Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 16:18, курсовая работа
Актуальность исследования. В условиях продолжающего роста экологической опасности на планете в целом и каждом ее регионе особенно остро стоит проблема переосмысления концептуальных взглядов педагогической науки на теорию и практику развития у подрастающего поколения экологического сознания и ответственности по отношению к социоприродному окружению и собственному здоровью.
Введение
1. Аналитический обзор методов экологического воспитания младших школьников
1.1 Понятие экологического воспитания и его место в системе образования начальной школы
1.2 Анализ проблемы экологического воспитания в педагогической литературе
1.3 Общая характеристика методов ознакомления младших школьников с природой
1.4 Психологические особенности и механизмы воспитания любви к природе у младших школьников
1.5 Роль педагога в экологическом воспитании младших школьников
2. Методика экологического воспитания младших школьников на уроках "Я и Украина"
2.1 Анализ образовательных систем экологического воспитания младших школьников за рубежом
2.2 Экспериментальное исследование и практические рекомендации по формированию экологического сознания и культуры младших школьников на уроках "Я и Украина"
2.3 Молодика воспитания школьников начальных классов во время природоведческих экскурсий
Выводы
Список использованных источников
Приложения
Содержание
Введение
1. Аналитический обзор методов экологического воспитания младших школьников
1.1 Понятие экологического воспитания и его место в системе образования начальной школы
1.2 Анализ проблемы экологического воспитания в педагогической литературе
1.3 Общая характеристика методов ознакомления младших школьников с природой
1.4 Психологические особенности и механизмы воспитания любви к природе у младших школьников
1.5 Роль педагога в экологическом воспитании младших школьников
2. Методика экологического воспитания младших школьников на уроках "Я и Украина"
2.1 Анализ образовательных систем экологического воспитания младших школьников за рубежом
2.2 Экспериментальное исследование и практические рекомендации по формированию экологического сознания и культуры младших школьников на уроках "Я и Украина"
2.3 Молодика воспитания школьников начальных классов во время природоведческих экскурсий
Выводы
Список использованных источников
Приложения
Актуальность исследования. В условиях продолжающего роста экологической опасности на планете в целом и каждом ее регионе особенно остро стоит проблема переосмысления концептуальных взглядов педагогической науки на теорию и практику развития у подрастающего поколения экологического сознания и ответственности по отношению к социоприродному окружению и собственному здоровью.
Распространенный в нашей стране за последние тридцать лет подход к структуре, содержанию и методам экологического образования и воспитания не дает требуемых результатов. Свидетельством сказанного является процветание в обществе потребительских мотивов во взаимоотношениях с природой, нерациональное использование ее ресурсов, низкий уровень экологической культуры всех слоев населения, в том числе молодежи и школьников. В связи с чем актуальный характер приобретает проблема поиска новых подходов к построению системы школьного экологического образования и воспитания, которая должна быть адекватной существующей экологической обстановке, учитывать особенности социокультурных изменений, происходящих в обществе, а также соответствовать современным тенденциям развития образовательной политики страны.
Преодоление отчуждения нового поколения граждан нашей страны от реально-существующих социально-экологических условий требует от школы значительных усилий, направленных, прежде всего, на духовно-нравственное совершенствование школьников, развитие их экологического мировоззрения, сознания, вооружения умениями и навыками экологически целесообразного поведения, что в целом определяет экологическую культуру каждой личности. Важно при этом подчеркнуть, что экологическая культура, являясь составной частью общей культуры личности, немыслима вне исторически сложившихся традиций народа по отношению к его природному окружению.
Конституцией Украины предусмотрено закон об обеспечении экологической безопасности и поддержание экологического равновесия на территории Украины [20]. Но этот закон реально не действует. Потому экологической безопасности после Чернобыльского взрыва жители Украины не ощутили. Необходимость формирования экологической культуры как составляющей общей культуры личности зафиксировано в Государственной национальной программе "Образование. Украина XXI века "[19]. Целью экологического воспитания является формирование мотивационной основы экологического сознания - в практической, мотивационной деятельности, в совместной деятельности со взрослыми, в ориентации на культурные эталоны, опираясь на биологические и социокультурные источники развития мотивационных основ образа внутреннего мира. В сущности экологического образования для общества в целом и каждого человека частности формирование потребности бережного отношения к окружающей среде; развитие потребности общаться с природой; активизация деятельности по охране и улучшение окружающей среды; активизация деятельности по повышение уровня духовности. Основополагающими принципами экологического образования и воспитания являются: взаимосвязь глобального, национального и краеведческого подходов; сотрудничество; прогнозируемость, единство теории и практики; непрерывность, единство интеллектуального и эмоционального восприятия и соблюдение норм поведения в жизнедеятельности. В системе экологического воспитания выделяют следующие основные направления: политический, естественнонаучный, правовой, морально-эстетическое, мировоззренческий.
