Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 18:58, курсовая работа
Основная воспитательная задача учебных заведений в настоящее время состоит в том, чтобы обеспечить растущему человеку возможность полноценного развития, определяющего его отношение к людям, окружающему миру, культурному наследию своей Родины. Вместе с тем воспитательный потенциал искусства по многим причинам недостаточно используется школой. При организации воспитательного процесса в школе особенно остро встают вопросы: каким образом привлечь сегодняшнего подростка, развивающегося в новой социокультурной ситуации, к творческой деятельности? Как помочь ему сформировать адекватное отношение к искусству?
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ГАРМОНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ………………………………………………………5
1.1. Сущность эстетического воспитания и его задачи…………………………5
1.2. Уровень эстетического развития ребенка к началу школьной жизни……15
1.3. Эстетическое воспитание младших школьников во внеклассной работе..19
1.4. Формы и методы эстетического воспитания младших школьников во внеклассной работе………………………………………………………………22
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ…………………………………………………………………………..26
2.1. Основные этапы, методы и методики исследовательской работы….……26
2.2. Результаты исследовательской работы…………………………………….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...….32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………...………34
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………...35
6. Хотели бы вы больше знать об искусстве?
А) Да
Б) Нет
В) Не знаю
Результаты были следующими. (Приложение 3)
По
ответам ребят видно, что в
классе нет ни одного человека,
которого не интересовало бы
искусство. Все ребята с
Рис. 2
Таким
образом, проведя повторное
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема
эстетического воспитания
В
ходе курсовой работы мы
Таким образом, наша гипотеза, заявленная в начале работы, подтвердилась. Действительно, уровень эстетической культуры напрямую зависит от качества используемых форм и методов эстетического воспитания во внеклассной работе. Мы выяснили, чтобы использовать различные формы и методы, необходимо знать их методики и уметь правильно их сочетать. Опытные педагоги, зная это, способны посредствам внеклассной работы воспитать подлинные эстетические качества личности: вкус, способность оценивать, понимать и творить прекрасное. Однако на практике мы столкнулись с тем, что руководители мало организуют внеклассную работу с целью развития эстетических качеств ребенка, а уделяют больше внимания и времени развитию практических навыков. Это недопустимо, так как без ориентации на подлинные духовные и художественные ценности, эстетическое воспитание и развитие личности будет неполноценным. Как говорил Виктор Гюго: «Начала, заложенные в детстве человека, похожи на вырезанные на коре молодого дерева буквы, растущие вместе с ним, составляющие неотъемлемую часть его». Так, реализуя полноценное эстетическое воспитание в младшем школьном возрасте, в будущем мы получим такую личность, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.
Вот
те выводы, к которым мы пришли
в ходе нашей работы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение
2
План-конспект воспитательного мероприятия
«В
мире искусства»
Цели и задачи:
Оборудование:
Пейзажи, магнитофон,
иллюстрации к литературным произведениям.
Ход
мероприятия:
Организационный
момент:
- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Посмотрите в окошко. Какая сегодня хорошая погода. И не смотря на то, что сейчас зима, солнышко сегодня светит по-весеннему. Посмотрите, как оно ярко нам улыбается. Давайте и мы посмотрим друг на друга и улыбнемся.
Вступительное слово:
- Ребята, сегодня я хочу предложить вам отправиться в путешествие в необычный мир. В нем столько людей различных «национальностей». Каждая по-своему оригинальная. Все они имеют творческий характер. Кто-то поет, кто-то танцует, а кто-то пишет стихи. Кто-нибудь догадался, о каком мире идет речь? Правильно, о мире искусства. А кто-нибудь из вас может сказать, что же такое искусство? (Ответы детей)
Искусство
– это художественное
И сегодня мы узнаем по чуть-чуть о каждом виде искусства.
Основная часть:
1) Театр - (от греч. theatron — место для зрелищ, зрелище), род искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой. Истоки театра — в древних охотничьих и сельскохозяйственных игрищах, массовых народных обрядах. В Древней Греции существовали различные виды театра со своими традициями, сценической техникой.
Богатые и разнообразные формы зрелищ были созданы в странах Древнего Востока, в Индии, Китае, Индонезии, Японии и др. В средние века носителями народного театрального творчества являлись западноевропейские бродячие актеры — гистрионы, жонглеры, скоморохи. Первый профессиональный европейский театр эпохи Возрождения — итальянская народная комедия масок (комедия дель арте, 16-17 вв.). С эпохи Возрождения театр становится литературным, тяготеет к оседлому существованию в городских культурных центрах. Произведение театрального искусства — спектакль — создается на основе драматических или музыкально-сценических произведений в соответствии с замыслом режиссера (в балете — балетмейстера и дирижера, в опере, оперетте — режиссера и дирижера) и под его руководством совместными усилиями актеров, а также художника.
