Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 05:29, дипломная работа
Цель исследования – теоретически разработать и экспериментально подтвердить методику экологического воспитания младших школьников в системе воспитательно-образовательного процесса начальной школы.
Задачи исследования – 1. Проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по теме исследования.
2. Раскрыть сущность понятия - экологическое воспитание.
3. Выявить место экологического воспитания младших школьников в системе воспитательно-образовательной работы начальной школы.
4. Разработать методические рекомендации для начальной школы, системы дополнительного образования по вопросам экологического воспитания школьников.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………..…………………..… 3
Глава 1. Теоретическое обоснование экологического воспитания младших школьников ………………………………..…………………………7
1.1. Философско-педагогические воззрения на экологическое воспитание …………………………………………………………………………7
1.2. Экологическое воспитание в социокультурной динамике ……………………………………………………………..…………...15
1.3. Экологические ценности общественного сознания…..….23
1.4 Принцип природосообразности: философско-педагогический смысл…………………………………………………………..25
1.5 Формирование экологической культуры и проблемы образования……………………………………………………………………….31
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ ……………………………..…………….35
Глава 2. Экспериментальная работа по экологическому воспитанию младших школьников ………………………………………..37
2.1. Диагностика экологической воспитанности младших школьников ……………………………………………………………………….37
2.2. Экологическое воспитание в детских рисунках ………...47
2.3. Методика экологического воспитания младших школьников ……………………………………………………………………….54
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ ……………………………………………65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………….……67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………72
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….76
Вопросы
экологической культуры были подняты
на Первой Всероссийской научно-
Многолетнее изучение проблем экологического образования школьников позволило исследователям выйти на определение экологической культуры, которая. По мнению И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной, должна быть связана с социально-нравственной деятельностью, вызывающей потребность в улучшении окружающей среды. [24]
Экологическая культура личности строится на базе понимания закономерностей живых систем и уважения жизни, и ее главным показателем является социальная и индивидуальная экологическая ответственность за события, и индивидуальная экологическая ответственность за события в природе и жизни людей.
Д. В. Владышевский сущность экологической культуры связывает с природопользованием, осознанием опасности и недопустимости безудержного использования ресурсов планеты, с переходом к общенациональному сбережению природы. А это должно быть связано с самоограничением личного потребления и поиском оптимальных норм производственного потребления.
Не менее важно мнение Б. С. Кубанцева об экологической культуре. Он говорит о необходимости переориентации господствующего в мышлении соотечественников антропоцентрического мышления, когда в центре всего и всея стоит человек, на экологическое биоценрическое мышление, когда человек будет рассматривать себя наравне с природой [24].
Научной
основой оптимизации
Академик
Б. Т. Лихачев рассматривает
Итак, понятие экологической культуры соединяет в себе: знание основных законов природы; понимание необходимости считаться с этими законами и руководствоваться ими во всякого рода индивидуальной и коллективной деятельности; стремление к оптимальности в процессе личного и производственного природопользования; выработку чувства ответственного отношения к природе, окружающей человека среде, здоровью людей. Таким образом, экологическая культура охватывает интеллектуальные, эстетические и этические, деятельностно-волевые аспекты человеческой жизни, практику бытовой и профессиональной деятельности [24].
Экологическое образование, в свою очередь, не может и не должно идти в отрыве от воспитания экологически ответственной, творческой личности, ее активной гражданской позиции, направленной на служение своему народу и отечеству, верной нравственным и духовным идеалам своих отцов и дедов. Успешное формирование экологической культуры возможно, таким образом, лишь как следствие двуединого – познавательно-воспитательного – процесса экологического образования.
Экологическую культуру человека и общества формирует, разумеется. не только школа. Роль экологического образования исключительно велика. Поскольку человек является движителем всего экокультурного процесса, именно от него зависит формирование и его экокультурного статуса, и его экокультурной среды [15].
На необходимость экологического образования, расширения понятия экологической культуры, на его объективную красоту и неповторимость указали А. М. Буровский, Н. В. Груздева, Н. Беркова, И. Д. Зверев и многие другие. При этом обращается внимание на то, что необходимо различать истинную культуру и цивилизацию – в последней «духовное, живое начало культуры окостенело и омертвело» (Е. Б. Кнорре). Техногенная культура Запада, которая сложилась на значительных территориях Земли к концу второго тысячелетия и которая претендует на всеобщее распространение, бездуховна, ориентирована на удовлетворение лишь материальных потребностей человека.
Экология все чаще рассматривается как интегрированная наука, объединяющая в своем содержании естественные, гуманитарные и технические области знания. Становление экологической культуры личности в процессе экологического образования при таком подходе может сложиться лишь в том случае, если продумана стратегия интеграции знания в образовании [24].
Экологическое образование способно выполнить эту свою ведущую роль лишь в том случае. Если оно будет содержательно и организационно адекватно оформленным, непрерывным и охватит собой все стороны жизни человека и общества. В сферу и процесс экологического образования органично должны быть включены семья, школа, колледж, вуз, различные формы повышения квалификации и образования взрослых, средства массовой информации, литература, искусство, церковь. Экологическое образование, как, впрочем, образование вообще, должно занимать приоритетные позиции в государственной политике и во всей общественной жизни. В общественном сознании настойчиво должно формироваться мнение, что образованным и культурным человеком может считаться лишь тот, кто образован и культурен в экологическом отношении [15].