Перед педагогической наукой поставлена проблема научного обоснования принципов структуры, содержания, форм и методов системы экологического воспитания школьников в современной национальной школе на каждой возрастной ступени, и, прежде всего, в начальной школе, которая является решающим этапом в становлении экологического культуры личности. Исключительность периода начальной школы в достижении целей экологического образования связана с особенностями психического развития детей этого возраста. У младших школьников наиболее активном формируются личностные качества, происходит интенсивное накопление знаний об окружающем мире, развиваются многогранные отношения с природным и социальным окружением. В разработку основ экологического образования и воспитания на современном этапе основной вклад внесли А.А.Захлебный, И.Д.Зверев, Б.М.Миркин, Л.П. Печко, И.А.Рыков, А.П.Сидельковский, Л.П.Симонова, И.Т.Суравегина, И.В.Цветкова и другие. Ими определены цели экологического воспитания и образования в начальной школе, их методологические и педагогические принципы, разработана система знаний о природе, рассмотрены доступные для детей младшего школьного возраста формы природоохранительной работы, условия реализации экологического образования. В педагогической науке рассмотрены вопросы эколого-краеведческого воспитания с общетеоретических, мировоззренческо-ценностных и методических позиций (А.С.Барков, А.М.Большаков, О.Г.Гасанов, Д.Ф.Кацюбо, Б.Т.Лихачёв, А.Ф.Родина, В.И.Смирнова и другие).
Раскрытие сущности национальной школы и ее роли в формировании ответственного отношения к природе, обращение к педагогическому наследию народа свойственно для научной и практической деятельности многих прогрессивных педагогов прошлого, это И.Я.Коменский, Н.К.Крупская, A.В.Луначарский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский, а также современные отечественные педагоги — Г.Н.Волков, Н.А.Константинов, Ф.Ф.Королёв, Е.Н.Медынский, И.Т.Огородников, B.З.Смирнов и другие.
Целью исследования является выявление педагогических условий и разработка методического обеспечения процесса экологического воспитания младших школьников в условиях национальной школы.
Объект исследования - процесс экологического воспитания младших школьников в системе целостного учительного процесса.
Предмет исследования - педагогические подходы, содержание, формы и средства становления экологической воспитанности детей младшего школьного возраста в условиях регионализации обучения.
Гипотеза исследования заключается в том, что процесс экологического воспитания младших школьников в национальной школе будет проходить эффективнее, если: определены особенности экологического воспитания младших школьников как части целостного учительного процесса; используется комплексный подход к построению структуры и содержания экологического воспитания, обеспечивающий преемственность и непрерывность в обучении, воспитании и развитии учащихся; национально-региональный компонент как ведущий принцип содержания пронизывает все формы и средства учебно-учительного процесса; эффективно реализуется система повышения методической подготовки педагогических кадров и план учебно-методического обеспечения в соответствии с целями и задачами экологического воспитания школьников в национальной школе.
Для достижения поставленной цели и подтверждения гипотезы были определены следующие задачи исследования:
1. Провести анализ проблемы исследования в психолого-педагогической и философской литературе.
2. Разработать комплексный подход к построению процесса экологического воспитания младших школьников в условиях национальной школы на уроках «Я и Украина».
3. Научно обосновать и апробировать систему форм и методов эффективного использования национально-регионального компонента экологического воспитания младших школьников в едином учебно-учительном процессе.
Методы исследования. Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач использовался комплекс методов: теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической, философской и методологической литературы по теме исследования); эмпирические (индивидуальные беседы с детьми, учителями начальных классованкетирование, изучение творческих работ учащихся, посещение и анализ уроков и внеклассных мероприятий, проводимых в начальной школе); организационные (сравнительный, комплексный); экспериментальные (констатирующий, поисковый, формирующий).
Опытно-экспериментальну базу исследования составили учащиеся 2 классов Симеизской средней школы (Симеиз, Советская ул., 11).
На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому воспитанию в современной школе уже с первых лет воспитания детей. Детям младшего школьного возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе.
На основе ведущих дидактических принципов и анализа интересов и склонностей школьников были разработаны различные формы экологического воспитания. Их можно классифицировать на а) массовые, б) групповые, в) индивидуальные.
К массовым формам относится работа учащихся по благоустройству и озеленению помещений и территории школы, массовые природоохранные компании и праздники; конференции; экологические фестивали, ролевые игры, работы на пришкольном участке.
