Экологическое воспитание младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 05:29, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – теоретически разработать и экспериментально подтвердить методику экологического воспитания младших школьников в системе воспитательно-образовательного процесса начальной школы.

Задачи исследования – 1. Проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по теме исследования.

2. Раскрыть сущность понятия - экологическое воспитание.

3. Выявить место экологического воспитания младших школьников в системе воспитательно-образовательной работы начальной школы.

4. Разработать методические рекомендации для начальной школы, системы дополнительного образования по вопросам экологического воспитания школьников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………..…………………..… 3

Глава 1. Теоретическое обоснование экологического воспитания младших школьников ………………………………..…………………………7

1.1. Философско-педагогические воззрения на экологическое воспитание …………………………………………………………………………7

1.2. Экологическое воспитание в социокультурной динамике ……………………………………………………………..…………...15

1.3. Экологические ценности общественного сознания…..….23

1.4 Принцип природосообразности: философско-педагогический смысл…………………………………………………………..25

1.5 Формирование экологической культуры и проблемы образования……………………………………………………………………….31

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ ……………………………..…………….35

Глава 2. Экспериментальная работа по экологическому воспитанию младших школьников ………………………………………..37

2.1. Диагностика экологической воспитанности младших школьников ……………………………………………………………………….37

2.2. Экологическое воспитание в детских рисунках ………...47

2.3. Методика экологического воспитания младших школьников ……………………………………………………………………….54

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ ……………………………………………65

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………….……67

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………72

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….76

Работа содержит 1 файл

дипомная работа.doc

— 472.50 Кб (Скачать)

   Вопросы экологической культуры были подняты  на Первой Всероссийской научно-практической конференции в Красноярске в 1991 году, на которой ряд ведущих специалистов сформулировали свое понимание этих проблем.

   Многолетнее изучение проблем экологического образования  школьников позволило исследователям выйти на определение экологической культуры, которая. По мнению И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной, должна быть связана с социально-нравственной деятельностью, вызывающей потребность в улучшении окружающей среды. [24]

   Экологическая культура личности строится на базе понимания  закономерностей живых систем и уважения жизни, и ее главным показателем является социальная и индивидуальная экологическая ответственность за события, и индивидуальная экологическая ответственность за события в природе и жизни людей.

   Д. В. Владышевский сущность экологической культуры связывает с природопользованием, осознанием опасности и недопустимости безудержного использования ресурсов планеты, с переходом к общенациональному сбережению природы. А это должно быть связано с самоограничением личного потребления и поиском оптимальных норм производственного потребления.

   Не  менее важно мнение Б. С. Кубанцева  об экологической культуре. Он говорит  о необходимости переориентации господствующего в мышлении соотечественников  антропоцентрического мышления, когда  в центре всего и всея стоит человек, на экологическое биоценрическое мышление, когда человек будет рассматривать себя наравне с природой [24].

   Научной основой оптимизации взаимоотношений  человека с природой, как справедливо  считает В. Р. Душенков, может быть только экология, следование ее объективным законам: «Совокупность разнообразных форм деятельности человека, в которых находит отражение экологическое мышление, мы называем экологической культурой» [24. – С. 22].

   Академик  Б. Т. Лихачев рассматривает экологическую  культуру как производное от экологического сознания. Она должна строиться на экологических знаниях и включать в себя глубокую заинтересованность в природоохранной деятельности, грамотное ее осуществление, богатство нравственно-эстетических чувств и переживаний, порождаемых общением с природой.

   Итак, понятие экологической культуры соединяет в себе: знание основных законов природы; понимание необходимости  считаться с этими законами и  руководствоваться ими во всякого  рода индивидуальной и коллективной деятельности; стремление к оптимальности в процессе личного и производственного природопользования; выработку чувства ответственного отношения к природе, окружающей человека среде, здоровью людей. Таким образом, экологическая культура охватывает интеллектуальные, эстетические и этические, деятельностно-волевые аспекты человеческой жизни, практику бытовой и профессиональной деятельности [24].

