Эстетическое воспитание младших школьников в процессе внеклассной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 18:58, курсовая работа

Описание работы

Основная воспитательная задача учебных заведений в настоящее время состоит в том, чтобы обеспечить растущему человеку возможность полноценного развития, определяющего его отношение к людям, окружающему миру, культурному наследию своей Родины. Вместе с тем воспитательный потенциал искусства по многим причинам недостаточно используется школой. При организации воспитательного процесса в школе особенно остро встают вопросы: каким образом привлечь сегодняшнего подростка, развивающегося в новой социокультурной ситуации, к творческой деятельности? Как помочь ему сформировать адекватное отношение к искусству?

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ГАРМОНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ………………………………………………………5
1.1. Сущность эстетического воспитания и его задачи…………………………5
1.2. Уровень эстетического развития ребенка к началу школьной жизни……15
1.3. Эстетическое воспитание младших школьников во внеклассной работе..19
1.4. Формы и методы эстетического воспитания младших школьников во внеклассной работе………………………………………………………………22
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ…………………………………………………………………………..26
2.1. Основные этапы, методы и методики исследовательской работы….……26
2.2. Результаты исследовательской работы…………………………………….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...….32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………...………34
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………...35

Работа содержит 1 файл

Эстетическое воспитание.doc

— 194.00 Кб (Скачать)

    В процессе эстетического воспитания младших школьников необходимо учитывать, что ребенок данного возраста обостренно чувствителен, предрасположен к восприятию красоты окружающего мира. Именно в общении с эстетическими объектами живой и неживой природы, с искусством у него возникают эстетические чувства, т.е. особые чувства наслаждения, которые испытывает человек при восприятии прекрасного в действительности и в произведении искусства.

      Эстетическая потребность рассматривается исследователями как «нужда в удовлетворении эстетического наслаждения»[4, с. 38] . В большинстве определений эстетической потребности различные авторы ограничиваются проявлением ее созерцательной стороны, не включая связь с эстетической деятельностью.

     Учитывая то, что активно-деятельная природа потребности наиболее ярко раскрывается в младшем школьном возрасте, под эстетической потребностью учащихся начальных классов мы понимаем свойственное ребенку от природы стремление к прекрасному, степень которого определяется способностью личности эмоционально переживать искусство и творчески преображать окружающую действительность.

     С дошкольного возраста ребенка привлекают яркие цвета природы, картин, игрушек. Он испытывает потребность повторить увиденного: передать цвета на листке бумаги, в своем варианте спеть песню, придумать свой «секрет», которого нет ни у кого, собрать наиболее яркие карточки для игры и др.

     Мир детства огромен и индивидуален для каждого ребенка. Педагог должен помочь младшему школьнику развивать и полноценно реализовать его основную потребность – творить в правильно организованной художественной деятельности.

       Уровень рассмотренных компонентов эстетического сознания определяет не только уровень сформированности у младших школьников художественных знаний, но и их стремление к получению определенных знаний об искусстве в различных формах работы. Вместе с тем развитие данных компонентов наиболее эффективно происходит в процессе художественно-творческой деятельности учащихся младших классов.

     Таким образом, мы подошли  к третьему, основному для данной возрастной категории сущностному аспекту эстетического воспитания – развитие творческого потенциала учащихся, который осуществляется в умело организованной художественно-творческой деятельности.

     «Художественная деятельность развивает художественно-образное мышление растущей личности, которая по своей природе является диалектическим, чуждым одномерному видению явлений. Потому общение с искусством, участие в художественной самодеятельности способствуют развитию школьников как субъектов познания других людей, позволяют им творчески постигать внутренний мир другого человека»[3, с. 61].

    Можно согласиться с авторами, которые утверждают, что творчество по природе своей эстетично, ибо оно предполагает активизацию и концентрацию лучших человеческих чувств, без чего не совершается интенсивная работа интеллекта.

     Именно в художественно-творческой деятельности находят свое выражение важнейшие функции творческой активности: реализация замысла и передача его окружающим. Но субъект творчества проявляет свое отношение к окружающему миру и самому себе не столько через продукт творческой деятельности, сколько через эмоции и чувства, сопутствующие данному процессу. Искусство, являясь одним из главных средств эстетического воспитания, помогает развить эстетические чувства, потребности и способности, позволяющие вырастить из ребенка активного созидателя.

     По мнению Л. С. Выготского, творческой называется такая «деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное… какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувствами, живущими и обнаруживающимися только в самом человеке»[1, с. 3].

