Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 05:29, дипломная работа
Цель исследования – теоретически разработать и экспериментально подтвердить методику экологического воспитания младших школьников в системе воспитательно-образовательного процесса начальной школы.
Задачи исследования – 1. Проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по теме исследования.
2. Раскрыть сущность понятия - экологическое воспитание.
3. Выявить место экологического воспитания младших школьников в системе воспитательно-образовательной работы начальной школы.
4. Разработать методические рекомендации для начальной школы, системы дополнительного образования по вопросам экологического воспитания школьников.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………..…………………..… 3
Глава 1. Теоретическое обоснование экологического воспитания младших школьников ………………………………..…………………………7
1.1. Философско-педагогические воззрения на экологическое воспитание …………………………………………………………………………7
1.2. Экологическое воспитание в социокультурной динамике ……………………………………………………………..…………...15
1.3. Экологические ценности общественного сознания…..….23
1.4 Принцип природосообразности: философско-педагогический смысл…………………………………………………………..25
1.5 Формирование экологической культуры и проблемы образования……………………………………………………………………….31
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ ……………………………..…………….35
Глава 2. Экспериментальная работа по экологическому воспитанию младших школьников ………………………………………..37
2.1. Диагностика экологической воспитанности младших школьников ……………………………………………………………………….37
2.2. Экологическое воспитание в детских рисунках ………...47
2.3. Методика экологического воспитания младших школьников ……………………………………………………………………….54
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ ……………………………………………65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………….……67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………72
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….76
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО «НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ
НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
ТЕРЕШИНА
ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ
ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ
ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА НАЧАЛЬНОЙ
ШКОЛЫ
ДИПЛОМНАЯ
РАБОТА
БЕЛОВОЛОВ В. А.
Допустить к защите Квалификационная работа защищена
« » ___________ 2006 г. « » _____________ 2006 Г.
Научный
руководитель
_____ В.А.Беловолов
НОВОСИБИРСК
2006
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………..…………………..… 3
Глава 1. Теоретическое обоснование экологического воспитания младших школьников ………………………………..…………………………7
1.1. Философско-педагогические воззрения на экологическое воспитание …………………………………………………………………………7
1.2. Экологическое воспитание в социокультурной
динамике ……………………………………………………………..………….
1.3. Экологические ценности общественного сознания…..….23
1.4 Принцип природосообразности: философско-педагогический
смысл…………………………………………………………..
1.5 Формирование экологической
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ ……………………………..…………….35
Глава 2. Экспериментальная работа по экологическому воспитанию младших школьников ………………………………………..37
2.1. Диагностика экологической воспитанности младших школьников ……………………………………………………………………….37
2.2. Экологическое воспитание в детских рисунках ………...47
2.3. Методика экологического воспитания младших школьников ……………………………………………………………………….54
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ ……………………………………………65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………….……67
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Экологическая культура – сравнительно новая проблема, которая остро встала в связи с тем, что человечество вплотную подошло к глобальному кризису. В результате антропогенной деятельности окружающая природа оказалась перед угрозой уничтожения. Из-за неразумного отношения к ней и к ее ресурсам, из-за неправильного понимания своего места и положения во Вселенной человечеству грозит деградация и вымирание.
Острота
современных экологических
Ответственное отношение к окружающей среде формируется у человека практически на протяжении всей его жизни и особенно интенсивно в школьные годы.
Успех в решении целей экологического образования во многом зависит от первого этапа обучения – начальной школы, где закладываются основы формирования личности человека, обеспечивающие эффективность дальнейшего экологического образования, что будет содействовать созданию единой непрерывной системы становления и развития у человека экологической культуры.
Отношение к окружающей среде – сплав знаний, чувств и действий. Это сложное образование, и сформировать его можно только усилиями всех учебных предметов. Каждый учебный предмет вносит определенный вклад в формирование экологической культуры младших школьников.
Основным показателем экологической культуры личности является ее способность решать конкретные проблемы улучшения окружающей среды. Это качество проявляется в усвоении научных основ экологии, умении анализировать экологические ситуации и проблемы, оценивать их, прогнозировать и принимать решение, владеть способами достижения оптимального результата.
Вопросы экологического воспитания младших школьников рассматриваются в работах С. Н. Николаевой, З. В. Молодцовой, Т. Я. Шипуновой и др.
Проблемы экологического воспитания младших школьников в системе воспитательно-образовательного процесса начальной школы представлены в исследованиях Л. П. Салеевой, В. А. Деревянко, Е. С. Павленко и др.
Таким образом актуальность проблемы исследования для практики начальной школы: недостаточная разработанность ее в педагогической теории, обусловили выбор темы дипломной работы: «Экологическое воспитание младших школьников в системе воспитательно-образовательного процесса начальной школы».
