Экологическое воспитание младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 05:29, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – теоретически разработать и экспериментально подтвердить методику экологического воспитания младших школьников в системе воспитательно-образовательного процесса начальной школы.

Задачи исследования – 1. Проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по теме исследования.

2. Раскрыть сущность понятия - экологическое воспитание.

3. Выявить место экологического воспитания младших школьников в системе воспитательно-образовательной работы начальной школы.

4. Разработать методические рекомендации для начальной школы, системы дополнительного образования по вопросам экологического воспитания школьников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………..…………………..… 3

Глава 1. Теоретическое обоснование экологического воспитания младших школьников ………………………………..…………………………7

1.1. Философско-педагогические воззрения на экологическое воспитание …………………………………………………………………………7

1.2. Экологическое воспитание в социокультурной динамике ……………………………………………………………..…………...15

1.3. Экологические ценности общественного сознания…..….23

1.4 Принцип природосообразности: философско-педагогический смысл…………………………………………………………..25

1.5 Формирование экологической культуры и проблемы образования……………………………………………………………………….31

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ ……………………………..…………….35

Глава 2. Экспериментальная работа по экологическому воспитанию младших школьников ………………………………………..37

2.1. Диагностика экологической воспитанности младших школьников ……………………………………………………………………….37

2.2. Экологическое воспитание в детских рисунках ………...47

2.3. Методика экологического воспитания младших школьников ……………………………………………………………………….54

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ ……………………………………………65

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………….……67

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………72

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….76

Работа содержит 1 файл

дипомная работа.doc

— 472.50 Кб (Скачать)

   Во  всех возрастных группах больше доля работ, выполненных девочками (от 72,4% для 4 – 6 лет, до 50,7% для 7 – 8 лет, всего           65,0 %).

   Обобщенные  результаты анализа рисунков представлены в     таблице 2.

   Как видно из таблицы 2, доля работ, в  которых представлены естественные и искусственные объекты, а также  человек, практически не зависит от возраста и составляет в среднем 99,5, 49,1 и 22,1% соответственно. Таким образом, окружающая среда осознается, прежде всего, как естественная, природная среда. При этом само понятие «экология» (тема рисунков) отождествляется в основном с живой природой, менее вовлечены в сферу экологического сознания измененная в результате человеческой деятельности среда и сам человек.

                                                                                                Таблица 2

   Результаты  анализа рисунков

Возрастная  группа, лет 4-6 7-8 9-10 11-12 13-14 15-17
объекты естественные

искусственные

человек

100,0

48,0

23,5

100,0

49,3

23,4

99,1

48,9

18,2

100,0

47,0

15,3

98,0

49,0

24,5

100,0

52,3

27,7

отношение 0

+

-

5,1

18,4

18,4

4,9

17,6

23,4

5,8

15,1

29,3

0,5

12,1

39,1

3,1

23,1

43,1

 
       проблемы всего 31,6 32,7 38,2 53,5 56,0 63,1
в том  числе (% от всего количества проблем)
глобальные

региональные

местные

3,2

32,3

64,5

13,6

21,2

65,6

17,4

27,9

54,7

21,7

33,9

44,4

41,2

28,6

30,2

51,2

29,3

19,5

   решения Всего 15,3 13,2 20,4 23,7 32,0 24,6
в том  числе (% от всего количества решений)
глобальные

региональные

местные

0,0

6,7

93,3

3,7

14,8

81,5

21,7

32,6

45,7

31,4

25,5

43,1

54,6

18,8

26,6

68,7

18,8

12,5

 

   Анализ  отображения отношения человека к окружающей его среде свидетельствует о существенном росте с возрастом отрицательного отношения.

   Видно, что с возрастом «проблемность» рисунков возрастает. При этом доля глобальных проблем монотонно увеличивается, а местных снижается.

   Анализ  взаимосвязи «проблемности» рисунков с отображением объектов окружающей среды и их сочетаний, а также характера отношения человека к окружающей среде показывает (табл. 3), что экологические проблемы связываются в основном с негативными последствиями человеческой деятельности по преобразованию естественной природной среды в искусственную. В меньшей степени экологические проблемы осознаются во взаимодействии всех трех указанных компонентов, в последнюю очередь – как сугубо природные проблемы.

                                                                                                Таблица 3

   Характеристика  отображенных проблем

Возрастная  группа, лет 4-6 7-8 9-10 11-12 13-14 15-17
                      объекты естественные

естественные+ искусственные

естественные + человек

естественные + искусственные + человек

6,5

48,4 

3,2 
 

41,9

9,0

49,3 

4,5 
 

37,3

14,0

59,3 

3,5 
 

20,9

18,3

54,8 

3,5 
 

21,7

21,4

48,2 

8,9 
 

18,8

19,5

48,8 

7,3 
 

19,5

отношения +

-

+, -

38,7

51,6

6,5

23,9

62,7

7,5

17,4

68,6

4,7

16,5

67,8

8,7

14,3

68,8

8,9

14,6

63,6

19,5

 

   «Решенность»  экологических проблем (табл. 2) с  возрастом меняется немонотонно. При  этом доля «решенных» проблем от общего числа проблем представленных в  рисунках практически не зависит  от доли «проблемных» работ.

   Однако  анализ «решенности» выделенных типов проблем (глобальные, региональные, местные) показывает, что в различных возрастных группах она неодинакова. В общем, степень «решенности» проблем тем выше, чем выше их актуальность.

   Помимо  «решенности» проблем, отображенных в  рисунках, представляет интерес выявление предлагаемых способов решения. Как видно из табл.4, с возрастом монотонно увеличивается доля абстрактных решений, а доля поведенческих снижается. Абсолютное большинство решений глобальных проблем носят абстрактный характер, для местных проблем доля таких решений монотонно увеличивается с возрастом, для решений региональных проблем зависимость носит экстремальный характер с максимумом для абстрактных и минимумом для поведенческих решений.

