Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 05:29, дипломная работа
Цель исследования – теоретически разработать и экспериментально подтвердить методику экологического воспитания младших школьников в системе воспитательно-образовательного процесса начальной школы.
Задачи исследования – 1. Проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по теме исследования.
2. Раскрыть сущность понятия - экологическое воспитание.
3. Выявить место экологического воспитания младших школьников в системе воспитательно-образовательной работы начальной школы.
4. Разработать методические рекомендации для начальной школы, системы дополнительного образования по вопросам экологического воспитания школьников.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………..…………………..… 3
Глава 1. Теоретическое обоснование экологического воспитания младших школьников ………………………………..…………………………7
1.1. Философско-педагогические воззрения на экологическое воспитание …………………………………………………………………………7
1.2. Экологическое воспитание в социокультурной динамике ……………………………………………………………..…………...15
1.3. Экологические ценности общественного сознания…..….23
1.4 Принцип природосообразности: философско-педагогический смысл…………………………………………………………..25
1.5 Формирование экологической культуры и проблемы образования……………………………………………………………………….31
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ ……………………………..…………….35
Глава 2. Экспериментальная работа по экологическому воспитанию младших школьников ………………………………………..37
2.1. Диагностика экологической воспитанности младших школьников ……………………………………………………………………….37
2.2. Экологическое воспитание в детских рисунках ………...47
2.3. Методика экологического воспитания младших школьников ……………………………………………………………………….54
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ ……………………………………………65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………….……67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………72
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….76
В связи с этим нам представляется чрезвычайно важным обращение к русским философско-педагогическим концепциям последней четверти XIX – начала XX столетия – периода стремительного развития отечественной научной мысли. Новый взгляд на личность и ее взаимоотношение с миром природы разработан в учениях представителей русской философии «космизма» В. С. Соловьева, Н. Ф. Федорова, К. Э. Циолковского и др. Человек впервые рассматривался ими не только как микрокосм мироздания. Взаимоотношения человека и природы, возникающие в результате целенаправленного воспитания личности, воспринимались как основа сохранения космического единства и гармонии.
Необычайно глубоко этические проблемы русского космизма представлены в работах В. С. Соловьева. Осмысливая характер взаимодействия человека и природы, философ использует понятие всеединства. Человека В. С. Соловьев считал частью природы, причем лучшей ее частью. Благодаря самосознанию человек получает возможность постичь цель действия космических начал и осмысленно принять участие в этом действии. Таким образом, личность становится «не только целью природного процесса, но и средством для обратного, более глубокого и полного воздействия на природу со стороны космического начала». Поэтому на нее возлагается ответственность за судьбу всего мира и природы как составной его части. Спасая природу от омертвления, человек спасает себя от нравственного распада, от смерти. Без нравственного отношения к природе не может быть гуманного отношения к человечеству. Путь к совершенствованию мироздания для В. С. Соловьева только один – совершенствование каждой личности с позиций гуманизма. Именно через принятие идеи всеединства человеческая личность обретает способность к счастливому и безопасному существованию в окружающем мире.
Человеческая личность и возможное осуществление ее нравственного предназначения входит в сферу интересов другого русского философа – Н. Ф. Федорова. Экологический параметр приобретал в его исследованиях глубокое философски-гуманистическое, человеческое измерение. Важнейшее условие спасения Вселенной от техногенной катастрофы он видел в спасении человека, поскольку считал человеческий род «той же природой, только пришедшей в сознание». Федоров пытался объединить судьбы человека и вселенского бытия, синтезировать антропологизм и космизм.
Взаимодействие с космосом, признание себя частью природы должно, по его мнению, привести к просветлению и самообновлению людей, сплочению всех землян в единую семью. Высшей целью является торжество жизни и человечности, нравственное восхождение каждой личности. Такова и общая направленность философии русского космизма.
Космическая устремленность Н. Ф. Федорова стала, по-видимому, одним из импульсов философских исканий К. Э. Циолковского. Он утверждал, что космос всегда живой, и каждый человек неразрывно связан с процессами, происходящими во Вселенной. Космическая этика, по его мнению, предполагает полное отсутствие страданий, поэтому истинную мораль можно извлечь только из естественных начал Вселенной, из ее общих законов. Главная задача человечества – сделать космическую этику убедительной и приемлемой для каждой личности. Среди разумных существ нравственность должна стать сутью жизни. К. Э. Циолковский мечтал о формировании «лучистого человечества», для которого свойственна забота о сохранении и развитии жизни, а все, что ведет к ее уничтожению, рассматривается как зло и является недопустимым.