     В связи с этим творчество имеет два аспекта: личностный и процессуальный, а соответственно и два направления: творение индивидом собственной личности и творение окружающего мира. Единство этих двух направлений призвано обеспечить оптимальное творческое развитие личности.

   Рассмотренные три сущностных аспекта эстетического воспитания – развитие эмоциональной сферы личности, передача учащимися необходимых художественных знаний и развитие их творческого потенциала – как три тесно взаимосвязанных направления протекают одновременно «по спирали» , давая на каждом новом витке новый качественный уровень формирования эстетического отношения к окружающей действительности.

     Таким образом, приоритетным сущностным аспектом эстетического воспитания младших школьников является развитие их творческого потенциала. Развитие эмоциональной сферы младшего школьника и усвоение определенных знаний из области искусства, а также развитие эстетического сознания наиболее эффективно происходит в процессе художественно-творческой деятельности.

    Эстетическое воспитание неразрывно связано с художественным. Связь эта диалектична. Если эстетическое воспитание – это формирование отношения человека ко всей действительности, то художественное – становление отношения к искусству как носителю высшей эстетической ценности. Это – воспитание любви к искусству, понимание его высокого смысла и значения специфики образного воздействия. Следовательно, если художественное воспитание имеет свой особый предмет и свои конкретные задачи, то эстетическому воспитанию такие ограничения не свойственны. Его средствами могут быть не только виды искусства, но и все области практической деятельности человека (быт, труд, спорт и пр.), а также мир природы. В тоже время, поскольку искусство есть одна из форм творчества по законам красоты, свойственного вообще человеку, и поскольку нельзя любить и понимать искусство, не воспринимая его эстетических качеств, эстетическое воспитание немыслимо без художественных ценностей, и весь круг его вопросов теснейшим образом связан с вопросами искусства, общение с которым должно стать внутренней потребностью школьников.

      Результаты художественного воспитания распространяются и оказывают воздействие на всю сложную структуру эстетического. Поэтому в дальнейшем мы будем пользоваться понятием эстетическое воспитание, не сужая его до художественного, выступающего в педагогике ядром эстетического воспитания.

      Изучив сущностные аспекты эстетического воспитания, необходимо определить его цель. Разные педагоги и мыслители определяли ее по-разному. Например, М. Блондель говорил: «Конечная цель искусства – побудить людей делать то, что им нужно, и осознавать то, что они знают»[2, с. 147].

Я же остановлюсь на цели, которую определил М. М. Рукавин: «Конечная цель – гармоническая личность, всесторонне развитый человек…образованный, прогрессивный. Высоконравственный, обладающий умением трудиться, желанием творить. Понимающий красоту жизни и красоту искусства»[2, с. 149]. 

    Любая цель не может рассматриваться без задач.

    Задачами эстетического воспитания учащихся младших классов являются:

  • Сосредоточение внимания на формировании и развитии у учащихся основных компонентов эстетического сознания: интереса, восприятия, чувств, потребности;
  • Развитие эмоциональной сферы личности в процессе восприятия природы и искусства и художественно-творческой деятельности ребенка;
  • Развитие творческой активности школьников и стимулирование желания общаться с искусством;
  • Формирование необходимого минимума художественных знаний для совершенствования исполнительных умений и накопления эмоционально-эстетического опыта;
  • Формирование эстетического отношения к жизни через актуализацию эмпатических переживаний при создании образа в художественно-творческой деятельности;
  • Эстетизация учебно-воспитательного процесса, межличностных отношений учащихся и воспитательной среды учебного заведения;
  • Создание в учебно-воспитательном процессе атмосферы заинтересованности, комфорта, вызывающей у учащихся состояние вдохновения, стремление к открытию и созидательному творчеству.

   О. Бальзак  говорил: «Задача искусства не  в том, чтобы копировать природу,  а в том, чтобы выражать ее»[2, с. 152].

      Изучая данный вопрос нельзя не упомянуть средства эстетического воспитания.

Основным средством  эстетического воспитания младших  школьников является искусство. Восприятие искусства обладает и мотивирующей силой. Это придает особый характер всем психическим процессам: побуждает  и стимулирует работу воображения, придает избирательную направленность восприятию, сообщает творческий характер тем знаниям, умениям и навыкам, которые учащийся приобретает в общении с искусством.

     Значимый воспитательный потенциал заключен в природе, которая также является действенным средством эстетического воспитания. Воспитание эстетического отношения  к природе предполагает формирование у детей эстетического восприятия, интереса и суждений, что определяет восприимчивость к красоте и выразительности объективных природных явлений, а также понимание ценности, уникальности каждого из них.

