Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 05:29, дипломная работа
Цель исследования – теоретически разработать и экспериментально подтвердить методику экологического воспитания младших школьников в системе воспитательно-образовательного процесса начальной школы.
Задачи исследования – 1. Проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по теме исследования.
2. Раскрыть сущность понятия - экологическое воспитание.
3. Выявить место экологического воспитания младших школьников в системе воспитательно-образовательной работы начальной школы.
4. Разработать методические рекомендации для начальной школы, системы дополнительного образования по вопросам экологического воспитания школьников.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………..…………………..… 3
Глава 1. Теоретическое обоснование экологического воспитания младших школьников ………………………………..…………………………7
1.1. Философско-педагогические воззрения на экологическое воспитание …………………………………………………………………………7
1.2. Экологическое воспитание в социокультурной динамике ……………………………………………………………..…………...15
1.3. Экологические ценности общественного сознания…..….23
1.4 Принцип природосообразности: философско-педагогический смысл…………………………………………………………..25
1.5 Формирование экологической культуры и проблемы образования……………………………………………………………………….31
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ ……………………………..…………….35
Глава 2. Экспериментальная работа по экологическому воспитанию младших школьников ………………………………………..37
2.1. Диагностика экологической воспитанности младших школьников ……………………………………………………………………….37
2.2. Экологическое воспитание в детских рисунках ………...47
2.3. Методика экологического воспитания младших школьников ……………………………………………………………………….54
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ ……………………………………………65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………….……67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………72
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….76
В результате проведенного эксперимента были сделаны выводы:
а) проведенная работа способствовала развитию у школьников экологического сознания;
б)
в ходе данной работы ребята участвовали
в решении экологических проблем, на
доступном им уровне, это способствует
развитию самостоятельности, умению доказать
свое мнение.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анашкина, Е. Н. 300 вопросов и ответов о птицах / Е. Н. Анашкина.– Ярославль: Академия развития, 1998. – 240 с.
2. Бабакова, Т. А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками / Т. А. Бабакова. // Начальная школа. – 1993. - №9. – С.16 – 20.
3. Волкова, В. И. Экологическое образование через уроки природоведения / В. И. Волкова. // Начальная школа. – 1995. - №6. – С.53 – 55.
4. Гринева, Е. А. Задания экологического содержания / Е. А. Гринева. // Начальная школа. – 1993. - №9. – С.43 – 44.
5. Гусева, Н. Г. Задачи экологического характера / Н. Г. Гусева, Р. Е. Башилова, Н. В. Клюкин. // Начальная школа. – 1995. - №4. – С. 23 – 24.
6. Дежникова, Н. С. Экологическое воспитание в контексте социокультурной динамики / С. Н. Дежникова. // Педагогика. – 2002. - №10. – С.51 – 57
7. Дерябо, С. Д. Феномен субъектного восприятия природных объектов / С. Д. Дерябо. // Вопросы психологии. – 2002. - №1. – С. 45 – 49
8. Долгачева, В. С. Изучение комнатных растений с младшими школьниками в связи с экологизацией образования / В. С. Долгачева. // Начальная школа. – 1996. - №8. – С.44 – 47.
9. Ердакова, Л. Н. Экологическая сказка для первоклассников / Л. Н. Ердакова. // Начальная школа. – 1992. - №11-12. – С.19 – 22.
10. Ермаков, Д. С. Экологические проблемы в детских рисунках / Д. С. Ермаков. // Вопросы психологии. – 2003. - №1. – С. 12 – 17
11. Зятева, Л. А. Философско-педагогические воззрения отечественных ученых на проблему экологического воспитания / Л. А. Зятева // Педагогика. – 2002. - №7. – С. 32 – 40
12. Иванова, Т. В. Экологические ценности в общественном сознании / Т. В. Иванова // Вопросы психологии. – 1999. -№3. – С. 83 - 88
13. Игровая экология. – ЦЭИОК, 1994. – 102 с.
14. Исаева, Е. В. Роль наблюдений за животными и растениями при изучении родной природы младшими школьниками / Е. В. Исаева. // Начальная школа. – 1994. - №1. – С.38 – 42.
15. Кобылянский, В. А. Формирование экологической культуры и проблемы образования / В. А. Кобылянский // Педагогика. – 2001. - №1. – С. 32 – 41
16. Козьмин, О. Г. Начальная школа США на современном этапе. Экологическое образование как одно из направлений реформ 80 – 90-х гг. / О. Г. Козьмин . // Начальная школа. – 1993. - №9. – С.68 – 72.
17. Классному руководителю о воспитательной системе класса / Под ред. Е. Н. Степанова. – М.: Педагогический поиск, 2001. – 160 с.
18. Куприна, Н. Народные календарные праздники и обряды как средство экологического воспитания детей / Н. Куприна. // Воспитание школьников. – 2005. - №4. – С.30 – 35.
19. Лавриненко, В. Формирование экологической
культуры
20. Мельник, Э. Л. Интегрированные уроки при изучении природы / Э. Л. Мельник, Л. А. Исаева. // Начальная школа. – 1998. - №5. – С.74 – 79.
