Эстетическое воспитание младших школьников в процессе внеклассной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 18:58, курсовая работа

Описание работы

Основная воспитательная задача учебных заведений в настоящее время состоит в том, чтобы обеспечить растущему человеку возможность полноценного развития, определяющего его отношение к людям, окружающему миру, культурному наследию своей Родины. Вместе с тем воспитательный потенциал искусства по многим причинам недостаточно используется школой. При организации воспитательного процесса в школе особенно остро встают вопросы: каким образом привлечь сегодняшнего подростка, развивающегося в новой социокультурной ситуации, к творческой деятельности? Как помочь ему сформировать адекватное отношение к искусству?

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ГАРМОНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ………………………………………………………5
1.1. Сущность эстетического воспитания и его задачи…………………………5
1.2. Уровень эстетического развития ребенка к началу школьной жизни……15
1.3. Эстетическое воспитание младших школьников во внеклассной работе..19
1.4. Формы и методы эстетического воспитания младших школьников во внеклассной работе………………………………………………………………22
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ…………………………………………………………………………..26
2.1. Основные этапы, методы и методики исследовательской работы….……26
2.2. Результаты исследовательской работы…………………………………….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...….32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………...………34
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………...35

Работа содержит 1 файл

Эстетическое воспитание.doc

— 194.00 Кб (Скачать)

       Постепенно способность ребенка  испытывать бескорыстное, духовное  удовольствие распространяется на его общение с другими живыми существами – людьми и животными, а также с неодушевленными предметами – игрушками, вещами, растениями; она начинает со временем проявляться и в самосозерцании ребенка – в его отношении к своей внешности, одежде, к тому, как он движется, играет, работает, а затем и к тому, что он сам создает – к своим песочным «куличам», сооружениям из кубиков, рисункам. И тут особенно ответственна роль воспитателей, призванных формировать у ребенка сознательное, хотя еще, разумеется, элементарное, эмоционально-эстетисемкое отношение ко всему, что его окружает и что он делает.

     Новый  период в эстетическом развитии  ребенка наступает тогда, когда  на втором этапе его детской  дошкольной жизни – с трех  до семи лет – ведущим видом деятельности становится художественно-игровое действо, называемое обычно ролевой игрой. Ролевая игра является самодеятельным театром, в котором ребенок выступает и как актер, и как режиссер, и как художник-постановщик, и как драматург. В. А. Сухомлинский говорил: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».  [2, с. 96]. Психологический механизм игры служит средством приобщения ребенка к искусству – не только актерскому, но и изобразительному, так как рисование, занимающее очень большое место в жизни детей этого возраста, является для них также своего рода игрой.

     Психологический  механизм детской игры и ее педагогическое значение изучены так глубоко, что мы можем ограничиться ссылкой на достижения нашей науки в этой области. Вместе с тем важно подчеркнуть и что остается нередко в тени у специалистов по детской игре – это ее значение в процессе собственно-эстетического воспитания. Игра ребенка способна поднимать, возвышать примитивные положительные эмоции до уровня эстетических переживаний, которые фиксируют удовольствие не только от того, что делается, но и от того, как это делается – от умения, ловкости, искусности, мастерства. Объединенные в целостном комплексе игра и художественное творчество активнейшим образом разрабатывают эстетическое отношение ребенка к миру, причем не только и не столько на уровне созерцания, восприятия предметов и явлений внешней среды, что было характерно для предыдущего периода, сколько на уровне делания, практического, хотя и игрового еще, т.е. «невсамделишного», созидания эстетически значимых предметов и действий.

     Несомненно, что в эти годы велико значение в эстетическом воспитании ребенка и тех форм искусства, которые он воспринимает как слушатель и зритель – читаемой ему и рассматриваемой им иллюстрированной книги, рассказываемой ему сказки. Однако решающими являются здесь все же те способы формирования эстетического сознания, которые опираются на собственную художественно-игровую активность ребенка. На этой основе могут быть достигнуты следующие цели:

