Сотрудничество педагога и родителей в экологическом воспитании младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 14:54, творческая работа

Описание работы

Цель проекта: создать условия взаимодействия педагогов, учащихся и родителей в экологическом воспитании младшего школьника.
Задачи:
1. Создать психолого-педагогические условия для организации экологического воспитания.
2. Организация предметно-развивающей среды в условиях экологического воспитания.
3. Выявить эффективность партнерства педагога и родителей в экологическом воспитании младших школьников

Содержание

Введение……………………………………………………………….……….3
1. Теоретическое обоснование способа решения проблемы…………….…7
2. Технологическое описание способа решения данной проблемы……….8
3. Резюме …………………………………………………………………….11
4. список литературы для родителей…………………………………..…16
5. Используемая литература…………………………...……………………29

Работа содержит 1 файл

СОТРУДНИЧЕСТВО ПЕДАГОГА И РОДИТЕЛЕЙ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.doc

— 124.50 Кб (Скачать)


 

 

 

 

ПРОЕКТ

по дисциплине «Психолого-педагогические теории и технологии начального образования»

 

 

СОТРУДНИЧЕСТВО ПЕДАГОГА И РОДИТЕЛЕЙ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

 

 

 

Выполнила:

студентка 4 курса дневного отделения

 

 

Проверила:

кандидат педагогических наук, доцент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

 

Введение……………………………………………………………….……….3

1.      Теоретическое обоснование способа решения проблемы…………….…7

2.      Технологическое описание способа решения данной проблемы……….8

3.      Резюме …………………………………………………………………….11

4.      список литературы для родителей…………………………………..…16

5.      Используемая литература…………………………...……………………29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность. Глобальные проблемы современности, несущие угрозу жизни и человеческой цивилизации, вызвали необходимость экологического образования, призванного реализовать идеи становящегося экологически информационного общества. Поиск путей гармонического взаимодействия общества и природы приводит к интенсивному процессу экологизации общей культуры человечества, и как следствие, - к формированию теории и практики экологического образования.

На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого - тотальная экологическая безответственность. В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому воспитанию в современной школе уже с первых лет воспитания детей.

Актуальность взаимодействия общества и природной среды выдвинула школой задачу формирования у детей ответственного отношения к природе. Педагоги и родители осознают важность обучения школьников правилам поведения в природе. И чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию учащихся, тем большим будет ее педагогическая результативность. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды учебной и внеклассной деятельности детей.

Детям младшего школьного возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе. Все учебные предметы начальной школы призваны вносить свой вклад в формирование экологической ответственности детей.

Сотрудничество педагога и родителей в экологическом воспитании детей необходимо. Проблемой сотрудничества педагога и родителей занимались такие ученые как: Амонашвили Ш.А., Бабанский Ю.К. Дереклеева Н.И., Ельницкий К.В., Крупская Н.К., Степанова Е.Н.

Формирование нравственно-эстетических и ценностных ориентаций ребенка происходит, в большей степени, на основе положительного примера в повседневной жизни. Родители и учитель должны в связи с этим сами понимать суть экологических проблем и причин их возникновения, вовлекать детей в совместную природосозидательную деятельность.

     Особое внимание к проблемам экологического образования младших школьников можно объяснить двумя основными причинами: необходимостью рассматривать экологическое воспитание как непрерывный и систематический процесс в течение всего периода обучения и актуальностью формирования элементарной экологической культуры в наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребенка с природой.

    Интересно, что глобальные экологические проблемы всего мира детям лучше известны, чем проблемы, охватившие их местность. Они намного больше знают о том, что происходит в джунглях Амазонки или в глубинах Мирового океана, чем о том, что ждет их за порогом собственного дома. В какой-то степени это объясняется отсутствием доступных изданий краеведческой литературы, кино- и видеофильмов. Этот вакуум приходится заполнять собственными усилиями. Ведь без элементарных понятий и представлений об экологических проблемах своего края, о его климате, реках и озерах, полях, лугах, лесах невозможно полноценное усвоение экологических знаний.

     Отсюда задача учителя — познакомить учащихся с экологическими проблемами родного края, с особенностями его природы по принципу от близкого — к далекому, от родного порога — к другим странам.

     Воспитание у учащихся экологической культуры не может быть целостным и всеобъемлющим без участия семьи, представителей старшего поколения, являющихся живой энциклопедией природы родного края. Им есть что рассказать своим детям, внукам, порой вызвать удивление и сожаление.

     Цель экологического образования в семье - формирование такого отношения к окружающему миру, которое обеспечивает осознанное стремление к овладению знаниями, умениями и навыками, необходимыми для личного участия каждого члена семьи в решении и предупреждении экологических проблем, уменьшении антропогенного воздействия на окружающую среду; формирование основ понимания единства и взаимосвязи человека и окружающего мира; воспитание принципов взаимодействия с окружающим миром.

     Направления экологического образования в семье:

- обучение детей навыкам бережного отношения к собственному жилью, домашним и сельскохозяйственным животным, комнатным растениям;

- обучение детей бережному использованию воды, электроэнергии, продуктов питания;

- формирование у членов семьи культуры потребления и понимания - необходимости вторичного использования бытовых отходов; осознание связи между каждодневным поведением человека и состоянием окружающей среды, качеством жизни семьи, включая здоровье и благополучие ее членов и других людей;

- организация просветительской деятельности среди детей и их родителей в неформальных объединениях при учреждениях и домоуправлениях.

Цель проекта: создать условия взаимодействия педагогов, учащихся и родителей в экологическом воспитании младшего школьника.