   Экологическое образование, в свою очередь, не может  и не должно идти в отрыве от воспитания экологически ответственной, творческой личности, ее активной гражданской позиции, направленной на служение своему народу и отечеству, верной нравственным и духовным идеалам своих отцов и дедов. Успешное формирование экологической культуры возможно, таким образом, лишь как следствие двуединого – познавательно-воспитательного – процесса экологического образования.

   Экологическую культуру человека и общества формирует, разумеется. не только школа. Роль экологического образования исключительно велика. Поскольку человек является движителем всего экокультурного процесса, именно от него зависит формирование и его экокультурного статуса, и его экокультурной среды  [15].

   На  необходимость экологического образования, расширения понятия экологической  культуры, на его объективную красоту  и неповторимость указали А. М. Буровский, Н. В. Груздева, Н. Беркова, И. Д. Зверев и многие другие. При этом обращается внимание на то, что необходимо различать истинную культуру и цивилизацию – в последней «духовное, живое начало культуры окостенело и омертвело» (Е. Б. Кнорре). Техногенная культура Запада, которая сложилась на значительных территориях Земли к концу второго тысячелетия и которая претендует на всеобщее распространение, бездуховна, ориентирована на удовлетворение лишь материальных потребностей человека.

   Экология все чаще рассматривается как интегрированная наука, объединяющая в своем содержании естественные, гуманитарные и технические области знания. Становление экологической культуры личности в процессе экологического образования при таком подходе может сложиться лишь в том случае, если продумана стратегия интеграции знания в образовании [24].

   Экологическое образование способно выполнить  эту свою ведущую роль лишь в том  случае. Если оно будет содержательно  и организационно адекватно оформленным, непрерывным и охватит собой все стороны жизни человека и общества. В сферу и процесс экологического образования органично должны быть включены семья, школа, колледж, вуз, различные формы повышения квалификации и образования взрослых, средства массовой информации, литература, искусство, церковь. Экологическое образование, как, впрочем, образование вообще, должно занимать приоритетные позиции в государственной политике и во всей общественной жизни. В общественном сознании настойчиво должно формироваться мнение, что образованным и культурным человеком может считаться лишь тот, кто образован и культурен в экологическом отношении [15].

   В становлении экологической культуры личности исключительно важная роль принадлежит годам детства –  сравнительно короткому по времени  отрезку времени, который мудрецы называли половиной жизни. Современное понимание детства в формировании личности человека, его многогранных отношений  с окружающим миром чрезвычайно важно и для развития новых отношений ребенка с природным и социальным окружением, и для осознания им своего места в общей научной картине мира [34]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВЫВОДЫ  ПО ГЛАВЕ 1 
 
 

   Экологическая ситуация, сложившаяся в России и  во всем мире, глобальный характер экологических  проблем и своеобразное их проявление в каждом регионе планеты настоятельно требуют скорейшей перестройки  мышления человечества, отдельных народов и каждого конкретного человека. В связи с этим экологическое образование как «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью», становится новым приоритетным направлением педагогической теории и практики.

   Таким образом, констатируем, что в конце  XIX – начале XX вв. в отечественной школе стал складываться прогрессивный опыт организации взаимодействия детей с природой и формирования бережного к ней отношения. Причем человек и природные явления воспринимались в русской педагогической и философской традиции как проявления единого начала, равноправные создания Творца.

   Именно  такой подход становится все более  определяющим и в современном  экологическом образовании. Вот  почему философско-педагогическое наследие конца  XIX – начала  XX вв. представляется столь значительным для развития идеи формирования экологически безопасной личности школьника.

   Ответственное отношение к окружающей среде  формируется у человека практически  на протяжении всей его жизни и  особенно интенсивно в школьные годы.

   Успех в решении целей экологического образования во многом зависит от первого этапа обучения – начальной школы, где закладываются основы формирования личности человека, обеспечивающие эффективность дальнейшего экологического образования, что будет содействовать созданию единой непрерывной системы становления и развития у человека экологической культуры.

