Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 10:55, курсовая работа
Цель исследования: охарактеризовать и представить методы и приемы, используемые в процессе воспитания патриотизма младших школьников.
Задачи:
изучить и проанализировать имеющуюся психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
раскрыть сущность и содержание патриотического воспитания младших школьников;
выявить методы и приемы патриотического воспитания младших школьников.
ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ воспитания патриотизма у младших школьников………………………………………………………..6
1.1. Сущность понятия «патриотизм», «патриотическое воспитание»…......6
1.2. Особенности воспитания патриотизма у младших школьников……….10
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ……………………………………………18
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО воспитанию патриотизма у младших школьников ……………………………………..19
2.1 Методики воспитания патриотизма у младших школьников ………….19
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ……………………………………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................... …..27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ................................................................................28
ПРИЛОЖЕНИЯ..................................................................................................31
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Воспитание
патриотизма у
младших школьников
Курсовая
работа по дисциплине:
педагогика
Выполнил (а): студентка 1 курса
КормщиковаТ.В.
Научный руководитель:
Старший преподаватель
« »_____________20___г.
Работа защищена:
«
»______________________20____
Оценка _______________________
Заведующий кафедрой Педагогики и психологии, доктор педагогических наук, профессор
________________________ Беловолов
В. А.
НОВОСИБИРСК
- 2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
воспитания патриотизма
у младших школьников…………………………
1.1. Сущность понятия «патриотизм», «патриотическое воспитание»…......6
1.2. Особенности
воспитания патриотизма у
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ……………………………………………18
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО воспитанию патриотизма у младших школьников ……………………………………..19
2.1 Методики воспитания патриотизма у младших школьников ………….19
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ……………………………………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ....................
ПРИЛОЖЕНИЯ....................
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине Патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить.
К сожалению, в настоящее время школьное патриотическое воспитание реализуется недостаточно. Этому за последние годы способствовало немало факторов: усиленное насаждение СМИ мнения об ошибочном пути развития России, отсутствие общей государственной, так сказать, базовой идеологии. Кроме того, воспитание патриотизма затруднено отсутствием методической литературы, в которых педагоги могли бы найти рекомендации и советы по этой проблеме.
Смысл их заключается в объяснении реальных понятий добра и зла, обращении сознания школьников к высоким идеалам отечественной истории
и создании
у них тем самым
По мере взросления у школьников, как отмечают ученые-исследователи, начинает формироваться так называемый «родничок героизма» (А.Я. Бруштейн), требующий реализации, но, как ни обидно это констатировать, он чаще всего остается невостребованным. Зато пробуждающиеся силы подрастающего организма могут найти свое применение в примыкании к антиобщественным организациям, поток которых год от года растет. Поэтому тема и является актуальной.
В исследованиях И.И. Валеева, Р.Т. Гарданова, А.С. Гаязова, Н.В. Ипполитовой, И.Ф.Харламова и других рассматривается гражданское, интернациональное и патриотическое воспитание подрастающего поколения. С позиции деятельностного подхода анализируются вопросы теории и практики формирования гражданских, патриотических и интернационалистских качеств. Авторы особое внимание уделяют формам отношений гражданина-патриота с государством и обществом, перспективам и тенденциям в воспитании школьников [7,10,11,12,16,28]
Обратившись к теоретическому анализу исследований по проблеме патриотического воспитания, мы пришли к выводу о том, что круг вопросов, изучавшихся их авторами, достаточно широк и разнообразен и представляет собой определенную систему. Так, изучались содержание, принципы и методы патриотизма (Н.И. Болдырев, И.П. Терентий и др.); исследовалась сущность патриотического воспитания, пути и средства формирования патриотических убеждений в образовательном процессе и во внеклассной деятельности (И.С. Марьенко, Л.А. Саклешина, Г.И. Щукина и др.) [6,24,25,29]
Объект исследования - процесс патриотического воспитания младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия воспитания патриотизма у младших школьников
Цель
исследования: охарактеризовать и представить
методы и приемы, используемые в процессе
воспитания патриотизма младших школьников.
