Патриотическое воспитание младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 12:12, курсовая работа

Описание работы

цель: формирование основ патриотизма (воспитание качеств человека, которые составляют основу его гражданской и социальной активности).
На основании цели работы был определён объект исследования – патриотическое воспитание младших школьников.
В соответствии с целью и объектом исследования был выделен предмет исследования – возможности воспитания патриотических чувств в процессе обучения младших школьников.
В процессе изучения проблемы предложено решить следующие задачи:
1. Обосновать цели и задачи патриотического воспитания;
2. Изучить особенности патриотического воспитания учащихся с учётом возрастных особенностей;
3. Выявить методы и приёмы патриотического воспитания младших школьников средствами предметов социально-гуманитарных дисциплин;

Содержание

Введение………………………………………………………… . 3
Глава 1 Теоретические основы патриотического воспитания младших школьников
1.1 Цели и задачи патриотического воспитания………………… 5
1.2 Возрастные особенности младших школьников……………13
Глава 2 Воспитание патриотизма предметами социально-гуманитарных дисциплин
2.1 Воспитание среды предметами социально-гуманитарных дисциплин………………………………………………………….20
2.2 Воспитание патриотизма предметами социально-гуманитарных дисциплин………………………………………..26
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по истории.doc11.docx

— 75.93 Кб (Скачать)
 
 
 

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  КОЛЛЕДЖ №13 ИМЕНИ С.Я МАРШАКА 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

Тема: Патриотическое воспитание младших школьников 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………… .  3

Глава 1 Теоретические основы патриотического воспитания младших школьников

1.1 Цели и задачи патриотического воспитания………………… 5

1.2 Возрастные особенности младших школьников……………13

Глава 2  Воспитание патриотизма предметами социально-гуманитарных дисциплин

2.1 Воспитание среды предметами социально-гуманитарных дисциплин………………………………………………………….20

2.2  Воспитание патриотизма предметами социально-гуманитарных дисциплин………………………………………..26 

Заключение

Список  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     В настоящее время одной из самых актуальных проблем является            проблема воспитания патриотизма. Не определённость перспектив,

межнациональные конфликты, криминальная обстановка, телевиденье и

другие  средства массовой информации, обесценивание человеческих ценностей в современном мире – всё это не способствует воспитанию патриота, достойного, ориентированного на честный труд, терпимо и дружелюбно настроенного к другим людям. Тем самым у детей создаётся отрицательное мнение о своей стране и всех её составных частей в виде заселяющих её народах, правоохранительных органах и даже о своём родном языке. Таким образом, встаёт острая проблема патриотического воспитания нашей стране.

      Россия – страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости. Россиянам в высшей степени были всегда свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежности. Величайшей национальной ценностью был патриотизм – любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни. В последние десятилетия в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной потери общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры как важнейшего фактора формирования патриотизма. Стала всё более заметной постепенная утрата российского патриотического сознания. Следовательно, возникла необходимость создания реальных условий, способствующих формированию патриотических качеств личности. Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в данном возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретёт умение трудиться, не научиться любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет трудней и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребёнка – это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки. Таким образом встаёт острая проблема патриотического воспитания в нашей стране.

    На  основании вышеизложенного была поставлена цель: формирование основ патриотизма (воспитание качеств человека, которые составляют основу его гражданской и социальной активности).

    На  основании цели работы был определён  объект исследования – патриотическое воспитание младших школьников.

    В соответствии с целью и объектом исследования был выделен предмет исследования – возможности воспитания патриотических чувств в процессе обучения младших школьников.

    В процессе изучения проблемы предложено решить следующие задачи:

  1. Обосновать цели и задачи патриотического воспитания;
  2. Изучить особенности патриотического воспитания учащихся с учётом возрастных особенностей;
  3. Выявить методы и приёмы патриотического воспитания младших школьников средствами предметов социально-гуманитарных дисциплин;
 
 

       Глава 1. Теоретические основы патриотического воспитания

     1.2. Цели и задачи патриотического воспитания

     Современное понимание патриотизма характеризуется многовариантностью и разнообразием. Это объясняется сложной природой данного явления, разнообразием его содержания и многообразием форм проявления. Проблема патриотизма рассматривается разными исследователями в различных исторических, социально-экономических и политических условиях, в зависимости от личной гражданской позиции, отношения к своему Отечеству, от использования различных сфер знаний.

     Термин  “патриотизм” употребляется не только в научно-исследовательской литературе, но и в выступлениях, дискуссиях, статьях, предвыборных компаниях политиков, движений, деятелей культуры и искусства. Диапазон толкования термина очень велик. Первое знакомство с определением данного понятия происходит с помощью словарей. Широко распространённые словари: С.И.Ожегова, этический, философский, политический, иностранных слов – определяет патриотизм как любовь к Родине, преданность своему Отечеству, готовность к его защите.

     В педагогическом энциклопедическом  словаре, даётся следующие понятие патриотизма: “ … любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. Ясное сознание свои обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма, которая издревле имела и религиозное значение…”.

     Все определения достаточно расплывчаты  и определяют, как правило, данное понятие как вне историческую категорию.

     Патриотизм  – это не движение против чего-либо, а движение за те ценности, которыми располагают общество и человек.

