Эстетическое воспитание на возрастных этапах

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 20:21, курсовая работа

Описание работы

Эстетическая и художественная культура – важнейшие составляющие духовного облика личности. От их наличия и степени развития в человеке зависит его интеллигентность, творческая направленность устремлений и деятельности, особая одухотворенность отношений к миру и другим людям. Без развитой способности к эстетическому чувствованию, переживанию человечество вряд ли смогло реализовать себя в столь разносторонне богатом и прекрасном мире « второй природы », то есть культуры.

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ - Эстетическое воспитание и самовоспитание.doc

— 154.00 Кб (Скачать)

     Очевидно  понятно как важно заниматься самоизучением, самопознанием, как  полезен самоотчет, программа и  применение таких средств, как самоприказ и самообязательство.

     Таким образом результатом самовоспитания является личность. Смысл самовоспитания, таким образом, это воспитание такой  личности, которая бы гармонично влилась  бы в общество.

     Самовоспитание  человека состоит в том, что человек  есть самоценность. В природе человека заложен потенциал к непрерывному развитию, стремление к самоактуализации. Главное в любой личности - устремленность ее в будущее. С этой точки зрения прошлое не является основанием для окончательной оценки человека как личности. Внутренний феноменальный мир человека влияет на его поведение не в меньшей (а иногда и в большей) мере, чем внешний мир и внешние воздействия.

     Самовоспитание  – целенаправленный процесс по развитию лучших, социально ценных свойств личности и категорическому запрещению самому себе дурных поступков и даже помыслов.

     Метод разумного самопринуждения вырабатывает у человека привычку, а потом и  потребность выполнять неизбежное сразу, в разумные оптимальные сроки (относится это и к работе с  корреспонденцией, к составлению  ежемесячных отчетов, выполнению домашних работ и ко многим другим неизбежным, рутинным, часто обременительным делам).

     Непрост в реализации метод самоанализа (самонаблюдения), часто считают  его утомительным и малоэффективным. Но постоянный контроль, за своим поведением в обществе и наедине с самим собой необходим, достаточно присмотреться к выражению лица, жестам, манерам окружающих, особенно если они уверены, что за ними никто не наблюдает. Владеющие, методом самоанализа никогда не позволяют себе упиваться собственным красноречием, хамить окружающим, глумиться над подчиненными, помыкать слабым и зависимым.

 

Заключение

     Эстетическая  культура личности означает единство эстетических знаний, убеждений, чувств, навыков и норм деятельности и  поведения. Структуру эстетической культуры личности составляют: развитость эстетического сознания (знания о прекрасном и безобразном, возвышенном и низменном, трагическом и комическом); развитость эстетического мировоззрения (эстетические идеалы, нормы и принципы, эстетические ориентации и интересы, убеждения и верования); степень совершенства эстетического вкуса; последовательное воплощение в жизнь эстетических ценностей в соответствии с эстетическим идеалом.

     В широком смысле под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности.

     Принципы  эстетического воспитания следующие: связь воспитания с жизнью; единство воспитания, обучения и развития; комплексный подход ко всему делу воспитания; сочетание педагогического руководства с инициативой, самодеятельностью и самостоятельностью; систематичность и последовательность воспитания; учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитуемых; принцип креативности; принцип преемственности; принцип сочетания науки и искусства.

     Все перечисленные принципы представляют целостную систему. Теснейшая их взаимосвязь обеспечивает эффективность  процесса эстетического формирования личности.

     Итак, самовоспитание – педагогически управляемый процесс. Психологическая и практическая подготовка к работе над собой составляет одну из важнейших задач воспитания. Я попыталась выделить основные этапы возникновения и развития самовоспитания.

     Во-первых – это осознание своего образа жизни, осмысление значимости той деятельности, которая требует самовоспитания.

     Во-вторых, овладение навыками самостоятельной работы в той области деятельности, в которой хочу добиться успеха.

     В-третьих, составление программы самовоспитания. Это очень важный этап работы над собой. Здесь требуется помощь, чтобы оценить, насколько объективно судишь о себе, верные ли цели я ставлю и нужные ли приемы выбираю.

     В-четвертых, организация самовоспитания в избранной деятельности. Это наиболее ответственный этап при переходе от воспитания к самовоспитанию. Без конкретной деятельности желание стать лучше останется только желанием.

     В-пятых, надо включить самовоспитание в целостный процесс формирования личности. Высший этап перехода воспитания в самовоспитание начинается тогда, когда хочешь и умеешь работать над собой, когда оформились мотивы, цели и методы самовоспитания. Таким образом, если убедить себя в необходимости самовоспитания, то процесс формирования творческой личности будет протекать более эффективно.

     ЛИТЕРАТУРА:

    1. Эстетика. Под ред. А.А. Радугина. - М., 1998.
    2. Бессонов Б.Н. Человек. Пути формирования новой личности. - М., 1988.
    3. Яковлев Е.Г. Эстетика: учебное пособие. - М.: Гардарики, 2003.
    4. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для ВУЗов. - СПБ. “Питер”, 2000.

Информация о работе Эстетическое воспитание на возрастных этапах