Задачи:

1. Создать психолого-педагогические условия для организации экологического  воспитания.

2. Организация предметно-развивающей среды в условиях экологического воспитания.

3. Выявить эффективность партнерства педагога и родителей в экологическом воспитании младших школьников

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теоретическое обоснование проблемы

 

 

     Человек стоит на самой высокой ступени развития жизни на земле, однако это еще не означает, что вся природа принадлежит ему, как он надменно воображает. Человек принадлежит природе. Он должен это понять, научиться рационально использовать ее богатства и беречь ее несравненную красоту.

Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в младшем школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными. Постановка цели и задач экологического воспитания позволила определить содержание воспитательного процесса. Выделены основные этапы сущности процесса воспитания, тенденции и формы экологического воспитания. Для каждой формы выделены основные критерии эффективности: массовость, стабильность, умение применять экологические знания. Показателями воспитанной личности служат: экологические знания, умения, практические результаты, которые выражаются в выполнении учащимися общественно-полезной работы по охране природы. Наиболее популярными средствами обучения экологии являются экскурсии. Они позволяют выявить природные связи и основные этапы изучения природы.

 

 

 

 

 

Технологическое описание способа решения данной проблемы

 

Программа сотрудничества «Школа – ученик – семья»

 

Пояснительная записка

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики экологического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству  умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой  личности.

Возникает противоречие между объективной необходимостью в осуществлении партнерства педагога и родителей в процессе экологического воспитания младших школьников и отсутствием в образовательной практике соответствующих педагогических условий.

Цель: Укрепление связи между семьей  и школой; организация взаимодействия родителей и педагога на основе взаимопонимания и взаимопомощи в экологическом воспитании ребенка. 

Задачи:

1.      Привлекать родителей к организации экологического развития ребенка.

2.      Помочь родителям при решении актуальных проблем в экологическом воспитании.

3.      Понимание младшим школьником ценностей природы;

4.      Развитие у детей положительного отношения к природе.

5.      Выявить эффективность партнерства педагога и родителей в экологическом воспитании младших школьников

 

Формы работы:
1. Создание родительского лектория.
2. Индивидуальные консультации.
3. Посещения на дому.
4. Совместная организация и проведение внеклассных мероприятий.
5. Совместное создание групп по интересам.
6. Организация экскурсий.
Ожидаемый результат:
- Повышение уровня экологической культуры младшего школьника.

- Формирование взаимоотношений между педагогом и родителями в экологическом воспитании младшего школьника.

- Создание условий для развития экологической культуры  младших школьников через различные виды деятельности.

 

План по взаимодействию родителей и детей в экологическом воспитании

 

Задачи: 1. обсудить с родителями проблему формирования экологической культуры ребенка.

2. привлечь родителей во внеклассную и учебную деятельность в развитии экологической культуры учащихся.

 

 

Тематическое планирование на полугодие

тематика

Форма проведения

Ожидаемый результат

1

«экологическое воспитание в семье»

лекция

Установления единой педагогической позиции семьи и школы в экологическом воспитании ребенка.

 

2

«Зеленая планета»

Классный час

Развитие экологических норм и ценностей детей и родителей

3

«Красота спасет мир».

 

Беседа - игра

Привитие любви к окружающей среде у детей. Понимание о ее сохранности.

4

«Ребенок и природа»

 

тренинг

сформировать (воспитать) чувства бережного отношения к природе

5

     "Воспитание у ребенка любви к окружающему миру"

 

Семинар-практикум

привить начальные экологические навыки и умения - поведенческие, познавательные, преобразовательные,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Резюме:

 

  Реализация данной  программы сотрудничества «Школа – ученик – семья» может привести к эффективному взаимодействию педагога и родителей в экологическом воспитании младшего школьника, это должно носить характер встречного движения, совпадающего как по своей направленности и целевым установкам, так и по формам и методам реализации.

Также психолого-педагогическое просвещение родителей с помощью рекомендаций, тренингов, семинаров по данной проблеме. После реализации данного проекта родители приобретут знания об экологических проблемах, как можно взаимодействовать с учителем и детьми для решения проблемы.

Трудности, возникшие в ходе изучения данной темы:

1.      поиск методик работы с родителями по проблеме проекта;

2.      использование традиционных форм обучения и взаимодействия с родителями.

 

Трудности в реализации данного проекта, которые могли бы возникнуть и пути их преодоления:

1. Не понимание родителями проблемы. Пути преодоления: объяснить родителям насколько актуальна проблема экологического воспитания детей и как важно сотрудничество родителей и учителя.

2. Пассивность родителей. Нужно помочь организовать родителям совместную деятельность с детьми.

 

Новые проблемы, возникшие в ходе рассмотрения данного проекта:

- Взаимодействие педагогов, родителей и детей по предотвращению загрязнения окружающей среды.

- Совместная работа педагогов, родителей и детей по сохранению редких видов животных.

 

 

 

Примерная тематика бесед и консультаций с родителями по экологическому воспитанию

1. Не причиняя вреда природе. (Обговорить правила поведения в природе.)

 

2. Пусть цветут травы! (Познакомить с травянистыми растениями, рассказать об их пользе, о том, как их беречь.)

 

3. Поклонись   ягодке. (Поговорить   о ягодах ,   рассказать,   какие знания можно дать детям, правила сбора ягод, их охрана.)

 

4. Крылатые доктора. (Познакомить с птицами, за которыми можно проводить наблюдения; на что обращать внимание, какую помощь можем оказать им зимой; каким кормом можно кормить.)

Информация о работе Сотрудничество педагога и родителей в экологическом воспитании младших школьников