  • Формирование эстетических потребностей ребенка – потребностей в радостном переживании собственной деятельности, совершенствующихся умений, навыков, свободы владения своим телом, движением, речью, поведением;
  • Формирование эстетического отношения к окружающему, поскольку оно становится непосредственным предметом художественного отражения в творчестве ребенка (например, к людям,  животным, растениям, вещам) в детских рисунках; к облику и поведению взрослых – в воспроизводящей их ролевой игре;
  • Формирование эстетического отношения к миру, практически еще недоступному освоению, но уже осваиваемому в воображении, благодаря предоставляемой искусством возможности переживать образно моделируемый опыт взрослых (например, в игре в войну, дочки-матери, в космические полеты и т.п.);
  • Формирование эстетических установок ребенка на базе эстетических потребностей и опыта их удовлетворения, установок, способных непосредственно регулировать действия ребенка не только в игре, но и в бытовом поведении, предавая эстетическую ценность его манерам, речи, обращению с вещами, общению со взрослыми и сверстниками;
  • Формирование начатков эстетического вкуса как определенной избирательной способности эстетического сознания, системы предпочтений одних объектов, форм, действий другим;
  • Развитие сознательного отношения к собственным эстетическим потребностям, установкам, переживаниям, первоначальным суждениям, вкусам, которое выражается в стремлении ответить на возникающие в эстетическом опыте ребенка вопросы: почему так красиво? Почему это мне нравится? Почему это смешно? Почему это печально?

     Таким  образом, к началу школьной  жизни у ребенка должны быть сформированы механизмы положительных эмоций, ребенок должен уметь выражать с помощью речи свои чувства и эмоции.

1.3. Эстетическое воспитание младших школьников во внеклассной работе

     Педагогический  процесс в современной школе  представляет собой единство воспитательных воздействий, осуществляемых на уроке и во внеурочное время. Урок является ведущей, но далеко не единственной формой обучения и воспитания школьников. В ходе учебного процесса закладываются основы знаний  и основы понимания красоты жизни, действительности и искусства. Продолжением эстетического воспитания и образования в процессе обучения является внеклассная работа. Эстетическое воспитание, организуемое во внеурочное время, открывает большие возможности для развития у школьников эстетического отношения к искусству и действительности, способствует духовному обогащению их личности.

     Огромное  значение эстетическому воспитанию и развитию учащихся во внеклассной работе придавали Н. К. Крупская, А. В. Луначарский. Большой практический вклад в организацию внеклассной работы с учащимися по эстетическому воспитанию внесли А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий [9, с.42].       В созданных ими воспитательных учреждениях ребята принимали широкое участие в подготовке самодеятельных спектаклей, творческих драматургических импровизаций, в хоровом пении. Воспитанники часто слушали художественные произведения и музыку, посещали и обсуждали театральные постановки и кинофильмы, работали в изокружках и изостудиях, принимали участие в различных видах литературного творчества. Все это служило действенным стимулом развития лучших черт и качеств личности, средством формирования убеждений.

     Внеклассная работа с детьми занимает очень важное место в общей системе эстетического воспитания школьников. Она способствует общему эстетическому развитию учащихся и помогает успешно решать ряд других важных педагогических задач.

     Эта  работа способствует самовыражению и утверждению личности детей. Как известно, особенностью детской природы является то, что ребенок в процессе обучения и развития стремится как-то выразить себя, свои представления о прекрасном, об искусстве, свое знание мира, проявить свою творческую активность. Именно этим объясняется то обстоятельство, что младшие школьники нередко хотят заниматься в нескольких художественных кружках: и в танцевальном, и в музыкальном, и в хоровом[3,c. 67].

     Важность  внеклассной работы в эстетическом  воспитании не вызывает сомнения, так как она является собственно его сутью. Особенность внеклассной работы как средства воспитания заключается в том, что во внеклассной работе «сгущен, сконцентрирован творческий опыт человека, духовное богатство». Внеклассная работа дает огромный материал для познания жизни. «В том-то и заключается основная тайна внеклассной работы в процессе эстетического воспитания младших школьников, что ребенок, подмечая основные тенденции развития жизни, воплощает их в такие образы, которые с огромной эмоциональной силой действуют на каждого человека, заставляя его постепенно размышлять о своем месте и назначении в жизни»[9,c. 34].

