Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 18:58, курсовая работа
Основная воспитательная задача учебных заведений в настоящее время состоит в том, чтобы обеспечить растущему человеку возможность полноценного развития, определяющего его отношение к людям, окружающему миру, культурному наследию своей Родины. Вместе с тем воспитательный потенциал искусства по многим причинам недостаточно используется школой. При организации воспитательного процесса в школе особенно остро встают вопросы: каким образом привлечь сегодняшнего подростка, развивающегося в новой социокультурной ситуации, к творческой деятельности? Как помочь ему сформировать адекватное отношение к искусству?
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ГАРМОНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ………………………………………………………5
1.1. Сущность эстетического воспитания и его задачи…………………………5
1.2. Уровень эстетического развития ребенка к началу школьной жизни……15
1.3. Эстетическое воспитание младших школьников во внеклассной работе..19
1.4. Формы и методы эстетического воспитания младших школьников во внеклассной работе………………………………………………………………22
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ…………………………………………………………………………..26
2.1. Основные этапы, методы и методики исследовательской работы….……26
2.2. Результаты исследовательской работы…………………………………….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...….32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………...………34
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………...35
Министерство Образования Республики Беларусь
УО «Гомельский
государственный педагогический колледж
им. Л. С. Выготского»
Отделение
«Начальное образование»
Курсовая
работа по педагогике
«Эстетическое
воспитание младших
школьников в процессе
внеклассной работы»
Работу
выполнила:
Руководитель:
Лой Галина
Васильевна
Гомель,
2009
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ГАРМОНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ………………………………………………………5
1.1. Сущность эстетического
1.2. Уровень эстетического
1.3. Эстетическое воспитание младших школьников во внеклассной работе..19
1.4. Формы и методы эстетического
воспитания младших школьников
во внеклассной работе………………………
ГЛАВА 2.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ
РАБОТА ПО ЭСТЕТИЧЕСКОМУ
ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ
РАБОТЕ………………………………………………………………
2.1. Основные этапы, методы и методики исследовательской работы….……26
2.2. Результаты исследовательской
работы…………………………………….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Основная воспитательная
Учебно-воспитательный
процесс в школе неразрывно
связан с эстетическим
Проблема эстетического
Актуальность рассматриваемого
вопроса подтверждается
Поэтому тема курсовой работы: «Эстетическое воспитание младших школьников в процессе внеклассной работы».
Цель исследования: определить сущность эстетического воспитания в процессе внеклассной работы.
Задачи исследования:
Объект исследования: эстетическое воспитание младших школьников.
Предмет исследования: процесс формирования эстетических чувств младших школьников в процессе внеклассной работы.
Гипотеза: уровень развития эстетических чувств младших школьников напрямую зависит от качества используемых форм и методов эстетического воспитания во внеклассной работе.
Методы и методики: теоретический анализ литературы; наблюдение; анкетирование; беседа; педагогический эксперимент.
База исследования: Зябровская средняя
общеобразовательная школа № 1
ГЛАВА
1. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ
ГАРМОНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ЛИЧНОСТИ
Эстетическое воспитание – органическая часть всего учебно-воспитательного процесса в школе. Анализ педагогических и психологических исследований показывает, что воспитание посредствами искусства и природы позволяет развивать не только сенсорную и общую культуру учащихся, но и их творческую активность, быстроту реакции, зрительную память, аналитическое и образное мышление, познавательные интересы. «Оно пронизывает все сферы человека: и глубину его мышления, и тонкость чувств, и характер избирательности, и установки»[8, с.479].
В последнее десятилетие в широком педагогическом смысле эстетическое воспитание все чаще рассматривается как процесс взаимодействия педагога и учащихся с целью развития эстетического отношения личности к жизни и искусству, эстетического сознания, способности творческой деятельности по законам красоты. Применительно к учебно-воспитательному процессу школы можно дать более емкую формулировку данного понятия.
Эстетическое воспитание – это формирование у учащихся средствами природы и искусства и в процессе духовного общения воспитуемого и воспитателя эстетического отношения к жизни, высшим проявлением которого выступает созидательное творчество во всех сферах жизнедеятельности.
Рассмотрение содержательной стороны данного процесса можно начать с выделения и обоснования сущностных аспектов эстетического воспитания.
В первую очередь сущность эстетического воспитания заключается в развитии эмоциональной сферы личности растущего человека. Сама сенсорная природа эстетического побуждает искать специфику данного воспитательного направления в воспитании чувств, эмоций.
Роль чувств в эстетическом воспитании действительно велика. Во-первых, они являются самостоятельной формой закрепления эстетических норм в сознании личности, во-вторых, выступают как эмоциональное подкрепление нравственных привычек, в-третьих, только в единстве с чувствами знания общественных требований становятся убеждением. Ведь основное воспитательное воздействие основано на способности затрагивать эмоциональную сферу личности. В эстетическом воспитании эта способность в полной мере свойственна искусству.
