Межличностные отношения дошкольников

Автор: Елена Коротких, 03 Сентября 2010 в 09:38, курсовая работа

Описание работы

Детство представляет собой особый период, сущностью которого является процесс взросления ребёнка, вхождения его в социальный мир взрослых, что предусматривает приобретение свойств и качеств зрелой личности. Характеризуется максимальной ролевой идентификацией ребёнка с взрослыми и сверстниками, стремлением соответствовать образцам адекватного поведения, чтобы быть принятым в обществе и чувствовать себя достаточно компетентным и уверенным в общении.

Содержание

Введение 3
Глава I. Межличностные отношения дошкольников
1.1. Понятие межличностных отношений 5
1.2. Психологическая характеристика проблемных форм межличностных отношений дошкольников 8
1.3. Методы изучения межличностных отношений 11
Вывод 15
Глава ІІ. Исследование межличностного общения детей 6-7 лет
1. Организация и методы исследования 18
2. Результаты исследования
Заключение
Библиографический список
Приложения

Работа содержит 1 файл

Копия курс.doc

— 310.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Федеральное государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«Сибирский  федеральный университет» 

Лесосибирский педагогический институт – 

Филиал  Федерального государственного образовательного учреждения

Высшего профессионального образования

«Сибирский  федеральный университет» 

ФАКУЛЬТЕТ Педагогики и психологии (заочная  форма обучения)

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «Дошкольная педагогика и психология» 
 

Кафедра психологии развития личности 
 

Межличностные отношения дошкольников 
 

Курсовая  работа 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                   Исполнитель:

                   студент 3 курса ДПиП 

                   Научный руководитель:

                   кандидат  психологических наук,

                   старший преподаватель 
               
               

Лесосибирск 2008

Содержание 
 

      Введение                                                                                                         3                                                                                                                                   

      Глава I.  Межличностные отношения дошкольников                                                                                                                           

      1.1. Понятие межличностных отношений                                                  5

      1.2. Психологическая характеристика  проблемных форм межличностных отношений дошкольников                                                      8

      1.3. Методы изучения межличностных  отношений                              11                

        Вывод                                                                                                        15

      Глава ІІ. Исследование межличностного общения детей 6-7 лет

    1. Организация и методы исследования                                           18
    2. Результаты исследования                                                               

      Заключение                                                                                                 

      Библиографический список                                                                       

      Приложения                                                                                                  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение

      Детство представляет собой особый период, сущностью которого является процесс взросления ребёнка, вхождения его в социальный мир взрослых, что предусматривает приобретение свойств и качеств зрелой личности. Характеризуется максимальной ролевой идентификацией ребёнка с взрослыми и сверстниками, стремлением соответствовать образцам адекватного поведения, чтобы быть принятым в обществе и чувствовать себя достаточно компетентным и уверенным в общении.

      Детское общество оказывает многогранное влияние  на психическое развитие ребенка. Становление  личности дошкольника будет полноценным  лишь при условии благополучия эмоционально-психологического климата группы, когда каждому  его члену «легко дышится « в ней.

      В реальной жизни, однако, выявляются дошкольники, которые непопулярны среди сверстников. У них, как правило, отсутствуют  избирательные контакты, узок круг общения, они не являются членами  устойчивых игровых объединений, а  их личностные качества низко оцениваются.

      Причины, побудившие к проведению исследования способов воздействия по предупреждению проблемных межличностных отношений  у детей дошкольного возраста, серьёзны и актуальны, так как  развитие социальной компетентности является фундаментом для дальнейшего становления личности ребёнка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, поведение и самочувствие среди людей.

      Несформированность  способности к общению в детстве, негативно влияет на дальнейшую социализацию взрослого человека. Но именно на этом этапе есть возможность преодолеть различные деформации в межличностных отношениях.  

      Цель  курсовой работы: исследовать межличностные отношения дошкольников.

      Объект  исследования: межличностные отношения как психологический феномен.

      Предмет исследования: межличностные отношения детей старшего дошкольного возраста

      В соответствии с проблемой, целью, предметом  и объектом исследования были определены основные задачи исследования:

  1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой теме.
  2. Подобрать методики для исследования межличностных отношений старших дошкольников.
  3. Осуществить констатирующий эксперимент.
  4. Проанализировать полученные данные.
  5. Оформить курсовую работу.

      Методы  для решения задач исследования и проверки гипотезы использовались:

  1. Анализ литературы;
  2. Констатирующий эксперимент;
  3. Социометрический метод  (методика «Секрет»);
  4. Качественный и количественный анализ.

      Практическая  значимость курсовой работы состоит  в том, что систематизирован материал по проблемам межличностных отношений дошкольников. Получены экспериментальные данные о межличностных отношениях дошкольного возраста, позволяющие организовывать дальнейшую коррекционную работу с дошкольниками

      Структура работы: работа состоит из введения (2 стр.),  двух глав (),выводов, приложений: таблицы протоколы обследования детей, диагностический материал, конспекты занятий, консультации, фотоматериал. 

