Эстетическое воспитание на возрастных этапах

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 20:21, курсовая работа

Описание работы

Эстетическая и художественная культура – важнейшие составляющие духовного облика личности. От их наличия и степени развития в человеке зависит его интеллигентность, творческая направленность устремлений и деятельности, особая одухотворенность отношений к миру и другим людям. Без развитой способности к эстетическому чувствованию, переживанию человечество вряд ли смогло реализовать себя в столь разносторонне богатом и прекрасном мире « второй природы », то есть культуры.

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ - Эстетическое воспитание и самовоспитание.doc

— 154.00 Кб (Скачать)

     Самовоспитание предполагает использование таких приемов, как самообязательство; самоотчет; осмысление собственной деятельности и поведения; самоконтроль.

     Самовоспитание  осуществляется в процессе самоуправления, которое строится на основе сформулированных человеком целей, программы действий, контроля за выполнением программы, оценки полученных результатов, самокоррекции.

     К методам самовоспитания относятся: 1) самопознание; 2) самообладание; 3) самостимулирование.

     Самопознание  включает: самонаблюдение, самоанализ, самооценивание, самосравнение.

     Самообладание опирается на: самоубеждение, самоконтроль, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, самоисповедь, самопринуждение.

     Самостимулирование  предполагает: самоутверждение, самоободрение, самопоощрение, самонаказание, самоограничение.

     Подросток не выступает в качестве пассивного объекта воспитательных воздействий. У него формируется внутренняя позиция  к этим воздействиям, в зависимости  от которой он может или активно  работать над своим совершенствованием (саморазвитием) или оставаться пассивным.

     Понимание указанных положений привело  к тому, что все воздействия  и влияния, которые сказываются  на развитии личности, стали подразделять на две группы – внешние и внутренние. Средовые влияния и воспитание относятся к внешним факторам личностного развития человека. Природные склонности, способности и задатки, а так же вся совокупность его чувств и переживаний, которые возникают по влиянием внешних воздействий, относятся к внутренним факторам.

     С этой точки зрения должно быть понятно, что воспитание играет определяющую роль в развитии личности только при условии, если оно оказывает положительное влияние на внутренние стимулирование ее активности в работе над собой. Именно эта активности и собственное стремление растущего человека к своему совершенствованию в конечном итоге и определяют его личностное развитие.

     Из  этого следует – и это необходимо подчеркнуть, – что процесс развития личности по существу приобретает характер саморазвития. Л.Н. Толстой сравнивал развитие человека с тем, как растет плодовое дерево, ведь в буквальном смысле не человек его выращивает – оно само растет. Он только создает условия и стимулирует этот рост: рыхлит и удобряет почву, когда нужно поливает, уничтожает вредителей. 

     2.3. Самовоспитание – высшая форма самоуправления. Психологические предпосылки самовоспитания.  

     В условиях интенсивного общественного  развития возрастает роль нравственных начал во всей жизни общества. В  мире существует единодушное мнение о том, что нравственный идеал  побуждает к подражанию, для самовоспитания нужен эталон нравственно воспитанной личности, который должен соответствовать следующим показателям: трудолюбие; творческое отношение к труду; высокая культура поведения.

     Работа  по нравственному самовоспитанию результативна  при системном подходе, предполагающем педагогическую диагностику; использование разнообразных методов самовоспитания; включение самого себя в социальные и внутри коллективные отношения; интенсивное привлечение к деятельности с учетом имеющихся у себя положительных качеств и способностей; формирование объективной самооценки; обучение методике самостимуляции положительного поведения (самовнушение, самоодобрение, самоосуждение).

     В младшем школьном возрасте границы  самовоспитания определяются появлением нового вида деятельности - учения. Оно направлено на развитие волевых качеств, ответственности, коллективизма и связано с приучением ребенка к регулярному и добросовестному выполнению учебных заданий.