21. Мереминский, А. Фенологические и экологические рассказы-загадки / А. Мереминский. // Начальная школа. – 1992. - №4. – С.40 – 43.
22. Молодцова, З. В. Наблюдай и разгадывай тайны природы / З. В. Молодцова. – Новосибирск, 2000. – 77 с.
23. Николаева, С. Н. Начало экологической культуры: возможности ребенка, идущего в школу / С. Н. Николаева. // Начальная школа. – 1993. - №9. – С.6 – 11.
24. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей / С. Н. Николаева. – М.: Академия, 2002. – 336 с.
25. Павленко, Е. С. Экологическое образование
и воспитание младших школьников / Е. С.
Павленко. // Начальная школа. – 1998.
- №5. – С.78 – 80.
26. Плешаков, А. А. Изучение темы «Сохраним природу России» в новом курсе природоведения / А. А. Плешаков. // Начальная школа. – 1993. - №9. – С.24 – 30.
27. Подосенова, И. П. Задачи по математике на экологическую тему / И. П. Подосенова, Л. В. Соколова. // Начальная школа. – 1995. - №4. – С.24 – 29.
28. Постникова, Е. А. Экологическая направленность сельскохозяйственного труда в начальной школе / Е. А. Постникова. // Начальная школа. – 1993. - №9. – С.30 – 33.
29. Рыжова, Н. Новый прием экологического обучения / Н. Рыжова. // Начальная школа. – 1994. - №8. – С. 30 – 36.
30. Сайдакова, Л. А. Мир вокруг нас. Внеклассное занятие на экологическую тему / Л. А. Сайдакова. // Начальная школа. – 1993. - №9. – С.40 – 43.
31. Салеева, Л. П. Опыт экологического воспитания младших школьников / Л. П. Салеева. // Начальная школа. – 1991. - №4. – С.24 – 27.
32. Салеева, Л. П. О содержании экологического образования в начальной школе / Л. П. Салеева. // Начальная школа. – 1993. - №9. – С.4 – 6.
33. Седых, В. И. Формирование у младших школьников ответственного отношения к природе / В. И. Седых. // Начальная школа. – 1995. - №5. – С. 34 – 39.
34. Симонова, Л. П. Задания по экологии для младших школьников / Л. П. Симонова. // Начальная школа. – 1998. - №2. – С.42 – 50.
35. Симонова, Л. П. Этические беседы по экологии с младшими школьниками / Л. П. Симонова. // Начальная школа. – 1999. - №5. – С.45 – 50.
36. Тихонова, А. Е. Дидактические основы построения межпредметных заданий экологического содержания / А. Е Тихонова. // Начальная школа. – 1988. - №12. – С.38 – 41.
37. Тихонова, А. Е. Содержание экологических знаний и умений в 1 и 2 классах четырехлетней начальной школы / А. Е Тихонова. // Начальная школа. – 1993. - №9. – С.20 – 24.
38. Фомина, С.И. Экологическое воспитание младших школьников на основе средств народной педагогики / С.И Фомина. // Начальная школа. – 1993. - №9. – С.11 – 16.
39. Чаус, Б. Ю. Экологические сказки / Б. Ю.Чаус, З. А. Чаус. // Начальная школа. – 1993. - №9. – С.44 – 48.
40. Шимина, А. Н. Принцип природосообразности и его философско-педагогический смысл / А. Н. Шимина. // Педагогика. – 2001. - №1. – С.88 – 90
41. Шипунова, Т. Я. Экологическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста. Часть I. / Т. Я Шипунова.– Новосибирск, 1994. – 247 с.
42. Шипунова, Т. Я. Экологическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста. Часть II. / Т. Я Шипунова. – Новосибирск, 1997. – 278 с.
43. Южакова, Т. П. Воспитание любви к
природе на уроках изобразительного искусства
/ Т. П. Южакова. // Начальная школа. –
1996. - №5. – С.19 – 21.
Приложение
1
Определение
уровня экологической
воспитанности учащихся
Приложение
2
Детские
рисунки на экологическую
тему
Приложение
3
Фрагмент урока: «Рисование с натуры осенних листьев»
Приложение
4
Фенологические
и экологические
рассказы-загадки
Приложение
5
Ребусы,
загадки, кроссворды
Приложение
6
Задачи
экологического характера
Приложение
7
Задачи,
показывающие, как
человек может
помочь природе
Приложение
8
Задачи-смекалки,
логические задачи,
задачи-шутки
Приложение
9
Задания
по экологии для младших
школьников
Приложение
10
Урок
по трудовому обучению
по теме: « Приемы
сгибания и складывания
бумаги. Коллективная
работа-панно «Птицы
на кормушке»
Приложение
11
Методические
рекомендации по организации
опытно-экспериментальной
работы в начальной
школе
Приложение
12
Внеклассная
экологическая работа
Приложение
13
Этические беседы по экологии с младшими школьниками под названием
«В
гостях у природы»
Приложение
14
Творческие
работы детей
Информация о работе Экологическое воспитание младших школьников