Задачи:
Методы исследования:
- изучение педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
- подбор методик, направленных на патриотическое воспитание младших школьников:
Этапы исследования:
Первый этап – теоретический (январь- март 2011): анализ литературы, составление плана работы, определение основных параметров исследования (объект, предмет, цель, задачи и т.д.), написание первой главы курсовой работы.
Второй этап – обобщающий (март-май 2011): подбор методик, разработка рекомендаций, написание второй главы курсовой работы, литературное оформление курсовой работы.
Структура работы: курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Впервые слово «патриот» появилось в период Французской революции 1789- 1793гг. Патриотами тогда себя называли борцы за народное дело, защитники республики в противовес изменникам, предателям родины из лагеря монархистов.
В толковом словаре В. И. Даля значение этого слова трактуется так: «Патриот - любитель отечества, ревнитель о благе его». «Патриот – говорится в другом словаре, - человек, любящий свое отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя своей родины». [14,c ]
Более четко определено моральное содержание этого понятия в словаре практического психолога. «Патриотизм ( греч. Patris - отечество), - говорится в нем, - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защитить интересы родины».[13, с 7]
Что же такое «патриотизм» и какого человека можно назвать патриотом? Ответ на этот вопрос достаточно сложен. Советский энциклопедический словарь ничего нового к вышеприведенному понятию не добавляет, трактуя «патриотизм» как «любовь к родине». Более современные понятия «патриотизма» связывают сознание человека с эмоциями на проявления воздействий внешней среды в месте рождения данного индивида, его воспитания, детских и юношеских впечатлений, становления его как личности. Вместе с тем организм каждого человека, как и организмы его соотечественников, сотнями, если не тысячами нитей связан с ландшафтом его обитания с присущим ему растительным и животным миром, с обычаями и традициями данных мест, с образом жизни местного населения, его историческим прошлым, родовыми корнями. Эмоциональное восприятие первого жилища, своих родителей, своего двора, улицы, района (деревни), звуков птичьего щебетания, трепетания листвы на деревьях, колыханья травы, смены времен года и связанных с этим изменений оттенков леса и состояния водоемов, песен и разговоров местного населения, их обрядов, обычаев и образа жизни и культуры поведения, характеров, нравов и всего остального, что не перечесть, влияет на развитие психики, а вместе с ней и на становление патриотического сознания каждого человека, составляя важнейшие части его внутреннего патриотизма, закрепляемые на его подсознательном уровне.
Дадим понятиям «патриотизм»
и «патриот» более четкие
1. Главный из них - наличие среди основных здоровых эмоций каждого человека почитания места своего рождения и места постоянного проживания как своей Родины, любовь и забота о данном территориальном формировании, уважение местных традиций, преданность до конца своей жизни данной территориальной области. В зависимости от широты восприятия места своего рождения, зависящего от глубины сознания данного индивида, границы его родины могут простираться от площади собственного дома, двора, улицы, поселка, города до районных, областных и краевых масштабов. Для обладателей высших уровней патриотизма широта их эмоций должна совпадать с границами всего данного государственного образования, именуемого Отечеством. Низшими уровнями данного параметра, граничащего с антипатриотизмом, являются мещанско-обывательские понятия, отраженные в поговорке: "Моя хата с краю, ничего не знаю".
2. Уважение к своим предкам,
любовь и проявление
3. Делать конкретные каждодневные дела для улучшения состояния своей родины, ее преукрашения и обустройства, помощи и взаимовыручки своих земляков и соотечественников (начиная от поддержания порядка, опрятности и упрочения дружеских отношений с соседями в своей квартире, подъезде, доме, дворе до достойного развития всего своего города, района, края, Отчизны в целом). [4]
Таким образом, широта
Информация о работе Воспитание патриотизма у младших школьников