   Анализ  проблем экологического воспитания в контексте социокультурного развития позволяет сделать вывод о  том, что усвоение новой системы  ценностей во взаимоотношениях с  природой поможет подросткам постичь науку о том, как жить в согласии с природой, самим собой и другими людьми. Глобальный характер экологического кризиса вывел проблему экологического воспитания на цивилизационный уровень, тем самым обозначив ее приоритетность. Ведь речь идет о спасении земной цивилизации коллективными усилиями.

    А.  Яблоков, крупный ученый в России, обсуждая проблему экологических  знаний, подчеркивает: «Необходим новый  уровень экологического знания  людей. На всем пути воспитания  и обучения человека – от  детского сада дл вузов – экологические знания должны иметь высший приоритет» [5].  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   ГЛАВА 2

   ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ  ШКОЛЬНИКОВ 
 

   2.1. Диагностика экологической  воспитанности младших  школьников 
 
 

   Практическую  часть нашей работы мы посвятим тому, чтобы на основе изученного и проанализированного нами материала по заданной теме, опытным путем достичь поставленной цели и доказать выдвинутую в начале нашего исследования гипотезу.

   В рамках данного исследования в начальных  классах нами была проведена опытно-экспериментальная работа с целью продиагностировать общий уровень экологического воспитания.

   Для проведения эксперимента нами были взяты  два класса – 2 класс Алабугинской основной школы и 2 класс Петровской основной школы. В экспериментальном классе (Алабугинская школа) 7человек (4 девочки и 3 мальчика). Успеваемость в классе достаточно высокая: хорошистов – 5 человек, удовлетворительно учатся 2 человека. Обучение ведется по традиционной системе, программа 1 – 4 . В контрольном классе (Петровская школа) 5 учеников.

   Экспериментальный класс отличается сплоченностью, слаженностью коллектива. Дети из благополучных  полных семей, большинство посещали детский сад до школы, поэтому  прошли курс подготовки к школе. Дети очень эмоциональны, артистичны, дружелюбны, открыты для общения на разных уровнях. Несмотря на различие в интеллектуальном и материальном статусе ребята хорошо уживаются в классном коллективе, чего не скажешь  о первом годе их  учебы в школе. 
   Уровень подготовки  к   школе дети показали    очень   разный.      От   высокого до очень низкого.

     Экспериментальная работа проводилась  в три этапа: констатирующий, формирующий   и  контрольный. 
   Констатирующий этап проводился в начале исследования. Детям были розданы анкеты, с помощью которых можно было выявить уровень экологической воспитанности школьников.        
   Цель констатирующего эксперимента:                                                             

     1. Изучить  начальное  состояние учащихся экспериментального и контрольного классов. 

      2. Оценить состояние участников  педагогического воздействия.

     3.Изучить реальную практику по решению данной проблемы. 
       4. Выбрать конкретную методику оценки начального состояния экспериментального объекта.

         Детям были   розданы   анкеты,  с    помощью  которых    можно

определить      уровень   экологической   воспитанности    учащихся двух классов (см. Приложение 1).

       После изучения результатов констатирующего  эксперимента нами был проведен   следующий, формирующий  эксперимент.  Формирующий эксперимент играет основную роль в данном педагогическом исследовании. Он был организован на основе предварительного изучения состояния проблемы и анализа результатов констатирующего эксперимента. В процессе формирующего эксперимента нами была произведена корректировка выдвинутой гипотезы и организована ее проверка в экспериментальном классе, введя в образовательный процесс новый (экспериментальный) фактор. 
   В течение полугода велась экспериментальная работа по экологическому воспитанию младших школьников. Проводилась во втором экспериментальном классе, в количестве семи человек. Результаты экспериментальной работы  сравнивались с результатами контрольного второго класса Петровской основной общеобразовательной школы, в образовательный процесс которых экспериментальный фактор не вводился.

      Второй  этап  -  формирующий. 
   Цель формирующего эксперимента: формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.

      Ответственное отношение к природе - сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе. Условием такого обучения и воспитания выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности учащихся, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком.  

Информация о работе Экологическое воспитание младших школьников