К групповым – клубные, секционные занятия юных друзей природы; факультативы по охране природы и основам экологии; кинолектории; экскурсии; туристические походы по изучению природы; экологический практикум.
Индивидуальные форма предполагают деятельность учащихся по подготовке докладов, бесед, лекций, наблюдения за животными и растениями; изготовление поделок, фотографирование, рисование, лепка.
Основу для становления и развития ответственного отношения к природе, формирование экологической культуры младших школьников составляет содержание учебных предметов начальной школы, которые несут некоторую информацию о жизни природы, о взаимодействии человека (общества) с природой, о ее ценностных свойствах. Например, содержание предметов гуманитарно-эстетического цикла (язык, литературное чтение, музыка, изобразительное искусство) позволяет обогащать запас сенсорно-гармонических впечатлений младших школьников, способствует развитию его оценочных суждений, полноценному общению с природой, грамотному поведению в ней.
Уроки трудового обучения способствуют расширению знаний учащихся о практическом значении природных материалов в жизни человека, разнообразии его трудовой деятельности, о роли труда в жизни человека и общества, содействуют формированию умений и навыков грамотного общения с объектами природы, экономного использования природных ресурсов.
Содержание уроков окружающего мира обеспечивает естественную основу понимания младшими школьниками необходимости охраны природы, поскольку в этом курсе уделяется особое внимание формированию конкретных знаний о живой природе. Учащиеся начальных классов ведут экологический мониторинг – это слежение, наблюдение за происходящим в окружающей среде, за её качеством для жизни в дневниках наблюдения. Большое место в системе работы по воспитанию любви к природе занимают экскурсии, прогулки, походы. Они могут быть связаны с изучением программного материала, носить краеведческий характер, могут быть просто посвящены знакомству с природой. С большим интересом ребята участвуют в создании фенологического календаря, подбирали пословицы о временах года, загадки, описание погоды, народные приметы.
Целевые установки учебных предметов начальной школы обуславливают необходимость совместного использования их для воспитания младших школьников в духе любви и бережного отношения к природе. На основе содержания всех учебных предметов формируются ведущие идеи и понятия, составляющие ядро экологического образования и воспитания в начальной школе. На основе накопления фактических знаний, получаемых из разных предметов, младшие школьники подводятся к мысли (идее), что природа – среда и необходимое условие жизни человека: в природе он отдыхает, наслаждается красотой природных объектов и явления, занимается спортом, трудится; из нее он получает воздух, воду, сырье для изготовления продуктов питания, одежды и т. д.
Чрезвычайно важна для реализации патриотического аспекта экологического воспитания идея, заложенная в программе уроков чтения: «Я и Украина». Чувство ответственности за свою страну отождествляется с чувством ответственности за ее природу: беречь природу, ее богатства, красоту и неповторимость – значит беречь свой дом, свой край, свою Родину, свою Украину.
Особая чувствительность и эмоциональность младших школьников создают особые предпосылки для появления интереса к самому себе, к людям, к своему здоровью, к состоянию природной и социальной среды, что является непременным условием эффективности экологического образования на этом возрастном этапе.
Важным аспектом экологического воспитания является просвещение родителей учеников, на собраниях, где обсуждаются вопросы физиологических особенностей детей: значение для развития, роста и умственных способностей ребёнка полезной пищи, физических упражнений, закалки; умение вести себя в природе, бережно к ней относится.
Проблема взаимоотношения человека и природы нашла свое отражение задолго до нашего века. Еще в XVII веке Я.А. Коменский обратил внимание на природосообразность всех вещей, т. е. на то, что все процессы в человеческом обществе протекают подобно процессам природы. Эту идею он развил в своем труде «Великая дидактика», где он выводил законы обучения и воспитания, исходя из законов природы. В книге отмечается, что образование человека происходит в раннем возрасте, ему легче привить какие-то полезные идеи, исправить недостатки и доказывается это принципом природосообразности. Рождающиеся существа таковы, что усваивают все легче и лучше в раннем возрасте. Воск легче лепится, если он горячий. Неровности ствола дерева можно исправить, если дерево маленькое. Я.А. Коменский говорил о том, что учебный материал должен изучаться постепенно, так как «природа не делает скачков, а идет вперед постепенно». В юном возрасте дается образование, затем оно углубляется с годами, так как «всякое формирование природа начинает с самого общего и кончает наиболее особенным» [6, с. 54]. То есть Я.А. Коменский вывел дидактические принципы, обосновывая их примерами природы.
Информация о работе Экологическое воспитание младших школьников на уроках "Я и Украина"