     Существуют  правила способствующие самовоспитанию:

Пять  «надо»:

1. Всегда помогать родителям.

2. Выполнять  требования учителей учиться  добросовестно.

3. Быть  честным.

4. Подчинять  личные интересы коллективным.

5. Всегда  и всюду проявлять добросовестность.

Пять  «можно»:

1. Веселиться  и играть, когда работа сделана  на «отлично”».

2. Забывать  обиды, но помнить, кого и  за что ты обидел сам.

3. Не  унывать при неудачах; если упорен, все равно получится!

4. Учиться  у других, если они лучше тебя  трудятся.

5. Спрашивать, если не знаешь, просить помочь, если не справляешься сам.

Это нужно тебе самому!

1. Быть  честным! Сила человека в правде, слабость его – ложь.

2. Быть  трудолюбивым! Не бояться неудач  в новом деле. Кто упорен, тот  из неудач создаст успех, из  поражений выкует победу.

3. Быть  чутким и заботливым! Помни, к  тебе будут хорошо относиться, если ты к другим хорошо относишься.

4. Быть  здоровым и чистоплотным! Занимайся  утренней гимнастикой, закаляйся,  мойся до пояса холодной водой  каждый день, следи за чистотой  рук, час в день выделяй на  прогулки и еще час отдай  труду или спорту.

5. Быть  внимательным, тренировать внимание! Хорошее внимание оберегает от  ошибок в учении и неудач  в игре, труде, спорте.

Этого делать нельзя!

1. Учиться  без старания, лениво и безответственно.

2. Грубить  и драться со сверстниками, обижать  младших.

3. Терпеть у себя недостатки, иначе они тебя самого уничтожат. Будь сильней своих слабостей.

4. Проходить  мимо, когда рядом обижают малыша, издеваются над товарищем, нагло  лгут в глаза честным людям.

5. Критиковать  других, если сам страдаешь подобным  же недостатком.

Пять  «хорошо»:

1. Уметь  владеть собой (не теряться, не  трусить, не выходить из себя  по пустякам)

2. Планировать  каждый свой день.

3. Оценивать  свои поступки.

4. Сначала  думать, а потом делать.

5. Браться  вначале за самые трудные дела.

В.Гете утверждал: «Умный человек не тот, кто много знает, а кто знает самого себя».

Пути  самопознания:

1. Судите  о себе по делам. Успех в работе – это показатель ваших достоинств, неудачи - характеризуют ваши слабости и недостатки.

2. Сравнивайте  себя с другими, но не с теми, кто хуже, а с теми, кто лучше вас.

3. Прислушайтесь  к критике в свой адрес: 

· если критикует один - задумайтесь,

· если два - проанализируйте свое поведение,

· если три - переделывайте себя.

4. Сравнивайте  свое мнение с мнением о  вас со стороны. Относитесь к себе требовательнее, чем к другим. Враг ваших недостатков - ваш друг.

Цель  самовоспитания исходит из мотивов, побуждающих к работе над собой  и желаний, стремлений человека. Без  цели не может быть начато ни одно дело, в том числе и самовоспитание. Но надо иметь, конечно, достаточно здорового смысла, чтобы ставить себе задачи по силам. Иначе, неосуществимые, нереальные надежды могут привести к обратному эффекту, к неуверенности в своих силах.

Каждый  из нас может составить список черт, которые следовало бы усилить, и список черт, которые следовало бы ослабить или искоренить. Искоренение недостатков, как и выработка желаемых качеств характера и способностей может быть целью самовоспитания.

Молодежь  сегодня оказалась в кризисной  ситуации. Вместе с крушением системы общественного строя и нравственных идеалов, рухнули многие традиционные нормы и способы поведения. Уходят в прошлое, казавшиеся вечными, критерии жизни.