      Глава I. Межличностные отношения дошкольников                                                                                                                           

    1. Понятие межличностных отношений   

      Одной из сторон межличностного общения является его содержательная наполненность, интенсивность, длительность. Понятие  «межличностные отношения» призвано внести новый смысл и дополнительные оттенки в описание, и объяснение  процесса непосредственного взаимодействия между людьми, претендуя тем самым на свое особое место в словаре терминов теории межличностного общения.

      Уточним смысловое сочетание словосочетания «межличностные отношения», обратившись к составляющим его терминам.

      Само  слово «отношение» в русском  языке является отглагольным существительным (от глагола «относить»), смысл которого означает, что кто-то кому-то что-то относит. Но специфика  этого действия заключается в том, что относится не вещь или предмет, а нечто идеальное, что может жить только в сознании субъекта (представление, оценка, чувство, мысль и т.д.) [Смирнова, с.61]. в соответствии с этим говорить об «отношении» значить иметь в виду субъективную связь, которая устанавливается между индивидом и каким-то внешним объектом (предметом, человеком, событием) и проявляется в его эмоциональных реакциях, категоризации данного объекта, определенном шаблоне действий [ , с. 194].

      Данный  смысл закреплен в классическом определении отношений личности, которое принадлежит В.Н. Мясищеву: отношения - целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личностей с разными сторонами объективной действительности, включающая три взаимосвязанных компонента: отношение человека к людям, к себе, к предметам внешнего мира.

        Термин «межличностные» указывает  не только на то, что объектом  отношения выступает другой человек,  но и на взаимную направленность  отношений.

      Таким образом, межличностные отношения – система установок, ориентаций и ожиданий членов группы относительно друг друга, обусловленных содержанием и организацией совместной деятельности и ценностями, на которых основывается общение людей [ словарь петровского, с. 176].

      Понятие «межличностные отношения» акцентирует внимание на эмоционально-чувственном аспекте взаимодействия между людьми и вводит фактор времени в анализ общения, поскольку только при условии постоянной межличностной связи путем непрерывного обмена личностно значимой информацией возникают интимная зависимость вступивших в контакт людей друг от друга и взаимная ответственность за сохранение сложившихся отношений.

      При проведении анализа проблем межличностных отношений обратим внимание на следующие моменты.

      Анализ  межличностных отношений – это обращение не к случайным кратковременным ситуативным контактам между людьми, а к относительно устойчивым длительным взаимоотношениям (для их анализа, в общем, даже не важно, соприсутствуют ли партнеры в данной ситуации).

      Долгосрочный характер личных взаимоотношений предполагает рассмотрение фактора времени в качестве их базовой характеристики. Динамика отношений, их переход от одной стадии к другой, сопровождающейся драматическими изменениями чувств и эмоции, неопределенностью, переговорами и т.п., все это принципиальные вопросы теории межличностных отношений.

      Единица анализа межличностных  отношений – это чувство выступающее как устойчивое эмоциональное отношение одного человека к другому. Рассмотреть содержание эмоций и чувств становится возможным именно в рамках изучения межличностных отношений.

      Ядро  отношений составляют сознательные усилия партнеров, направленные на то, чтобы сделать свои чувства понятными или, напротив, скрыть их; чтобы достичь согласия относительно того, кем они хотят быть друг для друга.

      Таким образом, межличностные отношения можно определить как взаимные ориентации, которые развиваются и кристаллизируются у индивидов, находящихся в длительном контакте.

      К структурным параметрам, задающим содержание отношений, как правило, относят следующие:

      1) дистанция, или степень психологической  близости партнеров, близкая, далекая;

      2) оценка отношений, позитивная, негативная, противоречивая, безразличная;

      З) позиция партнеров доминирование, зависимость, равенство;

      4) степень знакомства отношения поверхностного знакомства, приятельские, товарищеские, дружеские, любовные, супружеские, родственные.

      У каждого человека в системе отношений  своя межличностная роль, которая  налагает на него особые права и обязанности. Так, в ситуации сотрудничества это коллега, партнер, клиент, поклонник, объект любви и т. д.; в ситуации конкуренции соперник, враг, заговорщик, союзник и т. д.; в ситуации неравного распределения власти лидер, герой, последователь, человек из толпы и т. д. Большинству межличностных ролей не обучают специально. Каждый человек развивает свой собственный тип обращения с партнером, приспосабливаясь к требованиям тех, с кем он вступает в контакт. Индивидуальные особенности проявляются в стиле исполнения роли, также в том, что делает человек, когда ситуация недостаточно определена и он имеет некоторую свободу выбора. В то же время, благодаря наличию устойчивых параметров межличностных отношений, можно говорить о типичных межличностных ролях, о системе шаблонов понимания, координации и согласования поведения людей составляющих пару.

Информация о работе Межличностные отношения дошкольников