    Глубокое эстетическое воздействие на детей оказывают и произведения искусства, раскрывающие в художественном образе мир природы. Все чувства, которые волнуют художника, автора произведения, все краски его мироощущения своеобразно запечатляются в художественных образах, передаваясь читателю, зрителю, слушателю.

     Также используются такие средства эстетического воспитания, как познание, труд, игра, общение, бытовая обстановка.

     Кратко рассмотрев средства эстетического воспитания младших школьников, мы подошли к такому важному его условию, как эстетизация учебно-воспитательного процесса. Внешний вид педагога и учащихся, отношения в коллективе, окружающая предметная среда – все должно соответствовать требованиям эстетичности. Но это более внешняя сторона эстетизации. Содержательный ее аспект заключается не только в расширении эстетического цикла новыми дисциплинами, сколько в интеграции художественных средств во все области и направления учебно-воспитательного процесса. Художественный компонент, найденный и использованный учителем в преподавании любого предмета, затрагивает эмоциональную сферу личности ребенка. В свою очередь, только пройдя через чувства знания, требования и нормы становятся личностным достоянием учащегося. Маленькие художественные игры, стихи, песни, просто музыку может «внедрить» в свой урок любой учитель, и если он сделает это умело, то эффективность урока, удовлетворение школьника и учительский авторитет значительно вырастут.

    Таким образом, эстетизация учебно-воспитательного процесса предполагает укрепление масштаба и углубление ценностных ориентаций в области эстетического воспитания учащихся, в частности усиление синтезирующих, объединяющих тенденций эстетизма с различными областями педагогической деятельности, а также стремление к достижению целостности во всех звеньях и на всех уровнях эстетического воспитания.

    Рассмотрев данный вопрос, можно сделать следующий вывод: вся система эстетического воспитания нацелена на общее развитие ребенка, как в эстетическом плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном.  
 
 

1.2.Уровень эстетического развития ребенка к началу школьной жизни

     Эстетическое  воспитание детей в школе начинается  не с пустого места, поэтому следует сказать несколько слов об основных закономерностях формирования эстетического сознания детей дошкольного возраста.

     Начальный  период этого процесса – первые  три года жизни ребенка. В  эти годы закладываются основы физического и психического развития ребенка, он овладевает своим телом и речью – этим главным средством общения со взрослыми, и значит – средством усвоения опыта, которым они владеют и стремятся ему передать.

     Это  касается и такого компонента  культуры, как эстетическое отношение к действительности. Что может и должно быть достигнуто в этом направлении на первом – трехлетнем – этапе детской жизни?

     Во-первых, в эти годы воспитатели вырабатывают  у ребенка механизмы положительных эмоций, способные реагировать на предметы и явления внешней среды, а также на собственные действия детей. Речь идет о способности ребенка бескорыстно радоваться общению с людьми и вещами, а затем и успешному свершению собственных действий – овладению своим телом, речью, первоначальными умениями практической социальной жизни (есть, одеваться, играть со сверстниками и т.д.).

     Во-вторых, уже в эти годы воспитатели  должны обращать внимание ребенка  на положительные и отрицательные эстетические свойства предметов и действий, которые он способен воспринять, пережить, оценить. Выражения «это красиво» и «это некрасиво», сопровождаемые соответствующими разъяснениями, закрепляют эмоциональные реакции ребенка, вызывают у ребенка уверенность в их правильности. Речевое формирование своих эмоций способствует их осознанию, осмыслению, а значит, формирует связи эмоциональных и интеллектуальных механизмов психики, помогает возвышению потребностей.

      Успешное решение этих задач  воспитания в первые годы детской  жизни – предпосылок эстетического отношения ребенка к действительности и к самому себе – связано с умением воспитателей опираться на ведущий вид деятельности ребенка – на его общение со взрослыми, прежде всего с матерью. Именно в этом процессе и зарождается элементарное эстетическое отношение в той мере, в какой общение с матерью выходит за пределы чисто физиологической связи и становится духовной радостью, бескорыстным наслаждением. Радостная улыбка, которой ребенок встречает мать и которой он отвечает на ее улыбку, ласку, нежные слова, и выражает его это ответное чувство. Мать оказывается первым существом, к которому пробуждается сознание ребенка. Глубоко был прав В. А. Сухомлинский, утверждая: «Воспитание человечности начинается с того, что мать становится для ребенка самым родным, самым дорогим, самым красивым в мире человеком»; именно отсюда прорастает «эмоционально-эстетический корень благородной духовной потребности в человеке», которая формируется у детей [7, с. 277-278].

Информация о работе Эстетическое воспитание младших школьников в процессе внеклассной работы