Учение В. И. Вернадского проникнуто верой в человеческий разум, убежденностью, что человечество может разрешить экологические проблемы и достичь безопасного существования, ведущего к процветанию. Эта вера имеет целью не притупить чувство тревоги, но напротив, призвать к ответственности, к мобилизации воли каждой личности для необходимых совместных действий по сотворению безопасной, разумной и гармоничной среды обитания.
Целью
нового типа культуры – культуры будущего
должен стать процесс возвышения
природы, космоса, а через него –
человека. Основу совершенствования
мира должно составить нравственное
совершенствование отдельной
Идеи философского космизма следует рассматривать в качестве методологического основания исследования проблемы формирования качеств экологически безопасной личности подрастающих поколений.
Мысль о взаимовлиянии природы и человека, о необходимости учитывать эту связь при организации воспитательного процесса можно проследить и в результате анализа наследия педагогической мысли конца XIX – начала XX вв.
Будучи современником идей русского космизма, К. Н. Вентцель старался дать этим теориям педагогическую интерпретацию. В своих трудах он развивал мысль о единой целостной Вселенной, в которой происходит процесс творческой эволюции жизни, доказывая, что на первое место в общественном существовании должен выдвинуться культ свободной, творческой личности. В связи с этим, Считал К. Н. Вентцель, особая роль отводится воспитанию, так как ребенок в его понимании – «нежный росток», из которого при заботливом уходе и внимании сформируется самоценная, не допускающая насилия и жестокости личность.
Осознание воспитанником неразрывного единства своей жизни с окружающей средой (природной и социальной), с космосом – такова, по Вентцелю, задача воспитания.
Л.
Н, Толстой также приходит к мысли
о том, что человек включен
в окружающий мир, неразрывно связан
с ним, а мысль и деятельность
людей имеет космическое
В связи с этим Л. Н. Толстой проявлял постоянный интерес к душевной жизни человека и особенно растущей, развивающейся личности ребенка.
В
логике своих поисков духовного
совершенствования личности ребенка
Л. Н. Толстой обратился к
Восхищение красотой природы для Толстого неразрывно с осознанием ее незащищенности, стремлением уберечь, не допустить гибели этой хрупкой красоты. Сочувствие природе как прекрасному и, главное, живому проявлению мировой гармонии. Педагог категорически настаивал на необходимости развития таких качеств личности, как сопереживание и сочувствие, милосердие, незлобивость, доказывал, что нравственные вопросы и сомнения присущи природе каждого ребенка так же, как и потребность дышать. Уделять внимание этим вопросам – значит следовать стремлениям детской души.
Весьма актуальным для осмысления проблемы формирования у школьников качеств экологически безопасной личности является восприятие природы как источника саморазвития личности. Такой взгляд на природу и ее место в педагогическом процессе характерен для целого ряда педагогических концепций, развивающихся на рубеже XIX – XX вв. На «противоестественность» школ конца XIX в. Указывал А. П. Щапов. По его мнению, в них забывалось всякое живое естественное чувство природы, прерывалась умственная связь с ней, как результат, притуплялись и все человеческие чувства, что создавало серьезные барьеры для гармонического развития. За вражду с природой люди наказываются болезнями и страданиями, отсюда же происходят все существенные, коренные аномалии в жизни общества.
На сходных позициях стоял и В. П. Вахтеров, постоянно подчеркивавший исключительное значение природы в деле развития ребенка. Особую роль он отводил экскурсиям и урокам на открытом воздухе. Без них, считал он, преподавание превращается в скучное, бесполезное занятие, а зачастую становится тормозом развития.
В. П. Острогорский отмечал огромное влияние природной красоты на личностное развитие человека. Эстетические отношения, по его мнению, будь то отношения к самому себе, к природе, к людям, создают в человеке особый дух согласия с самим собой, единения с миром, постоянное стремление к духовной красоте, к служению общей пользе, к честному труду и борьбе со злом, с разрушением, - словом, то, что единственно только и составляет во все времена человеческое счастье.