В
становлении экологической
ВЫВОДЫ
ПО ГЛАВЕ 1
Экологическая ситуация, сложившаяся в России и во всем мире, глобальный характер экологических проблем и своеобразное их проявление в каждом регионе планеты настоятельно требуют скорейшей перестройки мышления человечества, отдельных народов и каждого конкретного человека. В связи с этим экологическое образование как «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью», становится новым приоритетным направлением педагогической теории и практики.
Таким образом, констатируем, что в конце XIX – начале XX вв. в отечественной школе стал складываться прогрессивный опыт организации взаимодействия детей с природой и формирования бережного к ней отношения. Причем человек и природные явления воспринимались в русской педагогической и философской традиции как проявления единого начала, равноправные создания Творца.
Именно такой подход становится все более определяющим и в современном экологическом образовании. Вот почему философско-педагогическое наследие конца XIX – начала XX вв. представляется столь значительным для развития идеи формирования экологически безопасной личности школьника.
Ответственное отношение к окружающей среде формируется у человека практически на протяжении всей его жизни и особенно интенсивно в школьные годы.
Успех в решении целей экологического образования во многом зависит от первого этапа обучения – начальной школы, где закладываются основы формирования личности человека, обеспечивающие эффективность дальнейшего экологического образования, что будет содействовать созданию единой непрерывной системы становления и развития у человека экологической культуры.
Анализ проблем экологического воспитания в контексте социокультурного развития позволяет сделать вывод о том, что усвоение новой системы ценностей во взаимоотношениях с природой поможет подросткам постичь науку о том, как жить в согласии с природой, самим собой и другими людьми. Глобальный характер экологического кризиса вывел проблему экологического воспитания на цивилизационный уровень, тем самым обозначив ее приоритетность. Ведь речь идет о спасении земной цивилизации коллективными усилиями.
А.
Яблоков, крупный ученый в
ГЛАВА 2
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ
РАБОТА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ
ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ
2.1.
Диагностика экологической
воспитанности младших
школьников
Практическую часть нашей работы мы посвятим тому, чтобы на основе изученного и проанализированного нами материала по заданной теме, опытным путем достичь поставленной цели и доказать выдвинутую в начале нашего исследования гипотезу.
В рамках данного исследования в начальных классах нами была проведена опытно-экспериментальная работа с целью продиагностировать общий уровень экологического воспитания.
Для проведения эксперимента нами были взяты два класса – 2 класс Алабугинской основной школы и 2 класс Петровской основной школы. В экспериментальном классе (Алабугинская школа) 7человек (4 девочки и 3 мальчика). Успеваемость в классе достаточно высокая: хорошистов – 5 человек, удовлетворительно учатся 2 человека. Обучение ведется по традиционной системе, программа 1 – 4 . В контрольном классе (Петровская школа) 5 учеников.
Экспериментальный
класс отличается сплоченностью, слаженностью
коллектива. Дети из благополучных
полных семей, большинство посещали
детский сад до школы, поэтому
прошли курс подготовки к школе. Дети
очень эмоциональны, артистичны, дружелюбны,
открыты для общения на разных уровнях.
Несмотря на различие в интеллектуальном
и материальном статусе ребята хорошо
уживаются в классном коллективе, чего
не скажешь о первом годе их учебы в школе.
Уровень подготовки к школе
дети показали очень разный.
От высокого до очень низкого.
Экспериментальная работа
Констатирующий этап проводился
в начале исследования. Детям были розданы
анкеты, с помощью которых можно было выявить
уровень экологической воспитанности
школьников.
Цель констатирующего эксперимента:
1. Изучить начальное состояние учащихся экспериментального и контрольного классов.
2. Оценить состояние участников педагогического воздействия.
3.Изучить реальную практику по решению
данной проблемы.
4. Выбрать конкретную
методику оценки начального состояния
экспериментального объекта.
Детям были розданы анкеты, с помощью которых можно
определить уровень экологической воспитанности учащихся двух классов (см. Приложение 1).
После изучения результатов
В течение полугода велась экспериментальная
работа по экологическому воспитанию
младших школьников. Проводилась во втором
экспериментальном классе, в количестве
семи человек. Результаты экспериментальной
работы сравнивались с результатами
контрольного второго класса Петровской
основной общеобразовательной школы,
в образовательный процесс которых экспериментальный
фактор не вводился.
Второй этап - формирующий.
Цель формирующего эксперимента:
формирование ответственного отношения
к окружающей среде, которое строится
на базе экологического сознания.
Это предполагает соблюдение нравственных
и правовых принципов природопользования
и пропаганду идей его оптимизации,
активную деятельность по изучению и
охране природы своей местности.
Ответственное отношение к природе - сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе. Условием такого обучения и воспитания выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности учащихся, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком.
Информация о работе Экологическое воспитание младших школьников