н.
Головина, введенный
им в 1976 г. в работе «Основы
культуры речи»). По определению ученого,
«коммуникативные
качества речи — это реальные свойства
ее содержательной или формальной стороны.
Именно система этих свойств определяет
степень коммуникативного совершенства
речи » (стр. 125).
Коммуникативная ситуация и ее составляющие
тесно связаны с коммуникативными
качествами речи. Коммуникативные качества
речи - параметры, которые охватывают все
аспекты текста, а их соотношение и степень
проявления в тексте зависят от жанра
и стиля высказывания, от индивидуальных
особенностей коммуникантов.
И именно по этим параметрам эксперты
оценивают сочинения абитуриентов на
едином государственном экзамене. Всего
принято выделять девять коммуникативных
качеств, в соответствии с которыми речь
оценивается как «хорошая» или «плохая».
Вот эти качества:
Правильность, чистота и богатство (разнообразие) речи относятся к структурным коммуникативным качествам. Точность, логичность, выразительность, уместность, доступность, действенность – к функциональным коммуникативным качествам.