                                                                                           
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                             Таблица 4

   Характеристика  предлагаемых решений

Возрастная  группа, лет 4-6 7-8 9-10 11-12 13-14 15-17
Проблемы  и характер решения всего абстрактный конкретный 20,0

80,0

51,9

48,1

73,9

26,1

78,4

21,6

81,3

18,7

81,3

18,7

в том  числе (% от решений соответствующих  проблем)
глобальные абстрактный  

конкретный

- 

-

100 

0,0

90,0 

10,0

87,5 

12,5

91,4 

8,6

90,9 

9,1

региональные абстрактный 

 конкретный 

100 

0,0

75,0 

25,0

86,7 

13,3

100 

0,0

83,3 

16,7

66,7 

33,3

местные абстрактный

 конкретный

21,4

78,6

45,5

54,5

57,1

42,9

59,1

40,9

58,8

41,2

100

0,0

 

      Таким образом, полученные результаты  свидетельствуют о том, что  экологические проблемы представляются  школьниками на рисунках как  негативные последствия человеческой  деятельности. С возрастом увеличивается  доля «проблемных» работ (при  этом актуальность местных проблем снижается, глобальных – возрастает) и усиливается абстрактный характер решений.

   Можно полагать, что по мере взросления развитие абстрактно-теоретического мышления приводит к «вытеснению» местных проблем, доступных наглядно-практическому  освоению, из актуальной сферы экологического сознания. При этом экологические проблемы и их решения все в большей степени связываются с научными понятиями, нежели с реальными жизненными ситуациями.

   Очевидно, что выделение себя из среды в  процессе социализации, снижение доминантного отношения к природе при отсутствии («забывании») способов эмпирического решения проблем препятствует активному участию школьников в практическом улучшении окружающей среды. В связи с этим экологическое образование должно способствовать лучшему видению местных экологических проблем, а также предоставлять учащимся возможность практического освоения способов их выявления и решения.

     Остановимся подробнее на уроках  изобразительного искусства.

   Уроки изобразительного искусства – одна из форм познания ребенком окружающего мира природы. Дети рисуют то, что видят вокруг себя, и то, что чувствуют. Эта фиксация явлений природы и своих чувств помогает глубже проникнуть в тайны природы, увидеть её красоту, осмыслить взаимосвязь и взаимозависимость окружающей действительности.

   Процесс творчества приносит учащимся радость, душевное равновесие. Младшие школьники  могут « жить» в рисунке, «  петь» в нем, « двигаться», «  танцевать». Все это происходит у  них по настоящему. Дети рисуют свободно, не боясь красок и размера листа, выражая в рисунке свои впечатления, свой внутренний мир.

   Правильно построенные уроки изобразительного искусства способствуют глубокому  формированию чувства любви к  природе.

   Для создания эмоционального настроения учащихся на уроке мы использовали загадки, стихотворения, фотовыставки, прослушивание пластинок, связывая с темой занятия. Приведем фрагмент урока «Рисование с натуры осенних листьев» (см. Приложение 3).

   Таким образом, с помощью различных  средств (живое слово учителя, чтение стихотворений, рассматривание произведений живописи, слушание музыки) учитель развивает у детей чувство прекрасного и чувство любви к природе. 
 
 

   2.3. Методика экологического воспитания младших школьников 
 
 

   Предотвращение  экологической катастрофы зависит от сформированности экологического сознания людей. Поэтому вопросы экологического воспитания в современных условиях должны быть в центре внимания школы.

      В развитии ответственного отношения  к природе, формировании нравственной  мотивации ребенка важное значение имеет процесс обучения. Реальные возможности для решения задач экологического образования в начальных классах имеет как самостоятельный учебный предмет «Природоведение», так и все другие предметы. Первостепенное место занимают вопросы формирования эмоционально-нравственного отношения младшего школьника к природе, развитие эстетических мотивов ее восприятия.

   Пред  нами должна стоять точная цель: воспитать  высокую экологическую культуру школьника. Для этого необходимо формировать экологическое мировоззрение, экологическое сознание. Следует находить более совершенные формы и методы экологического воспитания, используя, в том числе и игровые методы обучения.

   С этой целью нами разработаны фенологические и экологические рассказы-згадки. Фенологический рассказ приурочен к какому-то определенному сезону или даже месяцу года. В него намеренно включено 8  - 12 фенологических ошибок. Задача детей – найти эти ошибки во время чтения учителем рассказа. Мало отметить ошибки, надо еще, чтобы ученики объяснили, почему так не бывает. Кроме того, в некоторых рассказах упоминаются виды растений и животных, занесенных в Красную книгу. Ученики должны отметить их. Экологические рассказы посвящены поведению ребят в природе. Учащиеся с большим интересом участвуют в этих уроках-играх. За 40 минут они узнают много нового о жизни животных и растений, растет их уровень экологической культуры. Учителя могут модифицировать методику работы с предлагаемыми рассказами (см. Приложение 4). Можно, например, предлагать эти рассказы в письменном виде, организовать индивидуальную и групповую работу. Аналогичные рассказы загадки учителя могут писать сами. Предлагаемые рассказы-загадки – только одно из направлений экологического образования и воспитания школьников.

   Математика  создает условия для развития умения давать количественную оценку состояния природных объектов и явлений, положительных и отрицательных   последствий деятельности человека в природном и социальном окружении. Текстовые задачи имеют возможность для раскрытия вопросов о среде обитания, заботы о ней, рациональном природопользовании, восстановлении и приумножении ее природных богатств.

Информация о работе Экологическое воспитание младших школьников