Объект исследования – воспитательно-образовательный процесс начальной школы.
Предмет исследования – экологическое воспитание младших школьников в системе воспитательно-образовательного процесса начальной школы.
Цель исследования – теоретически разработать и экспериментально подтвердить методику экологического воспитания младших школьников в системе воспитательно-образовательного процесса начальной школы.
Задачи исследования – 1. Проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по теме исследования.
2. Раскрыть сущность понятия - экологическое воспитание.
3.
Выявить место экологического
воспитания младших школьников
в системе воспитательно-
4.
Разработать методические
Гипотеза исследования. В основу дипломной работы положено представление о том, что эффективность экологического воспитания младших школьников достигается при ряде условий:
1)
обогащение образовательного
2)
реализация личностно-
3)
реализация регионального
Для решения поставленных задач и проверки исходных положений применяются следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической, методической, и другой научной литературы; организация целенаправленной опытной работы; изучение, анализ, обобщение массового опыта в школе по выявлению реального состояния проблемы в практике. Для решения частных исследовательских задач используются также наблюдения, беседы, анкетирование, интервьюирование, тесты; изучение, анализ документов и продуктов деятельности учащихся; создание специально конструируемых педагогических ситуаций.
Указанные
методы используются в определенной
системе, для которой характерно
возрастание роли тех или иных
методов на отдельных этапах исследования.
Однако в целом, ведущим методом
исследования является опытная работа.
Этапы исследования:
1. Теоретический (сентябрь 2004 г. – сентябрь 2005 г.): анализ психолого-педагогической литературы, составление плана дипломной работы и определение основных параметров педагогического исследования, написание 1 главы.
2. Экспериментальный (сентябрь 2005 г. – февраль 2006 г.): проведение констатирующего, формирующего и контрольного эксперимента.
3. Обобщающий (февраль – сентябрь 2006 г.): анализ, сравнение полученных результатов, литературное оформление дипломной работы.
Обоснованность, достоверность положений и выводов исследования обеспечивается результатами опытной работы, адекватность методики исследования его предмету и задачам.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществляется по различным направлениям: выступления автора на занятиях в учебном заведении, на научно-практических конференциях, на заседании методического совета в базовой школе; в процессе непрерывной педагогической практики студентов и др.
Практическая значимость дипломного исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы для повышения эффективности образовательного процесса в начальной школе, системе дошкольного воспитания и в системе дополнительного образования.
Экспериментальная база 2 класс Алабугинской основной общеобразовательной школы, Каргатского района.
Структура
работы: дипломная работа состоит из
введения, двух главах, заключения, списка
литературы и приложений.
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ
ОБОСНОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ
1.1.
Философско-педагогическое
воззрение на экологическое
воспитание
В «Концепции экологической безопасности России» понятие «экологическая безопасность» трактуется как состояние защищенности личности, общества, государства и окружающей природной среды от реальных или потенциальных угроз антропогенного или естественного происхождения, воздействующих на биосферу. На наш взгляд, такая трактовка подразумевает обращение к проблеме личности. Это имеет принципиальное значение, так как в наше время достаточно распространен взгляд, при котором глобальные проблемы рассматриваются лишь как результат взаимовлияния экономики и техники, а человек – как жертва их развития. И все же сегодня уже довольно многие специалисты в области экологии сходятся во мнении, что судьба мира в конечном счете зависит от человека, его личностных качеств, ценностных ориентаций, отношения к природе и способа поведения в ней. По утверждению Н. Ф. Реймерса, смысл закона ноосферы состоит в том, что люди будут управлять не природой, а прежде всего собой.
Однако, в то время как деятельность человека вносит все более глубокие изменения в окружающий мир, он сам не успевает адаптироваться к быстро меняющимся условиям жизни.
Для изменения сложившейся ситуации необходимо признать первоочередность вопроса воспитания человека, способного безопасно и счастливо жить в будущем мире, непрерывно совершенствуя его, при этом, не подрывая основ жизни и развития других живых существ и следующих поколений людей. Речь идет о человеке, имеющем активную жизненную позицию в отношении самоподдерживающего развития цивилизации. Мы считаем, что указанные качества характеризуют личность, компетентную в вопросах, как собственной безопасности, так и окружающей среды. Формирование такой личности мы рассматриваем в качестве приоритетного направления современного образования. [11]
Воспитание экологически безопасной личности нельзя понимать упрощенно, рассматривать его лишь как набор отдельных методик, направленных на формирование конкретных личностных качеств, в этом процессе необходимо опираться на живительные источники многообразной человеческой культуры. И особая роль, несомненно, должна быть отведена культуре отечественной, этической, поскольку каждая нация имеет собственную оригинальную концепцию воспитания, отражающего особенности жизни и менталитета.
Информация о работе Экологическое воспитание младших школьников