Как
и все виды искусства, театр
имеет свои сложности. Ведь
не каждый человек может
- А сейчас я предлагаю вам попробовать стать актерами. Мне нужно 7 человек. Сейчас мы с вами попробуем проинсценировать сказку «Репка».
2) - Молодцы. Как весело у вас это получилось. Ну, а теперь мы поговорим о кино.
КИНОИСКУССТВО, род искусства, произведения которого создаются с помощью киносъемки реальных, специально инсценированных или воссозданных средствами мультипликации событий. В киноискусстве синтезируются эстетические свойства литературы, театра, изобразительного искусства и музыки на основе только ему присущих выразительных средств, из которых главные — фотографическая природа киноизображения и монтаж.
- А сейчас
давайте попробуем снять свой
фильм, который называется «
3) Следующий вид искусства музыка.
МУЗЫКА (от греч. musike, букв. — искусство муз), вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. Основные элементы и выразительные средства музыки — лад, ритм, метр, темп, громкостная динамика, тембр, мелодия, гармония, полифония, инструментовка. Музыка фиксируется в нотной записи и реализуется в процессе исполнения. Принято разделение музыки на светскую и духовную. Основная область духовной музыки — культовая (древнейшая из сохранившихся ныне — музыка буддистского ритуала). С европейской культовой музыкой (обычно называемой церковной) связано развитие европейской музыкальной теории нотного письма, музыкальной педагогики. По исполнительским средствам музыка подразделяется на вокальную (пение), инструментальную (см. Музыкальные инструменты) и вокально-инструментальную. Музыка часто сочетается с хореографией, театральным искусством, кино. Различают музыку одноголосную (монодия) и многоголосную (гомофония, полифония). Музыка подразделяется: на роды и виды — театральная (опера, и т. п.), симфоническая, камерная и др.; на жанры — песня, хорал, танец, марш, симфония, сюита, соната и др.
- В музыке также есть свои сложности. Для того, чтобы в этом убедиться, я хочу предложить вам исполнить знакомые вам песни, но переложенные на другой мотив.
4) Изобразительное искусство - раздел пластических искусств, объединяющий живопись, скульптуру и графику. Изобразительные искусства отражают действительность в наглядных, зрительно воспринимаемых образах. Благодаря методам обобщения, типизации, воображению художника изобразительные искусства получают возможность эстетически раскрывать временное развитие событий, духовный облик, переживания, мысли, взаимоотношения людей, воплощать общественные идеи.
Передать задуманное с помощью рисунка также нелегко. Поэтому для следующего задания мне нужно 2 человека. Я вам завязываю глаза, а вы должны за 1 минуту не подглядывая нарисовать на листке бумаги себя. Время пошло.
Литература [лат. lit(t)eratura, букв. — написанное], произведения письменности, имеющие общественное значение (напр., художественная литература, научная литература, эпистолярная литература). Чаще под литературой понимают художественную литературную продукцию (художественная литература; соответствие в 19 в. — «изящная словесность»). В этом значении литература — явление искусства («искусство слова»), эстетически выражающее общественное сознание и в свою очередь формирующее его. Материальный носитель образности в литературе — речь — позволяет ей необычайно широко осваивать и активно истолковывать жизненные процессы во всей их сложности, в т. ч. внутренний мир людей и их общение, воплощаемые в высказываниях. Художественная литература как вид искусства возникает на почве мифологии и устно-поэтического народного творчества. Художественная литература хранит, накапливает и передает от поколения к поколению эстетические, нравственные, философские, социальные ценности. Литература представляет собой формирующуюся на протяжении тысячелетий динамическую систему литературных родов (эпос, лирика, драма), жанров, мотивов, сюжетов, образов, стиховых и прозаических форм, изобразительных средств языка, приемов композиции.
- Ну и последнее задание на сегодня. В нем вы все можете принять участие.
Вам необходимо
сочинить четверостишия со словами: солнце-оконце,
весна-не до сна.
Подведение итогов:
- Вот мы
и познакомились с основными
видами искусства. Ребята, вы узнали
что-нибудь нового на
Информация о работе Эстетическое воспитание младших школьников в процессе внеклассной работы