Происходит  резкая переоценка ценностей. Молодежи приходится адаптироваться к быстро меняющимся условиям жизни. Меняются нравственные идеалы и ценности. Все эти факторы оказывают значительное, не всегда позитивное, влияние на личность человека. По этому, если убедить человека в необходимости самовоспитания и помочь им в его организации, то процесс формирования личности будет протекать более эффективно.

Из жизненного опыта вынесена необходимость каждому  человеку заниматься своим усовершенствованием, а значит, была вынесена и теория самовоспитания. Но, так как все  в мире пребывает в непрерывном  развитии, то, естественно, нуждается в своей дальнейшей корректировке. 

    1. От  самопознания к самовоспитанию.
 

     Нет ничего более сложного и более  важного, чем трезвая, объективная  самооценка. «Познай самого себя» - учили великие мыслители древности. Сложно беспристрастно контролировать свое поведение, последствия своих поступков. Еще более сложно объективно оценить свое место в обществе, свои возможности, т.к. психофизиологический потенциал во многом определяется врожденными генетическими задатками, типом высшей нервной деятельности и эмоционально-волевой сферой. Однако систематический и строгий самоанализ необходим, благодаря нему человек может рассчитывать на свое духовное, нравственное развитие.

     Хочу  напомнить об одной интересной традиции, которая возникла в очень давние времена у юношей и девушек. Юность - это возраст, когда человек пытается познать самого себя, определить, кто же он, какой он, как он выглядит в глазах других людей. В этом может помочь дневник. Теперь не модно писать дневники, и очень жаль.

     Дневник - великолепное средства самопознания, а следовательно, и самовоспитания. В дневнике люди обычно отмечают свои недостатки, свои сильные стороны, но чаще всего недостатки, поверяют страницами дневника сокровенные мечты и раздумья.

     Вот какие признания мы находим в опубликованных дневниках известных деятелей прошлого. В дневнике великого русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского читаем, например, следующие правила, которые должны были помочь ему в самовоспитании: спокойствие совершенное, по крайней мере, внешнее; прямота в словах и поступках; обдуманность в действиях; решительность; не говорить о себе без нужды ни одного слова; не проводить времени бессознательно, делать то, что хочешь, а не то, что случится, и т.п.

     У Льва Толстого в юношеском дневнике также содержится интересная программа самовоспитания. Сначала он подвергает себя резкой критике, но не просто для самобичевания, а чтобы улучшить себя. Вот что он писал: «Теперь, когда я занимаюсь развитием своих способностей, по дневнику я буду в состоянии судить о ходе своего развития».

     Прочитывая  впоследствии дневник, человек может  сравнивать свои достижения в самовоспитании с поставленными ранее задачами, со своей программой. О себе Толстой  замечает: «Я дурен собой, неловок, скучен для других, нескромен, нетерпим и стыдлив, как ребенок. Я почти невежда, что я знаю, тому я выучился кое-как, сам, урывками без связи, без толку, и то так мало. Я невоздержан, нерешителен, непостоянен, груб, тщеславен и пылок, как все бесхарактерные люди. Я не храбр, я не аккуратен; в жизни я так ленив, что праздность сделалась для меня почти неодолимой привычкой. Я умен, но ум мой еще никогда ни на чем не был основательно испытан. У меня нет ни ума практического, ни ума светского, ни ума делового! Я честен, то есть люблю добро, сделал привычку любить его, когда отклоняюсь от него, я не доволен собой и возвращаюсь к нему с удовольствием. Но есть вещь, которую я люблю больше добра, славу».

     И дальше Лев Николаевич Толстой составляет для себя программу: «Что назначено  непременно исполнить, то исполняй несмотря ни на что. Что исполняешь, исполняй хорошо. Никогда не справляйся по книге, если что-либо забыл, а старайся сам припомнить. Заставь постоянно ум свой действовать со всею возможною силой».

     Таким образом дневник это не только способ самоанализа, но и своеобразная план - программа самоизменения. Самоанализ ради самовоспитания.

Информация о работе Эстетическое воспитание на возрастных этапах