     Внеклассная  работа оказывает широкое и  многостороннее воздействие на  человека. Ребенок, включаясь во  внеклассную работу, глубоко изучает жизнь, вместе с другими детьми и руководителем учится любить, ненавидеть, бороться, побеждать, гибнуть, радоваться и страдать.

     Внеклассная  работа не делает человека  сразу эстетическим развитым, но  опыт эстетического переживания помнится долго, и человеку всегда хочется вновь ощутить знакомые эмоции, испытания от встречи с прекрасным.

     Постижение  действительности в процессе  внеклассной работы есть познавательный  процесс глубокого творческого  характера. Энергия активного, творческого отношения человека к жизни зависит как от качества самой внеклассной работы, так и от индивидуальных способностей человека, от его собственного напряжения и от уровня его образования. Только правильно организованная работа воспитывает, но только человек с развитыми способностями может пробудится к сотворчеству и творчеству.

     Таким  образом, внеклассная работа направлена  на:

  • Развитие чувственных мироощущений, потребности в прекрасном;
  • Развитие способности к художественному мышлению;
  • Развитие индивидуальных задатков и способностей;
  • Приобщение к мировой цивилизации.

     Понимание,  чувствование и участие в художественном  творчестве облагораживают детей,  облегчают работу по воспитанию  у них лучших моральных черт  и качеств. Понимание же безобразного вызывает у школьников чувство отвращения  и настраивает на борьбу с отрицательными, безнравственными явлениями.

     Рассмотрев  данный вопрос, можно сделать  следующий вывод: внеклассная  работа и степень ее организованности  является важным средством воспитания эстетического отношения школьников к окружающему, к поведению и поступкам каждого школьного коллектива в целом. Внеклассная работа помогает решать вопросы эстетического развития учащихся, вопросы нравственного, умственного воспитания, вопросы педагогической организации жизни детей вообще. Чем больше четко отработана в школе система эстетического воздействия средствами учебного процесса, общественно полезного труда, искусства и самодеятельности коллектива, тем легче осуществлять педагогическое руководство деятельностью детей и тем выше уровень их эстетического и нравственного развития.

    
 
 
 
 
 
 
 

1.4.Формы  и методы эстетического воспитания  младших школьников во внеклассной  работе

     Обучение  в начальных классах – это  период развития, когда ребенок со свойственной ему непосредственностью может максимально выразить свои чувства и мироощущения, период его разностороннего развития. Вместе с тем полноценное развитие личности вне общения с искусством невозможно.

     На  современном этапе перед школой  встает задача поиска таких форм и методов эстетического воспитания младших школьников, которые максимально стимулировали бы развитие эстетического сознания ребенка, его эмоциональной сферы, творческой активности и художественно-творческих способностей.

     Процесс эстетического воспитания младших школьников предполагает острое внимание учителя к тонкостям детских ощущений, к неожиданностям их сенсорной реакции на произведение искусства, к их стремлению что-то изменить и придумать по-своему.

     Внеклассная  работа по эстетическому воспитанию становится эффективной, если она вписывается в целостный учебно-воспитательный процесс.

     Существует  множество форм и методов эстетического  воспитания во внеклассной работе, и рассмотреть их все в рамках  данной работы невозможно. Поэтому мы рассмотрим некоторые из них.

     Во  внеклассной работе школы все  более видное место занимают  кружки юных кинолюбителей. В  них ребята учатся создавать  фильмы, связанные с изучением  того или иного предмета, с  жизнью коллектива.

     Также важно научить школьников правильно смотреть кино- и телефильмы. В ряде школ с этой целью организованны киноклубы и школьные кинотеатры, введен факультативный курс «Основы киноискусства».

     Огромной  силой эстетически-эмоционального  воздействия обладает театр. Необходимо, разумеется, предварительно готовить учащихся к восприятию, при котором дети были бы способны поддаться обаянию игры актеров.

     Исходя  из этого, огромные возможности  в эстетическом развитии школьников  открывает театральная самодеятельность. В процессе практических занятий по театральному искусству учащиеся знакомятся с историей театра, русской и зарубежной драматургией. Благодаря театру, история и современная жизнь приобретают для ребят конкретно-чувственные формы, а участие в самодеятельности создает наилучшие условия для проявления и развития природных задатков.

Информация о работе Эстетическое воспитание младших школьников в процессе внеклассной работы