Долгое время в педагогике недостаточно внимания уделялось формированию эмоций как сущности эстетического в воспитательном процессе. Усиление в человеке эмоционального начала, столь важного для лучших возможностей его личности, для ее гармонического развития, педагоги и психологи связывают также с культивированием в нем гуманного отношения к людям. Находясь в сложной зависимости от интересов, потребностей личности, чувства и эмоции выполняют важную роль в регулировании отношений личности со средой. Вместе с тем оснащение человека опытом эмоционального отношения к действительности – одна из социальных функций искусства. Регулятивная роль эмоций была подробно описана Л. С. Выготским, который полагал, что «эмоциональная реакция является могущественным организатором поведения. В ней реализуется активность нашего организма»[6, с. 317].
При организации эстетического воспитания средствами искусства следует учитывать ту особенность психики младших школьников, которая настроена на систему впечатлений, предполагающую получение удовольствия.
Развитие эмоциональной сферы личности в процессе эстетического воспитания средствами искусства стимулирует образное мышление и готовность к творческой самореализации.
Вместе с тем психологические возрастные особенности младших школьников, в частности их эмоциональность, позволяют при осуществлении эстетического воспитания идти от обратного. А именно: учащиеся получают удовольствие от собственных открытий и познания искусства, а также необходимые художественные знания непосредственно в процессе художественно-творческой деятельности.
Другой сущностный аспект эстетического воспитания – формирование у учащихся искусствоведческих и художественных знаний. Первые возникают в процессе усвоения с помощью логического мышления и запоминания различной информации об искусстве и в младшем школьном возрасте сводятся к простейшему по содержанию минимуму, который усваивается в беседах об искусстве. Художественные же знания появляются в результате непосредственного восприятия конкретно-чувственного содержания произведения искусства и определяются уровнем развития эстетического сознания.
Эстетическое сознание личности – это сложное системное образование, целостное по своей природе. В нем органично сочетаются компоненты рационального и эмоционального уровней, формирование и развитие которых является основной задачей эстетического воспитания. Основными компонентами эстетического сознания являются: эстетические чувства, идеал, восприятие, интерес, потребность, вкус, оценка, взгляды. Его функция как целостного механизма – ориентация личности в эстетических ценностях окружающего мира, в деятельности и поведении относительно эстетической и художественной сфер.
Все компоненты эстетического сознания взаимосвязаны, развиваются по спирали и демонстрируют на каждом новом витке новый качественный уровень, определяемый как возрастными особенностями, так и эффективностью их развития. То есть степень развития каждого компонента зависит от процессов организованного взаимодействия личности с искусством с учетом психологических особенностей детей каждого возрастного периода.
Применительно к младшему школьному возрасту приоритет в формировании и развитии педагогическим инструментарием имеют такие компоненты эстетического сознания, как интерес, восприятие, чувства, потребность.
Эстетический интерес рассматривается как форма познавательной потребности, обеспечивающую направленность личности на сознание художественной деятельности и первичную готовность к ней.
В младшем школьном возрасте эстетический интерес связан прежде всего с желанием ребенка вносить что-то новое в сои действия, творить и украшать окружающий мир с позиций своего, пусть маленького, но эстетического опыта. Ребенку необходимо получать удовольствие от действий, которые, по его мнению, неожиданно преобразили определенный объект, а также от восприятия и передачи содержания и настроения произведения.
Эстетическое восприятие – это «целостный процесс переживания человеком эстетического объекта, его качеств и свойств»[12, с. 11].
Детское восприятие в связи с тенденцией к поверхности и в силу своей ассоциативности и реалистичности достаточно специфично. Оно должно сопровождаться чувством радости и увлеченности. Происходит это в том случае, когда детьми воспринимается произведение, которое им близко и понятно, которое рождает чувство переживания, радости, гнева, восторга, сострадания и прочие.
В связи с этим правильно организованное восприятие художественного образа рождает не только ряд эмоций, но и параллельно способствует развитию определенных нравственных качеств личности, например эмпатии.
По мнению
Е. П. Крупника, «огромное влияние
правильно организованного
Эстетическое восприятие младших школьников отличается реалистичностью, оценкой эстетического объекта и художественного произведения в целом как «правды жизни». Подобная специфика восприятия обусловлена малым жизненным и художественным опытом ребенка.
Если эстетическое восприятие – это «целостный процесс переживания…» [12, с. 11], то эстетическое чувство как исходный компонент эстетического сознания личности реализуется в готовности и умении воспринимающего осваивать явления действительности в произведении искусства в диалектике их жизненного содержания и художественной формы. Это – способность человека к переживанию, рождающая волнение, радость, наслаждение, эмоции.
Информация о работе Эстетическое воспитание младших школьников в процессе внеклассной работы