Д. И. Менделеев, размышляя о ведущих направлениях русского просвещения, утверждал, что науки о природе способствуют развитию у школьников привычки осторожного, но опытного и уверенного суждения о способах согласования жизни с законами природы. Естествознание, по его мнению, дает «в руки изучающего те мирные орудия, при помощи которых постигаются силы природы и накапливаются новейшие запасы умственного богатства». Эта же мысль звучит и в размышлениях П. Д. Юркевича, доказывавшего, что подлинное развитие ребенка происходит только в том случае, когда ему представлена обширная возможность делать непосредственные наблюдения над явлениями природы и человеческой жизни. Особенно перспективны с позиций современной проблемы саморазвития как основы формирования экологически безопасной личности идеи В. Н. Сороки-Росинского. Основой саморазвития личности он считал так называемый энергетизм – теорию, утверждавшую, что человек живет не столько для того, чтобы воспринимать и познавать, сколько для того, чтобы творить и отдать обратно жизни все им взятое от нее. Школа, по его утверждению, должна не столько учить, сколько помогать учиться, и задача ее сводится не столько к обогащению ученика «многоразличными знаниями», в том числе о законах жизни природного мира, сколько к «выучке» школьника трудовым, научным и нравственно-культурным навыкам, к развитию у воспитанника способности к действию, к творческому выявлению своего «я».
В начале XX в. появляются работы, авторы которых рассматривали личностные качества, развивающиеся в результате восприятия ребенком природы, как основу формирования готовности к грамотному и обоюдополезному взаимодействию с ней. Так, Б. Е. райков отмечал, что планомерно организуемое общение детей с природой должно «развить у учащегося некоторую инициативность в деле познания жизни, неразрывно связанную с любознательностью; учащийся приобретает умения самостоятельно осознавать окружающие явления, строить научные выводы и систематизировать жизненные впечатления. За счет этого у учащихся формируется «способность самостоятельно и планомерно ориентироваться в живой природе и главнейших типах человеческого общежития».
Созвучны этому и мысли Д. Кайгородова. Только принимая и разделяя законы такого содружества, человек может действовать в природной среде, не создавая опасности как для ее, так и для своего собственного существования. Обобщая свои рассуждения, Кайгородов называет готовность ребенка к безопасному взаимодействию с природой «умением ведать целокупную природу».
Современные исследователи понимают готовность к безопасной экологической деятельности как качество, определяемое психологической установкой к совершению поступка, т.е. внутренним состоянием, которое обусловливает восприятие человеком дальнейшей ситуации. В этом отношении весьма интересной нам представляется мысль Г. Рукавишникова о воспитании «нравственного инстинкта», закладывающегося в процессе взаимодействия с природой. Выработка такого «инстинкта» побуждает ребенка поступать согласно нравственным требованиям.
Педагог отметил, что друзья природы, люди с высоко развитым нравственным инстинктом, оказываются врагами всякого насилия.
Под влиянием упомянутых педагогических воззрений, на рубеже XIX – XX вв. вышли в свет новые учебные пособия, предназначенные для изучения школьниками природы родного края, а также нацеливающие их на бережное отношение к ней, указывающие способы ненанесения ей вреда в процессе изучения.
Таким образом, констатируем, что в конце XIX – начале XX вв. в отечественной школе стал складываться прогрессивный опыт организации взаимодействия детей с природой и формирования бережного к ней отношения. Причем человек и природные явления воспринимались в русской педагогической и философской традиции как проявление единого начала, равноправные создания Творца.
Именно
такой подход становится все более
определяющим и в современном
экологическом образовании. Вот почему
философско-педагогическое наследие конца
XIX – начала XX вв. представляется столь
значительным для развития идеи формирования
экологически безопасной личности школьника.
1.2.
Экологическое воспитание
в социокультурной
динамике
Экологическое воспитание – относительно новое направление научного познания в педагогике. Оно востребовано изменением качества жизни людей и необходимостью обучить подрастающее поколение формам культурной коммуникации с окружающей средой, базирующимся на принципе согласования действий и поведения человека с состоянием природы.
Информация о работе Экологическое воспитание младших школьников