     Патриотизм  является одним из способов духовно-ценносного, идейного и нормативно-личностного регулирования поведения человека. Он представляет собой систему принципов и норм, определяющих характер отношений между людьми в соответствии с принятыми в данном коллективе, обществе и государстве понятиями о долге, ответственности, чести, достоинстве, защите Родины, благе ближних,  совести.

     Воспитание  патриотизма является механизмом взаимодействия между поколениями, обеспечивающим вхождение подрастающих поколений в жизнь общества, становление их активными субъектами конкретного исторического процесса.

     Воспитание  патриотизма выступает как процесс  духовного прикосновения к истории  и культуре своего народа, его традициям, общества и государства, а также активно-деятельностного, творческого участия в решении важнейших проблем в современной России.

     В различных исторических эпохах, в зависимости от социально-экономических условий жизни общества и господствующей в нём идеологии в воспитание вкладывали различные аспекты.

     Я.А.Каменский отмечал, что одним из главных направлений воспитания должно быть воспитание у ребёнка стремления оказывать пользу своими услугами возможно большему числу людей.

     В отечественной школе всегда уделялось  огромное внимание воспитанию у подрастающего  поколения нравственных качеств  личности, коллективизма, гражданственности, любви к своей Родине, уважительного отношения к истории своей Родины, к своему народу. Большую роль в воспитании патриотических чувств играли средства массовой информации: радио, художественные отечественные кинофильмы, театр, художественная литература.

     А.С. Макаренко отмечал, что патриотизм проявляется не только в героических поступках. От настоящего патриота требуется не только “героическая вспышка”, но и длительная, мучитьная, нажимная работа, часто даже очень тяжёлая, неинтересная, грязная.

     Особое  значение в исследовании вопросов патриотического  воспитания имеются в работах В.Л. Сухомлинского, который считал, что школа должна воспитывать у молодёжи стремление к беззаветному служению Родине, к активной трудовой и общественной деятельности. В.А. Сухомлинский подчёркивал, что одной из главных воспитательных задач школы является подготовка учащихся к простому, будничному, повседневному труду, труду для общества как к патриотической деятельности, причём сама деятельность детей, организуемая педагогом с данной целью, представляет движущую силу формирования личности растущего гражданина, будущего патриота. В.А. Сухомлинский также указывал и на трудности в воспитании патриотизма, объясняя их тем, что в повседневной жизни мы не встречаемся с мерой, с помощью которой можно было бы измерить эту “трудно постижимую ценность” – патриотизм. Любовь к отечеству становиться силой духа только тогда, когда у человека запечатлены в сознании образы, связанные с родным краем, языком, когда появляется чувство гордости от того, что это – твоя Родина.

     Целевыми  параметрами образовательно – воспитательного  процесса является воспитание (формирование, развитие, обретение, нахождение) у подрастающего поколения сознания, чувств, ценностей и идеалов, правил поведения и отношения, общей культуры человека, соответствующей облику личности, готовой к служению Отечеству и своим ближним.

     Идеологической  основой патриотического воспитания в современной школе являются духовно-нравственные ценности нации. Сущность патриотического воспитания в современных условиях может трактоваться как развитие чувства личности, патриотического сознания, основанного на гуманистических духовных ценностях своего народа.

     Целью обучения является формирование основных идей, чувств, установок служения Отечеству и своим ближним и других слагаемых патриотизма гражданина России, обретение знаний о мире и человеке, его предназначение и смысле существования; способов осуществления здорового образа жизни, экологии духа, души и тела; опыта созидательной деятельности в пространстве собственной жизнедеятельности, опытом защиты Отечества как наследия своих предков.

     Ещё недавно вместо воспитания коллективизм стала внедряться идея воспитания индивидуализма, эгоцентризма, вместо воспитания патриотизма стало пропагандироваться воспитание космополитизма, неуважительного отношения к отечественной истории, к своему народу. Это приводит к тому, что понятия “патриотизм”, «патриот” приобретают негативный оттенок. Порой слово “патриотизм” подчас используется в ироническом или даже в ругательном смысле. Однако для большинства россиян оно сохранило своё первоначальное, полностью позитивное значение. Это чувство гордости своим отечеством, его историей, свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее. Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие совершения.

     У каждой состоявшейся личности есть Родина, а у гражданина – Отечество. Уважение наследия своего народа – одна из сфер проявления внутренней культуры человека, поэтому смысл обучения – это работа с умом молодого гражданина.

     Однако  процессы частичной утраты патриотизма  происходят в российском обществе, особенно среди молодёжи, по таким причинам, как:

  • “ большая часть молодёжи, не имеет возможность, не может или не хочет трудиться, особенно заниматься производственным трудом”;
  • резкое стремление экономического статуса молодёжи, значительная часть находится на грани бедности и нищеты в силу падения жизненного уровня, сокращения расходов на питание, отдых, образования, бытовые нужды и т.д.;
  • ухудшение здоровья (как физического, так и психического), демографической ситуации в обществе, что привело к деградации генофонда, снижение нравственного, интеллектуального потенциала и к падению роли молодёжи как социального ресурса в целом;
  • усиление духовного кризиса молодёжи, девальвация её важнейших социально-экономических ценностей, преобладание негативных, асоциальных мотивов в поведении, приспособление к изменившимся жизненным условиям, прежде всего в материальном плане, и не редко противоправным путём. 

Информация о работе Патриотическое воспитание младших школьников